Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

100

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

А.А. АДАСКИНА

 

Принято считать, что в искусстве почвой для зарождения замыслов обычно является восприятие окружающего мира, непосредственный опыт художника. Проблеме эстетического восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от тех теоретических концепций, которых они придерживаются; например, Р. Арнхейм [1], развивающий положения гештальт-психологии, или Э. Нойман [7], последователь К.Г. Юнга. Уже на этапе восприятия предметной реальности у художника начинается процесс зарождения художественного образа, протекающий, возможно, вне зависимости от того, стоит ли перед ним сознательная творческая задача.

Но каковы эти особенности восприятия, существенно отличающие художников от других людей? Задача нашей работы состояла в том, чтобы попытаться ответить на этот вопрос. Психологических исследований (особенно экспериментальных) в этой области пока недостаточно (отметим близкие по тематике работы Е. Крупника [4]); обычно предметом изучения психологов становится восприятие художественных произведений, а не самой действительности.

Наше исследование посвящено проверке предположений, распространенных в искусствоведении и педагогике искусства: что дети и художники-профессионалы имеют ряд общих психологических черт, таких как "свежесть восприятия",

 

101

 

"острота взгляда", "непредвзятость", "яркость впечатлений". Заметим, что речь идет не о способах деятельности и не о конечном продукте творчества, а о присущих детям особенностях восприятия окружающей жизни.

Отсюда вытекает другая задача исследования - конкретизировать представление о тех общих психологических чертах, которые свойственны детскому и художественному восприятию. Это позволило бы рассматривать и использовать данные возрастные особенности детей как благоприятные предпосылки художественного развития.

В нашем экспериментальном исследовании мы опирались на концепцию эстетического отношения (ЭО) к миру как основы способностей к художественному творчеству, разработанную А.А. Мелик-Пашаевым и З.Н. Новлянской [5], [6]. ЭО проявляется в том, что чувственный облик предметов и явлений мира выступает для человека как непосредственное выражение некоторой родственной ему жизни, настроения, характера. ЭО ярко проявляется как доминирующая черта внутреннего мира художника, но его предпосылки обнаруживаются и в детском возрасте. Таким образом, данное исследование посвящено экспериментальному изучению того, как человек, обладающий развитым ЭО, преобразует свой эмпирический опыт в художественные замыслы.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

 

В работе использовалась исследовательская методика "Описание предмета", предложенная З.Н. Новлянской. Методика направлена на изучение тех особенностей восприятия действительности, благодаря которым оно становится источником самостоятельных художественных замыслов.

Методика "Описание предмета". В качестве стимульного материала использовались два предмета: засушенное соцветие декоративного чеснока, похожее на шар из маленьких цветков на длинном тонком стебле, и щетка на круглой деревянной ручке. Предметы были специально подобраны: один - природный и декоративный, второй - сделан человеком и подчеркнуто функционален.

Инструкция: "Вы должны описать этот предмет как можно подробнее. Ваши описания должны отвечать на вопрос: "Какой это предмет?" Вы можете говорить все, что приходит в голову, в любой форме, но Ваши описания должны отвечать на вопрос: "Какой это предмет?"".

Процедура: ребенку или взрослому дают возможность рассмотреть объект и протоколируют ответы. После того, как испытуемый закончит описание, его просят еще и еще дополнять свой ответ, до тех пор, пока он категорически не откажется.

Необходимо подчеркнуть, что методика направлена на изучение восприятия предмета, без всякой извне поставленной художественной задачи, и позволяет судить, ставит ли ее человек сам.

Организация эксперимента. Эксперимент состоял из двух частей.

Задача первой части состояла в описании "эталонной" модели художественного восприятия. Мы использовали метод "эталонной группы" (ЭГр). В нее вошли люди, профессионально занимающиеся искусством, - не только художники, но также музыканты и хореографы (10 человек). Для сравнения была набрана контрольная группа (КГр) взрослых людей с высшим образованием, профессионально не связанных с искусством (18 человек).

Задача второй части эксперимента заключалась в изучении особенностей детского восприятия действительности. Испытуемыми были дошкольники и школьники: 22 ребенка из подготовительной группы детского сада (6,5 - 7 лет), 26 учеников III (9,5 - 10 лет) и 22 ученика VIII (13 - 13,5 лет) классов школы.

