57
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
СООБЩЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОСТРОЕНИЕ
ОБРАЗОВ ВОЗМОЖНОГО БУДУЩЕГО
Д.А. ЛЕОНТЬЕВ, Е.В. ШЕЛОБАНОВА
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №
98-06-08186.
В статье описано исследование факторов, влияющих на
способность делать разумный и полноценный выбор профессии после окончания
средней школы. В работе ставилась также задача найти способы формировать эту
способность. Авторы сочли важной для полноценного профессионального
самоопределения способность представлять спектр возможных следствий, вытекающих
из разных выборов. 60 испытуемых-старшеклассников, назвавших свой
профессиональный выбор, описали свою жизнь после этого выбора. Затем они были разделены на контрольную и экспериментальную группы,
уравненные по полу, возрасту, размерам и глубине описаний будущего.
Экспериментальная группа прошла сессию интерактивной работы с компьютерной
программой LifeLine® (А.А. Кроник и другие), позволяющей выстроить субъективную
картину своего жизненного пути, отрефлектировать и скорректировать свои
жизненные ориентации. После этого обе группы описывали варианты возможного
будущего, следующие за десятью разными вариантами выбора профессии.
Экспериментальная процедура (работа с LifeLine®) значительно повлияла на
количественные и качественные параметры описаний образов возможного будущего.
Ключевые слова: профессиональный
выбор, перспектива будущего, картина жизненного пути.