Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

107

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Е. И. ИСАЕВ, В. И. СЛОБОДЧИКОВ

 

Курс "Возрастная психология" занимает центральное место в структуре психологического образования и подготовки педагога. Ее предметом является развитие субъективности человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в интервале его жизни. Для профессионального педагога (воспитателя, учителя) знание условий и механизмов развития

 

108

 

человека на ранних этапах онтогенеза является основополагающим; он не только следует логике этих условий, но специально сам их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в целевые, содержательные и организационные моменты педагогической деятельности. Это утверждение верно для любой педагогической деятельности, на всех ступенях образования человека, но особый смысл знание психологии развития человека приобретает на ступени дошкольного и начального образования. Именно в эти периоды жизни человека оформляются фундаментальные психологические структуры, формируется субъективность человека в ее деятельностных, общественных и сознательных измерениях.

 

1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

1. 1. История и современное состояние зарубежной психологии развития

 

Становление зарубежной возрастной психологии. Влияние эволюционных идей на становление детской психологии. Дневники наблюдений за развитием детей - начало детской психологии (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер). Оформление экспериментальной детской психологии. Потребности педагогической практики и психология развития. Создание психологических лабораторий при школах. Психологические общества по изучению детей. Вклад А. Бине, Ст. Холла, Э. Клапареда, Дж. Селли в развитие детской психологии.

Натуралистические концепции онтогенеза человеческой психологии. Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии. Представления о психическом развитии человека Ст. Холла, Дж. Болдуина, К. Гросса. Нормативный подход к психическому развитию А. Гезелла. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна в объяснении развития ребенка. Психологическая ограниченность двухфакторных теорий детского развития.

Социологический (культурологический) подход к онтогенезу психологии человека. Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, П. Жане и другие). Французская генетическая психология (А. Валлон, Р. Заззо). Американская школа культурной антропологии Ф. Боас. Кросскультурные исследования закономерностей развития и воспитания детей М. Мид. Межкультурные исследования познавательного развития детей Дж. Брунера.

Современная зарубежная психология развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Теория социального научения в современной американской психологии (Р. Сирс, Дж. Доллард, Дж. Роггер, А. Бандура, Ю. Бронфенбреннер и другие). Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Гуманистическая психология и ее возможности в объяснении процессов психического развития человека.

 

1. 2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии

 

Дореволюционный период развития возрастной психологии в России. Становление русской возрастной психологии (середина 1950-х - начало 1970-х гг. XIX в.). Влияние общественных условий жизни России второй половины XIX в. на зарождение и становление детской психологии. Гуманистическая направленность работ первых отечественных детских психологов. Вопросы психологии развития в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Вессе-ля, П. Д. Юркевича, П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикорского, П. Ф. Каптерева, Б. П. Ленского, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, М. М. Рубинштейна, Н. Е. Румянцева и других. Теоретические и методологические проблемы и их решение в отечественной детской психологии. Основные результаты развития дореволюционной детской психологии в России. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии. Перестройка психологии развития на идеологии марксизма (1918-1936 гг. ). Борьба материалистической и

 

109

 

идеалистической линий в отечественной психологии (К. Н. Корнилов - Г. И. Челпанов). Естественнонаучная ориентация советской психологии развития. Представление об общественно-исторической природе развития человека в материалистической психологии. Основные достижения российской детской психологии в 1920-1930-е гг. Вклад в психологию развития человека М. Я. Басова, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Смирнова, И. А. Соколянского, С. Л. Рубинштейна.

Основные направления развития отечественной возрастной психологии в период с 1936 по 1960 г. Павловский период в психологии развития (1940-1960 гг.). Проблемы психического развития человека в трудах С. Л. Рубинштейна, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской и других.

Экспериментально-психологическая разработка проблем психологии развития в 1960-1980-е гг. Потребности практики и психология развития. Проблема обучения и психического развития в отечественной психологии. Теоретико-экспериментальные исследования Л. В. Занковым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным проблем развивающего обучения. Проблема периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Изучение закономерностей и особенностей развития детей на основных ступенях онтогенеза (М. И. Лисина, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Т. В. Драгунова, Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон и другие).

