122
ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
23 декабря
Основная цель конференции,
как отметила в своем выступлении И.В. Дубровина, - всестороннее
обсуждение проблемы преподавания психологии в современной школе. Развитие
психологической службы системы образования закономерно повлекло за собой
непосредственное включение психолога в учебный процесс. На сегодняшний день
проведение уроков психологии является важным аспектом работы школьного
психолога. Однако сама эта работа протекает по преимуществу стихийно в силу
отсутствия единства позиций, точек зрения на цели, задачи и средства
преподавания психологии в школе. Между тем введение в школьную программу нового
учебного предмета "Психология" требует обязательного, специально
разработанного научно-методического обеспечения. Подобно другим школьным
дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна
вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические
знания в области психологии. И.В. Дубровина особо подчеркнула, что это первая
конференция, посвященная данной теме, и ее задача не в том, чтобы вынести
окончательное решение, а в том, чтобы сделать гласными имеющиеся проблемы.
Обсуждение этих вопросов проходило как на пленарном,
так и на секционных заседаниях конференции.
Преподавание психологии в
российской школе имеет давнюю и нелегкую историю, о чем увлекательно рассказал
в своем докладе А.В. Петровский. Попытки ввести
психологию в круг учебных предметов были предприняты еще в начале века. Первые
учебники для учащихся писали такие крупные отечественные психологи, как Г.И.
Челпанов и К.Н. Корнилов.
Однако уже к началу 30-х гг. психология была вычеркнута из числа школьных
дисциплин. Только в
123
нового учебника по психологии, дающего целостное
представление о человеке и его психическом мире.
Е.А. Климов в своем выступлении
высказал убеждение в том, что психологию как учебный предмет можно преподавать
не только в старших классах, но и в начальной школе, где она может по праву
встать в один ряд с изучением родного языка и математики. Всегда можно найти
доступный для ребенка уровень объяснения психологических явлений, подобно тому как мы считаем возможным давать младшему школьнику
основы научных знаний о живой природе, об окружающем мире.
Р.С. Немов акцентировал внимание на
таком важном вопросе, как цели преподавания психологии в школе. Он, в
частности, выделил ряд основных целей: получение школьниками элементарных
научных знаний, развитие у них способности к самопознанию и
самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и профессиональная
ориентация в области психологии. Р.С. Немов
подчеркнул, что преподавать психологию в школе может лишь человек, обладающий
достаточным педагогическим опытом и глубокими психологическими знаниями. В этой
связи он предложил организовать постоянно действующий семинар по обсуждению
проблем преподавания психологии в школе.
А.А. Леонтьев высказал еще один важный
аргумент в пользу преподавания психологии в школе - овладение каждым ребенком
элементарной психологической культурой, чего так не хватает нынешним взрослым
(педагогам, родителям, руководителям).
Е.С. Романова также подчеркнула, что
задачей преподавания психологии в школе является
прежде всего сообщение учащимся системы научных знаний, оно ни в коем случае не
должно быть отражением чьих-то личных представлений о психологии. Преподавание
должно быть гарантировано от самодеятельности.
Представитель Министерства
образования России Н.В. Морозова обратилась к участникам конференции с
просьбой подготовить обращение к органам образования России - Министерству
образования РФ и к Московскому комитету образования о необходимости введения
преподавания психологии в школе.
Все поставленные на пленарном заседании вопросы подробно обсуждались участниками конференции в ходе работы двух секций.
Первая из них была посвящена
проблеме целевого предназначения и кадрового обеспечения преподавания
психологии в школе. В центре обсуждения были вопросы о целях преподавания
психологии в школе, профессиональных требованиях к преподавателю психологии и
этике проведения уроков психологии.
Работа второй секции была направлена на обсуждение педагогических аспектов преподавания психологии в школе (программ, учебных пособий и учебников, методических средств и т.д.). Участники секции развернули широкую дискуссию о том, с какого возраста вводить преподавание психологии в школе, какими должны быть учебники психологии, в какой форме оценивать знания учащихся и нужна ли отметка на уроках психологии.
Московская городская
научно-практическая конференции показала, что сегодня преподавание психологии
ведется во многих школах Москвы.
