Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

142

 

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

А.А. АЛЕКСЕЕВ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

 

В оригинале этот известный, выдержавший семь изданий учебник называется "Развитие человека". Его автор Грэйс Крайг вот уже тридцать лет преподает эту синтетическую дисциплину студентам, избравшим одну из многочисленных профессий типа "человек - человек". Опираясь на данные истории, антропологии, социологии, демографии, биологии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, автор рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни - от рождения до смерти.

Как следует из названия оригинала, учебник посвящен именно развитию человека, а не психическому или какому-то иному аспекту развития. Вниманию читателей предлагается систематическое изложение междисциплинарной, интегрированной науки, своего рода генетического человекознания. Однако, несмотря на огромный объем данных других наук о человеке, задействованный в книге, психология занимает в ней центральное место и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции. Поэтому редакция издательства "Питер" не слишком погрешила против истины, предложив назвать русское издание этого учебника "Психология развития".

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути. Однако междисциплинарность - это не просто обмен информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Это синтез данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены в России Б.Г. Ананьевым. В комплексе наук о человеке психология занимает центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Человек наделен сознанием, и потому, в отличие от других живых существ, он не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. Сегодня ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология, и поэтому именно она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке.

Перечислю основные достоинства книги, делающие ее ценным пособием по курсам "Психология развития", "Возрастная психология" и, в соответствующих разделах, "Детская психология".

Во-первых, до настоящего времени на русском языке не издавалось ни одного учебника, в котором бы столь полно, широко и систематично рассматривалось развитие человека на протяжении всей жизни, причем с единой концептуальной позиции.

Во-вторых, данный учебник отличает от многих других ясная и, следует подчеркнуть, современная концептуальная позиция автора. Развитие человека рассматривается в перспективе жизненного пути и понимается как динамическая система, образованная взаимодействием (в строгом смысле этого слова, какой вкладывается в него, например, в теории планирования эксперимента) созревания

 

143

 

и научения, переплетением процессов физического, психического и социального развития. Это позволяет автору вписать развитие человека в исторический, культурный и социальный контексты, показать важность фактора времени (наступления нормативных и ненормативных событий) в развитии, охарактеризовать конфликты и задачи развития на каждой стадии, рассматриваемой одновременно и как самостоятельный период жизни, и как фаза перехода в непрерывном движении человека по жизненному пути. Многие традиционно описываемые проблемы и явления (например, детский эгоцентризм, кризис середины жизни, структура семейного и профессионального циклов) получают при таком подходе новое освещение.

В-третьих, автор чрезвычайно строго подошла к отбору материала прежде всего по критерию научной достоверности. Здесь нет сенсаций - только проверенные факты и их обоснованная интерпретация. Более того, когда факты допускают неоднозначное толкование (либо в силу методологических слабостей, либо в силу теоретических расхождений), автор не забывает указать на это и даже привести альтернативные варианты интерпретации.

В-четвертых, как и большинство американских учебников, рецензируемый имеет выраженную прагматическую ориентацию. То, что при этом речь идет о практической стороне жизни людей на другом полушарии, не должно смущать читателей. Мой жизненный опыт привел меня к убеждению, что различия между людьми сильно преувеличиваются, особенно в отношении тенденций развития. К тому же знание действительно существующих различий между нами и понимание их причин помогают нам лучше разобраться в собственных проблемах и найти способы их разрешения.

Наконец, в-пятых, несмотря на внушительный объем (обусловленный сложностью предмета), учебник отличает строгая структура, хорошая организация текста и иллюстраций, удобный справочный аппарат, простота и ясность стиля изложения.

Не хотелось бы уподобляться некоторым критикам переводных учебников, указывающих обычно на упрощенность или даже поверхностность изложения отдельных тем. Я считаю такую критику необъективной хотя бы потому, что в этих случаях критикуется перевод, а не оригинал. Каждый такой учебник в оригинале сопровождается весьма объемным методическим комплексом, позволяющим раскрыть любую из заявленных в нем тем на самом глубоком уровне. При переводе этот комплекс по понятным причинам отбрасывается и должен разрабатываться заново с учетом целей, задач и возможностей конкретного учебного заведения. В данном случае эту потерю частично восполняет аннотированный список литературы (преимущественно психологической) на русском языке.

Хочется надеется, что появление этой книги в русском переводе не останется незамеченным и вызовет интерес у всех, кто находится в нормальном для человека состоянии - состоянии развития.