107
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Е. И. ИСАЕВ, В. И.
СЛОБОДЧИКОВ
Курс "Возрастная психология"
занимает центральное место в структуре психологического образования и
подготовки педагога. Ее предметом является развитие субъективности человека в
онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в
интервале его жизни. Для профессионального педагога (воспитателя, учителя)
знание условий и механизмов развития
108
человека на ранних этапах онтогенеза является
основополагающим; он не только следует логике этих условий, но специально сам
их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в
целевые, содержательные и организационные моменты педагогической деятельности.
Это утверждение верно для любой педагогической деятельности, на всех ступенях
образования человека, но особый смысл знание психологии развития человека
приобретает на ступени дошкольного и начального образования. Именно в эти
периоды жизни человека оформляются фундаментальные психологические структуры,
формируется субъективность человека в ее деятельностных, общественных и
сознательных измерениях.
1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1. 1. История и современное состояние зарубежной психологии развития
Становление зарубежной
возрастной психологии. Влияние эволюционных идей на становление детской
психологии. Дневники наблюдений за развитием детей - начало детской психологии
(И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер). Оформление экспериментальной детской
психологии. Потребности педагогической практики и психология развития. Создание
психологических лабораторий при школах. Психологические общества по изучению
детей. Вклад А. Бине, Ст. Холла, Э. Клапареда, Дж. Селли в развитие детской
психологии.
Натуралистические концепции
онтогенеза человеческой психологии. Теория рекапитуляции как первая
теоретическая концепция в детской психологии. Представления о психическом
развитии человека Ст. Холла, Дж. Болдуина, К. Гросса. Нормативный подход к
психическому развитию А. Гезелла. Теория трех ступеней детского развития К.
Бюлера. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна в объяснении развития
ребенка. Психологическая ограниченность двухфакторных теорий детского развития.
Социологический
(культурологический) подход к онтогенезу психологии человека. Социум как
объяснительный принцип во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, П.
Жане и другие). Французская генетическая психология (А. Валлон, Р. Заззо).
Американская школа культурной антропологии Ф. Боас. Кросскультурные
исследования закономерностей развития и воспитания детей М. Мид. Межкультурные
исследования познавательного развития детей Дж. Брунера.
Современная зарубежная
психология развития. Психоаналитические теории детского развития.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Теория социального
научения в современной американской психологии (Р. Сирс, Дж. Доллард, Дж.
Роггер, А. Бандура, Ю. Бронфенбреннер и другие). Женевская школа генетической
психологии Ж. Пиаже. Гуманистическая психология и ее возможности в объяснении
процессов психического развития человека.
1. 2. История и современное состояние отечественной возрастной
психологии
Дореволюционный период развития возрастной психологии в России. Становление русской возрастной психологии (середина 1950-х - начало 1970-х гг. XIX в.). Влияние общественных условий жизни России второй половины XIX в. на зарождение и становление детской психологии. Гуманистическая направленность работ первых отечественных детских психологов. Вопросы психологии развития в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Вессе-ля, П. Д. Юркевича, П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикорского, П. Ф. Каптерева, Б. П. Ленского, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, М. М. Рубинштейна, Н. Е. Румянцева и других. Теоретические и методологические проблемы и их решение в отечественной детской психологии. Основные результаты развития дореволюционной детской психологии в России. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии. Перестройка психологии развития на идеологии марксизма (1918-1936 гг. ). Борьба материалистической и
109
идеалистической линий в отечественной психологии (К.
Н. Корнилов - Г. И. Челпанов). Естественнонаучная ориентация советской
психологии развития. Представление об общественно-исторической природе развития
человека в материалистической психологии. Основные достижения российской
детской психологии в 1920-1930-е гг. Вклад в психологию развития человека М. Я.
Басова, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Смирнова, И. А.
Соколянского, С. Л. Рубинштейна.
Основные направления
развития отечественной возрастной психологии в период с 1936 по 1960 г.
