Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

143

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

VI ЕВРОПЕЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

 

Участие в конгрессе осуществлено при поддержке Института “Открытое общество”. Грант № ТАА 93Е

 

4—9 июля 1999 г. в Италии (Рим) состоялся VI Европейский психологический конгресс, проводившийся под эгидой Европейской федерации профессиональных психологических ассоциаций (EFPPA). Он был организован Итальянской национальной ассоциацией профессиональных психологов (NPPA) в сотрудничестве с Международным объединением психологических наук, а также Интернациональной ассоциацией прикладной психологии. В работе конгресса участвовало свыше 600 ученых из 29 стран Европейского континента, в том числе представители Исландии, Ирландии, Люксембурга и Лихтенштейна, а также Турции и Израиля.

Открывая конгресс, президент EFPPA И. Лунт высказала уверенность, что его участники найдут новые пути развития партнерских отношений профессиональных психологов разных стран в исследовании интеллектуальных, творческих возможностей человека. Выделение в качестве приоритетной процедуры измерения творческих возможностей человеческой личности будет способствовать конструктивному разрешению глобальных проблем энергетики, экологии, демографии и социальной политики не только для Европы, но и для населения Земли в целом. На пленарном заседании выступил также сопредседатель конгресса Ф. Марини, который отметил, что в психологии на рубеже XX—XXI вв. произошли значительные изменения: приоритет перешел от теоретико-философских исследований к практико-ориентированным экспериментальным исследованиям. Вместе с тем развитие комплексных, многоплановых экспериментальных программ часто порождает множество частных, фрагментарных исследований. Потенциал современной психологии в Европе включает возможность проведения самых разнообразных исследований — от нейро-психологических до кросскультурных, и это позволяет высказать надежду, что психология в XXI в. будет многоликой и многоплановой, она сможет совместить унитарные и фрагментарные подходы к изучению человеческих резервов и представить человека во всей полноте его надежд и трагедий как субъекта, способного активно и ответственно конструировать стратегии жизни.

Основным тенденциям развития европейской психологии в настоящее время и перспективам развития психологии в Европе в XXI в. был посвящен программный доклад председателя конгресса Дж. Трентини. Было отмечено, что изменилось соотношение объекта и субъекта в психологических исследованиях. Субъектный подход позволяет, по мнению докладчика, представить упреждающее моделирование быстро изменяющихся условий социально-экономического и социокультурного паттерна поведения человека как проявления его субъектной активности. В основе субъектного подхода — исследование активной позиции человека при решении задач жизнедеятельности в условиях социальных, экологических, технологических и организационных изменений, происходящих в Европе и оказывающих влияние на весь мир. В ряду этих влияний — и

 

                                                                    144

 

негативные последствия: рост безработицы, миграционные процессы, изменение экосоциальной структуры жизни, ломка технологических и энергосберегающих систем. При этом акцент на примате личности закономерно приходится на моменты исторических кризисов социума, когда поиски новых путей развития общества и человекосберегающих технологий становятся особенно важными.

Идея необходимости междисциплинарного подхода к изучению феномена человека получила свое воплощение в разнообразных формах работы конгресса: это и симпозиумы по основным направлениям развития европейской психологии, и мастер-классы ведущих психологов, тематические сессии, индивидуальные и стендовые доклады (постеры), вечерние лекции, дискуссионные клубы и “круглые столы”. В рамках конгресса была организована презентация новых национальных ассоциаций профессиональных психологов, работающих в различных направлениях прикладной психологии в составе EFPPA. Среди них были отмечены национальные ассоциации психологов Венгрии, Словении, Польши, а также Эстонии. К сожалению, среди них не представлены российские психологи, нет их и в составе Европейской федерации.

На VI Европейском конгрессе работало восемь симпозиумов: 1) экономическая, политическая и социальная психология, 2) психология религии и антропология,                    3) психотерапия и клиническая психология, 4) психология здоровья, 5) психология развития и обучения, 6) общая и экспериментальная психология, 7) организационная психология и психология труда, 8) вопросы этики и организации труда профессиональных психологов. Каждый симпозиум включал от 10 до 20 тематических сессий; наиболее представительными по составу участников, оригинальности и разноплановости тематических сессий, докладов и постеров были 1, 3, 4, 6 симпозиумы.

Традиционно наибольшее количество сообщений и презентаций было посвящено проблемам коммуникации и информации в психотерапии, образовании, бизнесе, политике и международных отношениях. Большой интерес вызвал доклад С. Саари (Финляндия) “Роль и влияние массмедиа на формирование политического сознания избирателей”. Оживленную дискуссию на тематической сессии “Коммуникация и информация” вызвали доклады “Невербальная экспрессия в современном мире” А. Коваева (Словения) и “Роль речевой и визуальной информации в понимании говорящего” Д. Абе (Япония). Достаточно много докладов было представлено на симпозиуме по психологии здоровья. Тематическая сессия “Психология возраста и здоровье женщины” вызвала интерес как количеством представленных сообщений, так и их многообразием: “Здоровье женщины. Психосоциальные и средовые детерминанты и медиаторы женского здоровья” (П. Фри, Бельгия), “Стратегии социальной поддержки и мобилизации депрессивных пациентов”        (Г. Клауэр,Германия), “Социальная поддержка, враждебность и гнев в межличностных отношениях” (Е. Греенгласс, Нидерланды). Проблемы здоровья женщины и демографического кризиса в Европе нашли отражение в докладе М. Хандмана (Дания) “Здоровье женщины и психология” и Д. Гумминг (Ирландия) “Биомедицинская информация и качество жизни”.

