Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

48

 

СВЯЗИ МЕЖДУ ЗДОРОВЬЕМ СТУДЕНТОВ И ИХ ЖИЗНЕННЫМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ, ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

 

В.И. ЧИРКОВ, Э.Л. ДИСИ

 

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 96 — 03 — 04595, ACTR/ACCELS и USIA

 

 

Недавние исследования, выполненные в США в рамках теории самодетерминации [13], [14], выявили две группы жизненных ценностей. Одна группа ценностей, в которую по результатам факторного анализа были объединены личностный рост, привязанность и любовь, служение обществу и здоровье, получила название внутренних стремлений. Внутренние стремления были интерпретированы как жизненные цели, обеспечивающие удовлетворение основных психологических потребностей в автономности, эффективности и привязанности и которые способствуют личностному росту и психическому здоровью. Другая группа ценностей, в которую были объединены материальное благополучие, социальное признание через популярность и физическая привлекательность, получила название внешних стремлений. В эту группу стремлений попали состояния, имеющие видимые признаки благополучия и признания, оценка и достижение которых зависит от реакций других людей. Эти стремления, как правило, являются средствами достижения некоторых внешних по отношению к личностному Я целей и способами реализации потребностей, не ведущих к личностному росту и психическому здоровью.

Проведенные в США исследования продемонстрировали также, что если испытуемые ориентированы на внешние ценности в ущерб внутренним, то они имеют низкие показатели психического здоровья, оцененного с помощью опросников самоактуализации, самоуважения, депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью. Была также установлена и обратная зависимость: положительная корреляционная связь между относительным преобладанием внутренних стремлений над внешними и показателями психического здоровья. Аналогичные закономерности были выявлены и в других исследованиях, как на выборке студентов колледжей, так и на взрослой выборке [24]. Было установлено, что связи между стремлениями и психическим здоровьем не зависят от пола, дохода и возраста.

Другой аспект направления исследований в США связан с изучением влияния межличностного стиля общения между подростком и его родителями и учителями, на преобладание жизненных ценностей [3]. Исследования [21] и [22] убедительно продемонстрировали критическую роль, которую играет социальное окружение в формировании системы жизненных ценностей. В частности, было показано, что в социальной атмосфере, характеризуемой поддержкой самостоятельности подростков, наличием четких правил поведения и ясных критериев его оценки, последовательностью в их соблюдении, а также эмоциональной вовлеченностью в жизнь подростков, у них происходит успешное формирование внутренней мотивации, самостоятельности и саморегуляции. Подростки в такой атмосфере воспринимают себя более компетентными в учебной деятельности и демонстрируют более здоровые способы адаптации к социальным ситуациям различной природы по сравнению с подростками, воспитывающимися в противоположных условиях (строгий контроль за поведением, диффузность требований и равнодушие со стороны родителей) [11].

Исследование [15] было связано с более детальным анализом роли матерей в формировании структуры жизненных ценностей подростков. Оказалось, что старшие подростки, у которых преобладает стремление

 

49

 

к финансовому благополучию над стремлениями к привязанности, личностному росту и улучшению общества, имеют матерей, характеризуемых жестким контролирующим стилем воспитания и невысокой эмоциональной вовлеченностью в жизнь ребенка. Такие матери, как показало исследование, ценят социальную конформность и имеют более низкий уровень образования и дохода, чем матери, ориентированные на автономность и самостоятельность ребенка. Было выявлено, что дети из семей с низким доходом демонстрируют относительное преобладание ценности материального благополучия над внутренними ценностями. Сходные закономерности были получены на выборке студентов колледжа. Предсказательной ценностью в отношении преобладания внутренних стремлений было то, насколько студенты оценивали своих родителей как поддерживающих их самостоятельность, эмоционально вовлеченных, с теплыми межличностными отношениями. Относительное преобладание внешних ценностей у студентов оказалось отрицательно связанным с указанными показателями родительского стиля.

Итак, проведенные исследования на американской выборке позволили выделить: 1) две группы жизненных целей - внешние стремления и внутренние стремления, 2) установить положительную связь между относительным преобладанием внутренних стремлений и показателями психического здоровья и отрицательную - между преобладанием внешних стремлений и теми же показателями психического здоровья, 3) выявить положительное влияние родительской поддержки автономности, эмоциональной вовлеченности и структурированности требований на преобладание внутренних ценностей у детей.

