118
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ЮБИЛЕЙНАЯ СЕССИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
С 22 по 26 марта с.г. в
Психологическом институте РАО им. Л.Г. Щукиной состоялась юбилейная
научно-практическая сессия, посвященная 85-летию института. Сессия проходила
под общим девизом "Психологическая наука и образование". С
вступительным словом о роли института в развитии психологической науки выступил
директор В.В. Рубцов.
Всего на сессии было
заслушано и обсуждено более 20 докладов, которые отличались разнообразием
жанров и тематики. Среди них были и сугубо теоретические доклады, и
практики-ориентированные работы и сообщения об экспериментальных исследованиях.
Первый день работы сессии
был посвящен истории института. Уникальные исторические данные были
представлены в докладе М.Г. Ярошевского, проанализировавшего историю
формирования и развития в институте двух ведущих научных школ - школы Челпанова
и школы Выготского.
С историко-культурным
анализом развития науки в институте выступили Б.С. Братусь и В.В. Умрихин. Они
остановились на истории возникновения института и изложили свою точку зрения на
его современное состояние. Особо была подчеркнута необходимость укрепления
философско-психологических исследований.
Среди теоретических докладов особый интерес вызвали
доклады Н.И. Чуприковой, Б.Д. Эльконина, В.И. Панова.
В докладе Н.И. Чуприковой
был сформулирован всеобщий универсальный закон развития: от общего к частному,
от целого - к частям. Обоснование этого закона осуществлялось на основе анализа
и обобщения самых разнообразных научных фактов и литературных источников. Автор
использовал теоретические представления не только психологии, но и философии,
биологии, физиологии, культурологии и т.д.
Конкретное воплощение
данного всеобщего закона в практике обучения было представлено в докладе Н.П.
Локаловой. Она рассказала о разработанных и внедренных ею уроках
психологического развития в обычных классах начальной школы, в основу которых
положено овладение детьми основами анализа и системной дифференциации.
В докладе Б.Д. Эльконина был
предложен новый подход к развивающему обучению в подростковом возрасте. Автор
проанализировал обобщенную картину развивающего обучения подростка с трех
разных позиций: с позиции субъекта, предмета и способа обучения. Особо была
подчеркнута роль онтологической децентрации в этом возрасте.
Сообщение В.И. Панова было
посвящено актуальным проблемам экопсихологического подхода к изучению психики
человека.Автор зафиксировал различные уровни взаимовлияния психики и среды в
субъект-объектной парадигме. Доклад вызвал острую дискуссию, в которой
обсуждались различные понимания категории "субъекта", соотношения
психики и среды, содержание категории "среды" и т.д.
А.К. Осницким были
сформулированы основные критерии самодеятельности человека, среди которых автор
выделил: целостность и структурную полноту системы саморегуляции, необходимость
использования функциональных связей, владение средствами анализа и
конструирования разных уровней саморегуляции, умение оперировать со знаковой
информацией и согласованность системы саморегуляции с опытом субъектной
активности.
В докладе М.К. Кабардова был представлен анализ системы "Учитель - Метод - Ученик" в дифференциально-психологическом аспекте. Автор убедительно показал необходимость учета индивидуальных возможностей учащегося, стиля педагогической деятельности, а также особенности используемого педагогом метода. Согласно позиции автора, эффективность процесса обучения зависит от "валентности" этих факторов по отношению друг к другу.
119
Ряд докладов наряду с
общеметодологическими позициями отражал конкретный опыт практической работы в
области образования, основанный на научной концепции авторов. Так, сообщение
Л.М. Митиной было посвящено концепции и технологии профессионального развития
педагога. Автор представил модель конструктивного изменения поведения учителя,
основанную на результатах теоретико-экспериментального исследования. Данная
модель уже используется в практике и предназначена для реализации в системах
подготовки и переподготовки учителя.
Сообщение А.М. Матюшкина
содержало разносторонний анализ актуальных проблем обучения одаренного ребенка,
в котором наряду с общетеоретическими позициями, были представлены конкретные
методы и результаты многолетней педагогической работы с одаренными детьми.
В докладе Н.И. Гуткиной были
заявлены психологические принципы развития познавательной мотивации и
произвольности в учебной деятельности, а также конкретные формы реализации этих
принципов в практике работы "групп развития" с детьми, не готовыми к
обучению в школе.
