Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

18

 

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЖИВУЩИХ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ)

 

Е.О. СМИРНОВА, В.С. СОБКИН, О.Э. АСАДУЛИНА, А.А. НОВАКОВСКАЯ

 

Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность,

 

19

 

агрессивность ребенка и пр. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание ребенка без отца устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка. Ответить на вопрос довольно трудно, так как это требует достаточно объемных и сложных исследований. Объемных, потому что проследить общие закономерности можно только на больших выборках испытуемых, где сглаживаются индивидуальные варианты. В данном случае это особенно важно, так как семейное воспитание крайне индивидуально и при небольших выборках индивидуальные различия могут нивелировать общие тенденции. Такое исследование является сложным из-за отсутствия методик, адекватных для выявления личностного развития ребенка. Если применительно к развитию интеллекта и произвольности ребенка в психологии накоплен богатый арсенал тестов, то валидных и стандартизованных методик, выявляющих личностное развитие и эмоциональное состояние ребенка, практически нет, а те, которые имеются, рассчитаны на индивидуальный клинический анализ отдельных случаев и не подходят для обследования больших выборок. Нас же интересовали именно личностные особенности детей, а не развитие их познавательных процессов.

Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка-дошкольника являются рисуночные тесты (рисунок семьи, дерева, "незнакомое животное") [1]-[4]. Многократно показано, что рисунки детей 5 - 7 лет значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики или даже метод наблюдения. В связи с этим в практической психологии и психокоррекционной работе с маленькими детьми рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка.

Самой популярной методикой в работе с дошкольниками является рисунок семьи. По мнению многих психологов, рисунок семьи - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким взрослым.

Однако рисуночные методики традиционно используются в индивидуальной работе с отдельным ребенком и не применяются для больших групп детей. Вместе с тем в психологии уже отработаны определенные параметры для оценки и интерпретации детских рисунков (цветовая гамма рисунка, прорисованность, порядок расположения и размер фигур, расстояние между ними и пр.). Можно полагать, что эти параметры применимы не только для качественной оценки отдельного рисунка, но и для количественного анализа рисунков больших групп детей. Естественно, такой количественный анализ не позволяет учесть много разных нюансов, значимых при индивидуальной интерпретации изображения. Однако мы полагаем, что он позволит сравнить разные выборки испытуемых с точки зрения особенностей их эмоционального состояния и личностного развития ребенка.

Основываясь на этом предположении, мы предприняли сравнительный анализ детских рисунков "моя семья" в двух группах детей 5 - 7 лет: живущих в полной и неполной семье. Исследование проводилось в детских садах Москвы. В нем принимали участие 623 ребенка, из них 544 воспитывались в полных семьях (283 мальчика и 256 девочек) и 80 в неполных (32 мальчика и 48 девочек).

При анализе рисунков для нас важно было выяснить:

1. Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации.

 

20

 

2. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, матери) относительно Я-фигуры ребенка.

3. Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка

Для выявления данных аспектов использовались традиционные для рисуночных методик показатели. Остановимся на этих показателях и на способах их оценки подробнее.

В качестве показателей эмоционального тонуса рисунка использовались:

1) цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка; черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении;

2) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка;

3) наличие украшений и символов (солнце, цветы, бабочки и пр.); традиционно принято считать, что этот показатель отражает положительный настрой ребенка, символ - встроенность в мир, причастность к земным реалиям, его отсутствие - свидетельство оторванности от мира.

При анализе особенностей изображения главных членов семьи (матери, отца, брата, сестры, бабушки и дедушки) и Я-фигуры мы учитывали:

1) размер фигуры относительно других персонажей; наиболее значимые из них обычно изображаются больше остальных; величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство;

2) порядок ее расположения по отношению к другим персонажам (первый, последний или между другими); последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли; наиболее значимые из них обычно изображаются первыми, наименее - последними;

3) степень ее прорисованности (контур, плохая или хорошая прорисованность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. У наиболее неприятных членов семьи дети не рисуют лиц.