Эти результаты были проинтерпретированы в работе [23] с позиций теории самодетерминации поведения человека [7]. Согласно данной теории, каждый человек имеет три базовые психологические потребности: потребность в автономности и самостоятельности, потребность в компетентности и эффективности и потребность в значимых межличностных отношениях. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психическому здоровью. Если семейное окружение обеспечивает адекватную реализацию указанных потребностей, то очень вероятно, что дети будут развиваться психологически здоровыми и что они ассимилируют такие жизненные ценности, которые и в дальнейшей жизни обеспечат беспрерывное удовлетворение базовых психологических потребностей. С другой стороны, если человек сталкивается с трудностями в удовлетворении этих потребностей, то скорее всего он будет испытывать беспокойство и обладать плохим психическим здоровьем. Очень вероятно, что такой человек ассимилирует жизненные ценности, являющиеся социально признанными индикаторами видимого благополучия. Люди, ориентированные на такие внешние ценности, скорее всего не будут получать удовлетворения от реализации внутренних ценностей, что в свою очередь будет подкреплять внешне-ценностную ориентацию и плохое психическое здоровье.

 

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СРАВНЕНИЯ

 

Согласно теории самодетерминации, три упомянутые выше психологические потребности являются универсальными и обеспечивают личностное развитие людей в любой культуре. Исходя из этого, предполагается, что на выборках представителей разных культур будет выявлено две группы стремлений (одна - связанная с удовлетворением психологических потребностей, а другая - не связанная с ними). Можно также предположить, что паттерны корреляций между относительным преобладанием внешних и внутренних стремлений и показателями психического здоровья будут такими же, как и на американской выборке. Согласно теории самодетерминации, контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям будет отрицательно влиять на удовлетворение их базовых психологических потребностей в любой культуре, что, в свою очередь, приведет к ориентации подростков на внешние ценности.

Настоящая работа нацелена на проверку результатов исследований по изучению связей между условиями социализации индивида, его жизненными стремлениями и психическим здоровьем, полученных на выборке российских студентов. Это первая попытка проведения исследования в рамках теории самодетерминации на представителях другой культуры. Подобное исследование

50

 

полностью соответствует требованиям психологии межкультурных различий, когда речь идет об установлении универсальных общечеловеческих психологических закономерностей: "Только после строгой проверки в разных частях света, проведенной на индивидах, сильно отличающихся друг от друга по качествам, соответствующих исследуемой гипотезе, теория может считаться полноценной" [26; 1007].

Российское общество отличается от американского по нескольким параметрам, которые могут оказать влияние на корреляции между ценностями и психическим здоровьем. Эти различия делают Россию хорошим полигоном для проверки универсальности ряда положений теории самодетерминации.

Первым параметром, который мы рассмотрим, является индивидуализм - коллективизм. Г. Триандис считает, что общество, построенное на культуре индивидуализма, "состоит из слабо связанных между собой индивидов, рассматривающих себя в качестве сущностей, независимых от коллектива, которые мотивированы прежде всего своими личными пристрастиями, потребностями и правами, а также контактами, которые они устанавливают с другими; достижение своих собственных целей они ставят выше целей других людей, а положительные и отрицательные стороны отношений с другими людьми они прежде всего подвергают рациональной оценке" [25; 2]. В такой культуре "индивиды являются единицами и конечной целью анализа и рассматриваются как автономные сущности, которые должны реализовать свое Я и демонстрировать суждения, независящие от конформистски направленного давления социальных норм" [25; 6]. Г. Маркус и С. Китаяма [16] считают, что люди в индивидуалистической культуре обладают "независимыми" Я.

В культуре коллективизма, наоборот, "упор делается на (1) точки зрения, потребности и цели группы, а не индивида, (2) поведение, детерминированное социальными нормами и обязанностями, а не удовольствием или личной выгодой, (3) общегрупповые ценности и (4) готовность кооперироваться с членами группы" [25; 6]. Г. Маркус и С. Китаяма [16] считают, что люди коллективистской культуры обладают "взаимозависимыми" Я.

Российский социолог К. Касьянова в работе о происхождении русского национального характера утверждает, что в своей основе русский этнический менталитет является коллективистским. Это означает, что потребности других, гармония межличностных отношений ставится выше удовлетворения личных потребностей. В этой же работе отмечается, что на Руси стремление к индивидуальному счастью всегда оценивалось отрицательно и что для русского менталитета не являются типичными стремление к независимости и самостоятельности в своих делах и начинаниях, тенденция полагаться только на самого себя и ориентация прежде всего на свои интересы, а не на интересы коллектива [1].