 

102

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Полученные протоколы представляют собой перечисление отдельных определений, законченных смысловых единиц рассказа (говорящий разделяет их интонацией и паузами). Нами были выделены определения трех основных типов.

1. Безоценочно-описательные определения. Среди них выделяются две группы:

А. Предметные описания предельно конкретны. Человек выделяет детали, отдельные признаки, констатирует их, не высказывает никакой оценки: "Щетка деревянная, щетина имеет черный цвет".

Б. Конструктивные, схематизирующие определения - попытки классифицировать объект, найти специальные термины для его описания. Преследуется цель создать "объективно точную" картину, используются числа, научная терминология: "На верхушке находится семь отверстий, одно в середине, а остальные в виде равностороннего шестиугольника с центром в среднем отверстии".

2. Эмоционально-оценочные определения. Высказывается прямая оценка предмета: "Красивая", "Неинтересная", "Отталкивающая".

3. Образные описания. Эту группу определений охарактеризовать наиболее сложно, поскольку термин "образ" включает разнородные по смыслу понятия. Были выделены две группы:

А. Образы, содержащие сравнения по комплексу признаков. Образы создаются путем сближения (иногда - замещения) разных объектов или явлений на основании сходных признаков, происходит акцентуация некоторых из них. Сами признаки остаются неназванными (человек не испытывает в этом необходимости), но подразумеваются: сухой лист у основания цветка - "Дохлый мотылек".

Б. Образы-характеры. Рассказчик старается, исходя из внешнего вида, описать характер, переживания "одушевленного предмета": "Добрый он такой, старый... Последние деньки отживает, грустный, да... Радует ли его что-нибудь, по-моему, уже ничего..."

Здесь приведены далеко не все, но лишь наиболее яркие и важные для данного контекста примеры образных определений.

В первой части эксперимента участвовали взрослые испытуемые.

Основной задачей данного этапа эксперимента явилось описание "эталонного" художественного типа восприятия. Для этого мы сравнили результаты ЭГр и КГр. Были использовали два способа обработки данных: количественный - число определений каждого типа, встречающихся в протоколе, и качественный, т.е. смысловой анализ содержания протокола в целом.

При выделении стратегии мы основывались на количестве использованных определений каждого типа и на общем характере описания, условно рассматривая его как некоторый текст (хотя изложение было устным).

Охарактеризуем кратко эмпирически выделенные у взрослых испытуемых КГр стратегии восприятия предметной действительности.

Первый способ. Конкретное описание - описание через перечисление деталей. Используются преимущественно определения первого типа (безоценочно-описательные). Использовавшие данный способ характеризуются наблюдательностью, вниманием к предмету, его свойствам и признакам. Например: "Пыльный. Сухой. Длинный. Трубчатый. Симметричный. Сферический. И т.п.".

Способ описания - аналитический, членящий предмет на детали.

Второй способ. Рационально-конструктивная стратегия: используются главным образом конструктивные определения (взаимное расположение элементов, материал и т.п.) Приведем пример - описание растения: "Стебель имеет стержневое строение. Материал - непрочный, органический. Соотношение

 

103

 

между диаметром шара и длиной стержня примерно 1:4". Внимание уделяется точности и детализации описания. Стратегия - аналитическая, неэмоциональная.

Третий способ. Неэмоционально-образное описание: используются в основном определения с образным замещением, образы достаточно конкретны. Описание ведется через сравнение предмета с другими вещами. Пример: "Щетина свинью напоминает. Палка, которую кидают в городки, - бита. Учебная граната. Ерш для унитаза. На кеглю похож... Тополь южный. (Кладет). Так - противотанковый еж, а так - танк или пушка, ручка - ствол. Так - карусель. На архитектурное сооружение не похоже совсем".

В описании большое количество сравнений, часто оригинальных и необычных, они мало связаны между собой. Такие ответы напоминают "идеальные" ответы по методике Е. Торренса: "На что похоже?". Человек, обладающий таким способом восприятия и мышления, несомненно, получил бы большое количество баллов по показателям креативности, но по результатам нашего эксперимента такие описания в "эталонной" группе не встречаются. По-видимому, мы еще раз получаем подтверждение принципиальной разницы "оригинального" и "художественного" способов мировосприятия (такие данные уже были получены в исследованиях М.Е. Каневской [3]).

