Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

98

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ МУЗЫКАНТОВ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЗВУКОВЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

 

В.П. РЯЗАНСКИЙ, А.В. КОРНЕВ

 

Формирование остроты интонационного слуха и чистоты звуковысотной интонации является одной из сложных проблем музыкального воспитания исполнителей большинства специальностей (смычковые, струнные, духовые инструменты, вокалисты, дирижеры-хоровики). Традиционные методики, основанные на слуховом анализе и показе, выполнении интонационных упражнений, требуют длительного времени для получения ощутимых результатов [1], [2]. Это тормозит процесс обучения, так как фальшивые "грязные" игра и пение, серьезные интонационные ошибки маскируют для слуха педагога и учащегося другие дефекты исполнения. Ситуация усугубляется тем, что среди поступивших в музыкально-образовательные учебные заведения в силу ряда причин все чаще встречаются лица с недостаточным исходным уровнем слуховых и интонационных данных.

В настоящей работе обсуждается использование визуализации звуковых сигналов для ускорения развития интонационных навыков исполнителей. В Курском музыкальном училище с этой целью создана установка и разработаны методики, основанные на применении электронно-акустических средств. Установка включает универсальный осциллограф, генератор частоты звукового диапазона, электронно-счетный частотомер и вспомогательное электроакустическое оборудование (усилители низкой частоты, акустические колонки, микрофоны и др.). Стандартный сигнал звукового генератора и сигнал исполнителя поступают на входы осциллографа и, складываясь, образуют на экране световые фигуры для каждого музыкального интервала. Их форма, размеры и динамика определяются частотой, амплитудой, акустическим спектром сигналов, поступающих от музыканта. В качестве примера на рис. 1 приведена фигура для интервала "квинта". Интервальный коэффициент K=3/2 определяется по отношению числа точек касания вертикальной и горизонтальной прямых. Четкость и неподвижность фигур во время фонации, их последовательная смена при исполнении мелодии позволяют педагогу оперативно и с достаточно высокой точностью визуально контролировать чистоту и верность звуковысотной интонации. Расплывчатость, "сетка" на экране, движение и вращение фигур однозначно свидетельствуют об интонационных ошибках исполнителя. Световые интонационные фигуры применялись на всех стадиях обучения: обследование исходного уровня, развитие интонационных навыков, контроль и испытание.

На первых занятиях осуществлялось сочетание слухового интонационного диктанта [2] и операций для проверки и коррекции пассивного интонационного слуха с помощью видеосигналов. После предварительной тренировки уха сигналами в требуемых интервалах (целых тонах и долях тона) учащийся получал опорный сигнал заданной частоты (например, нота "до" первой октавы - 261,6 Гц). Вращая ручку регулировки частоты звукового генератора, он должен был получить звуковой сигнал акустической

 

99

 

колонки, находящийся в требуемом интервале с опорным. Результат проверялся не только на слух, но и по качеству световой фигуры на видеоэкране. В случае ошибки педагог с помощью частотомера определял и сообщал ее величину и знак, делая указание - повысить либо понизить высоту на 1/4, 1/8 тона и т.д., прослушать верный результат и проверить качество фигуры.

Для развития активного интонационного слуха учащийся выполнял световые диктанты - пропевал или играл на инструменте со свободной интонацией последовательность звуков с заданными интервалами. Если обнаруживалась "некачественная" фигура на какой-либо ноте, педагог требовал повторить упражнение до этой ноты и, восстанавливая с помощью регулятора частоты стандартного сигнала четкость и неподвижность фигуры, отсчитывал по частотомеру и сообщал учащемуся для коррекции погрешность в герцах, центах либо долях тона. Интервалы постепенно усложнялись - тона дробились на более мелкие доли, появлялись крупные скачки, последовательности звуков осуществлялись в прямом, обратном направлениях, вразбивку.

Звуковысотная интонация весьма быстро развивалась при исполнении мелодий - вокализов, этюдов, пьес учебной программы в порядке усложнения. С количественной стороны динамика развития интонации может быть описана параметром g - отношением числа интонационных звуковысотных ошибок к общему количеству оригинальных (неповторяющихся) звуков в пьесе. В качестве примера на рис. 2 показана типичная для исполнителей на смычковых инструментах кривая зависимости этого параметра от количества уроков (t). У испытуемых других групп, исполнительский аппарат которых связан с проблемами дыхания (учащиеся духового и певческих отделений), развитие интонационных навыков проходило несколько медленнее. Однако и у них к концу семестра (занятия проводились не чаще одного урока в неделю) наблюдалось резкое сокращение интонационных ошибок и значительное сужение исходных интонационных зон [2] - не менее чем вдвое. Анализ работы по методу световых фигур в течение пяти семестров с несколькими десятками учащихся позволил выявить ряд закономерностей влияния визуализации звуковых сигналов на процесс музыкального обучения.

 

 

 

Рис. 1. Световая интонационная фигура

для интервала «квинта»

 

Рис. 2. Зависимость относительной доли

звуков с интонационными ошибками g

от времени обучения t уроков

 

1. Взаимодействие кодированных сигналов звуков мелодии и однозначно соответствующих им графических изображений на видеоэкране способствует ускорению формирования

 

100

 

устойчивых интонационных рефлексов (навыков), созданию ладового чувства [3]. Пропуски занятий, в особенности в начале обучения, отрицательно влияют на складывающуюся систему условных рефлексов.

2. Слуховой анализатор является основным в музыкальном образовании [4]. Однако применение зрительного анализатора дает возможность устранить ряд недостатков, негативно отражающихся на результатах обучения интонации.

Слух педагога и учащегося зависит от состояния организма - степени утомления, болезней, а также от звуковых помех в учебных помещениях. Кроме того, во время исполнения учащийся недостаточно хорошо различает высоту звуков мелодии. Поэтому в процессе обучения интонации производились последовательные магнитофонные записи пьесы или ее фрагментов с последующей трансляцией на видеоэкран. Слуховой и визуальный анализ результатов позволял обнаружить и устранить оставшиеся интонационные ошибки.

3. В случае слабых исходных слуховых и интонационных данных процесс обучения только слуховыми методами нередко требует нескольких лет. Кривая n(t) на рис. 2 оказывается более пологой, но речь может идти о резком качественном различии, а не о точном количественном сравнении, так как условия (специальность и исходный уровень данных, программа, отношение к учебе и др.) обычно несопоставимы на практике.

4. Зрительный анализатор был использован ограниченное время. После достижения требуемого уровня на данном уроке учащийся играл пьесу, как обычно, на слух. Никакого отрицательного воздействия на качество игры и пения мы не обнаружили и при более длительном использовании видеоэкрана, несмотря на опасения некоторых педагогов.

Таким образом, визуализация звуковых сигналов при развитии интонации является эффективным дополнением к традиционным методам музыкального обучения. При оценке достигнутого уровня развития интонационных навыков применялось сочетание объективных факторов (количественные параметры, качество интонационных фигур при прослушивании учащихся и визуальном анализе последовательных магнитозаписей), а также обычные субъективные критерии (звуковые результаты, заполнение учащимися и педагогами заключительных анкет).

 

1. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.

2. Н.А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог / Под ред. Ю. Рагса. М.: Музыка, 1980.

3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: МИП "NB Магистр", 1993.

4. Абаджан Г. Методика развития исполнительных приемов на духовых инструментах с помощью визуального индикатора // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1983. С. 19-29.

 

Поступила в редакцию 31.XII 1997 г.