89
ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЕЛЕМ
П.А. МЯСОЕД
Представлена методика быстрой оценки уровня интеллектуального развития младших школьников с привлечением учителя в качестве эксперта. Характеризуются измерительные шкалы и способ их стандартизации путем перевода относительных оценок в станайны. Приводятся данные проверки методики на надежность и валидность, свидетельствующие о ее готовности к использованию в сфере традиционного применения интеллектуальных тестов. Обсуждаются теоретические следствия, вытекающие из полученных результатов: а) возможность использования "образа ребенка", носителем которого является учитель, в качестве средства психодиагностики; б) нетождественность понятий "субъективность" и "адекватность" оценок учителя; в) снятие противопоставления естественно-научной и гуманитарной парадигм в экспериментальной психологии на основе принципа дополнительности.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие школьника, тестирование интеллекта, оценка учителя.