152
ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В РОССИЙСКОМ
ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ФОНДЕ
Список поддержанных исследовательских проектов по психологии
по итогам конкурса 1999 г.
1. Александров Ю.И. Комплексное исследование
формирования системной структуры субъекта поведения. 99-06-00169а. ИП РАН
2. Богоявленская Д.Б. Исследование творческих
способностей методом компьютерной диагностики. 99-06-00148а. ПИ РАО
3. Братусь Б.С. Проблема человека в современной
психологии: методология, теория, практика. 99-06-00170а. ПИ РАО
4. Бушов Ю.В. Исследование динамики внутри- и
межполушарных взаимодействий при восприятии человеком длительности интервалов
времени. 99-06-00253а. ТГУ (Томск)
5. Воловикова М.И. Психология праздника. 99-06-00251
а. ИП РАН
6. Демина И.А. Психологические механизмы формирования
жизненной перспективы старшеклассников в контексте субъективной картины их жизненного
пути. 99-06-00142а. АГУ
7. Дикая Л.Г. Переживание стресса как фактор
самоактуализации и развития личности: формирование позитивных изменений и
отношения к себе и среде. 99-06-00252а. ИП РАН
8. Дружинин В.Н. Проявление общих способностей в
ситуациях межличностного взаимодействия. 99-06-00171 а. ИП РАН
9. Журавлев А.Л. Совместная деятельность малых групп
с различным субъективно-экономическим статусом их состава. 99-06-00064а. ИП РАН
10. Иваницкий А.М. Вербальное мышление и вербальная
память: корковые механизмы. 99-06-00059а. ИВНДиНФ РАН
11. Калинина Н.В. Психологические тенденции
антикризисного поведения подростков и молодежи в условиях ближнего социума
среднероссийского города. 99-06-00135а. УлГУ
12. Князева Т.С. Диагностика музыкальных способностей
по параметрам электроэнцефалограммы. 99-06-00277а. ИП РАН
13. Козлова Н.Н. Русский человек и общество в XX в.:
новые источники и новые подходы. 99-06-00039а. РГГУ
14. Кольцова В.А. Очерки истории психологической
мысли России XIX—XX вв.: опыт духовно-нравственного решения психологических
проблем. 99-06-00058а. ИП РАН
15. Корнилов Ю.К. Практическое мышление и опыт:
ситуативность, событийность, инструментальность. 99-06-00220а. ЯрГУ
16. Корсун Т.В. Процессуальные характеристики решения
тестовых задач. 99-06-00133а.СГУ
17. Крюкова Т.Л. Исследование совпадающего (coping) поведения: разработка программ
социально-психологической адаптации и развития креативности детей и взрослых.
99-06-00198а. КостГПУ
153
18. Лебедев А.Н. Нейрофизиологические предикторы
личностных особенностей человека. 99-06-00134а. РЦГО
19.
Марютина Т.М. Семейные предикторы школьной готовности и творческого
мышления детей 6—7 лет: сравнительный анализ двух популяций. 99-06-00096а. ПИ
РАО
20.
Равич-Щербо И.В. Структура индивидуальности как основа психологической
диагностики: психогенетический подход. 99-06-00179а. ПИ РАО
21.
Родионова Н.В. Понимание ситуаций радиационной опасности профессионалами и
непрофессионалами. 99-06-00139а. СГУ
22.
Сергиенко Е.А. Природа индивидуальных различий. 99-06-00051 а. ИП РАН
23.
Соболева Е.Д. Этнические стереотипы в области семейных отношений (на
материале исследований национальных меньшинств и русских, проживающих в Самаре
и Самарской области). 99-06-00099а. СамГПУ
24.
Ушаков Д.В. Когнитивные и личностные детерминанты социального познания.
99-06-00172а. РЦГО
25.
Холодная М.А. Индивидуальные познавательные стили: механизмы, типология,
учет в школьном обучении. 99-06-00061 а. ИП РАН
26.
Щебланова Е.И. Исследование динамики когнитивных и некогнитивных личностных
показателей одаренности школьников в подростковом возрасте. 99-06-00256а. ПИ
РАО
27.
Юркевич B.C.
Прогноз творческого развития умственной одаренности. 99-06-00122а. ПИРАО
Продолжающиеся
исследовательские проекты по психологии 1997—1998 гг.
1.
Абульханова-Славская К.А. Переход от неосознаваемого к осознаваемому в
социальном мышлении личности. 97-06-08193а. ИП РАН
2.
Агамова Н.С. Социально-психологическая детерминация миграционного поведения
личности. 97-06-08205а. “Гуманитарий”
3.
Алексеев К.И. Психологические механизмы восприятия метафоры. 98-06-08109а.
ИПРАН
4.
Альтман Я.А., Гузиков Б.М. Комплексное психологическое и
электрофизиологическое исследование эмоциональных реакций человека при действии
звуковых сигналов в норме и при стойких нарушениях эмоционального состояния.
98-06-08006а. ИФиз РАН
5.
