Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

130

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

 

Н. П. ЛОКАЛОВА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс "Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление" впервые был включен в систему подготовки практических психологов в Московском государственном открытом педагогическом университете в 1993 г. Он входит в число основных учебных дисциплин на факультете психологии. Изучение этого курса является важнейшим элементом профессиональной подготовки будущих практических психологов.

Основная задача курса состоит в формировании у студентов систематизированных знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о психологических причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся

 

131

 

в низких результатах успеваемости школьников, о возможных способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Изучение данного курса позволяет внести существенный вклад в решение важной задачи обучения на факультете психологии - формирование каузального (т. е. причинного) психологического мышления будущего практического психолога.

Методологической основой курса является генетический подход к рассмотрению школьных трудностей; раскрытие причинно-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей; признание важной роли целенаправленных коррекционно-формирующих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Курс включает лекционные и практические занятия. Программа курса состоит из введения и четырех разделов.

В лекционной части дается углубленная характеристика основных психологических факторов, влияющих на успешность обучения, рассматриваются психологические особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и аффективно-потребностной сфер слабоуспевающих школьников. Существенное место отводится психологическому анализу причине общего отставания в учении, а также причин низкой успеваемости по таким конкретным учебным дисциплинам, как русский язык, чтение и математика. Рассматриваются пути предупреждения школьной неуспеваемости.

На практических занятиях студенты не только знакомятся с конкретными психодиагностическими методиками, но и приобретают начальные навыки использования усвоенных ими ранее теоретических знаний в контексте практической деятельности по анализу психологических причин разного рода трудностей школьников в обучении. Важной составной частью курса на заключительном этапе является выполнение студентами практического задания по самостоятельному выявлению психологических причин школьной неуспеваемости и последующее обсуждение эффективности проведенной ими работы.

Первый вариант программы данного учебного курса был опубликован в 1993 г. (М.: Альфа; МГОПИ). В настоящей программе содержание курса доработано и расширено.

В программе представлен авторский подход к рассматриваемым проблемам.

 

ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В ПРЕОДОЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 

Психологические причины школьной неуспеваемости и способы их устранения как предмет курса. Изучение внутренних и внешних факторов, обусловливающих возникновение разного рода трудностей в обучении, и формирование сплава психологических знаний и умения их практического использования - две взаимосвязанные задачи курса.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе. Изучение психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении. Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса. Диагностика и психокоррекция трудностей в обучении как одна из главных задач школьного психолога.

Психодиагностика трудностей в обучении как научно-практическая деятельность школьного психолога. Роль фундаментальных теоретико-психологических знаний в обеспечении эффективности работы практического психолога. Семиотический, технический и каузально-логический компоненты психодиагностической деятельности по выявлению психологических причин школьной неуспеваемости.

Психодиагностическая функция учителя. Оперативная и долговременная "учительская" психодиагностика. Ненадежность интуитивно-эмпирического понимания учителем психологических причин трудностей в обучении школьников. О многозначности

 

132

 

соотношения внешних проявлений трудностей в обучении и психологических причин, их вызывающих. Основные этапы психодиагностического исследования.

 

Литература

 

Основная: [13], [14], [16], [47; 80-107], [55; 4-18], [56; 6-63].

Дополнительная: [3; 18-36], [6], [18; 126-130].

 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ

ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1. Соотношение обучения и развития в аспекте успешности учебной деятельности

 

Соотношение обучения и психического развития - фундаментальный фактор, определяющий успешность учения школьников. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Внутренняя логика, сензитивные периоды развития и их связь с эффективностью школьного обучения. Возможности психического развития школьников в условиях традиционного и развивающего обучения.

Представление о конечной цели школьного обучения - ключ к решению проблемы школьной неуспеваемости. Преодоление на современном этапе понимания задач школьного обучения как накопление знаний, умений и навыков и выдвижение новых задач школьного образования, связанных с формированием личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению. Усвоение системы знаний как средство развития личности учащихся.

Совершенствование практики обучения на основе принципа системной дифференциации. Формирование целостной психологической основы обучения как необходимое условие его успешности.

