Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

148

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ

 

С 19 по 21 марта 1998 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова проходила Первая Всероссийская научно-методическая конференция психологов "Развивающаяся психология - основа гуманизации образования"1, поддержанная институтом "Открытое общество", РГНФ и руководством МГУ. Организаторами конференции выступили отделение психологии Учебно-методического Объединения (УМО) университетов России, факультет психологии МГУ, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Российское психологическое Общество, Республиканский Центр гуманитарного образования, Высший психологический колледж и Научно-технический Центр "Обучающие технологии".

Конференция обозначила беспрецедентный по масштабам и темпам в истории России рост психологического образования, отвечающий потребности в психологической культуре труда, общения, жизнедеятельности людей и организаций. Только за последнее 10-летие в стране, где к концу 80-х гг. было лишь три факультета психологии в Московском, Ленинградском и Ярославском университетах, возникли более ста факультетов, выпускающих профессиональных психологов не только в университетах, но и в педагогических, технических, военных вузах и в негосударственных учебных заведениях.

Появление в России новой социальной реальности - массового психологического образования, рост его престижности и кардинальные перемены в социальном статусе психолога-профессионала - это несомненное свидетельство того, что при все растущем обострении социальных противоречий в нашей стране существует сильная, противостоящая этим деструктивным процессам тенденция гуманизации и демократизации общественной жизни.

Основная цель конференции заключалась в том, чтобы объединить усилия всего психологического сообщества, академической науки и высшей школы в интересах

 

149

 

повышения качества психологического образования в ситуации его стремительного распространения. Предстояло определить стратегию развития психологического образования как специалистов-психологов, так и иных специалистов в соответствии с требованиями духовной и социальной ситуации нашего времени. Ценностные ориентиры такой стратегии отвечают складывающейся в мире ориентации образования: оно призвано повысить способность и готовность будущих специалистов к интеллектуальному сотрудничеству и сотворчеству и одновременно обеспечить свободу саморазвития личности.

18 программных докладов, заслушанных на трех пленарных заседаниях, работа одиннадцати секций, восьми "круглых столов" и пяти мастер-классов дали участникам широкую панораму проблем и перспектив их решения в современном психологическом образовании в стране. В конференции также участвовали психологи Белоруссии, Грузии, Киргизии, Казахстана, Латвии.

Весьма упрощая все многообразие содержания докладов и дискуссий, можно выделить два больших тематических блока. Первый - обсуждение проблем подготовки психологов, начиная с методологических и этических проблем, определяющих направление воспитания личности специалиста и содержание учебных программ, дифференциацию специализаций и уровней подготовки, соотношение теоретических и технологических аспектов подготовки специалиста, критериев оценки качества образования, кончая организационно-методическими проблемами, - постдипломной подготовки психологов, создания учебников, соответствующих новому образу профессионала, информатизации образования.

Второй тематический блок включал обсуждение путей повышения психологической культуры при подготовке в вузе специалистов для всех областей общественной практики - учителей, медиков, управленцев и т. д. Проблемы гуманизации образования учителей и врачей (им были посвящены две секции и несколько "круглых столов") оказались в центре внимания совершенно не случайно. Представители этих двух самых массовых профессий, формирующих духовное и физическое здоровье нации, нуждаются в высочайшем уровне психологической компетентности. Однако следует отметить, что секция, где обсуждались проблемы психологической подготовки студентов технических и гуманитарных вузов, привлекла наибольшее число участников (руководители Е. М. Борисова и С. Д. Смирнов, Москва).

Тематика всех пленарных докладов так или иначе выражала общее устремление к сближению научной теоретической и практически ориентированной психологии, к преодолению того разрыва, который десятилетиями существовал (отнюдь не по вине только самих психологов) как в производстве идей, так и в психологическом образовании, между способностью изучать человека и способностью помогать людям в их реальных жизненных ситуациях. Бесспорно признаваемым явился тот факт, что наша психология за прошедшее десятилетие не только стала наукой, доступной массовому образованию, но и сменила парадигмы исследований и стратегию образования, обеспечив подготовку практических психологов для различных областей общественной практики. Как указал в своем приветственном   слове   зам. министра   общего   и   профессионального   образования   РФ

В. Д. Шадриков, только в одной сфере - образования - число психологов за последнее время увеличилось в пять раз (до 15 тысяч).

