Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

115

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

 

13-14 апреля 1999 г. в Москве состоялся V симпозиум "Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни", посвященный 85-летию Психологического института. В симпозиуме приняло участие 70 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Самары, Волгограда, Новосибирска, Липецка, Череповца, Донецка. К проблемам смысла жизни проявили интерес не только научные сотрудники, преподаватели вузов, аспиранты, но и учителя, практические психологи, студенты и старшеклассники. Во вступительном слове В.И. Панов (Москва) отметил, что симпозиум проходит в рамках целого цикла юбилейных мероприятий института и отражает результаты одного из актуальных направлений в научно-исследовательской работе.

Обобщающий доклад В.Э. Чудновского (Москва) "Пятилетие поиска" был посвящен некоторым итогам и перспективам исследования проблемы смысла жизни. Докладчик

 

116

 

отметил, что работа симпозиумов способствовала привлечению внимания исследователей к этой проблеме. Появился целый ряд работ, рассматривающих общепсихологические и онтологические проблемы смысла жизни: "О двух парадигмах смысла жизни", "Смысл жизни и акме", "Смысл жизни и ислам", "О душе, духовности, цели и смысле жизни" и многие другие. В работах феномен смысла жизни рассматривается как особое психическое образование, способствующее относительной эмансипации личности от непосредственного влияния внешних и внутренних факторов. Вместе с тем показано, что имеющиеся в литературе характеристики смысла жизни (В. Франкл, К. Обуховский и другие) являются односторонними, подчеркивают лишь его позитивную направленность, в то время как этот феномен, являясь продуктом человеческого разума, содержит в себе двойственность и амбивалентность. В этой связи докладчик остановился на психологических аспектах формирования ложного смысла. Психологическое ядро проблемы смысла жизни, по мнению В.Э. Чудновского, - в своеобразном для каждого субъекта соотношении "горизонтального" и "вертикального" измерений - стремления "забежать вперед" (мысленно представить себе собственную жизнь в целом) и стремления "вверх" - к высоким ценностям и духовным идеалам. В ряде случаев происходит сбой в самом процессе становления смысла жизни: имея своей предпосылкой высокие ценности и идеалы, этот процесс "на выходе" дает результат, прямо противоположный устремлениям человека. Одна из причин подобных "сбоев" - в "многоликости" человеческого мышления, в том, что оно не остается "девственным" по отношению к выполняемым функциям. В ходе их реализации изменяется сам способ мышления, который приспосабливается к личностным установкам человека. В докладе рассмотрена проблема адекватности смысла жизни, показано, что функция смысла жизни существенно обусловлена не только его "ценностным содержанием", но и своеобразием структурной иерархии, составляющей его основу.

Позитивной тенденцией исследований по проблеме смысла жизни, как считает докладчик, является возросший интерес к ее прикладным аспектам, выяснению того, в какой мере, вроде бы такая абстрактная философско-этическая категория, как смысл жизни, может быть использована в практике повседневного бытия человека. В этой связи докладчик остановился на исследованиях Д.Н. Завалишиной по проблеме "Профессиональная деятельность как смысл жизни", на работах по изучению смысла жизни в деятельности учителя. Педагогическое образование, подчеркнул докладчик, до сегодняшнего дня игнорирует проблему смысла жизни. Между тем изучение условий, при которых педагогическая профессия может стать смыслом жизни учителя, - актуальнейшая задача вузовской педагогики.

В заключение В.Э. Чудновский отметил желательность большей консолидации исследований по проблеме смысла жизни.

Как и на предыдущих симпозиумах, в программу был включен ряд теоретических докладов и сообщений. В докладе В.Т. Ганжина (Москва) "Объективные смыслы в поисках человека" говорится о необходимости разрабатывать теорию объективного смыслового поля, в рамках которой следует выделить пять аспектов (божественный, космический, физический, биологический и антропологический смыслы). В.Г. Асеев (Москва), раскрывая тему "Мотивационные характеристики реализации смысловых установок", подчеркнул, что в процессе реализации смысловых установок личности происходит существенное преобразование мотивационной структуры и регуляционных особенностей смысловых образований.

Значительное внимание участники симпозиума уделили роли духовности в становлении смысла жизни. Вопросу взаимосвязанности понятий "душа", "духовность", "цель", "смысл жизни" посвятил свое выступление Е.Д. Яхнин (Москва). Цель и смысл жизни, по его мнению, появляются на высоком уровне духовности, когда человек осознает свою предназначенность, заключающуюся в том, что его деятельность в любой сфере и он сам служат счастью людей. В докладе "Проблема смысла жизни и целостность существования" А.Н. Зерниченко (Москва) отметил, что вопреки чувству отдельности человек стремится к продолжению себя, единству с миром. В поисках смысла жизни он обращается к понятию духовности, включающему такие составляющие, как целостность, единство и сонастроенность с окружающим миром. А.В. Суворов (Москва) для анализа понятия "смысл жизни" обратился к концепции духовности Даниила Андреева. По мнению Д. Андреева, самый желанный путь развития - духовный, связанный с

 

117

 

самоизменением, самопросветлением, самоодухотворением человечества, с воспитанием духовных способностей. Источником духовности является не "духовный труд" (Э.В. Ильенков), а духовный опыт - опыт постижения запредельной для нашего физического мира реальности. А.А. Мелик-Пашаев (Москва) высказал мысль, что не следует сводить содержание смысла жизни к каким бы то ни было целям, лежащим в горизонтальной плоскости наличного бытия. Этому противоречит конечность земной жизни отдельного человека и неизбежность исчезновения, со временем, любых последствий его дел. Жизнь человека и всего мира может обрести прочный смысл в "вертикальном" измерении, поскольку она укоренена в вечной жизни и сознается только часть ее, временно выделившаяся для достижения тех или иных целей.

