120
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ
Т. В. КОРНИЛОВА
1.
Эксперимент
как нормативный метод эмпирической проверки психологических гипотез
Задачи психологического
исследования: теоретико-экспериментальные, прикладные, практические.
Развитие экспериментальной
психологии и дифференциация понятий метод и методика исследования. Метод как
способ сбора данных. Эксперимент как один из способов познания действительности
и как средство "ограничения" теоретизирования, как нормативная логика
размышлений и как искусство проверки психологических гипотез.
Эмпирические методы в
психологии. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и
фальсификация. Теории, гипотезы и факты в структуре психологических знаний.
"Психологическая реальность", мир теорий и экспериментальные модели.
Исследование и обследование
(разница целей и последующих обобщений). Эксперимент в широком и узком смысле
слова. Индивидуальное обследование, индивидуальный эксперимент, группа
индивидуальных экспериментов. Специфика методического приема "анализ
единичного случая". Обследование групп (работа с выборками), групповое
проведение опытов и межгрупповые схемы экспериментов.
Представление об
эксперименте как активном методе исследования (в противовес
"пассивно-наблюдающим"). Представление об экспериментальном
воздействии и типах переменных. Функциональный контроль независимой переменной
как условие планирования и проведения психологического эксперимента.
"Активные" методы
в другом значении термина (организация психологических воздействий, дискуссия,
тренинг, деловые игры).
2. Эксперимент в системе методов психологического исследования
Организация психологического
исследования.
Классификации методов
психологических исследований (классическая систематика, своевременная
систематика).
Метод наблюдения и постулат
непосредственности. Виды психологического наблюдения. Контроль субъективных
факторов в отчетах наблюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных
схемах.
Типы эмпирических данных в
психологическом исследовании.
Психологические шкалы,
измерение переменных и интерпретация количественных данных.
Наблюдение и измерение
переменных как условие планирования эксперимента.
Контекст общения
экспериментатора с испытуемым: "эффекты ожиданий", "мотивация
экспертизы" и другие аспекты взаимодействия.
Методики измерения
переменных. Что и как измеряется: "предметная" направленность
методических средств (методики или "техники" выявления особенностей
внимания, памяти, мышления, эмоционально-мотивационных и личностных свойств). Возможности
варьирования переменных и их измерения. Психологическое шкалирование и
психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.
121
3. Психологические гипотезы и реконструкции
психологической реальности при использовании экспериментального метода
Виды психологических
гипотез, проверяемых в эксперименте. Описание психологических закономерностей
на языке "переменных" и строгость причинно-следственных, или
каузальных интерпретаций как специфика экспериментального метода исследования.
Операционализация
переменных. Проблема соотношения эмпирических обобщений и теоретических
интерпретаций при анализе экспериментальных данных. Концептуальные репликации и
возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими
средствами.
Требования к формулировкам
причинно-следственных гипотез: их детерминированный характер, включение
"гипотетических конструктов". Популяционные гипотезы. Уровни гипотез:
теоретические, исследовательские в смысле "рабочие", экспериментальные
(включая контргипотезу) и статистические.
Гипотезы о связях, о
структурно-функциональных зависимостях, диагностические и другие виды
психологических гипотез.
Специфика психологических
гипотез с точки зрения представлений о ненаблюдаемых базисных процессах и
измеряемых переменных.
Зависимость уровня и широты
обобщений от вида гипотез и способов их проверки. Три основных условия
реализации вывода о каузальной зависимости. Несводимость "психологической
причинности" к сложившимся в естественных науках схемам контроля экспериментальных
воздействий.
Реконструкции
психологической реальности на основании результатов экспериментов.
Относительность представлений о том, что является эмпирическим фактом в рамках
разных теоретических подходов.
4. Логика установления экспериментальных фактов и контроля за выводом
Отличие демонстрационного
эксперимента от "истинного" и "контрольного" эксперимента.
Представление об экспериментальном факте как результате принятия решения.
Требования к гипотезе с
точки зрения возможностей ее экспериментального опробования. Схема К.
Хольцкампа, соотносящая типы гипотез по их эмпирической нагруженности и
применимость экспериментального метода для их проверки.
Экспериментирование в
широком и узком смысле слова. Эксперимент как нормативный способ размышлений
исследователя при проверке каузальных гипотез и как средство проверки
психологических гипотез, предполагающее определенные схемы (планы) сбора
данных.
Индуктивные методы вывода
(законы Милля) при решении о результате действия независимой переменной, или
экспериментальном эффекте.