Современное состояние
преподавания психологии в школе характеризуется следующим. Постоянно растет
число школ, в которых ведется преподавание психологии в рамках "школьного
компонента", увеличивается число учебников и учебных программ для разных
классов, отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных
дисциплин. Это свидетельствует о том, что школьная общественность осознала
необходимость включения в среднее образование знаний о внутреннем мире
человека, закономерностях развития его психики. Такое положение отражает
положительные тенденции в образовании, повышение роли психологического знания в
жизни общества.
В настоящее время существует
ряд оригинальных программ и учебников по психологии для детей разных возрастов,
используются и адаптированные зарубежные учебники и программы, а также
авторские программы. Подобное разнообразие подходов и точек зрения является
плодотворным и может способствовать в итоге определению того содержания
психологического знания, которое в будущем может быть включено в стандарт
среднего образования. Вместе с тем различные курсы психологии отличаются
сегодня не просто вариативностью, а значительным разбросом и фрагментарностью.
Прежде всего
это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то,
чтобы дать детям научные знания по психологии, другие - прежде всего на работу
по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования.
Среди них имеются программы, не отвечающие уровню современного научного знания,
дилетантские, с весьма далеким от психологии содержанием, и даже такие, которые
предполагают использование суггестивных методов воздействия на детей.
124
Обучение начинается и
ведется в разных параллелях. Существует точка зрения, согласно которой введение
психологии как системы научных знаний является оптимальным на рубеже средних и
старших классов либо только в старших классах (VIII – XI классы). Вместе с тем
имеющийся опыт ведения уроков психологии в начальной школе (III класс)
убедительно свидетельствует о возможности и полезности овладения детьми
основными психологическими понятиями и представлениями: дети проявляют большой
интерес к предмету, хорошо усваивают учебный материал.
Преподавание психологии
ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не
подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и
дидактические требования к данному предмету со стороны Комитета образования, не
решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.
Сказанное свидетельствует о необходимости
профессионального анализа и оценки положения в этой области, своевременности и
целесообразности проведения конференции ученых-психологов и практических
психологов образования по данной проблеме.
Участники конференции
рекомендуют.
Оргкомитету конференции
подготовить записку в Комитет образования Москвы о необходимости рассмотреть вопрос о введении психологии как учебного предмета в рамках
"регионального компонента", создании Совета по преподаванию
психологии в средней школе, деятельность которого должна быть направлена на
обеспечение необходимого профессионального уровня различных учебников и
программ.
Сформулировать в качестве
цели преподавания психологии как учебного предмета формирование у школьников
общих представлений о психологии как науке, оказании им помощи в открытии и
осознании внутреннего мира человека, его уникальности и безусловной ценности,
пробуждении интереса ребенка к другим людям и самому себе. В рамках этой общей
цели считать необходимым сохранение вариативности в подходах к обучению
психологии в школе.
Четко отделить этот предмет
от развивающей, тренинговой работы и других типов
деятельности школьного психолога.
В процессе преподавания
психологии обратить особое внимание на процесс оценки знаний по психологии.
Рассматривать оценку знаний школьника по психологии как необходимый компонент
усвоения данного предмета. Оценка должна не сводиться к количеству баллов, а
содержать развернутую характеристику знаний учащегося, его продвижений в этой
области. Преподавание психологии как учебного предмета может стать тем
полигоном, на котором будет показана продуктивность таких способов оценки
знаний.
Считать недопустимым
смешение и подмену оценки знаний и характеристик особенностей психического
развития, личности, интеллекта учащихся.
Обратить особое внимание на
этику преподавания предмета психологии, считая обеспечение права учащегося на
невмешательство в его внутренний мир важнейшим принципом преподавания данного
предмета.
Оргкомитету конференции
подготовить предложения о включении в программы подготовки психологов
образования дисциплины по преподаванию курса психологии в средней школе.
Оргкомитету конференции
подготовить записку в Российскую Академию образования о проведении научной
дискуссии о теоретических основах преподавании психологии в средней школе.
Обратить внимание научной и
педагогической общественности на необходимость разработки дидактических и
методических пособий по преподаванию психологии в разных параллелях средней
школы.
Провести в научной и
научно-практической периодике широкое обсуждение и представление различных
программ и учебников по психологии для средней школы.
А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова