Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

102

 

ПСИХОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

 

Завершился открытый конкурс вузовских учебных программ и глав учебников по основным психологическим дисциплинам, проведенный нашим журналом при спонсорской поддержке Института «Открытое общество». В предыдущем номере «Вопросов психологии» мы уже поздравили победителей конкурса: Е. М. Борисову, Ф. Е. Василюка, Ю. А. Клейберга, В. В. Колпачникова, Т. В. Корнилову, Н. П. Локалову, В. И. Овчаренко, В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева. Помимо работ этих авторов конкурсная комиссия специально отметила также высокий уровень учебных программ О. М. Дьяченко, Т. Д. Марцинковской, В. Ю. Меновщикова, Л. М. Митиной, В. В. Нагаева, Е. Ю. Новиковой, А. А. Тюкова и Е. Б. Фанталовой. Всего в конкурсе приняли участие 42 человека. Комиссия рассмотрела 38 работ (некоторые программы и главы учебников выполнены в соавторстве), половина из которых поступила от москвичей, а остальные присланы из 14 других городов: Воронежа, Дубны, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калуги, Курска, Минска, Нововоронежа, Перми, Самары, Саратова, Сыктывкара, Твери.

В данном и следующем номерах нашего журнала публикуются учебные программы победителей конкурса. В целях сокращения объема публикаций сняты указания на почасовое распределение содержания отдельных тем курса по лекционным и семинарским занятиям.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Е. И. ИСАЕВ, В. И. СЛОБОДЧИКОВ

 

Курс "Психология человека" выполняет особые функции в структуре дисциплин психологического образования и подготовки педагога. При его изучении большинство студентов впервые встречаются с систематически изложенным психологическим знанием, ввиду того что психология в школе не преподается. Поэтому основная задача курса "Психология человека" - ввести будущего педагога в мир психологии как области знания и социальной практики. Учебная дисциплина преследует цель в систематическом виде изложить основные представления о природе субъективной реальности человека, ее специфике, структуре, феноменологии, условиях функционирования и развития и представить систему категорий и понятий, с помощью которых психология стремится выразить все многообразие проявлений внутреннего мира человека. Предмет дисциплины - субъективный мир человека; ее задача - показать сложность душевной и

 

103

 

духовной жизни человека, развить у будущего педагога интерес к познанию другого и самопознанию, предостеречь его от упрощенных представлений о природе человека, особенно опасных для педагога-воспитателя.

 

1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

 

1. 1. Общее понятие о психологии, ее структуре и задачах

 

Психология как наука о внутреннем мире человека. Человек как природное явление и как душевно-духовная реальность. Особенность субъективных явлений, их отличие от явлений материального мира. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Специфика психологического знания. Ценность познания других и себя. Понятие психологической культуры человека.

Житейская и научная психология. Понятие житейской психологии. Формы существования житейского психологического знания. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах и т. п. Понятие о научной психологии. Различия житейской и научной психологии человека. Научное и художественное описание человеческой психологии.

Структура современной психологии. Человеческая деятельность как основание дифференциации психологического знания. Понятие и виды прикладной психологии. Понятие теоретической и практической психологии. Психология человека как область психологической науки. Основные задачи психологии человека и конкретных отраслей психологической науки.

Психология в системе наук и вненаучного знания о человеке. Философия и психология. Психология и педагогика. Антропологический принцип в науках о человеке.

 

1. 2. Предмет психологической науки

 

История предмета психологии. Представление о человеке в основных направлениях психологии. Исследование В. Вундтом явлений и фактов сознания как первая форма научного психологического знания. Сознание как специфически человеческий феномен. Бихевиоризм как наука о поведении (Дж. Уотсон). Поиск единицы поведения в бихевиоризме. Человек как поведение; поведение животных и человека в бихевиоризме. Необихевиоризм Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера. Психоанализ как учение о глубинной психике человека. Поиск источников человеческого поведения и действий в психоанализе. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм). Теория и практика психоанализа. Гештальтпсихология как течение в психологии (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин). Тезис об изначальной целостности, структурной организованности психического в гештальтпсихологии. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальную личность человека (Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей). Гуманистическая психология как особая форма антропотехники. Человек познающий в когнитивной психологии (У. Найссер). Учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в марксистской психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Субъективность как предмет психологии человека. Общее понятие о субъективности человека. Принципиальное отличие человеческого способа бытия от поведения животных. Субъективность и психика. Субъективность как способность человека выделять себя из окружающего мира, проектировать будущее, координировать свои действия с другими, контролировать свое поведение. Рефлексия как центральный механизм субъективности человека.