Четвертый способ. Кратко скажем о редко встречающейся, но имеющей яркие отличия стратегии, которую условно можно назвать "Поток сознания". Преобладают далекие ассоциации, говорящие больше об интересах говорящего, чем о самом предмете. Количество описаний велико. Приведем сокращенный пример: "Целеустремленная. Цельная. Основательная. Уверенная. Благожелательная. Опекающая. Логичная. Знающая меру. Вещественная. Несамостоятельная. И т.п.". Описание мало связано с предметом и представляет собой проекцию переживаний говорящего.

Пятый способ. Описание эмоционально-образное: человек предпочитает оценочные определения, стремится в первую очередь передать свое отношение к предмету. Например: "Предмет колючий. Щетинистый. Полезная, но неприятная. Надежная и несгибаемая. Угрожающая, но мелкая. Старая. Пыльная. Неинтересная. Не вдохновляющая. Не знаю я, что про нее..." Образные описания встречаются, но не преобладают.

Мы постарались кратко показать весь диапазон стратегий описания предметов, с которым мы встретились в КГр. Разнообразие стратегий объясняется особенностями формирования группы: единственным критерием служило то, что человек не связан с искусством профессионально. Несомненно, среди представителей КГр встретились как люди с развитым эстетическим отношением (пятый способ описания), так и далекие от такого взгляда на мир (особенно использовавшие второй способ).

Результаты группы "художников" представляют собой более однородную картину. В целом она сходна с последним, эмоционально-образным описанием, но отличается рядом характерных особенностей, что позволяет выделить шестой способ: "художественный" способ описания.

"Художники" предпочитают оценочные определения. Их число как в среднем, так и у каждого испытуемого в отдельности превышает число предметных и образных определений.

"Художники" почти не используют безоценочное перечисление признаков. В ЭГр их количество меньше в три раза, чем в КГр. Однако из этого не следует, что "художники" не обращают внимания на облик предмета. Данный факт говорит о том, что отдельные признаки фиксируются ими, но происходит трансформация и слияние признаков в целостный образ. Например: "Похожа на маленьких бабочек" - в данном случае образ заменяет целый список отдельных свойств: цветочков много, все они похожи

 

104

 

между собой, каждый из них имеет форму трилистника, они серо-бежевого цвета (как бесцветные маленькие бабочки). Важно отметить, что образы включают предметные признаки, но в "снятом" виде, акцентируя и объединяя их.

Количество образных определений в среднем по группам различается незначительно. Однако группа "художников" более однородна: образные описания есть у всех участников эксперимента, в то время как в контрольной группе данный показатель действительно является усредненным: у кого-то образов нет вовсе, у кого-то их много.

Таким образом, мы можем уверенно утверждать, что эмоциональность действительно присуща художественному восприятию. Однако вопреки нашим предположениям, ЭГр и КГр практически не различались по количеству образных определений. Этот факт заставил нас задуматься над проблемой: все ли образы, используемые нашими испытуемыми, являются порождением художественного взгляда на мир?

Для выявления специфики построения образа представителями ЭГр необходимо обратиться к содержанию текстов протоколов.

В описаниях эталонной группы образы более проработаны, т.е. каждое сравнение не единично, но связано с остальным текстом, дополнено оценочными определениями. Эти описания внутренне непротиворечивы, часто представляют собой развернутый портрет вещи. Одна тема разворачивается, дополняется характерными деталями, превращаясь в небольшое сочинение. Важно подчеркнуть, что описание пронизывает единый эмоциональный тон. Например: (щетка) "как будто курносая... Тетеньки такие есть с ярко черными крашеными волосами. Провинциальная, даже с украшением. Боевая такая, нетрусливая. Идет по жизни и ищет себе применение там, где можно... С ней все будет хорошо..." Описания "художников" строятся не из перечисления отдельных черт, а организуются вокруг некоторой идеи, перерастая в образ-характер.

