Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии".  Заглавная страница сайта... 

57

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ  СООБЩЕНИЯ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВ ВОЗМОЖНОГО БУДУЩЕГО

 

Д.А. ЛЕОНТЬЕВ, Е.В. ШЕЛОБАНОВА

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 98-06-08186.

 

В статье описано исследование факторов, влияющих на способность делать разумный и полноценный выбор профессии после окончания средней школы. В работе ставилась также задача найти способы формировать эту способность. Авторы сочли важной для полноценного профессионального самоопределения способность представлять спектр возможных следствий, вытекающих из разных выборов. 60 испытуемых-старшеклассников, назвавших свой профессиональный выбор, описали свою жизнь после этого выбора. Затем они были разделены на контрольную и экспериментальную группы, уравненные по полу, возрасту, размерам и глубине описаний будущего. Экспериментальная группа прошла сессию интерактивной работы с компьютерной программой LifeLine® (А.А. Кроник и другие), позволяющей выстроить субъективную картину своего жизненного пути, отрефлектировать и скорректировать свои жизненные ориентации. После этого обе группы описывали варианты возможного будущего, следующие за десятью разными вариантами выбора профессии. Экспериментальная процедура (работа с LifeLine®) значительно повлияла на количественные и качественные параметры описаний образов возможного будущего.

 

Ключевые слова: профессиональный выбор, перспектива будущего, картина жизненного пути.

 


Полный текст этой статьи...