104
КОРОТКО О КНИГАХ
УЧЕБНИК ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Sternberg R.J. In
search of the human mind. 2nd ed.
Книга "В поисках
человеческого разума" принадлежит перу профессора Йельского университета
(США) Р. Стернберга - одного из ведущих специалистов в области общей
психологии. Объемный труд представляет собой введение в психологию для
студентов университетов и дает панорамную и одновременно детальную картину
современного состояния психологической науки и практики. Учебник содержит
полный курс общей психологии, а также введение в социальную и клиническую
психологию. В краткой характеристике частей и глав сделаем акцент на отличиях
от российских учебников в изложении определенных тем и на новейших данных.
В части 1
"Природа психологии" дается определение психологии как науки,
характеризуются ее цели и методы исследования и диагностики. Освещаются история
развития психологических идей в рамках философии и методологические основы
различных теоретических направлений в психологии XX в. Нужно отметить, что в
своем эссе, обрисовав становление психологии как науки в XIX в. в Германии,
автор освещает историю экспериментальной и гуманистической психологии преимущественно
в США, ограничивая европейскую науку лишь двумя именами - И.П. Павлова и З.
Фрейда.
Часть 2 "Основные
биологические и когнитивные процессы" открывается главой о строении
центральной нервной системы, анатомии и физиологии мозга и включает новейшие данные,
полученные с помощью методов измерения магнитного резонанса (MRI) и томографии
позитронной эмиссии (PET). Построенные традиционно, главы о сенсорике и
восприятии дополнены подглавами о привыкании и внимании, понимаемыми как
феномены перцептивных процессов. Завершает часть глава о сознании, которое
трактуется как интроспективно данная реальность; обсуждаются факторы
(суггестивные и наркотические), изменяющие состояние сознания; одновременно
сознание рассматривается сквозь призму его объективных коррелятов.
В части 3
"Высшие когнитивные процессы" излагаются механизмы научения и памяти,
проблемы языка и речи, мышления и интеллекта. В главе о научении
рассматривается также социальное научение - усвоение стереотипов поведения.
Глава о
105
памяти содержит современные представления о
механизмах запоминания и формах хранения информации, включая данные о
нейрофизиологии памяти. В главе о речи, где основное внимание уделяется
значению и смыслу, представлены также синтаксис, прагматика языка и
социолингвистические аспекты речи. В главе о мышлении рассматриваются процессы
разрешения проблем и принятия решений. В заключительной главе обсуждаются
традиционные подходы к исследованию интеллекта, методы его измерения, а также
проблемы наследственности и способы развития интеллекта.
Часть 4 посвящена процессам
развития. В главе о когнитивном и физическом развитии представлена картина
физиологического развития мозга и нервной системы. Обсуждается проблема
взаимодействия созревания и научения и под этим углом зрения рассматриваются
основные теории когнитивного развития - Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Глава о
социальном развитии охватывает развитие эмоций, личности и межличностных
отношений; развитие личности излагается в рамках теории Э. Эриксона; отдельно
рассматривается формирование образа Я и самооценки; обсуждаются альтернативные
модели становления моральных оценок.
В части 5 описываются
социально-психологические процессы в личностной и межличностной/групповой
перспективах. Первая из них охватывает развитие социальной компетентности,
формирование и изменение установок, проблемы межличностной аттракции, вторая -
закономерности изменения индивидуального поведения под воздействием группы,
феномен конформизма, формы антисоциального поведения, в частности агрессию.
Заключительная глава посвящена природе и характеристикам мотивации и эмоций,
современным подходам к их изучению - физиологическому, поведенческому,
клиническому и когнитивному.
Часть 6 отведена клинической
психологии. Наиболее объемная глава посвящена парадигме изучения личности -
психодинамической, гуманистической и экзистенциальной, когнитивной, теории черт
и теории личностных конструктов - и соответствующим методам диагностики.
Предмет другой главы - расстройства личности и аномальное поведение. В
контексте названных подходов освещаются различные методы индивидуальной и
групповой психотерапии, анализируется их эффективность. В последней главе,
посвященной психологии здоровья, рассматриваются психосоматические заболевания
и роль психологических и социальных факторов в модели болезни.
Завершающий раздел учебника отведен справочному материалу: это статистическое приложение, обширная библиография, глоссарий использованных терминов, именной и предметный индексы.
"В поисках
человеческого разума" представляет собой капитальный, почти исчерпывающий
курс введения в психологию, который характеризуют широкий охват и актуальность
материала, - "почти", поскольку российскому студенту, использующему
этот учебник, придется дополнительно изучать работы по теории и истории
отечественной и европейской психологии.
В завершение отмечу, что
учебник отличают также достоинства, относящиеся к форме подачи материала. Одно
из них - дидактически блестящее построение, являющееся результатом многолетнего
преподавательского опыта автора и воплощающее его же "Двадцать советов по
преподаванию введения в психологию" (см.: ARS Monitor.
1999. V. 12. N 1. P. 16-17). Для современного
студента полезна и приводимая информация об интерактивных компьютерных
программах, сопряженных с учебником (например, Harcourt Interactive,
Psychology: The Core on CD-ROM). Другое достоинство - полиграфическое
оформление издания: наряду с множеством цветных иллюстраций в учебнике
представлены портреты выдающихся психологов прошлого, а также интервью и
фотографии ученых, внесших значительный вклад в современную (западную)
психологическую науку. Эстетическое впечатление усиливают также репродукции
картин, предпосланных главам, - вариации на тему мифа о Психее.
Г.В. Парамей
Москва