144
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ОСНОВНОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕДАГОГИКА»
18-19 мая 1999 г. в Казани
состоялась вторая научно-практическая конференция "Основной биологический
закон и педагогика". Организаторами конференции выступили Казанская
академия научного творчества (КАНТ) и Российская академия образования.
Участниками конференции стали врачи, биологи, физики, психологи, преподаватели
вузов и учителя школ, ученики казанских школ, работники дошкольных учреждений
города.
Рабочая концепция
конференции была следующей: "Жизнь во всем ее многообразии, красоте и
гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и
подобных". Это основной закон биологии. Цель конференции - показать, каким
образом необходимо использовать этот закон в воспитании и обучении детей.
А.М. Мустафин (Казань) в своем докладе
"Основной биологический закон и педагогика" объяснил сущность этого
закона и его применения в педагогике. По его мнению, ребенок сначала стремится
привлечь внимание взрослых, а затем у него появляется тщеславное желание стать
лучше окружающих. Если этот конкурентный инстинкт не удовлетворяется в школе,
то ребенок пытается реализовать его вне школы, что не всегда происходит в
рамках морального или уголовного кодексов. У педагогов есть два выхода: помочь
ребенку реализовать инстинкт или подавить его. Реализация конкурентного
инстинкта - это осознанный ребенком и признанный окружающими успех в каком-либо
деле. Поэтому основной задачей педагогов становится организация успеха каждого
ученика. При обучении детей следует учитывать то обстоятельство, что
возможности мозга ограничены, и всякое новое знание, согласно основному
биологическому закону, приобретается в ущерб развитию других способностей.
Р.Х. Шакуров (Казань) предложил пути
обновления психологической науки, которые способствуют переосмыслению
основополагающих принципов психологии, сформулированных в условиях
идеологического прессинга в тоталитарные годы. Принципу отражения
противопоставляется принцип преодоления барьеров. Преодоление - не только
главная форма отношения индивида с миром, но и ведущий механизм становления
личности. Невозможно стать человеком, не преодолевая внешние и внутренние
барьеры, главной функцией которых является мобилизация внутренних ресурсов
индивида для преодоления сопротивления среды процессу удовлетворения его
потребностей.
Н.М. Таланчук (Казань) обосновал
необходимость перехода педагогики к новой философии жизни. Для успешного
решения этой проблемы он предложил рассматривать ее шире, не только в контексте
перемен в нашей стране, но с позиций глобальных изменений, происходящих во всем
мире, так как человечество вошло в новую фазу эволюционного развития. Чтобы
выжить, обеспечить себе будущее, человечество должно освоить новую философию
жизни, которая, в принципе, будет отличаться от традиционной линейной философии
борьбы, по законам которой оно жило всегда. Новая философия ставит своей целью
научить людей жить в согласии. Н.М. Таланчук ознакомил собравшихся со своей
системно-синергетической
145
философией, указал на ее значение для развития
педагогики.
Р.А. Валеева (Казань) в своем
выступлении рассказала о работах А. Адлера, который считал, что фундаментом
человеческого развития является динамичное и целесообразное стремление души,
был уверен, что умеренная доза честолюбия необходима каждому ребенку, что,
только обладая таковой, ребенок может нормально расти и развиваться.
Д.В. Вилькеев (Бишкек) попытался ответить
на вопрос: существует ли врожденный механизм запрета братоубийства у детей?
Этот механизм существует, однако он теряет свою силу под воздействием
формирующихся в процессе социализации человека с детских лет моральных
установок.
В своем докладе А.А.
Газеев (Алма-Ата) попытался раскрыть единый механизм развития и деградации
человека. Он утверждал, что деградация усиливается или проявляется очень рано,
когда индивид оказывается в плену у эмоций.
Проблемам развития творческого мышления в педагогике было посвящено выступление Б.Р. Тухватуллина (Казань), который рассматривает творческое мышление как технологию, включающую в себя целеполагание, рефлексию, опирающуюся на высокую самооценку, и систему интеллектуальных операций, позволяющих моделировать поведение внешнего мира. Отсутствие хотя бы одного элемента, по мнению докладчика, приводит к неспособности человека заниматься творчеством.
И.Х. Садыков (Казань) предложил вниманию
участников конференции психотехнологию решения проблемных ситуаций.
Индивидуальная стратегия принятия решения складывается на ранних этапах развития
человека и зависит от сложившейся у него ориентации в жизненных ситуациях. Для
максимальной эффективности решения каких-либо задач должны быть использованы
все ресурсы мозга.
Р.Р. Гарифуллин (Алма-Ата) ознакомил
участников конференции с суггерентной моделью общества, основанной на главном
социально-психологическом постулате о том, что во всех сообществах, независимо
от их численности, существуют суггерентные образования с повышенной
внушаемостью и восприимчивостью к слову, речи, коммуникациям и т.п., производимым
суггесторами.
И.А. Жданов (Казань) продолжил научную дискуссию о соотношении биологического и социального в условиях усиления раздоров в обществе, обострения конкурентной борьбы за рынки сбыта и т.д.
В докладах А.Ф. Шакирова
и Ф.Х. Шакирова (Москва) были приведены факты социального поведения
млекопитающих, раскрыты биоэтологические механизмы обучения и воспитания,
которые возможно использовать в педагогике.
Проблему взаимовлияния
биологической конкуренции и экономических кризисов осветил в своем выступлении Р.В.
Мурсалимов (Казань).
Доклады других участников из Казани были посвящены проведенным в рамках концепции конференции исследованиям. Это - Л.Ф. Блинова, З.И. Корнева, О.В. Самойлова, С.Г. Добротворская, В.В. Переверзев, Е.Н. Коршун, Г.Ш. Габдреева, С.В. Мальцев, Е.В. Белов, Е.М. Волкова, А.И. Голубев, О.А. Чернова, М.Ш. Шафеев и другие.
Одним из выводов конференции
явилось утверждение, что ухудшение физического и психического здоровья детей
является следствием повышения информативности среды.