106
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В ТРУДАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО И
П.Я. ГАЛЬПЕРИНА
М.А. СТЕПАНОВА
Анализируется понимание Л.С. Выготским и П.Я.
Гальпериным принципиальной проблемы психологии — соотношения обучения и
умственного развития. Проведенное историко-теоретическое исследование позволяет
сделать вывод о том, что и Л.С. Выготский, и П.Я. Гальперин разрабатывали эту
проблему с одних и тех же методологических позиций, но рассматривали разные ее
аспекты. Для Л.С. Выготского главным вопросом было чему учить, и он показал,
что подлинное обучение забегает вперед развития. П.Я. Гальперин сосредоточил
внимание на проблеме чему и как учить и пришел к выводу о зависимости
умственного развития ребенка от типов учения.
Ключевые слова: культурно-историческая
теория, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, обучение,
развитие, зона ближайшего развития, типы учения.