Приведем конкретное описание, данное одним из участников ЭГр, в котором проявляются все указанные характерные особенности художественного восприятия. "Похожа на искусственные ресницы. Резкая. Грубая. Жесткая. Агрессивная. Уверенная в себе. Хочется отодвинуться от нее. С другой стороны похожа на винт, турбину. Это связано с ее целеустремленностью. Похожа на обломок стрелы. Гранату. Ежа. Искусственная" (ЭГр, "литератор"). Описание строится исключительно на оценочных и образных определениях, указания на какие-либо конкретные особенности внешнего вида отсутствуют, но использованы в неявном виде.

Описания, данные людьми, работающими в разных видах искусства, не несут в себе указания на вид их творчества: музыка, живопись, литература, танец. Данный факт подтверждает положение о том, что эстетическое отношение лежит в основе всех видов художественного творчества.

Итак, подчеркнем, что эмоциональный тон, пронизывающий описание, не является произвольным - он опирается на внешние особенности вещи. Неслучайно, что общий тон описания сходен у всех представителей ЭГр. Декоративный природный объект оценивается как "спокойный", "изящный". Сухой цветок рождает тему старости и смерти: "мумия цветка", "это шкурка, из которой ушла вся жизнь". В описаниях преобладают две темы: изящества и увядания. Щетка оценивается как предмет несимпатичный, подчеркивается его грубость, агрессивность. В то же время она неинтересная, "не вдохновляющая".

В отличие от этих "зародышей" художественных образов в Кгр мы встречаем формально образные, но не несущие в себе художественности сравнения. Обратимся к приведенному выше примеру: "Щетина свинью напоминает. Палка,

 

105

 

которую кидают в городки, - бита. Учебная граната..." Описание представляет собой набор разнородных, не связанных между собой сравнений: свинья, граната, тополь, карусель, танк. Реплика: "На архитектурное сооружение не похоже совсем" - указывает на соответствующий ход мысли - перебор предметов, а не целостное "инсайтное" видение сходства. Эмоциональное родство не принимается во внимание, основание для сближения предметов - чисто внешнее сходство.

Рассмотрев протоколы с этой точки зрения, мы постарались разделить образные определения на те, что связаны с описанием в целом и дополнены оценочными суждениями ("художественные"), и "случайные", мало связанные с текстом описания.

Приведенные в табл. 1 данные показывают, что оба типа образов встречаются как в ЭГр, так и в КГр, однако в эталонной явно преобладают развернутые, дополненные эмоциональными оценками образы, а в контрольной они встречаются примерно в половине случаев.

Отметим еще одну характерную черту, свойственную "художникам". Заметна она только при личной беседе: это умение поставить точку. Описание имеет внутреннюю логику, и когда оно заканчивается, то заканчивается вовсе или следует переход к следующей теме. Изучая подобный протокол, мы можем выделить в нем смысловые "гнезда", служащие для развития одной темы. Испытуемые из КГр обычно не знают, закончили они описание или нет, смогут ли они что-то придумать или не смогут.

Эти результаты дополняет количественный анализ определений. Как выяснилось, соотношение предметных, оценочных, образных определений в ЭГр значимо не отличается при описании сухого растения и щетки (c2=0,51, p<0,05). В КГр мы зафиксировали значимый сдвиг в сторону безоценочного перечисления признаков при описании бытового предмета - щетки (c2=16,35, p<0,05), т.е. распределения значимо различаются) (см. табл. 2 и 3).

Таблица 1

Распределение типов образов в ЭГр и КГр, %

Группы

Образы

ЭГр

КГр

Развернутый «Случайный»

84

16

45

55

 

 

Таблица 2

Распределение типов определений

в эталонной группе для двух предметов: декоративного чеснока и щетки

 

Типы определений

Количество определений

Чеснок

Щетка

Безоценочно-описательные Эмоционально-оценочные Образные

24

105

31

24

83

25

 

Таблица 3

Распределение типов определений

в контрольной группе для двух предметов: декоративного чеснока и щетки

 

Типы определений

Количество определений

Чеснок

Щетка

Безоценочно-описательные

Эмоционально-оценочные

Образные

160

85

87

213

74

53

 

Интерпретируя эти результаты, мы можем предположить, что у художников сформирована особая стратегия восприятия, которая не зависит от свойств конкретного предмета, его декоративности или функциональности. В то же время у обычных людей, не специализирующихся в области искусства, способ видения меняется в зависимости от особенностей воспринимаемого: красивый необычный предмет описывается более эмоционально и образно, обыденный - без выраженных эмоций, путем

 

106

 

перечисления признаков. Таким образом, элементы художественного описания часто встречаются у взрослых людей, не занимающихся искусством, однако они в большей степени спровоцированы ситуацией, в то время как у художников стратегия описания не зависит от особенностей описываемой вещи.