Сильное влияние коллективистской ориентации может быть прослежено, по мнению американских ученых, в практике воспитания детей в России [5], [19], [25]. Детей учат думать прежде всего о коллективе, а не о собственном благополучии, делиться игрушками, участвовать в коллективных мероприятиях и иметь определенные обязанности перед коллективом. Воспитательная практика в России пронизана идеей, что взрослые (родители, учителя и т.п.) знают лучше, что хорошо, а что плохо для детей и поэтому последние должны следовать их указаниям. Такая точка зрения проявляется и в том, что практически любой взрослый (особенно учитель) может и должен вмешиваться в воспитание любого ребенка, с которым, по его мнению, обращаются неправильно [25].

Г. Маркус и С. Китаяма считают, что индивиды с "независимой" и "взаимозависимой" системами Я отличаются друг от друга мотивацией. Авторы утверждают, что у людей с "взаимозависимыми" Я будут преобладать социальные мотивы и что их деятельность будет ими переживаться прежде всего как "стремление учесть интересы других людей, подстроиться к их потребностям и запросам и ограничить свои собственные желания и стремления" [16; 240]. Они также считают, что стремление к компетентности у таких людей будет рассматриваться "как средство более полной реализации тенденции к взаимосвязи и взаимодействию с другими членами коллектива" [16; 240]. С другой стороны, индивиды с "независимыми" Я "будут переживать свою деятельность

 

51

 

прежде всего как стремление к реализации своих собственных потребностей, прав и способностей в противовес социальному давлению" и нередко "как средство достижения изолированности и автономности" [16; 240].

По параметру индивидуализма - коллективизма Россия может рассматриваться как среднеколлективистская страна, тогда как Америка является крайне индивидуалистской [7].

Россия также отличается от Америки по уровню жизни, который в США значительно выше [7]. Покупательная способность среднего россиянина, согласно приводимым данным, составляла в 1994 г. всего 38,7 % от покупательной способности среднего американца. Теми же исследователями было обнаружено, что уровень благосостояния в стране является фактором, определяющим в значительной степени субъективное благополучие ее жителей. В полном соответствии с этим выводом, в России наблюдается значительно более низкий уровень субъективного благополучия по сравнению с Америкой [4], [7]. Вероятно, что низкие доходы в России ведут к более значительным усилиям по удовлетворению основных физиологических потребностей и потребности в безопасности, а согласно теории А. Маслоу [17], чем больше личность ориентирована на удовлетворение потребностей в условиях дефицита, тем ниже у нее уровень психического здоровья. В связи с этим нами выдвигается гипотеза, что в России семейный доход значимо связан с показателями психического здоровья.

Если, несмотря на отмеченные выше различия между Россией и США, мы получим результаты, аналогичные американским, то это позволит сделать вывод об универсальности структуры жизненных ценностей и их связей с психическим здоровьем. Дальнейшие исследования в данном направлении позволят сформулировать положения об универсальных мотивационных характеристиках человека.

 

 

 

ГИПОТЕЗЫ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Факторный анализ семи жизненных стремлений (личностный рост, межличностные отношения, улучшение окружающего общества, физическое здоровье, материальное благополучие, популярность и привлекательная внешность) российских студентов показывает ту же двухфакторную структуру, которая была получена на американских выборках.

2. Связь между относительной важностью жизненных ценностей и психическим здоровьем русских студентов аналогична полученной на американской выборке. Преобладание внешних ценностей над внутренними коррелирует отрицательно, а преобладание внутренних ценностей над внешними - положительно с показателями психического здоровья.

3. Доход семьи в России значимо положительно связан с психическим здоровьем.

4. Корреляция между стилем воспитания и преобладанием жизненных ценностей в России аналогична этому показателю в США: поддержка самостоятельности и вовлеченность родителей и учителей в жизнь подростков связаны с преобладанием у последних внутренних ценностей.

 

ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Участники исследования

Были опрошены 183 студента (103 женщины и 80 мужчин) из четырех вузов Ярославля: Государственного университета, Политехнического университета, Педагогического университета и Медицинской академии. Возраст опрошенных составлял от 17 до 30 лет (средний возраст - 18,6 лет).

