Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии".  Заглавная страница сайта... 

122

 

ДИСКУССИИ  И  ОБСУЖДЕНИЯ

 

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

П.А. МЯСОЕД

 

В наших журналах не так часто появляются статьи, по-новому освещающие важные вопросы теории. К таковым относится работа В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева «Антропологический принцип в психологии развития» [4]. Данная статья представляет собой попытку преодоления «первородного греха» психологии — естественнонаучной парадигмы с ее гносеологизмом и субъект-объектной установкой. Нечто подобное происходит в других науках, где накануне грядущего тысячелетия утверждался новый тип рациональности, отрицающий нововременное метафизическое отношение человека к миру и, соответственно, «старое мышление» с его стремлением к расчленению целого, к объективному знанию, с его верой в существование абсолютной истины. Например, для философов-постмодернистов (Р. Рорти, Ж. Дерриды, Ж. Гватари и других) это отношение выражается в примате сущности над существованием, надчеловеческого над человеческим; оно же завело человека в тупик безбытийного и антигуманного индустриализма. Человека нужно раскрепостить на бытие подлинной экзистенциальной свободы, где он самостоятелен в выборе и отвечает за свой выбор, снять оковы с его мышления, эмансипировать собственно человеческое, взрастить полного достоинства сверхчеловека — автора собственного бытия. Естественнонаучная парадигма обрекает психологию быть «психологией психики» и обнажает «нищету психологии»: несамодостаточность, наличие мнимых проблем, редукционизм, — а главное, не позволяет ей выработать собственное представление о сущности человека. Именно поэтому в психологии развития бытуют «парадигмальные установки» — «частные проекции» некого целого: натурализм (описывающий отношение «человек — природа»), социоморфизм («человек — общество»), гносеологизм («субъект — объект»), культурализм («человек — культура»), теологизм («человек — Божество»).


Полный текст этой статьи...