Итак, в результате первой части эксперимента были выявлены черты, характерные для ответов художников. Они отличаются повышенной эмоциональностью и, что интересно, эмоциональный тон описаний одного и того же предмета сходен у всех представителей ЭГр. Исследуя логику построения образов в ЭГр, нам удалось выявить особенности, отличающие зародыш "художественного" образа. Такими особенностями являются внутренняя непротиворечивость, тяготение к созданию целостного образа-характера вокруг единого эмоционального стержня, законченность ("постановка точки"), а также независимость стратегии описания от конкретной вещи.

Вторая часть эксперимента проводилась с детьми. Нам важно было узнать, какие задатки художественного развития есть у детей, какие периоды наиболее благоприятны для работы с ними. Мы предположили, что детское восприятие обладает той целостностью и эмоциональностью, которая свойственна художникам. Образность детского мировосприятия проявляется в игре, словотворчестве, в художественном творчестве - как спонтанном, так и под руководством педагогов.

На данном этапе мы постарались проанализировать возрастные тенденции восприятия предметной действительности (с учетом описанного выше "эталонного художественного" способа).

Дошкольники (6,5 - 7 лет). Характерной чертой дошкольников является высокая эмоциональность восприятия (большой процент оценочных описаний). По этому показателю дошкольники ближе к ЭГр, чем все остальные группы испытуемых. Детская эмоциональность проявляется не только в прямом использовании оценочных суждений: "Он красивый", "Нежный", "Хорошенький", но часто в применении уменьшительно-ласковых форм, казалось бы, эмоционально нейтральных прилагательных. Например: "Пластмассовенький", "Чуть грязненький здесь". В отличие от других групп дошкольники одинаково радостно описывают обе вещи.

Дети очень восприимчивы к чувственным свойствам. Дошкольники обращают внимание практически на каждую из десятков веточек или цветочек. "...Посередине одного цветочка выросла палочка. Сбоку у палочки черное что-то есть. Один засохнувший цветочек висит на паутине. Один - согнутый (этот). А здесь - четыре слепленных рядом..."

Дети 6 - 7 лет используют сравнения, сближая предметы по комплексу признаков. Приведем некоторые из них: "Цветочки как розочки закрываются", "Как купола цветочки", "Скоро здесь слезет кожа [лак у щетки]".

Отметим благоприятные для художественного развития черты дошкольников: интерес к облику предмета и эмоциональность восприятия. Примеры образных сравнений говорят о том, что семилетние дети уже обладают предпосылками художественно-образного видения.

Младшие школьники (9,5 - 10 лет). Группа третьеклассников в некоторых отношениях сходна с группой дошкольников. У большинства детей возрастает интерес к деталям (среднее количество определений максимально по сравнению со всеми группами).

Опираясь на развивающуюся наблюдательность, десятилетние дети используют более индивидуальные образные сравнения, причем таковые встречаются у большинства детей. "Лак какой-то серый, а в конце - пятнышко, похожее на родимое пятно"; "Сами щеточки похожи на черные зубы", лепестки чем-то напоминают бабочек, жучков,

 

107

 

снежинки, похожи на "гречневую кашу". Характерно, что многие из этих сравнений встречаются и в описаниях ЭГр, где, однако, они включены в целостное описание.

Некоторые дети сохраняют эмоциональность описаний: "Этот цветок красивый. Приятный. Ласковый, можно сказать..." У отдельных третьеклассников эмоции дифференцируются: некоторые из них начинают активно выражать как положительное, так и негативное отношение к объектам. Например, описание девочки 10 лет: цветок "Пушистый. Красивый... Душистый"; щетка "Грязная. Сломанная какая-то... Выбросить! Некрасивая... Отдать мусорщику, чтоб не видеть ее!" (Напомним, что такая четкая выраженность оценок характерна для ЭГр.)