Я. А. Коменский об основах метафизического знания в первые 6 лет жизни в материнской школе. П. П. Блонский о конечной задаче школы как о воспитании нравственно автономной личности, способной к самоопределению.

Современные психологи об основах личностного развития в процессе обучения: представления П. Я. Гальперина (рефлексивное знание как основа общих способов мышления и деятельности), Н. А. Менчинской (формирование диалектико-материалистического мировоззрения), Н. Г. Алексеева, В. Д. Шадрикова (развитие общих мыслительных, коммуникативных и деятельностных способностей учащихся) и др. Формирование эмоционально-эстетического, нравственного и логико-философского отношения к действительности у учащихся как психологической основы для саморазвития личности.

 

Литература

 

Основная: [5; 39-85], [11], [24], [26; 201-241], [71].

 

2. Умственное развитие, его влияние на эффективность процесса обучения; психодиагностика и психокоррекция

 

Понятие умственного развития: множественность определений и теоретических подходов к изучению. Разработка понятия умственного развития в трудах Л. В. Занкова (развитие наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий), Я. А. Пономарева (эффективность оперирования во внутреннем плане), Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой (обобщение отношений), Д. Б. Эльконина (усвоение системы научных понятий).

Фонд действенных знаний и обучаемость как основные компоненты умственного развития (Н. А. Менчинская). Быстрота преодоления ошибочных обобщений, скорость "свертывания" мыслительных операций, быстрота научения решать задачи как показатели обучаемости. Обучаемость и качественные характеристики мыслительной деятельности (глубина - поверхностность, гибкость - инертность, устойчивость - неустойчивость, осознанность, самостоятельность и чувствительность к помощи).

Умственное развитие и школьная успеваемость.

 

133

 

Современные представления о содержании, структуре и путях умственного развития. Понятие о психологических когнитивных структурах как субстрате умственного развития (Н. И. Чуприкова). Интеллект как форма организации умственного опыта (М. А. Холодная). Пути формирования у учащихся психологических когнитивных структур. Отличие процесса развития мышления от интеллектуального "натаскивания".

Изучение продвижения учащихся в умственном развитии как важное условие обеспечения полноценного усвоения знаний. Проблемы психодиагностики умственного развития учащихся.

Методики изучения умственного развития школьников разного возраста. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет. Стандартизованная методика изучения умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Детский вариант методики Д. Векслера. Групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны для подростков. Школьный тест умственного развития для учащихся средних классов. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников. Способы и программы психокоррекции умственного развития школьников.

 

Литература

 

Основная: [6; 155-177], [8; 342], [10], [22]-[24], [38], [40;. 48-60], [45], [46; 9-22], [53], [54], [56; 35-43], [58], [63], [68; 116-168], [69; 8-27], [71].

Дополнительная: [8], [10], [13], [23], [24; 425-440].

 

3. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению и способы ее определения

 

Психологическая готовность к обучению в школе - один из видов профилактики трудностей в обучении. Понятие о психологической готовности как о кардинальной перестройке образа жизни и деятельности ребенка. Закономерность возникновения при условии полноценного развития в дошкольном периоде. Отличие психологической готовности к обучению как достижение ребенком определенного уровня познавательных возможностей и личностных качеств от подготовленности к обучению как овладению навыками чтения, письма, счета. "Кризис семи лет" и его роль в обусловливании объективной и субъективной готовности к школьному обучению.

Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению (мотивационная, интеллектуальная, волевая, готовность к общению). Трудности в обучении, вызванные несформированностью каждого из этих компонентов школьной зрелости.

Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Умение анализировать и копировать образец, ориентироваться на систему требований, умение понимать и выполнять словесные указания взрослого как необходимые условия успешного обучения.

Психодиагностика готовности ребенка к школьному обучению. Общая схема и конкретные методики психологического обследования детей при поступлении в школу. Сюжетно-ролевая игра (содержание, осознание роли, подчинение наличной ситуации своему замыслу, развитие замещающей функции мышления, взаимоотношения в игре с другими детьми) как средство психологической диагностики школьной зрелости. Психодиагностика рефлексии внешних действий как показателя психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностика психологической готовности младших школьников к переходу в среднюю школу с целью предотвращения трудностей в последующем обучении (методики "Слова", "Счет", "Анкета", "Запомни и запиши").