Методики были скомпонованы в два пакета, и в силу этого опрос проводился в два этапа с перерывом в два-три дня. Опрошенные заполняли специальные бланки, приспособленные для компьютерного сканирования.

Использованные методики

Все опросники были переведены с английского языка на русский российским психологом, который говорит и пишет по-английски. Обратный перевод и лингвистическое редактирование были сделаны владеющим двумя языками (русский/английский) специалистом-лингвистом. Окончательное научное редактирование обратного перевода опросников было сделано американским психологом, участвующим в проекте. Независимые эксперты удостоверили эквивалентность английской и русской версий опросников.

 

52

 

Оценка жизненных стремлений. Использовалась шкала, измеряющая семь жизненных стремлений, с тремя утверждениями для каждого стремления; всего 21 пункт. Опрашиваемые оценивали каждое стремление по трем параметрам: важность, вероятность достижения в будущем и реализация в настоящем. Использовалась пятибалльная шкала Ликерта. В настоящем исследовании использовался только параметр важности целей.

Краткая шкала самоактуализации. Данная шкала, содержащая 15 пунктов, измеряет уровень самоактуализации, которая понимается как принятие себя, креативность, спонтанность, способность к глубоким межличностным отношениям. Использовалась пятибалльная шкала для оценки. В исследовании на американских студентах [24] надежность по однородности данной шкалы оказалась равной 0,58. Надежность (альфа Кронбаха) русского варианта шкалы оказалась равной 0,40, что свидетельствует о недостаточной однородности и связанности пунктов шкалы.

Шкала витальности. Шкала содержит семь пунктов, измеряющих жизненную энергию и активность. Надежность американской версии шкалы для выборки студентов колледжа составила 0,85, надежность (альфа Кронбаха) русского варианта - 0,85.

Шкала самоуважения. Опросник, содержащий десять пунктов, оценивал общее отношение к себе и самоценность. Надежность на американской выборке составила 0,88 (n=137), надежность русской версии методики (альфа Кронбаха) - 0,80.

Опросник для оценки депрессии. Методика содержит двадцать пунктов, отражающих различные симптомы депрессии за последние недели. Оценка производилась с помощью пятибалльной шкалы Ликерта. Надежность русской версии методики (альфа Кронбаха) составила 0,92.

Шкала удовлетворенности жизнью. Данная шкала содержит пять пунктов, оценивающих общую удовлетворенность жизнью. Альфа Кронбаха русской версии шкалы - 0,82.

Шкала оценки ребенком взаимоотношений с родителями. Методика содержит три субшкалы: поддержка самостоятельности и автономности со стороны родителей; контроль; вовлеченность со стороны родителей. Опрашиваемых просили вспомнить свои школьные годы и оценить отношение родителей с помощью пятибалльной шкалы. Надежность трех субшкал русского варианта опросника - соответственно 0,82, 0,85 и 0,88.

Шкала оценки ребенком взаимоотношений с учителями. Концептуально данная шкала аналогична родительской шкале с теми же тремя субшкалами. Опрашиваемых просили вспомнить и оценить отношение учителей. Альфа Кронбаха трех субшкал русского варианта методики - соответственно 0,83, 0,83 и 0,84.

Демографические характеристики. Опрашиваемых просили отметить месячный доход семьи, образование отца и образование матери.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Описательные статистики и половые различия. Средние арифметические и квадратические отклонения оценок важности жизненных стремлений и показателей психического здоровья по всей выборке и отдельно для мужчин и женщин представлены в табл. 1. С помощью t-теста были оценены различия между полами по всем параметрам. Женщины оценивают значимо выше важность привязанности и физической привлекательности. Мужчины оценивают значимо выше важность популярности. Женщины оценивают себя более депрессивными и менее энергичными, чем мужчины.

Факторная структура жизненных ценностей

Для того, чтобы проверить гипотезу о разделении жизненных ценностей на внешние и внутренние, был проведен факторный анализ семи ценностей по параметру важности. Использовался метод главных компонентов и варимакс вращение по Кайзеру, реализованные в программном пакете SPSS. В первый фактор (табл. 2) с факторными нагрузками выше 0,50 по данному фактору и с факторными нагрузками меньше 0,35 по второму фактору вошли материальный успех, популярность и физическая привлекательность. Эти стремления объединились в единый фактор и в исследовании американских студентов [14]. Данный фактор

53

 

получил название "внешние стремления". Во второй фактор вошли стремления к личностному развитию и служению людям. Этот фактор получил название "внутренние стремления". Стремления к привязанности и здоровью, которые на американской выборке однозначно вошли в фактор "внутренние стремления", на российской выборке получили статус межфакторных переменных, так как они имеют примерно одинаковые факторные веса по обоим факторам. Важность внутренних ценностей (x=3,74) значимо выше важности внешних ценностей (x=3,29, t(182)=4,69, p<0,01).

 

Таблица 1

Средние арифметические, средние квадратические отклонения и значения t-теста (между полами) для жизненных стремлений по параметру важности и для показателей психического здоровья по всей выборке и отдельно для мужчин и женщин (n=183)

Жизненные стремления

Вся выборка

Мужчины

Женщины

t-тест

s

s

s

Личностное развитие

  4,19

  0,57

  4,13

  0,61

  4,23

  0,54

-1,27

Привязанность

  4,38

  0,56

  4,25

  0,67

  4,49

  0,44

-2,75*

Служение людям

  3,29

  0,64

  3,24

  0,64

  3,33

  0,64

-1,00

Здоровье

  4,12

  0,74

  4,11

  0,83

  4,12

  0,66

-0,09

Материальный успех

  3,70

  0,78

  3,73

  0,68

  3,68

  0,85

 0,50

Популярность

  2,93

  0,90

  3,14

  0,92

  2,75

  0,85

 2,99*

Привлекательность

  3,25

  0,79

  2,95

  0,73

  3,48

  0,77

-4,76**

Самоактуализация

49,87

  4,47

49,53

  3,87

50,12

  4,90

-0,91

Самоуважение

35,86

  5,10

35,60

  4,43

35,99

  5,46

-0,53

Депрессия

46,65

14,48

44,40

11,87

48,36

16,03

-1,83+

Жизненная энергия

22,18

  5,19

22,96

  4,32

21,59

  5,72

 1,76+

Удовлетворенность жизнью

13,58

  4,06

13,81

  4,01

13,40

  4,12

 0,64

 

Примечание: +—р<0,10; * —р<0,05; **—р<0,01.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Факторная структура жизненных стремлений по параметру важности (n=183)

 

Жизненные стремления

   Ф1

   Ф2

Личностный рост

  0,11

  0,80

Привязанность

  0,49

  0,42

Служение людям

- 0,04

  0,80

Здоровье

  0,57

  0,40

Материальный успех

  0,85

- 0,16

Популярность

  0,54

  0,09

Привлекательность

  0,83

  0,06

Процент дисперсии, объясняемой фактором

36,2

 20,2

 

Примечание. Подчеркнутые цифры — факторные нагрузки, превышающие 0,50 (по первому фактору) и 0,35 (по второму фактору).

 

 

Связи между стремлениями и психическим здоровьем

Для оценки связи относительной важности ценностей и психического здоровья был проведен двухшаговый иерархический множественный регрессионный анализ [6]. На первом шаге каждый из пяти индикаторов психического здоровья был регрессирован на среднее арифметическое по всем семи ценностям, а на втором шаге среднее арифметическое по "внутренним стремлениям" было введено в уравнение регрессии. То же самое было сделано с "внешними стремлениями". Данная процедура позволила оценить, какая доля дисперсии индикаторов психического здоровья может быть объяснена влиянием внутренних или внешних стремлений сверх того, что уже объяснено влиянием средней арифметической всех семи стремлений. Эта процедура позволила оценить связь относительной важности каждой группы стремлений с психическим здоровьем. Стандартизованные бета-коэффициенты приведены в табл. 3. Как и было предсказано,

 

54

 

относительная важность внутренних стремлений положительно связана с самоактуализацией, самоуважением, жизненной энергией и удовлетворенностью жизнью. Относительная важность внешних стремлений связана с этими показателями отрицательно. Это означает, что чем сильнее важность внутренних стремлений отклоняется в положительную сторону от средней по всем семи стремлениям, тем более самоактуализирующимися, уважающими себя, энергетичными и довольными жизнью считают себя студенты. И наоборот, чем сильнее внешние стремления оцениваются как более важные по сравнению со средней по всем семи стремлениям, тем менее психически здоровыми оценивают себя опрошенные студенты.