Но вслед за этой новой ориентацией на подготовку практикующих психологов, возникло огромное поле проблем как в развитии самой практики психологического образования, так и науки. Проблемы науки - это углубление методов изучения человека в реальных ситуациях сегодняшнего дня истории, человека как "субъекта, т. е. творца своей истории, вершителя своего жизненного пути",   что,   по    мнению   одного  из докладчиков

 А. В. Брушлинского (ИП РАН), составляет важнейшее онтологическое основание психологии и залог ее гуманизирующего влияния на систему образования. Центральной же проблемой для психологического образования, когда "от небольшого отряда мы переходим к подготовке целой армии психологов" становится, по словам академика А. В. Петровского (РАО), проблема квалификации преподавателей. О преподавателе психологии как носителе идеологии развития личности вопреки ущербной идеологии манипулирования человеком говорил в своем докладе А. Г. Асмолов (первый заместитель министра общего и профессионального образования

 

150

 

РФ), указывая на неотложность создания самой широкой сети центров переподготовки и непрерывного образования психологов-преподавателей.

О ловушках и противоречиях современного преподавания психологии в университетах, о необходимости классифицировать ошибки профессионала, чтобы избавляться  от  стагнации,  говорил  в  своем  докладе  декан  факультета  психологии  МГУ

Е. А. Климов. Центральную задачу совершенствования преподавательского дела он видит в устранении "дисбаланса между установками на усвоение и порождение потребного психологического знания". Е. А. Климов считает бесспорно необходимым для психолога-преподавателя, имеющего дело с самоорганизующимися системами и нестандартными ситуациями, учиться жить в области "вынужденного творчества", учиться учить студентов порождению, производству психологического знания.

Декан другого старейшего в стране факультета психологии в Санкт-Петербургском университете А. А. Крылов напомнил о решающей роли Ленинградской психологической школы в истории становления практической психологии в нашей стране, связанной с созданием первых лабораторий инженерной психологии (1959 г.) под руководством Б. Ф. Ломова и социальной психологии (1962 г.), руководимой Е. С. Кузьминым. Именно эти лаборатории дали толчок развитию психологических служб на производстве и в социальной сфере. Вместе с тем он подчеркнул огромную роль для сегодняшнего этапа подготовки практических психологов с характерной для него экспансией активных методов, учета нравственных критериев, умения профессиональных психологов культивировать духовность как безусловный приоритет жизни человека, его совести, высших нравственных чувств, ценностей, идей. Основной долг преподавателей психологии и практикующих психологов он видит в "защите психологическими средствами личности, нации и человечества" от духовного обнищания.

О важном событии, которое несомненно окажет большое влияние на характер и интенсивность дальнейшего развития психологического образования в стране, говорилось в докладе Ю. Ф. Полякова. Речь шла о создании и официальном утверждении первой образовательной специальности, выделившейся из ряда существующих специализаций учебно-профессионального направления "Психология". Это событие кладет начало дальнейшей дифференциации психологического образования, становлению новых психологических профессий. Не случайно, что именно клиническая психология открывает этот значимый и в научном и в прикладном отношении процесс. Он явился завершением долгого и непростого пути, начатого А. Р. Лурия - пионером практической клинической психологии, интегрированной на основе ряда самостоятельных дисциплин. Становление такой специальности широкого междисциплинарного профиля обеспечит "решение комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению" лишь в том случае, если будет преодолена острая нехватка квалифицированных кадров преподавателей для клинических психологов. Поэтому ближайшей целью, по мнению докладчика, явится создание системы постдипломной подготовки и переподготовки преподавателей для соответствующих факультетов, выпускающих не психологов-универсалов, а специализированных для решения определенных задач профессионалов.