Основываясь на этих параметрах, мы составили две выборки детей 5 - 7 лет из полных и неполных семей. Главной задачей работы было сравнение выделенных показателей в рисунках детей, живущих в полных и неполных семьях. При анализе материалов мы подсчитывали количественные соотношения представленности одних и тех же качественных показателей в двух выборках детей (т.е. количество рисунков, в которых присутствует данный показатель). При этом рисунки мальчиков и девочек из полных и неполных семей сопоставлялись отдельно. Известно, что характер и стиль изобразительной деятельности существенно зависит от пола ребенка: девочки чаще украшают свои рисунки, лучше прорисовывают лица персонажей [2], [4], [6]. Кроме того, можно предположить, что отсутствие отца в семье по-разному переживается детьми разного пола.

Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе детских рисунков семьи. Рассмотрим первый параметр нашего анализа - эмоциональные характеристики рисунка (табл. 1).

Следует заметить, что большинство детей дошкольного возраста в рисунках семьи, в основном, используют и теплые, и холодные цвета, явное же преобладание теплых тонов встречается примерно в 1/3 рисунков. При этом на лицах персонажей довольно часто встречается улыбка. Что касается наличия символов и украшений, то они встречаются примерно в каждом втором рисунке своей семьи.

 

21

 

Сравнение рисунков детей из полных и неполных семей показывает, что дети из полных семей чаще изображают улыбку на лицах персонажей, чем дети из неполных (62,1 против 51,9 %). Интересно, что на рисунках мальчиков из неполных семей улыбка встречается реже, чем у девочек, в то время как у детей из полных семей наблюдается обратная картина. Однако наиболее существенно то, что мальчики из полных семей изображают улыбку значительно чаще, чем из неполных (70,2 против 46,9 %).

 

Таблица 1

Показатели эмоциональных характеристик рисунка «Я в своей семье», %

Показатели эмоционального тонуса

Полные семьи

Неполные семьи

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Преобладание теплых тонов

29,6

24,7

34,1

35,4

34,4

35,4

Наличие улыбки

62,1

70,2

54,0

51,9

46,9

56,3

Наличие символов

41,3

35,0

47,2

31,6

24,0

35,6

 

Наличие символов также зависит от полноты семьи: дети из полных семей используют их в 41,3 % случаев, а из неполных - в 31,6 %. Причем мальчики в обеих выборках используют изображения, украшающие рисунок, значительно реже, чем девочки. Меньше всего таких украшений у мальчиков из неполных семей. Здесь тенденция та же, что и в предыдущем случае: мальчики из полных семей изображают символы значительно чаще, чем из неполных.

Эти данные могут свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние ребенка связано с полнотой его семьи: так, у детей из неполных семей показатели, свидетельствующие о хорошем эмоциональном состоянии (за исключением цветовой гаммы рисунка), выражены менее ярко, чем у детей из полных семей. Что касается цветовой гаммы, то, по данным некоторых авторов ([4], [6]), эта характеристика далеко не всегда связана с эмоциональным состоянием ребенка. Она может отражать привычный способ рисования. Важно отметить, что результаты девочек гораздо ближе к результатам их ровесниц из полных семей, а показатели мальчиков существенно отличаются от них. В целом, сравнивая различия в эмоциональных характеристиках рисунка, можно сделать вывод о том, что у мальчиков из неполных семей наиболее редко встречается позитивный эмоциональный настрой.

Рассмотрим теперь особенности изображения членов семьи на рисунках детей из полных и неполных семей (табл. 2).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве рисунков наиболее значимым персонажем является, естественно, мать. В то же время ее отсутствие на детских рисунках семьи встречается примерно у 1/5 всех детей. Следует отметить, что у детей из неполных семей частота изображения матери зависит от пола ребенка: у мальчиков ее отсутствие на рисунках встречается значительно чаще, чем у девочек (28 и 12 % соответственно). В полных семьях столь ярких половых различий не зафиксировано.

Аналогичные данные наблюдаются и в показателе порядка изображения фигуры матери. Если девочки из неполных семей почти в 40 % случаев изображают ее первой, то мальчики - только в 28 %. В рисунках детей из полных семей такого расхождения не обнаружено, показатели порядка изображения матери здесь достаточно близки.