 

1. 3. Методы психологического познания человека

 

Понятие о методе науки. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека. Методологическое различение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию человека. Идеалы и нормы естественнонаучного познания. Объяснение

 

104

 

как главная цель естествознания. Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе. Понимание как цель и метод гуманитарной парадигмы в науке. Проекция сциентистской и гуманитарной парадигм в методах психологии. Психологическая практика как основа выделения методов психологии.

Методы естественнонаучной психологии. Возможности естественнонаучного познания субъективной реальности. Методы психологии, заимствованные из естествознания: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический, структурный и др.

Методы гуманитарной психологии. Назначение гуманитарных методов психологии. Методы описания и понимания психологии человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпретация внутреннего мира другого человека, диалог, герменевтика и др.

Методы практической психологии. Работа с сознанием как предмет практической психологии. Методы психологической практики: консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиент-центрированная терапия, логотерапия и другие. Антропотехника и психотехники как средства совершенствования и саморазвития человека.

 

II. РОДОВАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

2. 1. Общественная природа человека

 

Социальная обусловленность психологии человека. Общность людей - исходное начало индивидуальной психологии. Другой как онтологическое основание бытия человека. Последствия для индивида социальной изоляции и депривации. "Они - Мы" - генетическое отношение в оформлении общности (Б. Ф. Поршнев). От этноса - к нации, от общности - к обществу.

Общность и общество. Общность как естественно-историческое образование жизнедеятельности людей. Типы и формы общностей. Макрообщности и микрообщности. Виды макрогрупп: общество, социальные классы и слои, национальные группы, группы по принадлежности к полу и возрасту, профессиональные группы. Виды микрогрупп (малых групп): первичные, оформленные, неформальные. Общности свободные и навязанные. Социальная структура и неструктурированная общность; социальная организованность и событийная общность.

Общество как целостная система. Общество как результат труда человека, продукт его жизнедеятельности. Сферы жизнедеятельности общества: материальная, политическая, социальная, духовная. Обыденное сознание, идеология и практическое мировоззрение человека. Повседневная жизнь людей. Культура общества. Виды культуры. Массовая культура. Общественные ценности, нормы, традиции, настроение, мнения, стереотипы. Общество и государство. Коммуникативные процессы в обществе. Средства массовой коммуникации: телевидение, радио, пресса. Механизмы доверия - недоверия в коммуникации.

Общество и индивид. Модели поведения личности в обществе. Отождествление - обособление как механизмы связи общности и индивида. Потребность быть принятым в группе, заслужить уважение, потребность в социальном признании и оценке, в социальном самоопределении у человека. Феномены престижа и гордости. Формы отождествления: подражание, имитация, обучение, содействие, эмпатия, идентификация и др. Формы обособления: рефлексия, соревнование, соперничество, конкуренция, конфликт, запрет, ограничения и т. д.

 

2. 2. Деятельностное бытие человека

 

Понятие деятельности. Деятельность как способ бытия человека, как творческое преобразование мира и самого себя. Основные определения деятельности человека: ее целесообразный, общественный, творчески-преобразующий характер. Субъектность деятельности. Предметность и осознанность деятельности. Внешняя и

 

105

 

внутренняя деятельность. Процессы интериоризации - экстериоризации в деятельности.

Человек как субъект деятельности. Строение деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности, потребности, мотивы, цели деятельности. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности, мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.

Психология освоения деятельности человека. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Деятельностные способности преобразования, организации, управления, регуляции субъекта.

Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека.

 

2. 3. Сознание как способ бытия человека

 

Понятие о сознании. Сознание как осознанное бытие. Сознание как атрибут человеческой практики. Деятельность, общение и взаимодействие людей - предпосылки и результаты сознания.

Сознание и бессознательное. Бессознательные явления в жизни человека. Учение о бессознательном в психологии. Бессознательное как семантическая реальность (В. В. Налимов). Бессознательное как арефлексивное сознание. Понятие о механизмах психологической защиты. Процессы, механизмы и средства осознания.

Психологическая структура сознания. Основные подходы к структуре сознания. Учение о структуре сознания в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В. П. Зинченко). Биодинамическая ткань движения и действия, чувственная ткань образа как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как составляющие рефлексивного слоя сознания. Рефлексия и саморазвитие.

Самосознание человека. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Образ Я. Самопознание как компонент самосознания. Самопознание как соотношение себя с Другим. Самопознание и самооценка. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии.

 

III. СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

3. 1. Человек как индивид

 

Человек как природное существо. Телесное бытие человека. Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидных свойствах человека: половозрастные и индивидно-типические особенности человека.

Половозрастные особенности человека. Понятие биологического возраста и стадий онтогенетической эволюции. Проблема созревания психофизиологических функций. Понятие сензитивности в развитии индивида. Половой диморфизм и психология половых различий.