Павловский период в психологии развития (1940-1960 гг.). Проблемы психического
развития человека в трудах С. Л. Рубинштейна, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева,
Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской и других.
Экспериментально-психологическая
разработка проблем психологии развития в 1960-1980-е гг. Потребности практики и
психология развития. Проблема обучения и психического развития в отечественной
психологии. Теоретико-экспериментальные исследования Л. В. Занковым, В. В.
Давыдовым, Д. Б. Элькониным проблем развивающего обучения. Проблема
периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Изучение
закономерностей и особенностей развития детей на основных ступенях онтогенеза
(М. И. Лисина, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Т. В. Драгунова, Д. И.
Фельдштейн, И. С. Кон и другие).
1. 3. Предмет и задачи возрастной психологии
Предмет психологии человека
и психологии развития человека. Субъективная реальность как предмет психологии
человека. Законы и нормы развития субъективности в онтогенезе - предмет
психологии развития человека. Взгляд на развитие человека как на
"естественный" и "искусственный" процесс. Место и значение
психологического знания о человеке и его развитии в педагогической
деятельности. Основные задачи и структура возрастной психологии.
2. 1. Теория возрастного развития в отечественной психологии
Современное состояние теории
психического развития в отечественной возрастной психологии.
Культурно-историческое учение о природе человека и его развитии в отечественной
психологии. Учение Л. С. Выготского об идеальной форме, знаковом
опосредствовании, интериоризации в психологии развития. Разведение
"условий", "источников", "движущих сил развития"
в возрастной психологии. Учение Л. С. Выготского о закономерностях развития
человека в онтогенезе. Идея Л. С. Выготского о "зоне ближайшего развития".
Категория "присвоение" в психологии развития.
Основания и схемы
периодизации психического развития в онтогенезе. Учение Л. С. Выготского о
возрасте и периодизации психического развития. Категории
"новообразование", "социальная ситуация развития" в
построении теории возраста и периодизации развития. Учение А. Н. Леонтьева о
ведущем виде деятельности. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
Современный этап в развитии
отечественной возрастной психологии. Ограниченность марксистских представлений
о закономерностях и динамике психического развития человека. Поиски новых
теоретических схем в современной отечественной психологии развития. Подходы к
развитию культурно-исторической теории в психологии. Поиски синтеза различных
подходов к проблемам психического развития в отечественной психологии.
2. 2. Концептуальная модель развития субъективности человека
Обоснование возможности
теории общего психического развития. Набор понятий, теоретически
воспроизводящих ход развития: объект, предпосылки и условия, структура объекта,
исходное противоречие, механизмы, движущие силы, направления, формы, результаты
развития.
110
Со-бытие как объект развития.
Природное и социальное как условия и предпосылки развития. Совместное бытие (со-бытие)
ребенка и взрослого как источник и движущая сила развития. Связи и отношения в
со-бытии как структура объекта развития. Процессы обособления и отождествления
в со-бытии как основное противоречие развития. Подражание и рефлексия как
механизмы развития. Направления развития - становление самостоятельности,
способности к саморазвитию. Образование как всеобщая форма развития. Ступени
субъектности. Результаты развития - фундаментальные (родовые) человеческие
способности.
Категория возраста в психологии развития.
Периодизация психического развития и возрастная классификация в педагогике.
Регулятивный статус категории возраста. Возраст как единица проектирования
развивающих сред и образовательных процессов. Интегральная схема периодизации
психического развития в онтогенезе. Ступени, периоды, стадии психического
развития. Понятие критических и стабильных стадий развития.
III. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
3. 1. Ступень оживления
Родовой кризис (-2 мес. - +3
нед.). Феноменология родового кризиса. Рождение ребенка - переход к новому типу
развития. Другой как онтологическое основание жизнедеятельности ребенка.
Прирожденные предпосылки развития. Нормальное разрешение кризиса рождения.