В целом число оценочных определений резко сокращается (в среднем - более чем в два раза). Число неэмоциональных перечислений признаков увеличивается. Этот интересный факт, по-видимому, объясняется началом школьного обучения, направленным на формирование рационально-логического мышления.

Таким образом, отметим, что к III классу дети начинают утрачивать эмоциональность восприятия, однако интерес к внешнему облику объекта, способность к обобщению по комплексу признаков у них представлены широко.

Учащиеся VIII класса (13 - 13,5 лет). Предвидя, что предлагаемое задание может не найти отклика у подростков, мы позаботились о создании у них дополнительной мотивации: восьмиклассникам было объявлено, что будет проводиться комплексное исследование их личностных, интеллектуальных и творческих особенностей, результаты исследования будут выданы каждому в виде распечатки. Данное предложение вызвало достаточный интерес, обследование проводилось добровольно.

Для старшеклассников характерна общая тенденция к уменьшению числа определений (число их меньше, чем в остальных группах). Описание строится в основном на безэмоциональном перечислении признаков. Изменяется ракурс восприятия - предмет обычен и неинтересен.

Число эмоциональных определений невысоко - в процентном отношении примерно равно показателю III класса, однако среднее их количество намного меньше (так как определений в целом меньше).

Способность к сравнению предметов на основании комплекса признаков значительно снижается. Восьмиклассники используют мало образных определений, все они отличаются стереотипностью: цветок похож на солнышко, ежика, одуванчик, а щетка ничего не напоминает. Типичный протокол подростка (без сокращений) выглядит так: "Деревянная. Короткая. Гладкая. С твердой щетиной. Щетина черная. Твердая. Толстая. Неповторяющейся формы. Много щетинок. С содранной поверхностью". Отметим, что в проявлении интересующих нас свойств мальчики и девочки практически не различаются между собой. Однако даже вопреки возрастной тенденции находятся подростки, которые дают описания, полностью совпадающие с "художественным". Например, девочка 13 лет: "Он неспокойный. Красивый. Заковыристый. Непонятный. Оживленный. Неповторимый. Даже какой-то летучий. Неспокойный. Звездный" (растение). Отметим, что такой вариант описания встретился у восьмиклассников лишь один раз.

В целом же восприятие подростков существенно изменяется по сравнению с младшими детьми: заметно утрачивается его эмоциональность и образность, потерян интерес к облику предмета. Данные результаты подтверждают наблюдения педагогов и исследователей о "подростковой дыре" художественного развития.

Трудно выделить на основании детских протоколов четкие стратегии, поскольку у детей они еще не окончательно

 

108

 

сформированы. Однако можно отметить, что дошкольники тяготеют к конкретному и эмоционально-образному типу описаний. У третьеклассников представлены конкретный, эмоционально-образный способ, а также элементы неэмоционально-образного описания. Данные типы описания несут в себе различные задатки художественности: внимание к чувственному облику вещи, эмоциональность и образность. Эти задатки присутствуют у детей, но как бы в "расщепленном" виде, они не связаны между собой. У восьмиклассников наблюдается уменьшение используемых стратегий; практически все подростки используют конкретное описание. Перечисляя не связанные между собой признаки, они утрачивают эмоциональность, тем самым удаляясь от "художественного" восприятия (табл. 4).

 

Таблица 4

Сравнительный анализ выполнения задания всеми группами, %

Группа

Типы определений

Безоценочно-описательные

Эмоционально-оценочные

Образные

Безоценочно-описательные

Эмоционально-оценочные

Образные

Среднее число определений

(чеснок и щетка

Чеснок

Щетка

Эталонная группа

15,0

65,6

19,4

18,2

62,0

18,9

15,7

Контрольная группа

50,7

26,6

25,2

62,6

21,8

15,5

17,1

Детский сад

53,4

32,0

14,6

62,0

27,8

10,2

14,9

III класс

67,3

18,7

14,0

73,0

8,6

18,4

23,7

VIII класс

71,4

17,1

12,1

84,8

10,8

3,6

13,3

 

ВЫВОДЫ

 

1. Группу художников-профессионалов отличает от прочих взрослых ряд специфических черт. Даже при отсутствии специально поставленной задачи они, воспринимая обычные предметы, преобразуют их под углом зрения создания возможного художественного образа. Характерной чертой восприятия у них является выраженная эмоциональная оценка, которая задает единый "ракурс" видения, являясь своеобразным стержнем описания. "Стержневая" эмоциональная оценка не произвольна по отношению к конкретному воспринимаемому предмету, а связана с его чувственным обликом, причем испытуемый акцентирует его характерные выразительные черты и не испытывает необходимости в перечислении многих признаков. На основании общей эмоциональной оценки описание разворачивается как внутренне непротиворечивое, тяготеющее к построению целостного образа-характера.