Формирование целостной основы психологической готовности к обучению. "Картина мира" как система знаний старших дошкольников о природе, обществе, человеке.

 

Литература

 

Основная: [2; 11-32], [4], [12], [15], [19;7-41], [20], [21; гл. 8, 9], [30], [40; 18-35, 60-76, 11-18, 40-58], [42; 7-99], [43], [47; 167-191], [55; 4-58], [56; 65-124], [57].

Дополнительная: [15]; [22].

 

134

 

4. Индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности

 

Индивидуально-типологические особенности учащихся как фактор учебной деятельности. Успешность учения и природные характеристики нервной системы школьников. Слабость нервной системы и инертность нервных процессов как индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, затрудняющие учебную деятельность школьников.

Особенности современной организации учебного процесса на уроке и индивидуально-типологические свойства учащихся. Природные различия учащихся - различия не по уровню школьных достижений, а по своеобразию путей и способов учебной работы.

Учет в процессе обучения природных особенностей нервной системы школьников. Отстающие в учении школьники со слабой нервной системой и инертными нервными процессами как результат игнорирования учителем их природных особенностей.

Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой и ситуации на уроке, затрудняющие их работу. Преимущества учеников с инертными нервными процессами. Условия учебного процесса, отрицательно сказывающиеся на результатах их учебной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности как активное приспособление природных особенностей школьников к условиям обучения.

Методы психодиагностики индивидуально-типологических особенностей, метод анализа продуктов деятельности, анкетный метод, методы опроса и беседы, метод наблюдения, метод анализа психолого-педагогических характеристик учащихся, метод естественного и лабораторного эксперимента.

Некоторые конкретные методики изучения индивидуально-типологических особенностей школьников. Шкала оценок для измерения реактивности учащихся Я. Стреляу. Модификация теппинг-теста для диагностики силы - слабости нервной системы Е. П. Ильина. Методики изучения подвижности (В. Т. Козлова) и силы (В. А. Данилов) в мыслительно-речевой деятельности.

 

Литература

 

Основная: [12; 32-38], [39], [41; 122-125], [48; 130-139], [49], [54], [62].

Дополнительная: [1], [2], [7; 5-33], [12].

 

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

5. Психологическая характеристика познавательной сферы

слабоуспевающих школьников

 

Категории учащихся с трудностями в обучении. Характеристика познавательной деятельности слабоуспевающих учеников младших классов. Особенности процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности школьников с низкой успеваемостью.

Недостатки познавательного развития подростков и старших школьников и трудности в обучении, с ними связанные. Данные психологического мониторинга интеллектуального развития современных школьников (VII - X классы).

Пониженная обучаемость как одна из особенностей умственной деятельности слабоуспевающих школьников. Компенсация пониженной обучаемости с помощью формирования положительных личностных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости).

Интеллектуальная пассивность как проявление сниженного уровня познавательной деятельности слабоуспевающих школьников. Характер, причины, виды и пути преодоления интеллектуальной пассивности.

Типы неуспевающих школьников (по А. М. Гельмонт, Л. С. Славиной, Н. И. Мурачковскому). Пути индивидуального подхода к школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Средние по успеваемости учащиеся как потенциальный резерв неуспевающих школьников. Субъективно значимые достижения в учении как основная характеристика этой группы школьников.

 

135

 

Особенности развития познавательных процессов "средних" школьников и их скрытые возможности.

Методики психодиагностики особенностей познавательной деятельности слабоуспевающих школьников. Описание внешнего вида объектов или рассказ по картинке как способы выявления уровня сформированности анализирующего наблюдения. Диагностика процессов произвольного внимания. Изучение объема внимания. Различные варианты корректурной пробы для диагностики устойчивости и распределения внимания. Изучение переключения внимания с помощью черно-красных таблиц.