Те же акценты на актуальных мерах, направленных на организацию целостной системы психологического образования, сделали в своем докладе "Стратегия высшего психологического образования" В. В. Рубцов (директор Психологического института РАО) и А. А. Марголис. Отметив, что рискованный шаг, который предприняло Министерство образования почти десять лет назад для массовой краткосрочной подготовки школьных психологов, увенчался успехом в том отношении, что стимулировал и ускорил рост психологических служб в социальной сфере. Но проблема качества образования и здесь очень остра, и авторы развернули обширную и интересную программу, гарантирующую сбалансированную связь фундаментальной теоретической подготовки будущих школьных психологов с подготовкой психотехнической. Примечательной особенностью этой специализированной системы психологического образования является то, что она реализуется новым типом учебного заведения - Московским городским психолого-педагогическим институтом, функционирующим при поддержке Психологического института РАО. Появление такого научно-образовательного

 

151

 

комплекса обозначает новую тенденцию в стратегии развития психологического образования - проникновение науки в повседневную практику высшего образования, что удваивает возможности образовательного института как "средства развития социальных сфер региона".

Но не только практическая направленность, возрастающая дифференцированность и фундаментальность роли организации непрерывного постдипломного образования характеризуют особенность сегодняшнего этапа всей системы психологического образования. Доклады на конференции выявили еще один важнейший аспект его характеристики - все ширящуюся ориентацию на создание инфраструктур, подсистем, обслуживающих все более и более полнокровное его функционирование. Именно это обстоятельство является важной особенностью работы того негосударственного научно-образовательного комплекса, подобного тому, о котором сказано выше, и которому был посвящен доклад Д. И. Фельдштейна, вице-президента Академии педагогических и социальных наук и ректора Московского психолого-социального института. За несколько лет своего существования этот, ставший престижным, негосударственный вуз сумел создать огромное издательское предприятие, специализирующееся прежде всего на выпуске психолого-педагогической литературы. Это и регулярно выходящий журнал "Мир психологии" - трибуна для междисциплинарных публикаций, для психологов, организаторов образования, учителей. Это и непрерывно пополняемая библиотека школьного психолога, и многотомная серия "Психологи отечества". Можно считать, что весомый вклад в полноценное функционирование системы психологического образования вносят именно негосударственные учебные заведения, научно-издательские и научно-методические центры (например, издательство "Смысл", НПЦ "Коррекция", центр "Генезис" и др.). Инициативе профессионалов-психологов в этого рода организациях мы обязаны появлением все новых инфраструктур, восполняющих дефицит государственной помощи росту психологического образования в стране.

В докладе А. И. Подольского (МГУ) "Этические аспекты профессиональной деятельности и образования психологов" обозначилось еще одно актуальное для сегодняшнего этапа структурирования системы психологического образования направление. Это проблема нравственной ответственности профессионала, этического кодекса. Сложность проблемы - в определении путей становления нравственного сознания психолога, его готовности к осуществлению нравственного выбора и принятию решения при оказании помощи людям. Сам факт осознания этих проблем и анализ путей их решения имеет конструктивное значение, открывает перспективу поиска организаторами психологического образования и преподавателями научно-методических условий и средств достижения взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития профессионала. Интересную подсказку возможного направления такой работы содержал доклад представителя Международного Комитета Красного Креста С. Хенкинса и сотрудницы Комитета Н. Киселевой. Они предложили внести в содержание психологического образования новую дисциплину "Международное гуманитарное право", реализуя тем самым договоренность между всеми государствами мира, зафиксированную Гаагской конвенцией.

Нельзя не упомянуть в этой связи о работе одной из секций конференции, на которой явственно звучал мотив нравственной ответственности психолога за судьбы образования. Секция была посвящена психологии в школе, и на ней выступали не только психологи, но и организаторы образования, директора школ и учителя со своими запросами и ожиданиями в отношении психологии. Обсуждались два вопроса - преподавание психологии школьникам и работа психолога в коллективе школ. Участники обсуждения, согласившись с тем, что преподавание курсов психологии в школе должно быть направлено на воспитание личности, вместе с тем настаивали на том, что основным участком работы психологов в современной школе не должно быть преподавание одной из учебных дисциплин. Они ожидают от психолога помощи в проектировании всего учебно-воспитательного процесса, в реорганизации деятельности учителя, в создании такой системы отношений, которая формирует гражданственность и нравственные ценности личности и учителя и учеников. Поэтому рекомендация участников обсуждения заключена в предложении специальной подготовки практических

 

152

 

психологов для работы в инновационных школах. Готовность психолога к конструированию ситуаций, воспитывающих личность, порождающих нравственное поведение, выступает как актуальная потребность, как социальный заказ.

