Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

115

 

НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

И.А. ЗИМНЯЯ

 

МОСКВА

 

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. 288 с.

 

В 1997-1998 гг. вышли в свет несколько работ по педагогической и возрастной психологии (Г.С. Абрамова, С.Д. Смирнов, В.А. Якунин и другие), среди которых учебное пособие Н.Ф. Талызиной занимает особое место. Это обусловливается прежде всего тем, что в нем представлено целостное концептуальное рассмотрение процесса учения младшего школьника с позиций его учебной деятельности на основе учета психологических новообразований этого возраста.

Продолжая традиции отечественной психологии в плане анализа явления не по элементам,

116

 

а по единицам (Л.С. Выготский), определения особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте как ведущей (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), описания основных этапов, форм, характеристик формирования понятийного (логического) мышления, внутренних умственных действий (П.Я. Гальперин), Н.Ф. Талызина трансформирует разработанную на основе этих положений теорию обучения в теорию практического управления учебной и прежде всего познавательной деятельностью младшего школьника. При этом Н.Ф. Талызина воссоздает основной корпус составляющих процесс обучения, его проектирование, формирование учебных действий обучающегося, контроль и диагностирование в таких основных видах деятельности, как чтение, письмо, рассказ, в объеме тех действий, которыми младший школьник должен овладеть, формируя логическое мышление, усваивая содержание математики, родного языка и т.д.

Показателен в этом плане структурный ход изложения материала - от последовательного, полного и очень точного раскрытия действий, которые совершает ученик (например, сравнение, подведение под понятие и др.), к развернутой характеристике усвоения содержания предмета - процесса, который должен включать формирование этих действий в определенной последовательности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Важным для учебного пособия является то, что центральным звеном всего изложения выступают конкретные действия младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Н.Ф. Талызина последовательно рассматривает основные действия, входящие в деятельность учения, выделяет общие и специфические их виды (виды деятельности). К числу общих, или в терминологии автора "психологических", действий (приемов) Н.Ф. Талызина относит сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации, а также общие умения наблюдать, запоминать и т.д. Специфические действия осуществляются учащимися при освоении определенных знаний, например в математике - сложение, вычитание и др.; в чтении, говорении - звуковой анализ слова и т.д. Существенно, что автор не только описывает эти действия, но и показывает на материале усвоения математических понятий низкий уровень их сформированности у учеников начальных классов современной общеобразовательной школы. Как подчеркивает Н.Ф. Талызина, "конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием логического мышления школьников идет "вообще" - без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а эти приемы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала" (с. 56-57).

Глубокое понимание специфики предметной области - математики и психологических особенностей ее усвоения позволяет Н.Ф. Талызиной в каждом конкретном случае вскрыть причины ошибочных действий преподавателя и наметить пути не только исправления, но и предупреждения ошибок, что очень важно для психологической подготовки учителя.

Рассматривая действие как единицу анализа учебной деятельности учащихся и в то же время как единицу усвоения, Н.Ф. Талызина, естественно, трактует его в общем контексте теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Представление на этой основе процесса усвоения проанализированных автором общих логических действий учащихся является очень убедительным для всех форм осуществляемого ими действия.                   Н.Ф. Талызина показывает эффективность организации усвоения на разных его этапах и различную действенность типов ориентировочной деятельности в этом процессе. Полезным для учителя является осуществленный автором анализ видов контроля: предварительного, текущего, итогового - как специфических форм обратной связи. Сформулированные автором требования к организации контроля могут рассматриваться как научно-методическая рекомендация учителю. Представляя процесс формирования начальных логических действий и понятий, Н.Ф. Талызина развертывает всю последовательность действия учителя, постепенно проводящего детей от практических реальных действий к символическим записям (служащим материализации действий), затем к их речевой форме и к внутренним умственным действиям.

Рецензируемая работа Н.Ф. Талызиной - первое по-настоящему практико-ориентированное, психологически обоснованное именно учебное пособие для работающих учителей и студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Здесь важно заметить, что обычно, используя понятие "пособие", мы имеем в виду ту работу, которая предваряет учебник, не отмечая семантику этого слова. Однако по

 

117

 

большому счету именно пособие призвано оказывать непосредственную помощь студенту, учителю в осмыслении того, что и как надо делать и что уже делается ими. В этом смысле слова работа Н.Ф. Талызиной - и учебное пособие, и учебник. Она учит и помогает учителю представить и осмыслить возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника, его готовность к школе применительно к особенностям его учебной деятельности. В то же время Н.Ф. Талызина создает прецедент нового типа, я бы сказала, "парциального" учебника по педагогической психологии, адресованного определенному учителю - в данном случае учителю начальной школы - и раскрывающему особенности учебной деятельности прежде всего младшего школьника (хотя основные его положения и выводы могут быть экстраполированы и на учащихся других возрастов).

По жанру Н.Ф. Талызина относит свой труд к прикладному типу работ. Полагаю, что такая авторская оценка, подчеркивая практическую направленность учебного пособия, несколько занижает его специфичность и теоретическую значимость. Теоретически и методически ценными в этом учебнике являются рассмотрение основ проектирования циклов обучения, включающего обучающие программы; проверка исходного состояния познавательной деятельности учащегося; обеспечение прохождения ими процессов усвоения, предусмотренных теорией П.Я. Гальперина; составление схемы ориентировочной основы действий; определение количеств заданий и порядка их предъявления; обеспечение обратной связи и т.д. Учебное пособие Н.Ф. Талызиной действительно нужная для педагогической деятельности работа. Оно, несомненно, будет востребовано студентами педагогических учебных заведений и учителями.

Полагаю, что при следующем издании этого учебника изложение процессов проектирования обучения может быть более развернутым. Это же пожелание относится к процедурам и конкретным методикам диагностирования. Основные теории учения, изложенные в начале учебного пособия, требуют либо большей конкретизации, либо исключения вообще. В целом учебное пособие Н.Ф. Талызиной, несомненно, может рассматриваться как ценный подарок не только учителям начальной школы, но и педагогам, работающим на разных ступенях образовательной системы.