На V симпозиуме в соответствии с пожеланиями участников предыдущих симпозиумов впервые выступили представители духовенства. Проблеме поиска смысла жизни с христианской точки зрения посвящено выступление священника о. Владимира (Архипова). Для человека, ищущего смысл жизни в системе ценностей христианства, могут оказаться привлекательными: 1) непререкаемый принцип свободы, 2) призыв к духовному возрастанию и гармонизации во всех сферах жизни человека, 3) достоверный критерий правдивости, 4) возвышенное и одновременно трезвое отношение к личности человека, 5) путь развития и "возрастания" личности, в котором заложен механизм оптимального достижения цели.

В докладе "Смысл жизни и ислам" Г.Д. Джамаль проанализировал эпоху, определившую возникновение понятия "смысл жизни" (XIX - XX вв.), о котором можно говорить лишь с некоторыми допущениями. В отличие от массового сознания, где "смысл" - нечто рациональное, некоторая догма, отвечающая на вопрос: "Зачем жить?", - смысл жизни, как отметил докладчик, - некий опыт, который очевиден сердцу, хотя может нуждаться в сложных объяснениях на уровне языка.

В рамках обсуждаемой проблемы ряд докладов был посвящен анализу творчества крупных отечественных ученых, мыслителей, деятелей искусства. Г.Г. Граник (Москва) рассмотрела вопрос о смысле жизни в работах Е.И. и Н.К. Рерихов. Проблеме смысла жизни в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого был посвящен доклад Н.В. Кудрявой (Москва). В выступлении Н.А. Крымовой (Москва) "Смысл жизни Мастера" проанализированы неопубликованные материалы дневниковых записей и интервью с режиссером А. Эфросом, в которых прослеживается его творческий поиск, не прекращавшийся всю жизнь.

По сложившейся традиции на симпозиуме обсуждалась проблема "Смысл жизни и социореабилитация". Н.Л. Карпова (Москва) в докладе "О векторе и механизме "смыслостроительства" в процессе социореабилитации" рассмотрела проблему становления нового смысла жизни на примере организации высокой мотивационной включенности в процесс социореабилитации пациентов и их родственников в рамках семейной лого-психотерапии. Намечена единая классификация стратегий становления интрагенной активности у пациентов и их родственников, выявлен механизм повышения смыслообразующей функции мотива до уровня смысла жизни.

Отличительная особенность V симпозиума - представленность значительного числа экспериментальных исследований по проблеме смысла жизни на современном этапе развития общества. Изучению смысла жизни у наемных работников малого бизнеса посвящен доклад Г.А. Вайзер и З.В. Голышевой (Москва). Исследование показало, что в период развала экономики специалисты с высшим и средним образованием, испытавшие в условиях безработицы психологический шок и утрату широких социальных смыслов, сохраняют в качестве главных групповые смыслы (дети, семья, помощь родным и близким). Структуры мотивации человека в поворотные моменты жизни рассмотрела В.Н. Куницына (Санкт-Петербург). Потребность в поиске смысла жизни обостряется в период кризисных состояний. Отъезд немцев Барнаульского края из России был связан в основном с угасанием, потерей смысла жизни, а стремление остаться определялось верой в себя и свои возможности. В докладе Г.В. Акопова и Н.Л. Быковой (Самара) показано, что стремление к компенсации нестабильности социально-экономической ситуации в России отражается на спектре тем и динамике смысложизненных ориентаций, детерминируемых полом и возрастом. Динамика смысложизненных ориентаций в период обучения студентов вузов проанализирована С.В. Кучеровской и А.В. Стариковой (Самара), а взаимосвязь между

 

118

 

развитием представлений о смысле жизни и становлением своего реального смысла жизни у выпускников IX—XI классов раскрыта Т.Г. Цигулевой и Т.А. Бирюковой (Волгоград).

Впервые на симпозиуме были представлены доклады о роли смысла жизни в профессиональной деятельности учителя. В докладе Е.А. Максимовой (Москва) творческая деятельность учителя, максимальное раскрытие им собственной индивидуальности рассматривались как условие повышения значимости педагогической профессии до уровня смысла жизни.

На симпозиуме был организован «круглый стол», где обсуждались следующие вопросы: «Жизнь и смерть» (И.А. Рыбакова, Киев), «Смысл жизни беженцев» (Т.Г. Цигулева, Волгоград), «Создание пособия по смысловедению», «Опыт проведения бесед с учащимися по проблемам смысла жизни» (В.А. Рыжков, М.Б. Ширман, Д.В. Селезнева, Москва).

 

Г.А. Вайзер

Москва