142
НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
А.А. АЛЕКСЕЕВ
Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
В оригинале этот известный,
выдержавший семь изданий учебник называется "Развитие человека". Его автор
Грэйс Крайг вот уже тридцать лет преподает эту синтетическую дисциплину
студентам, избравшим одну из многочисленных профессий типа "человек -
человек". Опираясь на данные истории, антропологии, социологии,
демографии, биологии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, автор
рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его
жизни - от рождения до смерти.
Как следует из названия
оригинала, учебник посвящен именно развитию человека, а не психическому или
какому-то иному аспекту развития. Вниманию читателей предлагается
систематическое изложение междисциплинарной, интегрированной науки, своего рода
генетического человекознания. Однако, несмотря на огромный объем данных других
наук о человеке, задействованный в книге, психология занимает в ней центральное
место и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции. Поэтому редакция
издательства "Питер" не слишком погрешила против истины, предложив
назвать русское издание этого учебника "Психология развития".
Сама природа человека
определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении
жизненного пути. Однако междисциплинарность - это не просто обмен информацией
между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска
многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Это синтез
данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического
человекознания, контуры которого были намечены в России Б.Г. Ананьевым. В
комплексе наук о человеке психология занимает центральное место, что отмечалось
многими видными философами и психологами. Человек наделен сознанием, и потому,
в отличие от других живых существ, он не просто реализует свой жизненный цикл,
не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или,
как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе
события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет
бесконечное множество траекторий жизненного пути. Сегодня ни одна из наук о
человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте
человека, какой накопила психология, и поэтому именно она становится
естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о
человеке.
Перечислю основные
достоинства книги, делающие ее ценным пособием по курсам "Психология
развития", "Возрастная психология" и, в соответствующих
разделах, "Детская психология".
Во-первых, до настоящего
времени на русском языке не издавалось ни одного учебника, в котором бы столь
полно, широко и систематично рассматривалось развитие человека на протяжении
всей жизни, причем с единой концептуальной позиции.
Во-вторых, данный учебник
отличает от многих других ясная и, следует подчеркнуть, современная
концептуальная позиция автора. Развитие человека рассматривается в перспективе жизненного
пути и понимается как динамическая система, образованная взаимодействием
(в строгом смысле этого слова, какой вкладывается в него, например, в
теории планирования эксперимента) созревания
143
и научения, переплетением процессов физического,
психического и социального развития. Это позволяет автору вписать развитие
человека в исторический, культурный и социальный контексты, показать важность
фактора времени (наступления нормативных и ненормативных событий) в развитии,
охарактеризовать конфликты и задачи развития на каждой стадии, рассматриваемой
одновременно и как самостоятельный период жизни, и как фаза перехода в
непрерывном движении человека по жизненному пути. Многие традиционно
описываемые проблемы и явления (например, детский эгоцентризм, кризис середины
жизни, структура семейного и профессионального циклов) получают при таком
подходе новое освещение.
В-третьих, автор чрезвычайно
строго подошла к отбору материала прежде всего по
критерию научной достоверности. Здесь нет сенсаций - только проверенные факты и
их обоснованная интерпретация. Более того, когда факты допускают неоднозначное
толкование (либо в силу методологических слабостей, либо в силу теоретических
расхождений), автор не забывает указать на это и даже привести альтернативные
варианты интерпретации.
В-четвертых, как и
большинство американских учебников, рецензируемый
имеет выраженную прагматическую ориентацию. То, что при этом речь идет о
практической стороне жизни людей на другом полушарии, не должно смущать
читателей. Мой жизненный опыт привел меня к убеждению, что различия между
людьми сильно преувеличиваются, особенно в отношении тенденций развития. К тому
же знание действительно существующих различий между нами и понимание их причин
помогают нам лучше разобраться в собственных проблемах и найти способы их
разрешения.
Наконец, в-пятых, несмотря
на внушительный объем (обусловленный сложностью предмета), учебник отличает
строгая структура, хорошая организация текста и иллюстраций, удобный справочный
аппарат, простота и ясность стиля изложения.
Не хотелось бы уподобляться
некоторым критикам переводных учебников, указывающих обычно на упрощенность или
даже поверхностность изложения отдельных тем. Я считаю такую критику
необъективной хотя бы потому, что в этих случаях критикуется перевод, а не
оригинал. Каждый такой учебник в оригинале сопровождается весьма объемным
методическим комплексом, позволяющим раскрыть любую из заявленных
в нем тем на самом глубоком уровне. При переводе этот комплекс по понятным
причинам отбрасывается и должен разрабатываться заново с учетом целей, задач и
возможностей конкретного учебного заведения. В данном случае эту потерю
частично восполняет аннотированный список литературы (преимущественно
психологической) на русском языке.
Хочется надеется, что появление
этой книги в русском переводе не останется незамеченным и вызовет интерес у
всех, кто находится в нормальном для человека состоянии - состоянии развития.