 

1. 3. Предмет и задачи возрастной психологии

 

Предмет психологии человека и психологии развития человека. Субъективная реальность как предмет психологии человека. Законы и нормы развития субъективности в онтогенезе - предмет психологии развития человека. Взгляд на развитие человека как на "естественный" и "искусственный" процесс. Место и значение психологического знания о человеке и его развитии в педагогической деятельности. Основные задачи и структура возрастной психологии.

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

2. 1. Теория возрастного развития в отечественной психологии

 

Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии. Культурно-историческое учение о природе человека и его развитии в отечественной психологии. Учение Л. С. Выготского об идеальной форме, знаковом опосредствовании, интериоризации в психологии развития. Разведение "условий", "источников", "движущих сил развития" в возрастной психологии. Учение Л. С. Выготского о закономерностях развития человека в онтогенезе. Идея Л. С. Выготского о "зоне ближайшего развития". Категория "присвоение" в психологии развития.

Основания и схемы периодизации психического развития в онтогенезе. Учение Л. С. Выготского о возрасте и периодизации психического развития. Категории "новообразование", "социальная ситуация развития" в построении теории возраста и периодизации развития. Учение А. Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.

Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии. Ограниченность марксистских представлений о закономерностях и динамике психического развития человека. Поиски новых теоретических схем в современной отечественной психологии развития. Подходы к развитию культурно-исторической теории в психологии. Поиски синтеза различных подходов к проблемам психического развития в отечественной психологии.

 

2. 2. Концептуальная модель развития субъективности человека

 

Обоснование возможности теории общего психического развития. Набор понятий, теоретически воспроизводящих ход развития: объект, предпосылки и условия, структура объекта, исходное противоречие, механизмы, движущие силы, направления, формы, результаты развития.

 

110

 

Соытие как объект развития. Природное и социальное как условия и предпосылки развития. Совместное бытие (со-бытие) ребенка и взрослого как источник и движущая сила развития. Связи и отношения в со-бытии как структура объекта развития. Процессы обособления и отождествления в со-бытии как основное противоречие развития. Подражание и рефлексия как механизмы развития. Направления развития - становление самостоятельности, способности к саморазвитию. Образование как всеобщая форма развития. Ступени субъектности. Результаты развития - фундаментальные (родовые) человеческие способности.

Категория возраста в психологии развития. Периодизация психического развития и возрастная классификация в педагогике. Регулятивный статус категории возраста. Возраст как единица проектирования развивающих сред и образовательных процессов. Интегральная схема периодизации психического развития в онтогенезе. Ступени, периоды, стадии психического развития. Понятие критических и стабильных стадий развития.

 

III. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

3. 1. Ступень оживления

 

Родовой кризис (-2 мес. - +3 нед.). Феноменология родового кризиса. Рождение ребенка - переход к новому типу развития. Другой как онтологическое основание жизнедеятельности ребенка. Прирожденные предпосылки развития. Нормальное разрешение кризиса рождения. Развитие ребенка в первые недели жизни.

Новорожденность (0,5-4 мес.). Возрастной портрет новорожденного. Становление органических систем у новорожденного. Сосредоточение как первая телесно-поведенческая форма самостоятельности ребенка. Закономерности развития новорожденного. Форма событийности новорожденного и взрослого. Комплекс оживления как первичный организменный синтез в развитии ребенка.

Кризис новорожденности (3,5-7 мес.). Комплекс оживления и его развитие у ребенка. Акт хватания и его значение для психического развития ребенка. "Уход - приход" - новая форма совместности ребенка и взрослого. Появление предметных заместителей в отношениях ребенка и взрослого. Нормальное разрешение кризиса новорожденности.

Младенчество (6 мес. - 12 мес.). Распад комплекса оживления и установление новой формы событийности ребенка и взрослого в середине первого года жизни. Ребенок и взрослый как партнеры по эмоционально насыщенному сотрудничеству. Игрушка как средство общения ребенка и взрослого. Основные результаты развития на ступени оживления. Развитие двигательной и познавательной сфер младенца. Чувство защищенности и доверия к окружающему миру. Синтез человеческого тела как "орудия орудий", его "оживление" в сенсорных, двигательных, общительных, сознательных измерениях как кардинальное приобретение ступени развития. Прямохождение и его значение для развития ребенка. Первичные формы сознания младенца.

