105
«ПАРАЛЛЕЛОГРАММ» А.Н. ЛЕОНТЬЕВА,
«ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН» Л.С. ВЫГОТСКОГО И ТРАДИЦИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
П.А. МЯСОЕД
Показывается
несостоятельность попыток опровергнуть результат А.Н. Леонтьева, известный как
«параллелограмм развития запоминания». Поскольку гипотеза Л.С. Выготского и
А.Н. Леонтьева о «вращивании» не получает прямого подтверждения (в том числе в
исследовании автора статьи), проводится разграничение понятий «параллелограмм
развития запоминания» и «принцип параллелограмма». Последний характеризуется
как иноформа «основного генетического закона культурного развития» Л.С.
Выготского и «болевая точка» культурно-исторической теории. Утверждается, что
хотя А.Н. Леонтьев и преобразовывает идеи Л.С. Выготского, воплотившиеся в
законе, сам закон в его сущностном выражении (от «внешнего», через
интериоризацию, к «внутреннему») остается незыблемым на протяжении его
творчества. Лейтмотив статьи: от «принципа параллелограмма»
к
теории деятельности.
Ключевые слова: А.Н. Леонтьев, параллелограмм развития запоминания, опосредствование,
принцип параллелограмма, генетический закон, школа Л.С. Выготского, теория
деятельности А.Н. Леонтьева.