Изучение особенностей процессов смыслового и опосредованного запоминания. Диагностика развития мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, классификация на экспериментальном и на учебном материале.

 

Литература

 

Основная: [18; 132-138], [44; 34-123], [51], [52], [54], [55; 58-67], [60], [65; 26-42], [66; 56-67], [67; 22-40], [70; 4-19, 45-56].

Дополнительная: [9], [16], [21].

 

6. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сфер

отстающих в учении школьников

 

Несформированность положительной мотивации к учебной деятельности как одна из причин низкой успеваемости. Причины нежелания учиться поступающих в школу детей и появления нежелания учиться у школьников разного возраста.

Особенности иерархической организации мотивационной сферы у учащихся с трудностями в обучении. Мотивы учения у слабоуспевающих учеников. Мотивация достижения успеха, мотивация избегания наказания, широкие социальные мотивы, общение с одноклассниками как доминирующие мотивы учения у младших школьников с низкой успеваемостью.

Сравнительная характеристика мотивов учения у подростков и старших школьников. Особенности развития мотивационной сферы у современных подростков и старших школьников. Недостаточное развитие познавательных интересов, несформированность познавательной потребности и положительной мотивации учения, высокий уровень школьной тревожности как факторы, препятствующие успешности учебной деятельности.

Виды отношения к учению (положительное, отрицательное, неопределенное). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы слабоуспевающих школьников. Отрицательное отношение к учению, импульсивность, низкий уровень развития произвольности, инфантилизм и трудности в обучении, с ними связанные.

Пути формирования учебных интересов и положительного отношения к учебной работе. Создание ситуации успеха, переживание радости познания, активизация учащихся на уроках, доброжелательное отношение учителя, ликвидация пробелов в знаниях - необходимые условия развития учебных интересов у учащихся.

Экспериментальные приемы и психологические методики изучения учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у школьников. Анкетный метод, беседа об отношении к школе и учению, интерпретация рисунков и завершение рассказов на школьную ему, субъективное ранжирование, выявление мотивов учения, изучение доминирования игрового или учебного мотива, особенностей целеполагания в учебной деятельности в условиях естественного эксперимента.

 

Литература

 

Основная: [12; 98-110], [36; 5-77], [37], [46; 124-143], [47; 318-324, 336-339, 380-386], [56; 82-84, 212-215], [61], [70; 20-23].

Дополнительная: [21].

 

7. Характеристика аффективно потребностной сферы школьников,

испытывающих трудности в обучении

 

Отрицательные аффективные переживания школьника - одна из психологических причин школьной неуспеваемости. Формы проявления отрицательных аффективных переживаний: повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, конфликтность, драчливость. Аффективное поведение как неадекватная реакция ученика на неуспех в учении. Расхождение

 

136

 

между завышенным уровнем притязания и реальными способностями ученика как психологический механизм возникновения отрицательных аффективных переживаний. Решающая роль колебательного характера завышенной самооценки. Снижение уровня самооценки как основной путь устранения отрицательных аффективных переживаний у школьников.

Типы реакций на неуспех. Экспериментальный способ выявления наличия у школьников аффекта неадекватности.

Конкретные примеры возникновения и проявления отрицательных аффективных переживаний в младшем школьном возрасте, у подростков и старших школьников.

"Смысловой барьер" как одна из форм проявления отрицательных аффективных переживаний. Его возникновение вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку или поведению в целом. Виды "смыслового барьера": в связи с отсутствием анализа учителем подлинных причин поступка ученика, в связи с отрицательными эмоциональными переживаниями ученика в результате незаслуженного наказания, в связи с частым повторением учителем одних и тех же мер воздействия. Изменение приемов воздействия и установление первичного контакта с учащимся как способ преодоления "смыслового барьера". Трудности в обучении, связанные с возникновением "смыслового барьера" и пути его преодоления (конкретные примеры).

 

Литература

 

Основная: [29], [40; 129-146], [50; 82-108], [56; 96-98], [59].

Дополнительная: [20]; [21].