 

3. 2. Ступень одушевления

 

Кризис младенчества (11-18 мес.). Способность прямохождения и речевого общения как основа построения новой формы событийности младенца и взрослого. Проявления кризиса младенчества. Автономная речь младенца. Становление предметного отношения к миру - причина кризиса младенчества. Нормальное разрешение кризиса младенчества.

Раннее детство (1 г. 3 мес. - 3 г.). Типичный портрет ребенка раннего возраста. Появление сверстников в жизни дитяти. Речевое развитие ребенка. Совместная предметная деятельность как ведущая в раннем детстве. Развитие предметных действий и наглядно-практического мышления в раннем детстве. Речевое общение и развитие речи. Символизм и начальные формы игровой деятельности. Гордость за достижения как новообразование субъектности дитяти.

 

111

 

Кризис раннего детства (2,5-3,5 г.). "Кризис трех лет (я сам)": его феноменология и причины. Разрушение предметно опосредованных форм событийности ребенка и взрослого и построение новых отношений. Нормальное разрешение кризиса раннего детства. Самость и самостоятельность в раннем детстве.

Дошкольное детство (3 г. - 6,5 лет). Возрастной портрет дошкольника. Предпосылки и условия развития в дошкольном детстве. Сюжетно-ролевая игра как основная форма детской самодеятельности. Структура игровой деятельности и ее значение для психического развития дошкольника. Другие виды деятельности и их роль в субъективации развития дошкольника. Общение ребенка и взрослого. Детские сообщества и межличностные отношения у дошкольников. Индивидуальная субъективность дошкольника. Рефлексия деятельностного опыта и развитие сознания дошкольника. Возникновение самосознания ребенка и становление сравнивающей рефлексии. Самооценка у дошкольника. Структура предметных преобразований и познавательное развитие дошкольника.

 

3. 3. Ступень персонализации

 

Кризис детства (5,5-7,5 лет). Кризис 6-7 лет; его феноменология и причины. Распад прежних и становление новых форм событийности. Кризис детства - вступление в ответственную социальную жизнь. Зарождение персональности, Я ребенка, тип его самости. Формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Формирование дружеских компаний. Осознание своей неумелости и детскости. Поиск общественно значимой и оцениваемой деятельности. Нормальное разрешение кризиса детства - готовность ребенка к школьному обучению.

Отрочество (7-11,5 лет). Школьная жизнь как первая ступень социальной зрелости. Школьные формы со-бытийности. Ровесничество. Статус школьника и его атрибуты. Основные виды деятельности у младших школьников: учение, игра, труд. Учебная деятельность как ведущая у младших школьников. Совместно-разделенные формы учебной деятельности в начальный период школьной жизни. Формирование учебной деятельности и теоретического мышления у младших школьников. Развитие познавательных процессов у младших школьников. Формирование рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Становление позиции учащегося как личностного новообразования младших школьников. Произвольность и самостоятельность у младших школьников. Интересы, мотивы, способности в отроческом возрасте. Эмоционально-волевая сфера младших школьников. Становление характера младших школьников. Различия в развитии мальчиков и девочек в отроческом возрасте. Образование и развитие личности в отрочестве.

Кризис отрочества (11 лет - 14 лет). Феноменология кризиса отрочества. Разрушение привычных форм детско-взрослых общностей и установление новых форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Подросток и взрослые (учителя, родители, другие). Подростковые сообщества. Чувство взрослости у подростков. Учебная деятельность подростков в системе многообразных видов деятельности. Экспериментирование и становление умелости у подростков. Предпосылки, процессы и результаты психического развития на этапе кризиса отрочества. Осознание своих желаний, целей, способностей, личных качеств (возникновение "личного сознания" как самосознания). Потребность в самоутверждении и самостоятельности у подростков. Структура самосознания у подростков. Самовоспитание в подростковом возрасте. Развитие познавательной сферы у подростков. Нормальное разрешение кризиса отрочества.

Юность (13,5-18 лет). Возрастной портрет юноши (девушки). Сотрудничество юношей и взрослых. Сообщества сверстников в юношеском возрасте. Дружба, любовь юношей и девушек. Закономерности развития в юношеском возрасте. Юность как завершающая стадия ступени персонализации. Рефлексия социокультурного бытия. Осознание себя

 

112

 

как личности. "Я лично" как формула юношеского возраста. Становление субъектности в юности. Способность к организации деятельности и соорганизации в ней. Становление мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение в юности.