Индивидно-типические свойства человека: конституционные типологии в психологии. Учение о темпераменте и его типах в психологии. Современные взгляды на темперамент человека. Нейропсихологические основы телесного бытия человека. Функциональная организация работы мозга.

Психическое как функциональный орган индивида. Учение А. А. Ухтомского о функциональной организации "телесной субъективности". Развитие идей о функциональных органах в работах А. Н. Леонтьева. Психическое как функциональный орган.

 

3. 2. Психология субъектности

 

Понятие о субъекте и его психологической организации. Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил. Субъект как вторая природа, натура, как психосоциальная реальность. Психологическая организация субъекта. Три разряда душевной жизни в психологических

 

106

 

учениях: желания (воля), чувства, разум. Побуждения и желания субъекта. Потребности, мотивы, цели человека. Мотивация субъектного поведения. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологический механизм воли - намеренное изменение смысла действия, придание дополнительного побуждения деятельности.

Чувства и эмоции человека. Чувства и эмоции, их функции в поведении. Формы переживания чувств: эмоции, настроения, аффекты, страсти, стрессы. Динамика чувств субъекта.

Разумная жизнь человека. Основные формы познания человека: восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Восприятие и его свойства. Психологические механизмы восприятия. Память человека: определение, виды, процессы. Психологические механизмы работы памяти. Мышление: определение, типы, виды. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Воображение: определение, виды, функции. Психологические механизмы работы воображения. Внимание: определение, функции, виды, свойства.

Способности и характер как образования субъектности человека. Способности как психические органы, как проявления субъектности в деятельности. Многообразие деятельностей и многообразие душевных способностей. Способности разума, чувства, воли. Виды способностей. Характер как остов душевной жизни (субъективности).

Характер как интеграция способностей и механизмов субъективности.

 

3. 3. Личность человека

 

Общее представление о личности в психологии. История образов личности: личность как личина, маска, персона, герой, лик, ипостась. Ролевая теория личности.

Личность как социокультурная реальность, как реальность для Другого. Личность как самоопределенность человека среди других. "Я лично!" - формула личностного поведения. Личное место в системе реальных отношений с другими (позиция и роль). Ценностные ориентации личности.

Психологические образования личности. Ответственность личности. Поведение личности. Поступок. Личное (честное) слово. Кодекс чести. Достоинство личности. Перспективы, цели, устремления личности. Личное время. Самоопределение личности. Работа с собственной самостью, ее ограничение.

 

3. 4. Человеческая индивидуальность

 

О специфике индивидуального бытия человека. Психологические различия личности и индивидуальности. Индивидуальность как диалог с собой. Антиномии индивидуальности: своеобразие (капризность, оригинальность, непохожесть) - самобытность (авторство, укорененность в мире, собственный способ жизни).

Понятие человеческой индивидуальности. Индивидуальность как единство многообразного, многого в одном. Индивидуальность как рефлексия собственной жизни. Авторство жизни и собственное лицо. Авторское мировоззрение. Совесть как личная нравственность. "На том стою и не могу иначе" - формула индивидуальности.

Психологические образования индивидуальности человека. Система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера как основные образования индивидуальности. Индивидуальность как духовно-практическая реальность. Уникальность жизненного пути человека.

 

3. 5. Человек как универсум

 

Об эквивалентности Человека и Мира. Универсум (микрокосм) как полнота человеческой реальности. Ипостась как форма человеческой целостности. Кризис самости в ее родовой, культурной и индивидуальной определенности. Встреча с Над-мирностью. Человек и мир как эквивалентность. Причастность человека миру.

Человек как конечно-бесконечное существо. Эквивалентность актуальной и

 

107

 

потенциальной бесконечности. Жизнь как целое. Антиномия: самостность — универсальность. Уникальная универсальность бытия человека. Единственный в своем роде. Тождество индивида и рода. Индивидуальная форма родового бытия. Человек как воплощенное человечество, как олицетворенный род. Человек как носитель Божественного, абсолютного, вселенского сознания («Я — Ты»).

 

Основная литература

 

Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995

 

Дополнительная литература

 

Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Барулин В. С. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994.

Братусь Б. С. Аномалии личности. М.,1988.

Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1, 2.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996.

Костюк Г. С. Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1988.

Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

Ломов Б. Ф. Вопросы общей, инженерной и педагогической психологии. М.: Наука, 1991.

Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. М., 1995.

Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М.: Международн. педагог. академия, 1994.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.

Смирнов А. А. Избр. психол. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1987.

Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 5—6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

Юнг К. Аналитическая психология. М.: МЦНКиГ «Кентавр»; Ин-т личности; ИЧП «Палантир», 1995.

Юнг К. Психологические типы. СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995.