Анцыферова Л.И. Изменение и развитие личности на протяжении целостного
жизненного пути. 98-06-08146а. ИП РАН
6.
Базылевич Т.Ф. Индивидуально-типологические особенности антиципации у
человека. 98-06-08061 а. ИП РАН
7.
Барабанщиков В.А. Аперцептивные компоненты восприятия. 98-06-08079а. ИП РАН
8.
Белова Е.С. Выявление и развитие творческой одаренности в дошкольном возрасте.
98-06-08172а. ПИРАО
9.
Березина Т.Н. Метод глубинного исследования личности и ее жизненного пути
на основе анализа пространственно-временных гештальтов образной сферы
(трансспективы времени). 97-06-08089а. ИП РАН
10.
Бирюков С.Д. Генетические и средовые детерминанты разноуровневых свойств
индивидуальности. 98-06-08244а. ИП РАН
11.
Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в когнитивном развитии.
98-06-08123а. ИПРАН
12.
Бодров В.А. Изучение роли личностных и когнитивных ресурсов человека в
регуляции устойчивости к информационному стрессу. 98-06-08050а. ИП РАН
13.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. 98-06-08082а. ИП РАН
14.
Введенская И.И. Особенности здоровья и самосохранительного поведения
пожилых как определяющие факторы повышения дифференцированности и адресности
медико-социальной помощи. 98-06-08047а. НГМА
154
15.
Ганькова З.А. Этнические различия психодинамических особенностей учащихся и
их учет в учебно-воспитательном процессе (на примере учащихся и студентов
Республики Карелия). 98-06-08011 а. ПетрГУ
16. Деркач А.А.
Акмеология в системе наук о человеке. 97-06-08096а. РАГС
17. Джидарьян И.А.
Представления о счастье в российском обществе. 98-06-08023а. ИПРАН
18. Ефимова О.И.
Тенденции суицидального поведения в меняющемся мире. 97-06-08215а. УлГУ
19. Зазыкин В.Г.
Психолого-акмеологические основы личностно-профессионального развития
специалистов. 97-06-08238а. РАГС
20. Зараковский Г.М.
Исследование общих и специфических компонентов популяци-онного психологического
потенциала как факторов, определяющих успешность жизнедеятельности отдельных
групп населения. 98-06-08111 а. “Эргоцентр”
21. Исенина Е.И.
Базовые качества матери и психическое развитие ребенка Младенческого и раннего
возраста. 98-06-08144а. ИвГУ
22. Кабрин В.И.
Коммуникативный стресс студента: феноменология, закономерности динамики,
факторы трансформации. 98-06-08150а. ТГУ (Томск)
23. Калинин И.В.
Психологические тенденции личностного роста женщин в условиях современного
российского общества. 98-06-08217а. УлГУ
24. Карпенко Л.А.
Анализ понятийных полей и междисциплинарных связей различных направлений
психологии. 98-06-08242а. ПИ РАО
25. Карпов А.В.
Разработка психологической теории принятия решения в профессиональной деятельности.
98-06-08156а. ЯрГУ
26. Кашапов М.М.
Теоретические основы и формирование профессионального педагогического мышления
педагога. 98-06-08206а. ЯрГУ
27. Краснова О.В.
Психосоциальная реабилитация пожилого человека и его семьи. 98-06-08177а. Ц.
“Геронтолог”
28. Крупнов А.И.
Этнопсихологические особенности черт личности. 98-06-08058а. РУДН
29. Лебедева Н.М.
Изменяющаяся этническая идентичность. Опыт кросс-культурного анализа
этнопсихологических исследований в России и СНГ в 90-х гг. XX в. 98-06-08152а.
ИЭА РАН
30. Левченко Е.В.
Идея отношения в отечественной психологии: история и современность.
98-06-08218а. ПГУ (Пермь)
31. Леонтьев А.А.
Словарь Л.С. Выготского: научные основы и разработка методологии. 98-06-08056а.
МИЯК
32. Леонтьев Д.А.
Психологический анализ самодетерминации личности. 98-06-08186а. МГУ НТЦ
“Обучающие технологии”
33. Мазилов В.А.
Теория и метод в психологии. 98-06-08051 а. ЯрГПУ
34. Максимова Н.Е.
Феноменология рационального/интуитивного и характеристики структуры индивидуального
знания. 97-06-08228а. ИП РАН
35. Малых С.Б.
Генетическое исследование развития интеллекта: лонгитюдное прослеживание от 6
до 16 лет. 98-06-08084а. ПИ РАО
36. Маркина А.В.
Природные предпосылки аффективно-личностной сферы человека. 97-0б-08038а. ИП
РАН
37. Мдивани М.О.
Подросток в информационной среде. 98-06-08078а. ПИ РАО
38. Морозов В.П.
Социально-психологический портрет современного человека по особенностям его
речи и голоса. 98-06-08174а. ИП РАН
39. Моросанова В.И.