Что касается прорисованности фигуры матери, то в обеих выборках она значительно выше у девочек, чем у мальчиков. Но опять же, у детей из неполных

 

22

 

семей это расхождение более значительно - если больше половины девочек (56,3 %) тщательно и детально изображают маму на рисунке, то среди мальчиков это встречается лишь в 12,5 % случаев.

 

Таблица 2

Особенности изображения членов семьи у детей из полных и неполных семей, %

 

Показатели изображения членов семьи

Полные семьи

Неполные семьи

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Мать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие

21,0

23,0

18,0

19,0

28,0

12,0

Первая по счету фигура

25,0

21,0

29,0

35,0

28,1

39,5

Хорошая прорисованность

36,2

23,7

50,0

39,2

12,5

56,3

Отец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие

32,0

25,4

38,8

60,8

59,4

62,5

Первая по счету фигура

21,1

210

21,6

11,4

15,6

8,3

Хорошая прорисованность

29,0

24,0

34,5

12,0

3,1

20,8

Бабушка и дедушка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие

87,3

85,2

89,4

68,4

84,8

56,3

Первые по счету фигуры

2,9

2,8

9,1

12,0

3,1

20,8

Хорошая прорисованность

4,6

4,9

4,3

10,0

3,0

16,7

 

 

По-видимому, девочки из неполных семей больше связаны с матерью, и она является для них более значимым и близким человеком, в то время как мальчики, в сравнении со своими ровесниками из полных семей, демонстрируют меньшую связь с матерью.

Остановимся теперь на особенностях изображения отца. Естественно, что дети, живущие без отца, изображают его на рисунке семьи значительно реже, чем дошкольники из полных семей. Вместе с тем дети из неполных семей все же достаточно часто (около 40 % случаев) изображают отца в составе семьи, причем различий между мальчиками и девочками здесь практически нет. В то же время мальчики из неполных семей в два раза чаще, чем девочки, изображают фигуру отца первой (у детей из полных семей никаких половых различий по этому показателю нет). Однако прорисованность этого персонажа у мальчиков крайне низкая. В большинстве случаев (97 %) он изображается одним контуром и весьма схематично; какие-либо детали одежды или фигуры отсутствуют; часто не прорисовано лицо: нет глаз или зрачков глаз, или рта (рис. 1). В отличие от этого девочки из неполных семей, как и их сверстники обоего пола из полных семей, достаточно часто хорошо прорисовывали фигуру отца. Если сопоставить прорисованность фигуры матери и отца у мальчиков, то можно видеть, что у мальчиков из полных семей хорошая прорисованность обоих родителей встречается одинаково часто, в то время как мальчики из неполных семей прорисовывают фигуру матери примерно в черте раза чаще, чем отца.


Интересные различия в рисунках детей из разных выборок получены относительно изображения старших членов семьи - бабушек и дедушек. Следует отметить, что в рисунках детей из полных семей эти персонажи присутствуют достаточно редко (в 12,7 % случаев), тогда как дети из неполных семей изображают их гораздо чаще (32 %), причем девочки рисуют их почти в три раза чаще, чем мальчики (44 и 15,2 % соответственно). Девочки значительно чаще (в семь раз) изображают старших членов семьи первыми и лучше прорисовывают их фигуры. Хорошая прорисованность

 

23

 

этих персонажей наиболее часто наблюдается именно у девочек из неполных семей (16,7 %, в то время как у девочек из полных семей только в 4,3 %).

 

Рис. 1. Я и моя семья


 

Рис. 2. Я в детском саду

 

Эти факты свидетельствуют о том, что для многих девочек из неполных семей особую значимость имеют фигуры бабушки и дедушки, в отличие от мальчиков, которые изображают их значительно реже и плохо прорисовывают.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенных различиях между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым.

Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью.

Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца так же часто, как девочки, они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, не источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим. Можно предположить, что, оставаясь значимым персонажем, он не вызывает у них положительных чувств.

В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует.

Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.

Рассмотрим теперь, как эта картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлении ребенка о себе, которое на рисунке семьи проявляется в общем сюжете рисунка и в особенностях изображения Я-фигуры.

При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание уделялось семейному

 

24

 

контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По этому признаку были выделены три типа рисунков:

1) "Я в одиночестве" - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи;

2) "Я среди родственников" - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других;

3) "отсутствие Я-фигуры" - ребенок не изображает себя на рисунке, отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности к семье.

 

Таблица 3

Особенности изображения Я-фигуры у детей из полных и неполных семей, %

 

Характер рисунка

Полные семьи

Неполные семьи

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Я один

16,2

14,0

9,4

16,7

25,5

8,1

Я среди родственников

72,8

72,0

74,0

67,7

57,4

77,6

Отсутствие Я-фигуры

15,0

14,0

16,6

15,6

17,1

14,3

 

Рассмотрим относительную частоту встречаемости данных сюжетов в разных выборках детей.

Как можно видеть из табл. 3, на большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков: если показатели девочек из полных и неполных семей практически совпадают, то в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в два раза чаще, чем в полных (25,5 и 14 %). Известно, что однофигурные композиции в детских рисунках отражают трудности ребенка в общении, в чувстве отвержения и неприятия ребенка со стороны окружающих [2], [6]. Рисунки подобного типа (напр., см. рис. 2) могут свидетельствовать об отчуждении и переживании одиночества. По данным психологов, отсутствие члена семьи (в частности, матери) отражает негативное отношение к нему, символическое отвержение [2], [4]. Приведенные результаты могут свидетельствовать о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества в семье, чем другие дети.

Остановимся теперь на качественных особенностях изображений себя в детских рисунках семьи.

Рассматривая изображения Я-фигуры на рисунках детей из полных и неполных семей, мы не обнаружили существенных различий в величине Я-фигуры (в обеих выборках дети рисуют себя примерно одного размера с остальными). Некоторые различия наблюдались в порядке изображения себя: дети из полных семей несколько чаще рисуют себя первыми (как мальчики, так и девочки) и реже - последними.

Следует отметить значительно более низкую прорисованность Я-фигуры у детей из неполных семей. Причем наиболее низкие показатели по этому параметру встречаются у мальчиков: только в 12 % случаев зафиксирована хорошая прорисованность изображения себя и в 34 % случаев - плохая. У девочек соответствующие данные - 41 и 29 %.

Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что образ себя у детей из неполных семей более схематичен. Данные детских рисунков могут

 

25

 

говорить о сниженной самооценке и негативном самоощущении ребенка из неполной семьи; в особенности это касается мальчиков.

Итак, полученные результаты могут свидетельствовать о существенных различиях в эмоциональном самоощущении детей, растущих в полных и неполных семьях. Причем эти различия зависят от пола ребенка: если показатели девочек из неполных семей в большинстве случаев достаточно близки к соответствующим данным их ровесниц из полных семей, то показатели мальчиков в двух выборках существенно различаются. Эти различия, по нашим данным, заключаются в следующем:

• эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек;

• эта группа находится в достаточно сложной ситуации эмоциональной изоляции: их связи с матерью и старшими членами семьи являются менее тесными, чем у девочек;

однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя говорят о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки и чем их сверстники из полных семей.

Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте детей мужского пола, живущих с одинокой матерью.

Однако возникает вопрос: ограничивается ли этот дискомфорт рамками семьи или же он распространяется и на другие сферы жизнедеятельности ребенка? С одной стороны, можно предположить, что одинокая мать, расставшись с мужем, подсознательно переносит свои проблемы на сына, идентифицируя его с отцом. В этом случае эмоциональная изоляция, которую испытывает мальчик, связана, в основном, с его отношениями с матерью и не затрагивает сферы общения с другими людьми. Но, с другой стороны, можно думать, что сниженное эмоциональное самоощущение мальчика, растущего без отца, имеет более глубинный характер и отражается на самых разных аспектах его жизни, в том числе на сфере отношений со сверстниками в детском саду.

Для ответа на этот вопрос был проведен сравнительный анализ рисунков "Я в детском саду" у детей, растущих в полных и неполных семьях из той же выборки. При анализе рисунков детского сада нас интересовали три параметра: 1) общий сюжет рисунка, 2) особенности изображения Я-фигуры, 3) эмоциональные характеристики рисунка.

Сопоставим рисунки детей из полных и неполных семей, опираясь на данные показатели.

Анализируя сюжеты рисунков "Я в детском саду", мы выявили несколько вариантов изображений детского сада, которые явно отличают интересующие нас группы детей. Так, один из вариантов представлял собой изображение какой-либо деятельности детей (игра, спортивные или учебные занятия и пр.).

На других рисунках изображается дом (т.е. помещение детского сада - см. рис. 3, 4) или Я рядом с домом, нередко дети рисуют себя непосредственно в здании детского сада или выглядывающими из его окон.

Третий вариант рисунков детского сада заключался в изображении детей в пустом пространстве.

Наконец, наблюдались случаи отказа рисовать детский сад у детей, которые практически никогда не отказывались рисовать свою семью.

Рассмотрим, как часто встречались данные варианты сюжетов у детей из полных и неполных семей.

Из табл. 4 можно видеть, что сюжеты изображений детского сада у детей из полных и неполных семей достаточно различаются, причем наиболее существенные различия выявлены у мальчиков. Так, мальчики из полных семей гораздо чаще рисуют разные варианты совместной деятельности детей. У их

 

26

 

ровесников из неполных семей преобладает изображение дома - либо вообще без людей (рис. 4), либо с одиноким мальчиком, рядом с домом (рис. 3).

 


 


Рис. 3. Я в детском саду

 

 

Рис. 4. Я в детском саду

 

Поскольку особый интерес представляла для нас сфера отношений ребенка со сверстниками, мы проанализировали рисунки с точки зрения того социального окружения, в котором изображает себя ребенок. Как и при анализе рисунков семьи, было выделено три типа изображений Я-фигуры: 1) Я в одиночестве, 2) Я среди сверстников, 3) отсутствие Я-фигуры.

Результаты такого анализа представлены в табл. 5.

Данные табл. 5 показывают, что дети из неполных семей несколько чаще изображают себя в одиночестве. Но если девочки почти в 40 % случаев все же рисовали себя среди сверстников, то у мальчиков таких рисунков было значительно меньше - только 1/4 часть из них изобразили рядом с собой других детей, на остальных (т.е. около 1/4 рисунков) Я-фигура вообще отсутствовала, несмотря на то, что задание было нарисовать себя в детском саду.

В рисунках детей из полных семей, как у мальчиков, так и у девочек, преобладали изображения себя среди сверстников, причем половых различий здесь обнаружено не было. Однако следует отметить, что и в этом случае процент рисунков, на которых отсутствует Я-фигура, среди мальчиков был выше, чем среди девочек.

Сравнительный анализ качества изображения Я-фигуры детей из полных и неполных семей также выявил существенные различия.

 

 

Таблица 4

Сюжеты рисунков «Я в детском саду», %

 

Сюжеты рисунков

Полные семьи

Неполные семьи

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Занятия

45,5

46,2

44,3

28,2

26,6

29,5

Дом, или Я+здание, или Я в здании

35,9

34,8

37,5

51,2

56,0

47,0

Дети в пространстве

12,2

15,0

8,0

7,5

9,4

5,8

Отказ рисовать

6,4

4,0

10,2

13,1

8,0

17,7

 

Во-первых, девочки из полных семей значительно реже рисуют себя меньше других персонажей (12,7 %), чем их сверстники из неполных семей (26,6 %). Девочки из обеих выборок чаще, чем мальчики, рисуют себя больше остальных, но у детей из неполных семей это расхождение

 

27

 

несколько значительнее: девочки в два раза чаще, чем мальчики, рисуют себя больше остальных.

Во-вторых, порядок расположения Я-фигуры на рисунках детей из разных выборок имеет явные различия: дети из полных семей значительно чаще рисуют себя первыми по отношению к другим персонажам (45,6 %), чем дети из неполных семей (33 %). Так же, как и в предыдущем случае, у детей из неполных семей различия между мальчиками и девочками выражены достаточно ярко: девочки начинают рисунок с изображения себя в 38 % случаев, мальчики только в 25 %.