Конференция, на которой было заслушано более 400 интереснейших докладов и выступлений, уже отзвучала и ушла в историю. Она оставила зримый продукт - два тома материалов, общим объемом 40 печатных листов. Это на сегодняшний день наиболее полная энциклопедия состояния психологического образования в России. Переломное значение конференции для последующего развития психологического образования в нашей стране очевидно. Она продемонстрировала необходимость консолидации всех научных и педагогических сил сообщества психологов. Она показала, что методология и методика образования избавились от статуса низшего жанра, недостойного нашей научной рефлексии, что методика психологического образования становится областью серьезных поисков и новых подходов, что сама практика образования стала полигоном обнаружения путей и средств новой антропотехники, склоняющейся не к воздействию на человека, а к системному изменению ситуаций его взаимодействия с людьми и с самим собой.

Следующая II Всероссийская научно-методическая конференция будет проводиться в Санкт-Петербурге в 2000 г. факультетом психологии университета.

Ниже публикуются решения и рекомендации конференции, которые мы сочли необходимым довести до каждого психолога в стране.

 

РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Участники конференции признают своевременность и актуальность ее проведения в тот момент становления массового психологического образования в нашей стране, когда нарастает острая необходимость все большей дифференциации его содержания, целей и методов в соответствии с растущими потребностями общества в психологической культуре. Конференция поставила перед нашим профессиональным сообществом задачи объединения усилий академической науки и высшей школы для поиска и разработки новой стратегии развития психологического образования, отвечающей требованиям демократизации и гуманизации общественной жизни.

Участники конференции рекомендуют:

Признать и укрепить ведущую роль УМО (Учебно-методического объединения) университетов России по психологии в координации деятельности соответствующих подразделений всех узлов, осуществляющих подготовку профессиональных психологов.

Отделению психологии УМО университетов России провести до 2000 г. работу по совершенствованию ныне действующих госстандартов для всех уровней психологического образования (бакалавр, специалист, магистр), учтя поправки и предложения, сформулированные участниками всех секций конференции.

Вести работу по созданию новых специализаций и специальностей, содействуя дальнейшей дифференциации психологического образования.

С целью повышения уровня научно-методической подготовки психологов к преподавательской деятельности поощрять разработку дипломных научно-методических исследований, направленных на создание и апробацию новых спецкурсов, учебно-тематических планов и программ; стимулировать создание кафедр на психологических факультетах, аккумулирующих опыт кандидатских и докторских исследований в области методологии и методик психологического образования.

Создать на базе ведущих факультетов психологии страны (Московского, Санкт-Петербургского, Ростовского, Ярославского университетов) центры постдипломной подготовки и переподготовки преподавателей психологии, практических психологов. Центры такого рода могут стать организационной формой консолидации научно-методического опыта решения проблем тестирования качества психологического образования, разработки стратегии преподавания и организации психологических служб.

Особое внимание уделить разработке госстандарта подготовки практических психологов и психологов-консультантов, приведя в соответствие базовый федеральный компонент образования требованиям их практической деятельности. Организовать и обеспечить регулярное поведение (не менее двух раз в год) постоянно действующего семинара и практикума для постдипломной подготовки преподавателей университетов по специализациям "Практический психолог" и "Психолог-консультант".

Учитывая решающую роль и активную роль Министерства общего и профессионального образования РФ в создании системы подготовки практических психологов в нашей стране, просить МО РФ оказать дальнейшее содействие в упорядочивании социального и материального статуса практического психолога в сфере образования и разработать совместно с Министерством

 

153

 

труда и другими государственными ведомствами единую систему аттестационных требований к процедурам определения квалификации по разрядам.

