Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

122

 

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

23 декабря 1998 г. в Москве состоялась городская научно-практическая конференция "Психология как учебный предмет в современной средней школе". Организаторами конференции выступили Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический институт, Городской психолого-медико-социальный центр и Московский комитет образования. Участниками конференции стали детские практические психологи, работающие в различных учреждениях образования, специалисты в области подготовки психологических кадров, руководители окружных подразделений психологической службы.

Основная цель конференции, как отметила в своем выступлении И.В. Дубровина, - всестороннее обсуждение проблемы преподавания психологии в современной школе. Развитие психологической службы системы образования закономерно повлекло за собой непосредственное включение психолога в учебный процесс. На сегодняшний день проведение уроков психологии является важным аспектом работы школьного психолога. Однако сама эта работа протекает по преимуществу стихийно в силу отсутствия единства позиций, точек зрения на цели, задачи и средства преподавания психологии в школе. Между тем введение в школьную программу нового учебного предмета "Психология" требует обязательного, специально разработанного научно-методического обеспечения. Подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические знания в области психологии. И.В. Дубровина особо подчеркнула, что это первая конференция, посвященная данной теме, и ее задача не в том, чтобы вынести окончательное решение, а в том, чтобы сделать гласными имеющиеся проблемы. Обсуждение этих вопросов проходило как на пленарном, так и на секционных заседаниях конференции.

Преподавание психологии в российской школе имеет давнюю и нелегкую историю, о чем увлекательно рассказал в своем докладе А.В. Петровский. Попытки ввести психологию в круг учебных предметов были предприняты еще в начале века. Первые учебники для учащихся писали такие крупные отечественные психологи, как Г.И. Челпанов и                 К.Н. Корнилов. Однако уже к началу 30-х гг. психология была вычеркнута из числа школьных дисциплин. Только в 1947 г. психология вместе с логикой вновь была введена в курс средней школы. Новый учебник по психологии был написан Б.М. Тепловым. Этот учебник для старшеклассников не потерял своей актуальности и сегодня. В 1956 г. появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В. Петровским. Однако с 1959 г. преподавание психологии в школе было прекращено. Одной из причин этого стало отсутствие квалифицированных преподавателей психологии. Только в 90-е гг., по сути в конце века, началась широкая подготовка специалистов-психологов для системы образования. Именно они, по мнению А.В. Петровского, и могут взять на себя функции преподавателей психологии. Особо была подчеркнута необходимость разработки

 

123

 

нового учебника по психологии, дающего целостное представление о человеке и его психическом мире.

Е.А. Климов в своем выступлении высказал убеждение в том, что психологию как учебный предмет можно преподавать не только в старших классах, но и в начальной школе, где она может по праву встать в один ряд с изучением родного языка и математики. Всегда можно найти доступный для ребенка уровень объяснения психологических явлений, подобно тому как мы считаем возможным давать младшему школьнику основы научных знаний о живой природе, об окружающем мире.

Р.С. Немов акцентировал внимание на таком важном вопросе, как цели преподавания психологии в школе. Он, в частности, выделил ряд основных целей: получение школьниками элементарных научных знаний, развитие у них способности к самопознанию и самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и профессиональная ориентация в области психологии. Р.С. Немов подчеркнул, что преподавать психологию в школе может лишь человек, обладающий достаточным педагогическим опытом и глубокими психологическими знаниями. В этой связи он предложил организовать постоянно действующий семинар по обсуждению проблем преподавания психологии в школе.

А.А. Леонтьев высказал еще один важный аргумент в пользу преподавания психологии в школе - овладение каждым ребенком элементарной психологической культурой, чего так не хватает нынешним взрослым (педагогам, родителям, руководителям).

Е.С. Романова также подчеркнула, что задачей преподавания психологии в школе является прежде всего сообщение учащимся системы научных знаний, оно ни в коем случае не должно быть отражением чьих-то личных представлений о психологии. Преподавание должно быть гарантировано от самодеятельности.

Представитель Министерства образования России Н.В. Морозова обратилась к участникам конференции с просьбой подготовить обращение к органам образования России - Министерству образования РФ и к Московскому комитету образования о необходимости введения преподавания психологии в школе.

Все поставленные на пленарном заседании вопросы подробно обсуждались участниками конференции в ходе работы двух секций.

Первая из них была посвящена проблеме целевого предназначения и кадрового обеспечения преподавания психологии в школе. В центре обсуждения были вопросы о целях преподавания психологии в школе, профессиональных требованиях к преподавателю психологии и этике проведения уроков психологии.