Индивидуальные особенности саморегуляции произвольной активности человека и их
личностная детерминация. 98-06-08148а. ПИ РАО
40. Муздыбаев К.
Психология преодоления экономической и социокультурной депри-вации. 97-06-08071
а. ИС РАН СПбФ
41. Новиков В.В.
Психологическое содержание отношения людей различных социальных групп к
деньгам. 97-06-08239а. ЯрГУ
42. Нуркова В.В.
Психология автобиографической памяти. 98-06-08155а. МГУ НТЦ “Обучающие
технологии”
155
43. Осницкий А.К.
Возрастное становление механизмов осознанной саморегуляции произвольной
активности. 97-06-08121 а. ПИ РАО
44.
Павленко О.И. Механизмы формирования и психодиагностика профессиональных
умений и знаний у пользователей ЭВМ. 98-06-08090а. МГУ ИСАА
45.
Павловец Г.Г. Особенности социально-психологической работы с жертвами
этнических и социальных конфликтов. 98-06-08246а. ИСИ ГНЦ РСО-А
46.
Панов В.И. Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу
жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных регионов.
98-06-081 Оба. ПИ РАО
47.
Петренко В.Ф. Образ человека в психологической науке и в искусстве
(живопись и поэзия): сопоставительное психосемантическое исследование.
97-06-08233а. МГУ НТЦ “Обучающие технологии”
48.
Прохоров А.О. Психосемантика психических состояний. 98-06-08039а. КГПУ
49.
Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания. 97-06-08225а. МГУ
НТЦ “Обучающие технологии”
50.
Симонов П.В. Функциональная асимметрия мозга: мотивационно-эмоциональные
аспекты. 97-06-08006а. ИВНДиНФ РАН
51.
Смолянинов В.В. Психология риска профессиональной деятельности.
98-06-08196а. ИМАШ РАН
52.
Строганова Т.Д. Психофизиологические основы темперамента в младенчестве:
природа
индивидуальных различий. 98-06-08065а. НИИМ РАМН
53.
Тихомиров O.K. Развитие смысловой теории мышления.
97-06-08195а. МГУ НТЦ “Обучающие технологии”
54.
Умрихин В.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в российской
психологии XX в. 97-06-08088а. “Гуманитарий”
55.
Ушакова Т.Н. Речь и сознание субъекта в социальном контексте. 98-06-08073а.
ИП РАН
56.
Черниговская Т.В. Особенности индивидуальных когнитивных стилей и
психофизиологических характеристик как основа формирования адаптивных моделей
обучения детей и взрослых. 97-06-08242а. ИЭФБ РАН
57.
Чернышев Д.С. Социально-психологические закономерности оптимизации
жизнедеятельности молодежных групп. 98-06-08032а. КурГПУ
58.
Чудновский В.Э. Проблема смысла жизни и формирование интрогенной активности
в процессе социореабилитации. 98-06-08081 а. ПИ РАО
59.
Якобсон С.Г. Развитие произвольности у дошкольников. 98-06-08232а. ОГЭК “ПЛ
ГТО”
Список поддержанных
издательских проектов по психологии по итогам конкурса 1999 г.
1. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления.
99-06-1601 Зд
2. Кольцова В.А. Психологическая мысль России века
Просвещения. 99-06-1 бОЗЗд
3. Левченко Е.В. Творчество в искусстве, искусство
творчества. 99-06-16017д
4. Мелик-Пашаев Д.Д. Мир художника. Психология
способностей к художественному творчеству. 99-06-16005д
5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологические проблемы взаимодействия. 99-06-1601 Од
6. Новиков В.В. Психологическое управление в
кризисном обществе. 99-06-16028д
7. Павлова Н.Д. Слово в действии.
Психологический анализ политических выступлений. 99-06-1 б024д
8. Толстых Н.Н. Издание книги А.В. Толстых “Опыт
конкретно-исторической психологии личности”. 99-06-16008д
9. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание: опыт
психологического исследования. 99-06-16009д.
156
Проекты организации
экспедиций, полевых и экспериментально лабораторных исследований 1999 г.
1. Ганькова З.А.
Этнические различия психодинамических особенностей и когнитивных стилей
учащихся и их учет в учебно-воспитательном процессе (на примере учащихся и
студентов Республики Карелия). 99-06-18001 е. ПетрГУ
2. Зеленова М.Е.
Экспериментальное изучение личностных особенностей участников боевых действий,
переживших военный травматический стресс. 99-06-18007е. РЦГО
Проекты организации
научных мероприятий 1999 г.
1. Дружинин В.Н. Индивидуальный и групповой субъекты
в изменяющемся обществе. 99-06-14016г. ИП РАН
2. Крылов А.А. Ананьевские чтения-99. 99-06-14014г.
СпбГУ
3. Рубцов В.В. Психологическая наука и образование.
99-06-14025г. РАО
4. Симонова Н.М. А.С. Пушкин и историко-культурное
сознание России. Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и
будущем. 99-06-14005г. СамГПУ