Развитие ребенка в первые недели жизни.
Новорожденность (0,5-4 мес.). Возрастной
портрет новорожденного. Становление органических систем у новорожденного.
Сосредоточение как первая телесно-поведенческая форма самостоятельности
ребенка. Закономерности развития новорожденного. Форма событийности
новорожденного и взрослого. Комплекс оживления как первичный организменный
синтез в развитии ребенка.
Кризис новорожденности
(3,5-7 мес.). Комплекс оживления и его развитие у ребенка. Акт хватания и его
значение для психического развития ребенка. "Уход - приход" - новая
форма совместности ребенка и взрослого. Появление предметных заместителей в
отношениях ребенка и взрослого. Нормальное разрешение кризиса новорожденности.
Младенчество (6 мес. - 12
мес.). Распад комплекса оживления и установление новой формы событийности
ребенка и взрослого в середине первого года жизни. Ребенок и взрослый как
партнеры по эмоционально насыщенному сотрудничеству. Игрушка как средство
общения ребенка и взрослого. Основные результаты развития на ступени оживления.
Развитие двигательной и познавательной сфер младенца. Чувство защищенности и
доверия к окружающему миру. Синтез человеческого тела как "орудия
орудий", его "оживление" в сенсорных, двигательных, общительных,
сознательных измерениях как кардинальное приобретение ступени развития.
Прямохождение и его значение для развития ребенка. Первичные формы сознания
младенца.
3. 2. Ступень одушевления
Кризис младенчества (11-18
мес.). Способность прямохождения и речевого общения как основа построения новой
формы событийности младенца и взрослого. Проявления кризиса младенчества. Автономная
речь младенца. Становление предметного отношения к миру - причина кризиса
младенчества. Нормальное разрешение кризиса младенчества.
Раннее детство (1 г. 3 мес.
- 3 г.). Типичный портрет ребенка раннего возраста. Появление сверстников в
жизни дитяти. Речевое развитие ребенка. Совместная предметная деятельность как
ведущая в раннем детстве. Развитие предметных действий и наглядно-практического
мышления в раннем детстве. Речевое общение и развитие речи. Символизм и
начальные формы игровой деятельности. Гордость за достижения как
новообразование субъектности дитяти.
111
Кризис раннего детства (2,5-3,5 г.). "Кризис трех лет (я сам)": его феноменология и причины. Разрушение предметно опосредованных форм событийности ребенка и взрослого и построение новых отношений. Нормальное разрешение кризиса раннего детства. Самость и самостоятельность в раннем детстве.
Дошкольное детство (3 г. -
6,5 лет). Возрастной портрет дошкольника. Предпосылки и условия развития в
дошкольном детстве. Сюжетно-ролевая игра как основная форма детской
самодеятельности. Структура игровой деятельности и ее значение для психического
развития дошкольника. Другие виды деятельности и их роль в субъективации
развития дошкольника. Общение ребенка и взрослого. Детские сообщества и межличностные
отношения у дошкольников. Индивидуальная субъективность дошкольника. Рефлексия
деятельностного опыта и развитие сознания дошкольника. Возникновение
самосознания ребенка и становление сравнивающей рефлексии. Самооценка у
дошкольника. Структура предметных преобразований и познавательное развитие
дошкольника.
3. 3. Ступень персонализации
Кризис детства (5,5-7,5
лет). Кризис 6-7 лет; его феноменология и причины. Распад прежних и становление
новых форм событийности. Кризис детства - вступление в ответственную социальную
жизнь. Зарождение персональности, Я ребенка, тип его самости. Формы общения
ребенка со взрослыми и сверстниками. Формирование дружеских компаний. Осознание
своей неумелости и детскости. Поиск общественно значимой и оцениваемой деятельности.
Нормальное разрешение кризиса детства - готовность ребенка к школьному
обучению.
Отрочество (7-11,5 лет).
Школьная жизнь как первая ступень социальной зрелости. Школьные формы
со-бытийности. Ровесничество. Статус школьника и его атрибуты. Основные виды
деятельности у младших школьников: учение, игра, труд. Учебная деятельность как
ведущая у младших школьников. Совместно-разделенные формы учебной деятельности
в начальный период школьной жизни. Формирование учебной деятельности и
теоретического мышления у младших школьников. Развитие познавательных процессов
у младших школьников. Формирование рефлексивного сознания в младшем школьном
возрасте. Становление позиции учащегося как личностного новообразования младших
школьников. Произвольность и самостоятельность у младших школьников. Интересы,
мотивы, способности в отроческом возрасте. Эмоционально-волевая сфера младших
школьников. Становление характера младших школьников. Различия в развитии
мальчиков и девочек в отроческом возрасте. Образование и развитие личности в
отрочестве.
Кризис отрочества (11 лет -
14 лет). Феноменология кризиса отрочества. Разрушение привычных форм
детско-взрослых общностей и установление новых форм взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками. Подросток и взрослые (учителя, родители, другие).
Подростковые сообщества. Чувство взрослости у подростков. Учебная деятельность
подростков в системе многообразных видов деятельности. Экспериментирование и
становление умелости у подростков. Предпосылки, процессы и результаты
психического развития на этапе кризиса отрочества. Осознание своих желаний,
целей, способностей, личных качеств (возникновение "личного сознания"
как самосознания). Потребность в самоутверждении и самостоятельности у
подростков. Структура самосознания у подростков. Самовоспитание в подростковом
возрасте. Развитие познавательной сферы у подростков. Нормальное разрешение
кризиса отрочества.
Юность (13,5-18 лет). Возрастной портрет юноши (девушки). Сотрудничество юношей и взрослых. Сообщества сверстников в юношеском возрасте. Дружба, любовь юношей и девушек. Закономерности развития в юношеском возрасте. Юность как завершающая стадия ступени персонализации. Рефлексия социокультурного бытия. Осознание себя
112
как личности. "Я лично" как формула
юношеского возраста. Становление субъектности в юности. Способность к
организации деятельности и соорганизации в ней. Становление мировоззрения.
Личностное и профессиональное самоопределение в юности.
3. 4. Ступень индивидуализации
Кризис юности (17-21 лет).
Феноменология кризиса юности. Противоречия вхождения молодого поколения в
самостоятельную жизнь. Расхождение идеальных представлений о жизни и реальности
в кризисе юности. Кризис юности - начало становления подлинного авторства в
определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального
способа жизни. Различия в проявлении кризиса юности. Смена формы событийности в
кризисе юности. Преодоление кризиса юности - формирование реальных жизненных
планов. Активное освоение профессиональной деятельности, социальных ролей
взрослого, поиск друга жизни, установление круга знакомств - нормальное
разрешение кризиса юности.
Молодость (19-28 лет).
Возрастной портрет молодого человека. Становление авторства собственного образа
жизни в молодости. Молодость - период активного социального, профессионального
и индивидуального развития. "Ликование до небес - печаль до смерти" -
формула молодости. Закономерности развития в молодости. Познание себя в
профессиональных ролях и преодоление жизненных трудностей как норма развития в
молодости. Вступление в брак. Проблемы молодой семьи. Рождение и воспитание
детей. Молодость как период интенсивного познавательного развития. Приобретение
аутентичности ("Я есмь Я"). Развитие способности к управлению
деятельностью.
Кризис молодости (27-33
года) и его психологическая характеристика. Феноменология и причины кризиса
молодости. Первый взгляд назад и прощание с юностью в кризисе молодости.
Завершение определенного этапа жизни к 30 годам. Осознание необходимости
дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе
молодости. Преодоление профессионально-ролевых и политических доминаций
поколения. Поиск и строительство событийных (позиционных) общностей.
Строительство перспектив дальнейшей жизни - преодоление кризиса молодости.