 

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ, СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

8. Психологические причины общего отставания в учении

 

Недостатки в развитии познавательной деятельности и их связь с отставанием в учении. Недостатки в развитии восприятия (неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого) и трудности, возникающие в учебной деятельности школьников. Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению) как психологическая причина некоторых трудностей в обучении. Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).

Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников как причина трудностей в обучении. Несформированность зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе. Способы развития психомоторных процессов.

Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников.

Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности.

Трудности в учении как следствие недостаточности развития произвольного управления поведением (недисциплинированность).

Несформированность приемов учебной деятельности как одна из причин общего отставания в учении.

 

Литература

 

Основная: [18; 139-145], [25; 3-24, 37-54], [27], [31], [47; 212-215, 236-247, 256-262], [55], [56; 189-215], [64; 16-46].

Дополнительная: [21].

 

137

 

9. Психологические причины трудностей школьников при обучении

русскому языку и чтению

Психологическая "предыстория" развития письма у ребенка. Общая характеристика детей с трудностями обучения письму (с родовым травмами, ослабленные, с неврологическим нарушениями, с задержкой психического развития, медлительные и леворукие дети). Внешние проявления трудностей при овладении письмом и чтением, их классификация.

Психологические причины трудностей при обучении русскому языку и чтению. Несформированность пространственных представлений, недостаточность развития процессов звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия, недостатки в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля, индивидуально-типологические особенности учащихся и связанные с ними трудности при обучении письму и чтению.

Медленный темп письма и чтения как часто встречающаяся трудность у младших школьников. Возможные психологические причины и рекомендации по устранению.

Приемы психопрофилактики и психокоррекции разных видов трудностей при обучении русскому языку и чтению.

 

Литература

 

Основная: [3], [18; 177-184], [25; 24-34], [33], [34; 7-12], [35; 31-42], [64; 47-57], [70; 34-44].

Дополнительная: [5], [14; 5-33, 58-93].

 

10. Психологические причины трудностей при обучении математике

 

Математика как метод познания и средство развития мыслительной деятельности школьников. Психологическая структура математических способностей. Особенности памяти и мышления у способных и неспособных к математике учеников.

Внешние проявления трудностей при обучении математике, их классификация.

Психологические причины трудностей при обучении математике. Особенности мыслительной деятельности как одна из психологических причин трудностей при обучении математике. Конкретность, синкретичность, однолинейность, инертность мышления и трудности в учении, с ними связанные. Несформированность пространственных представлений, понятия числового ряда и его свойств, недостатки в развитии процессов зрительного анализа, памяти, мышления, процессов саморегуляции и самоконтроля, индивидуально-типологические особенности учащихся и связанные с ними трудности при обучении математике.

Анализ психологических причин, лежащих в основе неумения решать задачи как часто встречающаяся школьная трудность.

Приемы психопрофилактики и психокоррекции разных видов трудностей при обучении математике.

 

Литература

 

Основная: [9], [25; 34-37], [28], [33], [34; 7-12], [41; 78-81], [64; 58-67].

Дополнительная: [10].

 

11. Способы выявления и психологической коррекции

трудностей учащихся в обучении

 

Психограммы и психодиагностические таблицы как возможные способы определения психологических причин трудностей в обучении. Психограмма - графический способ выявления конкретных причин трудностей в обучении.

Психодиагностические таблицы и основные принципы их построения. Психолого-педагогическая типология трудностей, педагогическая симптоматика, психологические причины конкретного вида трудностей, задания и методики для диагностики и коррекции - разделы психодиагностической таблицы. Этапы работы с использованием психодиагностических таблиц: поиск конкретного вида трудностей в разделе "Педагогическая симптоматика"; установление конкретной психологической причины путем исключения неподтвердившихся гипотез по результатам рекомендуемых психодиагностических заданий; психокоррекция с использованием аналогичных и других заданий.

 

138

 

Эффективность использования психодиагностических таблиц в педагогической практике. Результаты апробирования психодиагностических таблиц, содержащих перечень трудностей и их возможных психологических причин при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике в специальных психолого-педагогических исследованиях.

