Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии".  Заглавная страница сайта... 

82

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

ВСТРЕЧА С ИНЫМ КАК ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ

 

(АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЭНАНТИОДРОМИИ В РАБОТАХ К.Г. ЮНГА)

 

Н.А. ОРЛОВА

 

«...двое были одним в начале

и вновь будут одним в конце.»

К.Г. Юнг

 

СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЭНАНТИОДРОМИИ

 

Богатый и порой непривычный для научного слуха терминологический аппарат К.Г. Юнга включает в себя понятие энантиодромии, которому, в силу базовой мировоззренческой ориентации психолога, отведено важное место среди других понятий и которое позволяет наиболее наглядным образом представить некоторые аспекты взаимодействия сознания и бессознательного. Ссылаясь на Гераклита, К.Г. Юнг представляет энантиодромию как «игру противоположностей», как тонкий механизм уравновешивания сознательных и бессознательных содержаний психики. «Энантиодромией я называю, — пишет он в разделе “Определение терминов” в работе “Психологические типы”, — выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне одностороннее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза (Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении» [12; 584]. Результатом такого «перерыва» выступает, как правило, тотальное изменение сознательной установки, которое принято называть «метанойя» (изменение ума), или «обращение». Этот процесс потрясает сами основы личности и воспринимается как «перерождение», или «новое рождение».


Полный текст этой статьи...