Работа второй секции была направлена на обсуждение педагогических аспектов преподавания психологии в школе (программ, учебных пособий и учебников, методических средств и т.д.). Участники секции развернули широкую дискуссию о том, с какого возраста вводить преподавание психологии в школе, какими должны быть учебники психологии, в какой форме оценивать знания учащихся и нужна ли отметка на уроках психологии.

Московская городская научно-практическая конференции показала, что сегодня преподавание психологии ведется во многих школах Москвы.

Современное состояние преподавания психологии в школе характеризуется следующим. Постоянно растет число школ, в которых ведется преподавание психологии в рамках "школьного компонента", увеличивается число учебников и учебных программ для разных классов, отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин. Это свидетельствует о том, что школьная общественность осознала необходимость включения в среднее образование знаний о внутреннем мире человека, закономерностях развития его психики. Такое положение отражает положительные тенденции в образовании, повышение роли психологического знания в жизни общества.

В настоящее время существует ряд оригинальных программ и учебников по психологии для детей разных возрастов, используются и адаптированные зарубежные учебники и программы, а также авторские программы. Подобное разнообразие подходов и точек зрения является плодотворным и может способствовать в итоге определению того содержания психологического знания, которое в будущем может быть включено в стандарт среднего образования. Вместе с тем различные курсы психологии отличаются сегодня не просто вариативностью, а значительным разбросом и фрагментарностью.

Прежде всего это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, другие - прежде всего на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования. Среди них имеются программы, не отвечающие уровню современного научного знания, дилетантские, с весьма далеким от психологии содержанием, и даже такие, которые предполагают использование суггестивных методов воздействия на детей.

 

124

 

Обучение начинается и ведется в разных параллелях. Существует точка зрения, согласно которой введение психологии как системы научных знаний является оптимальным на рубеже средних и старших классов либо только в старших классах (VIII – XI классы). Вместе с тем имеющийся опыт ведения уроков психологии в начальной школе (III класс) убедительно свидетельствует о возможности и полезности овладения детьми основными психологическими понятиями и представлениями: дети проявляют большой интерес к предмету, хорошо усваивают учебный материал.

Преподавание психологии ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и дидактические требования к данному предмету со стороны Комитета образования, не решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.

Сказанное свидетельствует о необходимости профессионального анализа и оценки положения в этой области, своевременности и целесообразности проведения конференции ученых-психологов и практических психологов образования по данной проблеме.

 

Участники конференции рекомендуют.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Комитет образования Москвы о необходимости рассмотреть вопрос о введении психологии как учебного предмета в рамках "регионального компонента", создании Совета по преподаванию психологии в средней школе, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение необходимого профессионального уровня различных учебников и программ.

Сформулировать в качестве цели преподавания психологии как учебного предмета формирование у школьников общих представлений о психологии как науке, оказании им помощи в открытии и осознании внутреннего мира человека, его уникальности и безусловной ценности, пробуждении интереса ребенка к другим людям и самому себе. В рамках этой общей цели считать необходимым сохранение вариативности в подходах к обучению психологии в школе.

Четко отделить этот предмет от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности школьного психолога.

В процессе преподавания психологии обратить особое внимание на процесс оценки знаний по психологии. Рассматривать оценку знаний школьника по психологии как необходимый компонент усвоения данного предмета. Оценка должна не сводиться к количеству баллов, а содержать развернутую характеристику знаний учащегося, его продвижений в этой области. Преподавание психологии как учебного предмета может стать тем полигоном, на котором будет показана продуктивность таких способов оценки знаний.

Считать недопустимым смешение и подмену оценки знаний и характеристик особенностей психического развития, личности, интеллекта учащихся.

Обратить особое внимание на этику преподавания предмета психологии, считая обеспечение права учащегося на невмешательство в его внутренний мир важнейшим принципом преподавания данного предмета.

Оргкомитету конференции подготовить предложения о включении в программы подготовки психологов образования дисциплины по преподаванию курса психологии в средней школе.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Российскую Академию образования о проведении научной дискуссии о теоретических основах преподавании психологии в средней школе.

Обратить внимание научной и педагогической общественности на необходимость разработки дидактических и методических пособий по преподаванию психологии в разных параллелях средней школы.

Провести в научной и научно-практической периодике широкое обсуждение и представление различных программ и учебников по психологии для средней школы.

 

А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова

Москва