Взрослость (32-42 года).
Возрастной портрет взрослого человека. Взрослость как "пик"
профессиональных и интеллектуальных достижений. Развитие организационных
способностей в период взрослости. Второе - духовно-практическое - рождение
индивидуальности. Становление культурно-исторического субъекта. Обретение
полноты деятельностного способа жизни. Соучастие в культурном и социальном
строительстве сообщества людей. Основные результаты развития в стадии
взрослости. Завершение процессов индивидуализации личности в стадии взрослости.
3. 5. Ступень универсализации
Кризис взрослости (39-45).
Феноменология кризиса взрослости. Подведение промежуточных итогов в кризисе
взрослости. Поиск нового - духовного - содержания жизни. Преодоление самости в
ее родовой и культурно-исторической определенности. Смена формы со-бытийности в
кризисе взрослости. Кризис взрослости как кризис ценностей. Нормальное
разрешение кризиса взрослости. Выработка нового образа Я, переосмысление
жизненных целей, внесение изменений во все области своей деятельности -
преодоление кризиса взрослости. Открытие эквивалентности человека и мира в
кризисе взрослости.
Зрелость (44-66 лет). Возрастной портрет
зрелого человека. Достижение вершин в управленческой деятельности в зрелом
возрасте. Становление универсального события человека и мира. Поливозрастная
общность (внуки, дети, сверстники) и соборность человека. Родовые способности и
индивидуализированный род. Незавершенность мира и ответственность человека.
Воспитание учеников, забота о росте молодого поколения.
113
Кризис зрелости (55—65 лет). Феноменология кризиса зрелости. Подтверждение своей значимости для других в кризисе зрелости. «Предметная смерть» в кризисе зрелости. Преодоление мерных и пограничных пределов индивидуальных и налично-исторических форм жизни. Приобретение интегративности в кризисе зрелости.
Старость (62—). Возрастной
портрет старика. Закономерности развития человеческой субъективности в
старости. Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности в
старости. Уход из жизни родных и близких людей. Сужение пространства
межличностных отношений в старости. Два психологических типа старости.
Изменения в психологии старых и пожилых людей. Мудрость как приобретение
старости.
Кризис индивидуальной жизни
человека. Таинство жизни и смерти. Попытки осмысления феномена смерти.
Божович Л.
И. Проблемы
формирования личности. М.: Международн. педагог. академия, 1995.
Возрастная и
педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.
Волков Б.
С., Волкова Н. В. Детская психология в задачах и ответах. М.: Просвещение, 1996.
Запорожец
А. В.
Психическое развитие ребенка // Избр. психол. тр. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
Кулагина И.
Ю.
Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.:
Изд-во РОУ, 1996.
Обухова Л.
Ф.
Возрастная психология. М.: Изд-во МГУ, 1997.
Психическое
развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика,
1990.
Смирнова Е.
О.
Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1996.
Урунтаева
Г. А.
Дошкольная психология. М.: Просвещение, 1996.
Урунтаева
Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995.
Эльконин Д.
Б.
Психическое развитие в детских возрастах. М.: Психология отечества, 1995.
Авдеева Н.
Н.
Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 5—13.
Выготский
Л. С.
Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
Выготский
Л. С.
Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопр. психол. 1987. № 5. С. 78—85.
Дьяченко О.
М.
Воображение дошкольника. М.: Знание, 1996.
Зеньковский
В. В.
Психология детства. М.: Академия, 1995.
Кравцова Е.
Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика,
1991.
Лисина М.
И. Проблемы
онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
Мид М. Культура и мир детства. М.:
Наука, 1988.
Непомнящая
Н. И.
Становление личности ребенка 6—7 лет. М.: Педагогика, 1992.
Развитие
личности ребенка / Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.
Слободчиков
В. И.
Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр.
психол. 1986. № 6. С. 14—22.
Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 37—49.
Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1996.
Эриксон Э. Детство и общество. М.:
АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996.