3
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОТ ПАРАДИГМЫ
КОНФЛИКТА — К ПАРАДИГМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ1
А.Г. АСМОЛОВ
В статье впервые раскрываются методология и
история проекта организации практической психологии образования в России.
Выделяются три взаимодополняющих направления развития этой системы: психология
как социальная практика образования, психология как методология конструирования
вариативного образования; психология как идеология консолидации общества.
Показано, что практическая психология образования изменила социальный статус
психологической профессии в обществе и государстве. Обосновывается
необходимость разработки парадигмы толерантности и социального доверия,
реализуемой в федеральной целевой программе Правительства РФ «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском
обществе».
Ключевые слова: практическая психология, вариативное
образование, личность, деятельность, конфликт, доверие, толерантность.
1 В основу статьи положен пленарный доклад, прочитанный
автором на III Всероссийском съезде практических психологов образования 24 мая
2003 г.