 

3. 4. Ступень индивидуализации

 

Кризис юности (17-21 лет). Феноменология кризиса юности. Противоречия вхождения молодого поколения в самостоятельную жизнь. Расхождение идеальных представлений о жизни и реальности в кризисе юности. Кризис юности - начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Различия в проявлении кризиса юности. Смена формы событийности в кризисе юности. Преодоление кризиса юности - формирование реальных жизненных планов. Активное освоение профессиональной деятельности, социальных ролей взрослого, поиск друга жизни, установление круга знакомств - нормальное разрешение кризиса юности.

Молодость (19-28 лет). Возрастной портрет молодого человека. Становление авторства собственного образа жизни в молодости. Молодость - период активного социального, профессионального и индивидуального развития. "Ликование до небес - печаль до смерти" - формула молодости. Закономерности развития в молодости. Познание себя в профессиональных ролях и преодоление жизненных трудностей как норма развития в молодости. Вступление в брак. Проблемы молодой семьи. Рождение и воспитание детей. Молодость как период интенсивного познавательного развития. Приобретение аутентичности ("Я есмь Я"). Развитие способности к управлению деятельностью.

Кризис молодости (27-33 года) и его психологическая характеристика. Феноменология и причины кризиса молодости. Первый взгляд назад и прощание с юностью в кризисе молодости. Завершение определенного этапа жизни к 30 годам. Осознание необходимости дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе молодости. Преодоление профессионально-ролевых и политических доминаций поколения. Поиск и строительство событийных (позиционных) общностей. Строительство перспектив дальнейшей жизни - преодоление кризиса молодости.

Взрослость (32-42 года). Возрастной портрет взрослого человека. Взрослость как "пик" профессиональных и интеллектуальных достижений. Развитие организационных способностей в период взрослости. Второе - духовно-практическое - рождение индивидуальности. Становление культурно-исторического субъекта. Обретение полноты деятельностного способа жизни. Соучастие в культурном и социальном строительстве сообщества людей. Основные результаты развития в стадии взрослости. Завершение процессов индивидуализации личности в стадии взрослости.

 

3. 5. Ступень универсализации

 

Кризис взрослости (39-45). Феноменология кризиса взрослости. Подведение промежуточных итогов в кризисе взрослости. Поиск нового - духовного - содержания жизни. Преодоление самости в ее родовой и культурно-исторической определенности. Смена формы со-бытийности в кризисе взрослости. Кризис взрослости как кризис ценностей. Нормальное разрешение кризиса взрослости. Выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области своей деятельности - преодоление кризиса взрослости. Открытие эквивалентности человека и мира в кризисе взрослости.

Зрелость (44-66 лет). Возрастной портрет зрелого человека. Достижение вершин в управленческой деятельности в зрелом возрасте. Становление универсального события человека и мира. Поливозрастная общность (внуки, дети, сверстники) и соборность человека. Родовые способности и индивидуализированный род. Незавершенность мира и ответственность человека. Воспитание учеников, забота о росте молодого поколения.

 

113

 

Кризис зрелости (55—65 лет). Феноменология кризиса зрелости. Подтверждение своей значимости для других в кризисе зрелости. «Предметная смерть» в кризисе зрелости. Преодоление мерных и пограничных пределов индивидуальных и налично-исторических форм жизни. Приобретение интегративности в кризисе зрелости.

Старость (62—). Возрастной портрет старика. Закономерности развития человеческой субъективности в старости. Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности в старости. Уход из жизни родных и близких людей. Сужение пространства межличностных отношений в старости. Два психологических типа старости. Изменения в психологии старых и пожилых людей. Мудрость как приобретение старости.

Кризис индивидуальной жизни человека. Таинство жизни и смерти. Попытки осмысления феномена смерти.

 

Основная литература

 

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Международн. педагог. академия, 1995.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.

Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в задачах и ответах. М.: Просвещение, 1996.

Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. тр. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Изд-во МГУ, 1997.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1996.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Просвещение, 1996.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Психология отечества, 1995.

 

Дополнительная литература

 

Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 5—13.

Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

Выготский Л. С. Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопр. психол. 1987. № 5. С. 78—85.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1996.

Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1995.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М.: Педагогика, 1992.

Развитие личности ребенка / Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.

Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14—22.

Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 37—49.

Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. М.: АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996.