 

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа по предсказанию показателей психического здоровья на основании ориентации на внешние или внутренние стремления (n=167)

Жизненные

стремления

Самоактуа-

лизация

Самоуважение

Депрессия

Витальность

Удовлетворенность

 жизнью

Шаг 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее по семи

      -0,15+

- 0,08

           0,02

     0,05

            0,05

стремлениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние стремления

      0,54**

  0,28*

         - 0,19

     0,31*

0,29*

Внешние стремления

    - 0,59**

- 0,31*

0,21

   - 0,34**

          - 0,31*

Примечание: +—р<0,10; * —р<0,05; ** —р<0,01; b-коэффициенты стандартизованы.

 

Дополнительный иерархический регрессионный анализ был проведен для того, чтобы оценить влияние пола и дохода семьи вместе с относительной важностью стремлений на показатели психического здоровья. Этот анализ позволил проверить третью гипотезу о влиянии дохода на психическое здоровье. В качестве показателя относительной важности стремлений был использован индекс ориентации на внутренние ценности (ИОВЦ). Он был подсчитан как разность между средним арифметическим z-оценок внутренних стремлений (личностный рост и служение обществу) и средним арифметическим z-оценок внешних стремлений (материальное благополучие, популярность и привлекательность). На первом этапе каждой из пяти регрессий данный индекс, пол и доход семьи были одновременно введены в уравнение. Три взаимодействия (пол ´ доход семьи, доход семьи ´ ИОВЦ и пол ´ ИОВЦ) были введены на втором этапе, и взаимодействие всех трех переменных - на третьем.

Влияния дохода семьи на показатели психического здоровья обнаружено не было. Таким образом, третья гипотеза не подтвердилась. Было обнаружено, что пол влияет на связь ИОВЦ с жизненной энергией (F(1, 160)= =3,16, p<0,10), а доход семьи взаимодействует с ИОВЦ в предсказании удовлетворенности жизнью (F(1, 160)=3,34, p<0,10) и самоуважения (F(1, 160)=4,43, p<0,05). Первое взаимодействие означает, что положительная связь между ориентацией на внутренние стремления и показателем жизненной энергии более значительна для мужчин. Второе и третье взаимодействия означают, что корреляция ИОВЦ с удовлетворенностью жизнью и самоуважением более значительна для студентов из семей с более низким доходом. Другими словами, чем сильнее студенты из семей с более низким доходом ориентированы на внутренние стремления, тем выше у них самоуважение и удовлетворенность жизнью, в то время как для студентов из семей с более высоким доходом ориентация на внутренние стремления не связана ни с удовлетворенностью жизнью, ни с самоуважением.

Для проверки четвертой гипотезы о влиянии родительского и учительского стилей личностного взаимодействия на преобладание ценностей был подсчитан индекс личностного стиля (ИЛС) как сумма z-оценок по подшкалам поддержки автономности и отвлеченности, которые положительно коррелируют друг с другом и для родителей, и для учителей, минус z-оценки по шкале контроля,

 

55

 

которая значимо отрицательно коррелируют с другими двумя оценками и для родителей, и для учителей. В качестве зависимой переменной выступал ИОВЦ. В результате проведенного трехшагового иерархического множественного регрессионного анализа, включавшего доход семьи и ИЛС родителей, было выявлено, что чем выше доход семьи, тем ниже относительная важность внутренних ценностей (b=-16,186, F(1, 163)=4,28, p<0,05). Влияния родительского стиля на преобладание внутренних ценностей обнаружено не было.

Регрессионный анализ с ИЛС учителей выявил положительную связь ИЛС с внутренними ценностями (b=-0,15, F(1, 163)=3,96, p<0,05). Это означает, что чем больше студенты оценивают своих учителей как вовлеченных и поддерживающих автономность в противовес жесткому контролю, тем сильнее у них преобладают внутренние стремления над внешними.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Целью настоящего исследования была проверка на российской выборке студентов структуры жизненных ценностей, их связей с психическим здоровьем, родительским и учительским личностными стилями, и сравнение полученных результатов с опубликованными американскими данными. Как американские исследования, так и данная работа осуществлены в рамках теории самодетерминации, в силу чего дополнительной целью являлась проверка универсальности ряда положений этой теории.

Полученные данные подтвердили основные закономерности, выявленные американскими учеными [14]. Достаточно однозначно была выявлена двухфакторная структура жизненных стремлений российских студентов, что подтвердило первую гипотезы исследования. Одна группа стремлений, в которую вошли оценка важности стремлений к личностному росту и служению обществу, была отнесена к внутренним стремлениям, связанным с удовлетворением основных психологических потребностей. В другую группу, которая была обозначена как внешние стремления, вошли стремления к материальному успеху, физической привлекательности и известности. Эти стремления рассматриваются как видимые показатели благополучия, не связанные непосредственно с психологическими потребностями роста и развития. Внешние стремления оцениваются студентами как менее важные по сравнению с внутренними стремлениями. Факт, что стремления к здоровью и привязанности имеют примерно одинаковые факторные веса в обеих группах, свидетельствует о том, что для российских студентов эти две ценности имеют смысл и как факторы личностного развития, и как факторы видимого благополучия.

Вторая гипотеза о корреляции относительного доминирования стремлений с психическим здоровьем также подтвердилась. Можно говорить об относительно универсальной закономерности, которая не зависит от культурных и социоэкономических факторов: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем лучше у него показатели психического здоровья, и, наоборот, чем выше он оценивает важность внешних стремлений в сравнении с внутренними, тем ниже его психологическое благополучие. Эти результаты вовсе не означают, что человеку не надо стремиться к материальному успеху, физической привлекательности и известности. Они свидетельствуют только о том, что если эти ценности доминируют по отношению к внутренним ценностям личностного роста и развития, то тогда это оказывает негативное влияние на психологическое самочувствие человека. Эти же данные позволяют признать, что доминирование таких ценностей, как богатство, популярность и физическая привлекательность над общечеловеческими ценностями ведет к психологическому нездоровью не только в Америке, где эти ценности являются доминирующими, но и в совершенно другой стране, России.

Было выявлено, в противоположность ожиданиям, что доход семьи не связан напрямую с показателями психического здоровья. Требуются дополнительные исследования для того, чтобы понять, почему в такой небогатой стране, как Россия, уровень благосостояния не связан с психическим здоровьем. Однако оказалось, что доход семьи опосредствует корреляцию стремлений и показателей психического здоровья. Сильная ориентация на внешние ценности студентов из относительно бедных семей грозит более серьезными отрицательными последствиями для их психологического благополучия, чем

 

56

 

подобная ориентация студентов из состоятельных семей. Можно также сказать, что преобладающая ориентация на внутренние ценности по сравнению с внешними служит средством поддержания самоуважения и удовлетворенности жизнью для студентов из менее состоятельных семей.

В противоположность американским данным [15], в настоящем исследовании доход семьи оказался отрицательно связанным с ориентацией на внутренние стремления. У студентов из более состоятельных семей преобладает относительная ориентация на внешние стремления. Учитывая ранее приведенные данные, можно предположить, что для студентов из менее состоятельных семей ориентация на внутренние ценности выступает как компенсаторный механизм поддержания психологического благополучия.

Удивительным для нас оказалось отсутствие значимых связей между родительским личностным стилем и преобладанием внешних или внутренних стремлений. Отношения же между стилем учителей и преобладанием стремлений полностью соответствуют гипотезе: чем в большей мере студенты оценивают своих школьных учителей как поддерживающих самостоятельность и вовлеченных, тем значительней их относительная ориентация на внутренние ценности. Тот факт, что отношения с учителями оказались связанными с ценностями, а отношения с родителями - нет, требует дополнительных исследований. На данном этапе можно предположить, что этот факт является отражением коллективистической ориентации в советском воспитании: отношения ребенка с учителями в рамках школы считались более важными для его успешной социализации, чем отношения в семье; другими словами, в данных исследованиях проявилась низкая роль семьи и доминирование роли школы в формировании жизненных стремлений подростков.

В заключение необходимо отметить роль половых различий. Мужчины в данном исследовании имеют более высокие показатели по двум параметрам психического здоровья: витальность и отсутствие депрессивных синдромов. Оказалось также, что для мужчин витальность лучше может быть предсказана на основании их ориентации на внутренние стремления, чем для женщин. Можно сделать вывод, что студенты-мужчины имеют более благоприятные параметры психологического функционирования, чем студенты-женщины. Дополнительные исследования требуются для того, чтобы полнее понять связи пола с преобладающими стремлениями и психическим здоровьем.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Была получена двухфакторная структура жизненных целей российских студентов. Одна группа целей, в которую вошли оценка важности стремлений к личностному росту и служению обществу, была отнесена к внутренним стремлениям, связанным с удовлетворением основных психологических потребностей. В другую группу, отнесенную к внешним стремлениям, вошли стремления к материальному успеху, физической привлекательности и известности.