Дедуктивный вывод по
силлогизму modus tollens и асимметрия выводов при проверке истинности
"универсальных" высказываний, или теоретических обобщений. Роль
экспериментальной гипотезы в дедуктивном выводе. Требования, которые необходимо
соблюдать для реализации достоверных, или валидных, выводов. Артефактные выводы
в результате перехода к оценочным заключениям и апелляций к "факту" и
авторитету.
Проверка исследовательских
гипотез как правдоподобных объяснений. Конкурирующие теории и так называемая
третья конкурирующая гипотеза. Понятие открытости экспериментальной гипотезы
для дальнейших проверок. Парадоксы К. Поппера.
5. Основы планирования психологического эксперимента
Мысленный эксперимент и
выделение эмпирически проверяемой зависимости. Мысленные образы экспериментов и
планирование как контроль угроз валидности. Репрезентативность
экспериментальных моделей и переменных.
Планирование содержательное и формальное. Связь выбора плана с теоретическим пониманием проблемы (примеры планов при исследовании мотивации по Х. Хекхаузену). Представление об
122
экспериментальном эффекте применительно к
межгрупповым и индивидуальным схемам. Виды валидности.
Планирование и внутренняя валидность
эксперимента. Операционализация переменных, конструктная валидность. Решение
проблем соответствия и внешняя валидность. Валидность и обобщения,
экспериментальный контроль и контроль за выводом. Искусство выдвижения
экспериментальных гипотез и искусство "решения проблем".
Формы экспериментального
контроля. Доэкспериментальные и экспериментальные планы. Их составляющие,
возможные классификации.
Виды переменных и виды их
смешений в эксперименте. Побочные, дополнительные и "мешающие"
переменные, их первичный и экспериментальный контроль. Принцип изолированных
условий при формальном планировании эксперимента.
Специфика лабораторного
эксперимента с точки зрения очищения условий, выделения единичной переменной и
возможностей последующих выводов. Комплексные переменные и особенности
"искусственного" эксперимента как "улучшающего" реальный
мир. Ограничения обобщений на основании результатов эксперимента,
"дублирующего" реальный мир.
Схемы контроля сопутствующих
смешений. Факторные планы.
План эксперимента и план
обработки данных. Связь проблем содержательного, формального планирования и
последующих обобщений.
Артефактные выводы в
результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений,
неверного заключения о действии экспериментального фактора.
6. Типы психологических экспериментов. Квазиэксперимент в психологии
Типы экспериментов в
психологии. Основания типологий. Экспериментирование в школе К. Левина.
Квазиэкспериментальные схемы исследований в психологии: отличия в содержании проверяемых
гипотез, формах контроля и логике выводов. Квазиэкспериментальный метод с точки
зрения ограничений в формах экспериментального контроля. Отличие межгрупповых
экспериментов и квазиэкспериментов по принципам подбора в группы и способам
задания экспериментального и контрольного условий. Базисные побочные переменные
и контроль post factum.
"Естественный" и
"социальный" эксперименты. Педагогический и психолого-педагогические
эксперименты (и квазиэксперименты).
Генетический метод и метод
срезов. Специфика экспериментирования в рамках культурно-исторической
концепции: стимулы-средства и проблема активности субъекта.
Эксперименты с формами
организации воздействий, не интерпретируемыми в качестве независимых
переменных. Формирующий эксперимент, экспериментальные исследования в
возрастной психологии и социальной психологии. Эксперимент при реализации
лонгитюдного исследования. Кросс-культурные исследования. Квазиэксперимент в
психогенетике.
7. Корреляционный подход в психологических исследованиях
Взаимосвязи типа управляемой
переменной, строгости следования экспериментальному методу и допустимых границ
между тремя исследовательскими подходами: экспериментальным (в узком смысле),
квазиэкспериментальным и корреляционным.
Корреляционный подход как
метод "пассивно-наблюдающего" исследования и как способ сокращения
размерности данных. Корреляционное исследование как предваряющее эксперимент и
ковариации как условие вывода о действии независимой переменной.
Отличия статистических
решений при использовании мер связей и мер различий. Коэффициенты ковариации и
корреляции.
Корреляция, детерминация и
эффект воздействия.
Формы контроля в корреляционных исследованиях. Моделирование
123
причинно-следственных отношений между переменными. Схемы, разрабатываемые с целью приближения к каузальным выводам из корреляционного исследования (путевой анализ, перекрестно-отсроченные корреляции и др.).
8. Проблемы компьютеризации проведения психологических экспериментов
Компьютеризация методик как
"техник" и форм контроля. Возможности использования компьютера на
разных этапах исследования. Компьютер в обучении психологическому
экспериментированию. Специальные проблемы "психологии
компьютеризации" и практика использования компьютеров как средства деятельности
психолога-экспериментатора.
Готтсданкер
Р. Основы
психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Корнилова
Т. В.
Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в
социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. C.
34-240.
Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие / Под ред. Т. В.
Корниловой. М.: Форум; Инфра-М, 1998.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность:
В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 28-55.
Гласс Дж.,
Стэнли Дж.
Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
Зинченко В.
П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии // Вопр. философ. 1977. № 7. С.
109-125.
Зинченко В.
П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ. 1983.
Корнилова
Т. В.
Психологические методы в практике высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 1993.
Корнилова
Т. В., Шуранова О. И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу //
Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. C. 58-69.
Налимов В.
В. Логика
принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных,
гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. С. 159-176.
Поппер К. Логика и рост научного
знания. М.: Прогресс, 1984.
Пэнто Р.,
Гравитц М.
Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1982.
Решлен М. Измерение в психологии//
Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. I-II. М.:
Прогресс, 1966. С. 197-236.
Теплов Б.
М. Об
объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М.:
Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281-309, 310-317.
Экспериментальная
психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 1-2. М.: Прогресс, 1966. С.
13-156.
Ярошевский
М. Г.
Категориальный аппарат психологии // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. С. 139-152.
Bell Ph., Staines Ph.
Reasoning and argument in psychology. L; Boston; Henly: Routledge and Kegan
Paul, 1981.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ"
1. Цели психологических
экспериментов; эксперименты с научными и с прикладными целями.
2. Использование сложившихся
нормативов научного мышления и критерии "научности" в психологии; их
изменчивость (в разные периоды и в зависимости от теоретической позиции
исследователя).
3. Эксперимент как один из
ряда других методов опробования теории опытными данными.
4. Эксперимент как вид
практической деятельности и как система нормативных умозаключений при проверке
гипотез, подразумевающих причинно-следственный характер связей между
переменными.
5. Операционализация
переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема
репрезентативности "психологических" переменных и опытных данных.
6. Так называемые экспериментальные
методики, методики или "техники" наблюдения, психодиагностические
средства, процедуры психологического шкалирования как способы выделения
переменных.
Готтсданкер
Р. Основы
психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 16-34, 45-46.
124
Корнилова Т. В. Введение в психологический
эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 7-21, 31-38, 42-50.
Теплов Б. М. Об объективном методе в
психологии // Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281-302.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная
психология. Вып. I-II. М.: Прогресс, 1966. С. 106-115.
1. Гипотезы в структуре
психологического знания. Уровни психологических гипотез (отличие
экспериментальной и контр-гипотез).
2. Гипотезы,
"загруженные" и "не загруженные" теорией; гипотезы
эмпирические и теоретические. Схема К. Хольцкампа.
2.
Индуктивные
и дедуктивные
гипотезы; признаки правильной гипотезы (по
П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.
4. Измерение переменных и
психологические шкалы.
5. Виды переменных при
проверке экспериментальной гипотезы:
независимая переменная (НП),
зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные
(ДП).
7. Основные отличия методов
экспериментирования и наблюдения при проверке научных гипотез.
Корнилова
Т. В. Введение
в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 30-35, 51-67, 80-101,
108-122.
Фресс П.,
Пиаже Ж.
Экспериментальная психология. Вып. I-II. М.: Прогресс, 1966. С. 116-120,
161-169, 171-172, 178-185, 189-193.
1. Результат действия НП.
Контроль переменных как условие вывода об экспериментальном эффекте.
2. Отношение между НП и ЗП и
гипотетические конструкты как интерпретационные компоненты психологических
гипотез.
3. Условия реализации
причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности.
4. Обобщение как цель любого
эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими
целями).
5. Асимметрия вывода при
оценке истинности обобщенных высказываний на основе эмпирических данных.
6. Экспериментальный
контроль и контроль за выводом.
7. Мысленные эксперименты.
Корнилова
Т. В.
Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 80-95,
123-127, 174-178, 183-188.
Методы исследования в психологии:
квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 27-53.
Хекхаузен
Х.
Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 40-55.
1. Мысленные образцы
экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и
бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных
экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.
2. Условия планирования
экспериментов. Основные значения термина "планирование".
3. Планирование
содержательное и формальное. Установление минимального эффекта и принятие
решения о неотвержении экспериментальной гипотезы.
4. Виды реальных
экспериментов; подходы к их классификациям.
5. Метод "анализ
индивидуального случая" и интраиндивидуальные схемы. Групповое проведение
опытов и межгрупповые схемы.
6. Гипотезы
экспериментальные и статистические. Отличия контргипотезы и так называемой
третьей конкурирующей гипотезы. Источники возникновения третьих конкурирующих
гипотез.
Готтсданкер
Р. Основы
планирования эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 49-88, 142-182, 234-259,
363-365.
Корнилова Т. В. Введение в психологический
эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 27-29, 128-153 174-178.
125
Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в
социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С.
103-106, 211-16, 234-235.
Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 138-171.
1. Функциональный контроль
НП и внутренняя валидность экспериментов.
2. Понятие единичной
переменной и чистого эксперимента.
3. Контроль смешений в психологическом
эксперименте. Контроль несистематической изменчивости, систематического и
сопутствующего смешений.
4. Экспериментальный
контроль и внешняя валидность.
5. Представления о
конструктной и операциональной валидности.
6.
"Количественные" уровни НП. Многоуровневый и факторный эксперименты.
7. Репрезентативность
эксперимента и вида эмпирически установленной зависимости. Репрезентативность
"среднегрупповых" данных при использовании кросс-индивидуальных схем.
Готтсданкер Р. Основы планирования
эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 54-87, 218-231, 267-309, 322-362.
Корнилова
Т. В.
Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 154-173.
1. Специфика психологических
экспериментов (в отличие от естественнонаучных и поведенческих).
Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических
школ).
2. Взаимосвязи теоретической
интерпретации и схемы исследования. Ограничения экспериментального метода:
активность личности, субъекта познания и деятельности.
3. Представления о
"стимулах-средствах" в концепции Л. С. Выготского и в
экспериментальных приложениях методики "двойной стимуляции"
(исследования Ж. Шиф, А. Н. Леонтьева и других). Психотехнический контекст
использования стимулов-средств.
4. Психологические
реконструкции исследуемых базисных процессов и нетождественность проблем
"управления переменными" и "психологического управления".
Различия между управляемыми НП и процессами, опосредcтвующими тот или иной
экспериментальный эффект.
5. Социальный и
социально-психологический эксперименты.
6. Представления об
экспериментировании в школе К. Левина.
Выготский
Л. С. Собр.
соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 118-121, 130-132, 185-188, 219-220,
255-262.
Корнилова Т. В. Введение в психологический
эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 179-182.
Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 54-75.
Пузырей А.
А.
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.:
Изд-во МГУ, 1986. С. 78-87, 90-93, 97-99.
Фресс П.,
Пиаже Ж.
Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. Вып. 1-2. С. 241-243, 263,
278-279, 282-286, 305-306.
1. Схемы исследований,
относимых к экспериментальным, но отличающихся от истинных экспериментов по
типу проверяемых гипотез, формам контроля, а также логике выводов.
2. Квазиэксперимент как
эксперимент с ограниченными формами контроля и как пример
"пассивно-наблюдающего" исследования.
3. Так называемые
"экспериментальные методики" при достижении целей психодиагностики и
в экспериментальных схемах.
4. Психолого-педагогический
и формирующий эксперименты.
5. Лонгитюдный метод.
6. Квазиэксперименты в
психогенетике.
7. Кросскультурные
исследования как квазиэкспериментальные.
Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 10-26, 76-137,
194-224, 236-241.
126
Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в
социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С.
116—122.
1. Корреляционный подход как метод исследования и
как способ статистической оценки гипотез о связях.
2. Ненаправленные гипотезы в корреляционном исследовании
(КИ). Виды переменных (наблюдаемые и ненаблюдаемые — латентные, «входные» и
«выходные») и виды связей в КИ (истинные и ложные корреляции, автокорреляции и
синхронные корреляции, перекрестно-отсроченные корреляции).
3. Меры связей и меры различий в КИ и в
экспериментальном исследовании. Понятия ковариации и коэффициента корреляции.
4. Зависимость выбора коэффициента корреляции от
вида психологических шкал (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений).
Параметрические и непараметрические коэффициенты корреляции.
5. Статистические методы контроля в КИ. Подбор групп
в корреляционных
и квазиэкспериментальных схемах. Пла-ны КИ.
6. Оценка валидности КИ (внутренняя валидность,
внешняя и прогностическая).
Корнилова Т. В. Введение в психологический
эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 198—229.
Готтсданкер Р. Основы психологического
эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 378—420.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в
педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 286—287, 142—166.