Российскому психологическому обществу (РПО), его Московскому отделению, кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова разработать предложения и принять решение по созданию профессиональной ассоциации клинических психологов, в том числе и предложения по вопросам аттестации и лицензирования клинических психологов; по изданию печатного органа профессиональной ассоциации клинических психологов.

Для оперативной проработки организационных вопросов, связанных с созданием учебной базы подготовки специалистов по клинической психологии и решения вопросов, касающихся прав и обязанностей клинических психологов на рабочих местах, организовать межведомственный координационный комитет с включением в его состав представителей Министерства общего и профессионального образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, факультета психологии МГУ и других вузов, ведущих в настоящее время подготовку по клинико-психологической специализации.

Предоставить координационному комитету право экспертной оценки лицензируемых факультетов психологии по специальности "Клиническая психология".

С целью развития и усовершенствования психологического образования в медицинских учебных заведениях конференция рекомендует:

Разработать с участием УМО университетов России и УМО медицинского образования Минздрава дифференцированные учебные программы по психологии для различных медицинских учебных заведений (вузы, училища, колледжи и др.).

Просить Президиум РПО совместно с УМО университетов по психологии разработать программу и осуществить конкретные шаги интеграции и координации деятельности системы профессионального психологического образования с международными сообществами психологов (Европейской Ассоциацией профессиональных психологов и другими организациями), содействовать принятию этического кодекса психологов, учитывающего нормы международной этики, введению стандартов тестирования уровня и качества профессионального образования и т. д.

Просить Координационный Совет по психологии МО РФ совместно с отделением психологии УМО университетов и УМС по психологии в педагогических вузах разработать новые государственные стандарты педагогического образования, существенно повышающие уровень психологической компетентности педагогов. Привлечь внимание и усилия всего психологического сообщества к созданию таких стандартов, учебных программ и другой учебной литературы по психологии для педагогических вузов. Привлекать УМО университетов России (отделение психологии) для систематического участия в экспертизе при лицензировании, аттестации и аккредитации факультетов в педагогических вузах.

Просить гуманитарный отдел Министерства образования РФ в целях повышения психологической компетентности управленцев, инженеров, проектировщиков и всех других специалистов, изучающих психологию (в блоке гуманитарных дисциплин) предусмотреть значительное увеличение числа часов, отводимых курсам психологии, а также рекомендовать расширение числа элективных психологических курсов при подготовке новых вариантов государственных стандартов высшего образования.

Учитывая накопившийся в отечественном общем образовании опыт преподавания психологии для школьников, создать при Координационном Совете по психологии МО РФ и УМО университетов постоянно действующую комиссию для разработки и апробации государственного школьного стандарта преподавания психологии; организовать широкое обсуждение имеющихся учебников и поощрять создание новых учебников психологии для школ.

Считать целесообразным выделение особого направления подготовки практических психологов в сфере образования, а именно психологов, специализирующихся не только по возрастной диагностике, но и в области методов проектирования и организации системы продуктивных взаимодействий и отношений взрослого и детского сообществ в ситуации инновационных учебных учреждений.

Участники конференции признают необходимым регулярное проведение в дальнейшем всероссийских научно-методических конференций с частотой один раз в два года и просят президиум РПО поручить его региональным отделениям широко обсудить результаты I Всероссийской научно-методической конференции в регионах в целях привлечения всех профессиональных сил для создания многообразных форм самоорганизации самообучения всего психологического сообщества, укрепления творческих связей психологов-исследователей, преподавателей-практиков, а также для организации издания периодических журналов, посвященных актуальным проблемам психологического образования в России.

 

В. Я. Ляудис

Москва

 



1 Полный текст пленарных докладов и тезисов устных и стендовых докладов на одиннадцати секциях конференции см.: Развивающаяся психология — основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19—21 марта 1998 / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. РПО. М., 1998. Т. I. 288 с.; Т.II. 142 с.