И, наконец, в-третьих, наблюдаются существенные различия в показателе прорисованности Я-фигуры. Хотя у девочек как из полных, так и из неполных семей она значительно выше, однако у детей из второй выборки расхождения немного более выражены. Менее всего хорошая прорисованность Я-фигуры наблюдается у мальчиков из неполных семей - всего 12 % случаев (у девочек - 37,5 %).

 

Таблица 5

Варианты изображения Я-фигуры в рисунках «Я в детском саду», %

 

Характер рисунка

Полные семьи

Неполные семьи

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Я в одиночестве

38,1

39.2

38,8

50,3

50,0

50,7

Я среди сверстников

45,3

46,6

45,9

30,6

23,0

38,3

Отсутствие Я

16,6

18,2

15,3

19,1

27,0

11,0

 

Таблица 6

Показатели эмоционального тонуса рисунка детского сада, %

 

Характер рисунка

Полные семьи

Неполные семьи

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Преобладание теплых тонов

33,5

26,8

40,4

28,8

31,3

28,6

Наличие улыбки

46,6

43,6

50,2

36,7

31,3

41,7

Наличие символов

35,0

39,0

37,0

26,6

18,7

31,2

 

В совокупности данные показатели свидетельствуют о сниженном самоощущении, о чувстве своей незначительности и покинутости у мальчиков из неполных семей, в то время как показатели девочек говорят об их относительном психологическом благополучии.

Рассмотрим теперь эмоциональные характеристики рисунка "Я в детском саду", который, как и в рисунке семьи, оценивался по следующим показателям:

• преобладание теплых тонов;

• наличие улыбки на лицах персонажей;

• наличие символов.

Количественное значение данных показателей представлено в табл. 6.

В целом, рисунки с преобладанием теплой цветовой гаммы у детей из неполных семей встречаются реже. Надо отметить, что у них использование черно-белых цветов или контура зависит от пола ребенка: так, у мальчиков это встречается в 47 % случаев, у девочек в 34,7 %. В рисунках детей из полных семей такого расхождения не обнаружено.

Похожая картина наблюдается и в показателе наличия улыбок на лицах героев рисунка. Дети из полных семей почти в половине случаев рисуют улыбки,

28

 

тогда как у их сверстников из неполных семей персонажи улыбаются значительно реже. В обеих выборках этот показатель немного выше у девочек, чем у мальчиков. Но у детей из неполных семей это расхождение несколько значительнее: если девочки примерно в 42 % случаев рисуют улыбки, то мальчики - в 31,3 %.

Использование символов имеет такую же тенденцию: на рисунках детей из полных семей они присутствуют в 35 % случаев, из неполных - в 26,6 %, у девочек - в 31,2 %, у мальчиков - в 18,7 %. В рисунках детей из полных семей такого расхождения не обнаружено.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что рисунки "Я в детском саду" у детей из неполных семей отражают их сниженный эмоциональный тонус, причем наиболее низкие показатели эмоционального благополучия обнаружены в рисунках мальчиков из неполных семей.

Таким образом, сравнительный анализ практически всех показателей рисунков детей выявил одну и ту же тенденцию, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. Учитывая, что эти особенности были выявлены в изображениях не только семьи, но и детского сада, их можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития детей.

Интерпретация полученных данных достаточно сложна. С одной стороны, можно предполагать, что у мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект идентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с половой самоидентичности, что приводит к сниженному самоощущению и общему психологическому дискомфорту. Однако, с другой стороны, полученные факты могут являться следствием попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери - материнской любви, терпимости, теплоты и пр. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительного самоощущения.

Естественно, этот путь развития не является обязательным и объективно предопределенным. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов.

 

1. Графические тесты в психодиагностике. Винница,1994.

2. Захаров В.П. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

4. Сэлби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов: (Тесты для детей). Тюмень, 1995.

5. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в сторону риска: (Аналитический доклад). М., 1998.

6. Хаментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

 

Поступила в редакцию 22.II 1999 г.