2. Подобными чертами - эмоциональностью и интересом к чувственному облику вещей - отличаются и дети-дошкольники, что можно считать благоприятными предпосылками художественного развития, задатками художественно-творческих способностей. Но это именно задатки: в отличие от взрослых испытуемых ЭГр, эмоциональные оценки и чувственные характеристики предметов в восприятии детей еще не "сплавлены" в единой стратегии, ведущей к созданию художественного образа. Видимо, для того, чтобы такие стратегии появились, необходимо соответствующее психолого-педагогическое воздействие, и в этом должно заключаться важное направление работы по художественному развитию учащихся.

 

109

 

3. Дети 8-9 лет уже во многом утрачивают эмоциональность восприятия, хотя они по-прежнему внимательны к конкретно-чувственному облику предметов и проявляют широкие возможности в сравнении предметов по комплексу признаков.

4. Подростки 13 лет уже не проявляют качеств, свойственных младшим детям: их восприятие отличается потерей эмоциональности и внимания к чувственным признакам предмета. Их описания эмоционально и образно бедны, чувственный облик предмета не вызывает у них интереса. Можно предположить, что в подобных возрастных изменениях решающую роль играет существующая система обучения, ориентированная преимущественно на развитие рационально-логической стороны мышления и не уделяющая достаточного внимания эмоционально-образному мышлению. В этой системе исследованные нами качества выступают в первую очередь как помеха успешному обучению, а не как благоприятная предпосылка художественного развития.

Данное исследование позволяет наметить приблизительные границы "сензитивного периода" для развития художественных способностей детей. По-видимому, этот период связан с дошкольным возрастом. На начальных этапах школьного обучения основной задачей с точки зрения художественного развития становится сохранение детской эмоциональности. Возраст 9-10 лет является благоприятным с точки зрения развития образности: дети готовы к целостному видению сходства на основании комплекса признаков; такой способ восприятия для них естественен и интересен. Однако если в дошкольном и школьном возрастах дети не занимались искусством, данные предпосылки исчезают почти у всех детей к подростковому возрасту.

Вероятно, этот процесс имеет свои психофизиологические основания. Как отмечает в своей работе В.В. Аршавский [2], во всех популяциях выявляется значительное преобладание детей 6 - 8 лет с правополушарным типом реагирования, однако именно в возрасте 9 - 14  лет во многих популяциях происходит резкая инверсия правополушарного типа в левополушарный. Это происходит там, где данный фенотип является преобладающим у большинства взрослого населения; в других популяциях (например, у коренного населения Латвии) подобной резкой инверсии не выявлено. В этом же возрасте устанавливается окончательное становление преобладающего типа полушарного реагирования, обусловленное как генетическими, так и культурными механизмами. Обращает на себя внимание совпадение периодизации: по нашим результатам, именно в возрасте от 9 до 14 лет происходит резкое сокращение элементов "художественного" описания, однако на данном этапе исследования обусловленность происходящих изменений нейрофизиологическими особенностями остается лишь гипотезой.

 

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

2. Аршавский В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека // Мир психологии. 1999. № 1. С. 29 - 46.

3. Каневская М.Е. "О чем слыхали львы?", или "Осторожно, тесты!" // Искусство в школе. 1993. № 5. С. 53 - 59.

4. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 4. С. 89 - 99.

5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме "общего" и "специального" в художественно-творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1988. С. 307 - 320.

6. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Докт. дис. М., 1994.

7. Нойман Э. Творческий человек и трансформация // К. Юнг, Э. Нойман. Психоанализ и искусство. М.: РИФЛ-бук, Ваклер, 1996.

 

Поступила в редакцию 14.V 1999 г.