Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

144

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ОСНОВНОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕДАГОГИКА»

 

18-19 мая 1999 г. в Казани состоялась вторая научно-практическая конференция "Основной биологический закон и педагогика". Организаторами конференции выступили Казанская академия научного творчества (КАНТ) и Российская академия образования. Участниками конференции стали врачи, биологи, физики, психологи, преподаватели вузов и учителя школ, ученики казанских школ, работники дошкольных учреждений города.

Рабочая концепция конференции была следующей: "Жизнь во всем ее многообразии, красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и подобных". Это основной закон биологии. Цель конференции - показать, каким образом необходимо использовать этот закон в воспитании и обучении детей.

А.М. Мустафин (Казань) в своем докладе "Основной биологический закон и педагогика" объяснил сущность этого закона и его применения в педагогике. По его мнению, ребенок сначала стремится привлечь внимание взрослых, а затем у него появляется тщеславное желание стать лучше окружающих. Если этот конкурентный инстинкт не удовлетворяется в школе, то ребенок пытается реализовать его вне школы, что не всегда происходит в рамках морального или уголовного кодексов. У педагогов есть два выхода: помочь ребенку реализовать инстинкт или подавить его. Реализация конкурентного инстинкта - это осознанный ребенком и признанный окружающими успех в каком-либо деле. Поэтому основной задачей педагогов становится организация успеха каждого ученика. При обучении детей следует учитывать то обстоятельство, что возможности мозга ограничены, и всякое новое знание, согласно основному биологическому закону, приобретается в ущерб развитию других способностей.

Р.Х. Шакуров (Казань) предложил пути обновления психологической науки, которые способствуют переосмыслению основополагающих принципов психологии, сформулированных в условиях идеологического прессинга в тоталитарные годы. Принципу отражения противопоставляется принцип преодоления барьеров. Преодоление - не только главная форма отношения индивида с миром, но и ведущий механизм становления личности. Невозможно стать человеком, не преодолевая внешние и внутренние барьеры, главной функцией которых является мобилизация внутренних ресурсов индивида для преодоления сопротивления среды процессу удовлетворения его потребностей.

Н.М. Таланчук (Казань) обосновал необходимость перехода педагогики к новой философии жизни. Для успешного решения этой проблемы он предложил рассматривать ее шире, не только в контексте перемен в нашей стране, но с позиций глобальных изменений, происходящих во всем мире, так как человечество вошло в новую фазу эволюционного развития. Чтобы выжить, обеспечить себе будущее, человечество должно освоить новую философию жизни, которая, в принципе, будет отличаться от традиционной линейной философии борьбы, по законам которой оно жило всегда. Новая философия ставит своей целью научить людей жить в согласии. Н.М. Таланчук ознакомил собравшихся со своей системно-синергетической

 

145

 

философией, указал на ее значение для развития педагогики.

Р.А. Валеева (Казань) в своем выступлении рассказала о работах А. Адлера, который считал, что фундаментом человеческого развития является динамичное и целесообразное стремление души, был уверен, что умеренная доза честолюбия необходима каждому ребенку, что, только обладая таковой, ребенок может нормально расти и развиваться.

Д.В. Вилькеев (Бишкек) попытался ответить на вопрос: существует ли врожденный механизм запрета братоубийства у детей? Этот механизм существует, однако он теряет свою силу под воздействием формирующихся в процессе социализации человека с детских лет моральных установок.

В своем докладе А.А. Газеев (Алма-Ата) попытался раскрыть единый механизм развития и деградации человека. Он утверждал, что деградация усиливается или проявляется очень рано, когда индивид оказывается в плену у эмоций.

Проблемам развития творческого мышления в педагогике было посвящено выступление Б.Р. Тухватуллина (Казань), который рассматривает творческое мышление как технологию, включающую в себя целеполагание, рефлексию, опирающуюся на высокую самооценку, и систему интеллектуальных операций, позволяющих моделировать поведение внешнего мира. Отсутствие хотя бы одного элемента, по мнению докладчика, приводит к неспособности человека заниматься творчеством.

И.Х. Садыков (Казань) предложил вниманию участников конференции психотехнологию решения проблемных ситуаций. Индивидуальная стратегия принятия решения складывается на ранних этапах развития человека и зависит от сложившейся у него ориентации в жизненных ситуациях. Для максимальной эффективности решения каких-либо задач должны быть использованы все ресурсы мозга.

Р.Р. Гарифуллин (Алма-Ата) ознакомил участников конференции с суггерентной моделью общества, основанной на главном социально-психологическом постулате о том, что во всех сообществах, независимо от их численности, существуют суггерентные образования с повышенной внушаемостью и восприимчивостью к слову, речи, коммуникациям и т.п., производимым суггесторами.

И.А. Жданов (Казань) продолжил научную дискуссию о соотношении биологического и социального в условиях усиления раздоров в обществе, обострения конкурентной борьбы за рынки сбыта и т.д.

В докладах А.Ф. Шакирова и Ф.Х. Шакирова (Москва) были приведены факты социального поведения млекопитающих, раскрыты биоэтологические механизмы обучения и воспитания, которые возможно использовать в педагогике.

Проблему взаимовлияния биологической конкуренции и экономических кризисов осветил в своем выступлении Р.В. Мурсалимов (Казань).

Доклады других участников из Казани были посвящены проведенным в рамках концепции конференции исследованиям. Это - Л.Ф. Блинова, З.И. Корнева, О.В. Самойлова, С.Г. Добротворская, В.В. Переверзев, Е.Н. Коршун, Г.Ш. Габдреева, С.В. Мальцев, Е.В. Белов, Е.М. Волкова, А.И. Голубев, О.А. Чернова, М.Ш. Шафеев и другие.

Одним из выводов конференции явилось утверждение, что ухудшение физического и психического здоровья детей является следствием повышения информативности среды.

 

Е.Н. Коршун, А.М. Мустафин

Казань