В целом создалось впечатление, что традиционные для европейской психологии в прошлом гендерные проблемы уступают место интенсивным исследованиям в области экологии и психологии здоровья. Тематическая сессия “Среда, экология и психология” вылилась в дискуссию по вопросам уровня жизни экономически развитых стран Европы и качества жизни, которое во многом зависит от экологии среды; здесь формируются новые понятия: “экопсихология” и “психология жизненной среды”. В этом плане интересны были доклады Л. Ненчи и М. Мура (Италия) “Урбанистические представления в организации жизненного пространства” и Р. Швайцер-Риез (Швейцария) “Использование солнечной энергии в социальной работе с людьми в Альпах и Пиренеях”, Д. Каррус, М. Бонаиуто (Италия) “Влияние восприятия среды на организацию национальных парков в Италии”. Проблемам формирования экологического стиля жизни и детским фантазиям был посвящен доклад М. Виллеуендаса (Испания). С. Мюнцер и С. Тейлор (Англия) осветили проблему “Социальная репрезентация здоровья в профессиональной сфере”. Тематический доклад группы испанских ученых на тему “Особенности психического и физического здоровья женщин в старости” представил М. Толедо Альяга.

 

                                                                  145

 

Различным проблемам психотерапевтического взаимодействия были посвящены сообщения Д. Раярди и Р. Кателлани (Италия), Г. Травесо (Испания) и Г.Де Лео (Нидерланды). Большой интерес у участников конгресса вызвали презентации-мастерские П.Д. Хавкинса “Идеомоторное поведение в психотерапии. Клинический подход”,                 П. Шеттгена (Мальта) “Японское искусство айкидо в психотерапии конфликта”, “Психодрама” А.Л. Иаконо (Италия).

Непосредственное отношение к обсуждавшимся на конгрессе проблемам европейской психологии имеет и проблема войны и мира, как и была названа одна из тематический сессий. Несколько докладов было посвящено исследованию основных принципов и результатов психосоциальной поддержки детей, перенесших войну                (М. Затович, К. Станулович, Д. Бергер). Не вызывает сомнений важность и актуальность исследования “Личностные характеристики детей, перенесших войну” М. Затовича (Словения), “Ресурсы и средства утверждения этнических групп в Ливане” Д. Зугуеиб (Ливан), “Рефлексия жестокости в мирное время” Л. Фонтеса (Испания).

Достаточно представительным по количеству тематических сессий, заявленных докладов и мастер-классов был симпозиум “Психология развития и обучения”. Интересными были доклады “Стресс и интеллектуальное развитие студентов” X. Ловегрове (Норвегия), “Когнитивная активность и психическое здоровье” Г. Бертолотти (Италия), “Трансактная модель поддержки социальной и физической активности детей в процессе обучения в школе” К. Джонсон, Д. Ли (США). С сожалением надо отметить, что в этом симпозиуме, как и в ряде других были заявлены доклады российских ученых (например,     Л. Обуховой “Формы и функции имитационного поведения у детей”, А. Подольского “Депрессия и другие психопатологические проявления в среде русских детей-эмигрантов в Хельсинки” и других), но в силу известных обстоятельств многие из них не приехали на конгресс. Российская психология была представлена довольно компактной группой, в основном, представителями молодого поколения ученых, доклады и постеры которых были заявлены в различных тематических сессиях. Это доклад Н. Михайловой (Москва) “Развитие личности в ситуации эмиграции”, Е. Савиной (Орел) “Социальные репрезентации о душе у детей и взрослых”, М. Чумаковой (Курган) “Личность студента в аспекте эффективности обучения”, И. Макаровой (Москва) “Особенности психомоторного развития детей с нарушениями речи”, И. Лоткиной (Омск) “Этнология и этнопсихология”, А. Болотовой (Москва) “Время и его отражение в межличностных взаимодействиях”. Достаточно представительными на конгрессе были делегации психологов Украины, Грузии, Молдавии, Эстонии и Литвы, что способствовало инициации дискуссий о путях развития психологии, проблемах коммуникации между учеными разных стран.

Резюмируя, можно отметить, что интенсивная работа VI Европейского конгресса по психологии позволила выявить состояние, проблемы и перспективы развития европейской психологии в преддверии XXI в.

 

 

А.К. Болотова, И.В. Макарова

Москва