3
К 100-ЛЕТИЮ СО
ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА
1903–1979
(Фото из
архива В.Г. Щур)
5 февраля 2003 г.
психологическая общественность отметила столетие со дня рождения Алексея
Николаевича Леонтьева, который в течение нескольких десятилетий ушедшего века определял
лицо отечественной психологии. А.Н. Леонтьев занял достойное место в плеяде
выдающихся российских психологов XX в., чье столетие мы уже отметили (А.Р.
Лурия, П.Я. Гальперин) или будем отмечать в ближайшее время.
А.Н. Леонтьев останется в
истории психологии прежде всего как автор оригинальной психологической теории
деятельности.
4
Именно с нею ассоциируется имя Алексея Николаевича и
в глазах мирового психологического сообщества. Однако его труды были посвящены
и другим фундаментальным психологическим проблемам, среди которых — психология
памяти, проблемы развития психики, отражения (гипотеза уподобления), сознания,
психология личности, психологические проблемы обучения и др. А.Н. Леонтьев был
не только сильным теоретиком, но и блестящим экспериментатором, которому
удалось осуществить ряд интереснейших экспериментальных замыслов (например,
исследование генезиса чувствительности, развитие звуковысотного слуха и др.).
Талант А.Н. Леонтьева
проявился на поприще не только разработки новых научных идей, но и
организационно-административной
деятельности. В 1966 г. благодаря усилиям А.Н. Леонтьева в МГУ им. М.В.
Ломоносова был создан факультет психологии, деканом которого он оставался
вплоть до своей кончины. Он заложил такие традиции обучения студентов, которые
и по сей день отличают выпускника именно этого факультета; эти традиции
заключаются в особой философско-методологической закваске получаемых знаний.
Алексей Николаевич активно вовлекал в научную деятельность способных студентов
и молодых ученых. Он с энтузиазмом отнесся к идее проведения так называемых
летних психологических школ, которые стали ежегодно проводиться у Черного моря.
Там в неформальной обстановке лучшие студенты факультета психологии МГУ слушали
лекции преподавателей и страстно обсуждали
животрепещущие психологические проблемы. Стать дипломником, аспирантом Алексея
Николаевича было особым знаком отличия — такова была сила его личности. Среди
непосредственных учеников А.Н. Леонтьева немало тех, чьи имена теперь широко
известны. Их труды внесли большой вклад в
развитие деятельностного подхода. Так постепенно формировалась научная школа Леонтьева.
В
предлагаемой вниманию читателей юбилейной подборке есть и впервые публикуемые
материалы из архива А.Н. Леонтьева, и расшифрованные записи бесед с ним, и
разные по направленности статьи других авторов; одни из них раскрывают вклад
А.Н. Леонтьева в ту или иную область психологической науки, другие развивают
его идеи, третьи полемизируют с ним.