Психологические задания для психокоррекции недостатков в развитии познавательной сферы учащихся. Решение психодиагностических задач по определению психологических причин разного рода трудностей в обучении.

Выполнение самостоятельного психодиагностического исследования по выявлению психологических причин трудностей в обучении у школьников любого возраста и по любому учебному предмету и разработка путей психокоррекции.

 

Литература

 

Основная: [1], [7], [12; 64-94], [13], [32], [34], [42; 217-234], [47; 219-236].

Дополнительная: [3; 74-83, 112-113].

 

РАЗДЕЛ IV. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 

12. Некоторые проблемы и направления психологической работы

по предупреждению трудностей в обучении

 

Классно-урочная система обучения как первопричина "вечной" проблемы школьной неуспеваемости в педагогике и психологии. Необходимость предупреждения школьной неуспеваемости.

Показатели общих трудностей в учении: увеличение числа ошибок, большая затрата времени на выполнение уроков, невыполнение отдельных заданий, частые обращения за помощью, снижение интереса к предмету.

Виды школьной неуспеваемости. Эпизодическая неуспеваемость, устойчивая неуспеваемость по одному предмету, устойчивая неуспеваемость по ряду предметов.

Условия предупреждения нежелания учиться у школьников разного возраста.

Факторы учебного процесса, влияющие на школьную успеваемость (организация, формы и методы процесса обучения, недостатки в деятельности учителей).

Основные направления психопрофилактики школьной неуспеваемости. Роль активизации мыслительной деятельности школьников на уроке, психолого-педагогического изучения учащихся с целью своевременного обнаружения и устранения причин трудностей в обучении, организации групп развития в предупреждении школьной неуспеваемости.

Оставление на второй год как нерезультативный способ преодоления школьной неуспеваемости. Три случая, когда это может оказаться полезным (школьник-малолетка, большие пробелы в знаниях из-за болезни, плохие бытовые условия, но которые теперь улучшились).

Совершенствование системы обучения как основной путь профилактики школьной неуспеваемости. Индивидуальный подход к слабоуспевающим ученикам.

Развитие познавательных процессов учащихся для предупреждения ряда трудностей в обучении. Уроки психологического развития как эффективный способ профилактики и психокоррекции школьных трудностей.

 

Литература

 

Основная: [17; 71-84], [21; гл. 10], [41; 78-81, 85-88], [47; 192-196], [55; 58-67], [56; 211-215].

Дополнительная: [2], [4], [10], [11], [17], [21].

 

Основная литература

 

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов: Пособие для учителей и школьных психологов. Обнинск: Принтер, 1993.

2. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Библ. "Гувернер" (пособие № 2). М.: Айсберг, 1991.

4. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? Библ. "Поможем детям лучше учиться". М.: Новая школа, 1993.

 

139

 

5. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Блонский П. П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.

6. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.

7. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся VI - VIII классов: Пособие для учителей и школьных психологов, Обнинск: ОГПФЦ "Детство", 1993.

8. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Л.: Изд-во МГУ, 1976.

9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов). Библ. развивающего обучения. Вып. 12. Томск: Пеленг, 1993.

10. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психол. 1969. № 1. С. 15-25.

11. Выготский Л. С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

12. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: МГОПУ, 1995.

13. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. Сер. "Педагогика и психология". № 4.

14. Гильбух Ю. З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 80-88.

15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Библ. развивающего обучения. Вып. 11. Томск: Пеленг, 1992.

16. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985. Сер. "Педагогика и психология". № 4.

17. Гуткина Н. И. Группы и классы развития // Психол. наука и образование. 1996. № 3.

18. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.

19. Диагностика готовности детей к обучению в школе - анализ поведения: Метод. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений / Под ред. В. М. Астапова. М.: Об-во "Знание" России, 1993.

20. Диков М. Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореф. канд. дис. М., 1994.

21. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.

22. Зак А. З. Различия в мышлении детей: Учебно-метод. пособие. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

23. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. С. 28-34.

24. Занков Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Содружество ученого и учителя: Книга для учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М.: Просвещение, 1991.

25. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. Киев: Рад. школа, 1990.

26. Коменский Я. А. Материнская школа // Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.

27. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: Метод. разработки. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.

28. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

29. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.

30. Лидерс А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Обнинск: Принтер, 1992.

31. Локалова Н. П. Психологические механизмы влияния физвоспитания на успешность учебной деятельности младших школьников // Психологические проблемы физического воспитания школьников: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. М.: АПН СССР, 1989.

32. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. 1992. № 12.  С. 59-61, 69.

33. Локалова Н. П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. 1994. № 5. С. 54-59.

34. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Ось-89, 1997.

35. Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка // Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1992.

36. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

37. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

38. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС-6-7): Методич. руководство / Аверина И. С., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н. Обнинск: Принтер, 1994.

39. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека / Акимова М. К., Данилов В. А., Козлова В. Т. Методич. банк школьного психолога. Вып. № 2. М., 1992.

40. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

 

140

 

41. Научно-практические проблемы школьной психологической службы / Ред. кол.: Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, И. В. Дубровина. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. Т. 1.

42. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ "Сфера", 1996.

43. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.

44. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.

45. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М.: Ин-т гигиены детей и подростков; Ленингр. педиатр. мед. ин-т, 1973.

46. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986.

47. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ "Сфера", 1997.

48. Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972.

49. Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1972.

50. Прихожан А. М., Юферева Т. И. Об аффекте неадекватности у учащихся III и V классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии: Сб. научн. тр. / Под ред. В. Н. Пушкина. М.: АПН СССР, 1975.

51. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. Сер. "Педагогика и психология". № 5.

52. Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. Й. Ломпшера. М.: Педагогика, 1984.

53. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. М.: Олимпик, 1990.

54. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971.

55. Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.

56. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

57. Разумова Г. В. Картина мира и психологическая готовность к школьному обучению: Автореф. канд. дис. М., 1996.

58. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993.

59. Славина Л. С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 156-161.

60. Соколова И. М. Психологические особенности "среднего" ученика: Автореф. канд. дис. М., 1994.

61. Солдатов Д. В. Определение сформированности мотивационного компонента психологической готовности к школе // Новые исследования в психологии. 1993. № 1 (7). С. 41-47.

62. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.

63. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР): Руководство по работе с тестом / Гуревич К. М. и соавт. М.: Международн. Образовательный и Психол. Колледж, 1995.

64. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Випол, 1993. Сер. "Учитель и психодиагностика". № 13.

65. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту  / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.

66. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.

67. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

68. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Барс, 1997.

69. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: Столетие, 1995.

70. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.

71. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.

 

Дополнительная литература

 

1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 71-78.

2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. Сер. "Педагогика и психология". № 3.

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: Альфа, 1992.

4. Безруких М. М., Ефимова С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? // Начальная школа. 1990. № 10. С. 11-16.

5. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М.: Народн. ун-т, пед. ф-т, 1987. № 3.

6. Войтко В. И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы // Знание. УССР. 1980. № 4. Сер. VII "Педагогическая".

7. Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности школьника. Психология,

 

141

 

диагностика, педагогика. Сер. «Учитель и психодиагностика». № 1. Киев: Ин-т психологии АПН Украины, 1993.

8. Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. Сер. «Педагогика и психология». № 1. М.: Знание, 1992.

9. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.

10. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Сер. «Педагогика и психология». № 3. М.: Знание, 1982.

11. Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Луч, 1995.

12. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся II классов // Вопр. психол. 1988. № 3. С. 36—43.

13. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

14. Методы обследования нарушений речи у детей  / Под ред. Т. А. Власовой. М.: АПН СССР, 1982.

15. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1990.

16. Орлова Л. В. Интеллектуальная пассивность учащихся // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 45—51.

17. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.

18. Развитие и диагностика способностей  / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.

19. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.

20. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.

21. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. М.: АПН РСФСР, 1958.

22. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

23. Чуприкова Н. И. Система обучения Л. В. Занкова и современная психология // Педагогика. 1993. № 2. С. 16—19.

24. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997.