2. Подтвердилась относительно универсальная закономерность, не зависящая от культурных и социоэкономических факторов: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели психического здоровья, и, наоборот, чем выше он оценивает важность внешних стремлений в сравнении с внутренними, тем ниже его психологическое благополучие.

3. Доход семьи опосредствует связь стремлений и показателей психического здоровья: относительное преобладание внутренних стремлений сильнее связано с самоуважением и удовлетворенностью жизнью у менее обеспеченных студентов.

4. Отношения с учителями влияют, а отношения с родителями не влияют на жизненные ценности студентов.

 

 

1. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: ИНМЭ, 1994.

2. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопр. психол. 1996. № 3. С. 116 — 132.

3. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 102 — 111.

4. Balatsky G., Diener E. Subjective well-being among Russian students // Soc. Indicators Research. 1993. V. 28. P. 225 — 243.

5. Bronfenbrenner U. Two worlds of childhood. N.Y.: Russel Sage Foundation, 1970.

6. Cohen J., Cohen P. Applied multiple regression/correlation analysis for the behavioral sciences. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1983.

7. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-de-termination in human behavior. N.Y.: Plenum, 1985.

8. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations // J. Pers. Soc. Psychol. 1995. V. 69. P. 851 — 864.

9. Deiner E. et al. The satisfaction with life scale // J. Pers. Assessment. 1985. V. 49. P. 71 — 75.

10. Grolnick W.S., Ryan R.M. Parent styles associated with children’s self-regulation and competence in school // J. Educat. Psychol. 1989. V. 81. P. 143 — 154.

11. Grolnick W.S., Ryan R.M., Deci E.L. The inner resources for school achievement: Motivational mediators of children’s perceptions of their parents // J. Educat. Psychol. 1991. V. 83. P. 508 — 517.

12. Jones A., Crandal R. Validation of a short index of self-actualization // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1986. V. 12. P. 63 — 73.

13. Kasser T., Ryan R.M. A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration // J. Pers. Soc. Psychol. 1993. V. 65. P. 410 — 422.

14. Kasser T., Ryan R.M. Further examining the American dream: The differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1996. V. 22. P. 80 — 87.

15. Kasser T. et al. Acquiring materialistic and prosocial values: Familial and social antecedents of young adult’s aspirations // Devel. Psychol. 1995. V. 31. P. 907 — 914.

16. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion and motivation // Psychol. Rev. 1991. V. 98. P. 224 — 253.

17. Maslow A.H. Motivation and personality. 2nd ed. N.Y.: Harper & Row, 1970.

18. Radloff L. The CES-D scale: A self-report depression scale for research in the general population // Appl. Psychol. Measurement. 1977. V. 1. P. 385 — 401.

19. Pearson L. Children of glasnost. Seattle: Washington Univ. Press, 1990.

20. Rosenberg M. Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 1990.

21. Ryan R.M., Mims V., Koesther R. Relations of reward contingency and interpersonal context to intrinsic motivation: A review and test of cognitive evaluation theory // J. Pers. Soc. Psychol. 1983. V. 45. P. 736 — 750.

22. Ryan R.M., Stiller J. The social context of internalization: Parent and teacher influence on autonomy, motivation and learning // Pintrich P.R., Maehr M.L. (eds.). Advances in motivation and achievement. V. 7. Goals and self-regulatory processes. Greenwich, CT: JAI Press, 1991. P. 115 — 149.

23. Ryan R.M. et al. All goals are not created equal: An organismic perspective on the nature of goals and their regulation // Gollwitzer P.M., Bargh J.A. (eds.). The psychology of action: Linking motivation and cognition to behavior. N.Y.: The Guilford Press, 1996. P. 7 — 26.

24. Sheldon K.M., Kasser T. Coherence and congruence: Two aspects of personality integration // J. Pers. Soc. Psychol. 1995. V. 68. P. 531 — 543.

25. Triandis H.C. Individualism and collectivism. Boulder: Westview Press, 1995.

26. Triandis H.C., Brislin R.W. Cross-cultural psychology // Am. Psychol. 1984. V. 39. P. 1006 — 1016.

 

Поступила в редакцию 19.XI 1997 г.