А.Б. Николаева в своем
сообщении выделила приоритеты психологической преемственности детского сада и
школы. Автор призвал к смягчению резкого перехода к формально-ролевым
отношениям на стыке двух образовательных звеньев и к более тесному
"сосуществованию" детского сада и школы.
Большой интерес вызвал очень
четкий по мысли и по форме доклад И.М. Улановской, в котором был представлен
оригинальный, научно-обоснованный подход к определению качества образовательной
среды основной школы. Ею была предложена модель независимой экспертизы, включающая
три блока: выявление внутренних целевых установок школы, средств и результатов
воздействия образовательной среды.
Доклады, представленные на
сессии, отражали также конкретные экспериментальные исследования в области
образования. Следует отметить исследование Ю.Ю. Балашовой, посвященное
диагностике реактивной тревожности школьников и ее понижению с помощью
учебников нового типа (разработанных группой Г.Г. Граник). Эксперимент показал,
что обучение по новым учебникам не только улучшает технику чтения и
орфографическую грамотность школьников, но и в значительной степени снижает
уровень школьной тревожности. В докладе Т.Г. Раевской были показаны результаты
исследования, посвященного ориентации современных школьников на образование как
социальную и субъективную ценность. В работе установлено, что для подавляющего
большинства современных школьников образование является действительно важной
жизненной ценностью. Причем современные подростки выступили как носители двух
противоположных моделей ценности образования - процессуальной и результативной.
Наряду с образовательной
тематикой на сессии были представлены исследования, посвященные классическим
фундаментальным проблемам общей и возрастной психологии. Т.В. Ермолова и К.Н.
Поливанова посвятили свои сообщения проблеме возрастных кризисов. Т.В. Ермолова
заявила новый подход к выявлению содержания личностных новообразований
возрастных кризисов; на материале экспериментального исследования было
показано, что новообразованием кризиса семи лет является социальное Я ребенка,
которое осуществляется в реальном ролевом поведении. Содержательным фокусом
доклада К.Н. Поливановой был психологический механизм возрастных переходов.
Согласно позиции автора, таким механизмом является субъективация
психологических достижений предшествующего периода и переход на новый уровень
произвольности.
Большой интерес вызвал также
доклад А.А. Адаскиной, в котором было представлено экспериментальное
исследование зарождения художественного образа в процессе восприятия действительности.
В работе была выделена специфика художественного восприятия обычных предметов,
суть которой состоит в эмоциональности и целостности восприятия, и показана
отрицательная возрастная динамика этих особенностей от дошкольного к
подростковому возрасту.
Доклад Г.В. Шуковой был
посвящен зрительному восприятию пространственной протяженности. На материале
тщательного лабораторного эксперимента была доказана роль процессуальной
длительности в восприятии пространственной протяженности и предложен психологический
механизм порождения восприятия пространственности.
Следует отметить сообщение
Ю.В. Кортневой, в котором была предложена оригинальная модификация классической
методики Хоппе, измеряющей уровень притязаний. Предложенная методика позволяет
сделать важное различение демонстрируемого и реального (или скрытого и
открытого) уровня притязаний.
В целом, сессия показала, что в Институте достаточно интенсивно проводятся теоретические и экспериментальные исследования, в которых
120
продолжаются и развиваются традиционные для нашей
страны научные школы. Доложенные работы еще раз продемонстрировали, что
фундаментальные исследования сотрудников института находят широкое и
разнообразное применения в практике образования и социальной сфере в целом.
В период сессии в институте
работала экспертная комиссия по присуждению премий Г.И. Челпанова и А.А.
Смирнова за лучшие доклады. По результатам работы комиссии были присуждены
следующие премии.
Премию им. Г.И. Челпанова I
степени: Н.И. Чуприкова - "Всеобщий универсальный закон развития" и
Б.Д. Эльконин - "Развивающее обучение в подростковом возрасте".
Премию им. Г.И. Челпанова II
степени: М.К. Кабардов - "Врожденное и приобретенное в системе
"Учитель - Метод - Ученик"" и Г.В. Шукова - "Изучение
механизмов зрительного восприятия пространственной протяженности".
Премию им. А.А. Смирнова I
степени получила И.М. Улановская - "Подход к определению качества
образовательной среды".
Премия им. А.А. Смирнова II
степени была присуждена А.А. Адаскиной - "Зарождение художественного
образа в процессе восприятия действительности" и Т.В. Ермоловой -
"Социальное Я как личностное новообразование кризиса семи лет".