Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

 

23-24 апреля 1998 г. в Психологическом институте РАО состоялся IV симпозиум "Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни". Уже в четвертый раз собрались представители Психологического института РАО, Института психологии РАН, Академии Госслужбы и других вузов России, студенты и преподаватели психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Московского государственного педагогического университета, социальные и медицинские работники, заинтересованные в рассмотрении и решении жизненно важной для человека проблемы.

Симпозиум традиционно открыл В. А. Чудновский. В его докладе "К вопросу о структуре смысла жизни" были рассмотрены следующие основные положения: а) смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов; б) функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности, зависит не только от содержания главной идеи, основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов; в) существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.

Исходя из того, что в основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, соотношение "больших" и "малых" смыслов, динамика которых обусловлена социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, а также его субъективной активностью, докладчик выделил некоторые типы структур смысла жизни по этому показателю. 1. Первоначальный этап становления - так называемый конгломерат жизненных смыслов. Это фактически предструктура, где возможны два варианта: а) мирное сосуществование различных жизненных смыслов, б) противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу. 2. Так называемый монолит - структура смысла жизни характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим и как бы поглощает остальные компоненты иерархии. Смысл жизни приобретает упрощенную однонаправленную структуру и начинает играть негативную роль в становлении личности. 3. Авторитарная иерархия характеризуется тем, что ведущий компонент, оставаясь внутри иерархии, занимает преувеличенно господствующее положение в ней. 4. Разорванная структура - когда главный смысл отрывается от остальных компонентов системы, от конкретных смыслов и существует сам по себе. 5. Номинальная структура - когда в иерархии усиливаются компоненты, противоречащие главному смыслу. Последний под их влиянием теряет свою силу, свою энергетику и фактически остается лишь в качестве прикрытия. 6. Распадающаяся структура: главный смысл жизни распадается на ряд малых смыслов. 7. Иерархия гармонического взаимодействия характеризуется тем, что главный компонент, являясь ведущим, тем не менее остается элементом иерархии. Это адекватная структура смысла жизни как психического образования.

В докладе А. А. Бодалева "О взаимодействии индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития взрослого человека" были выделены следующие варианты этих соотношений и их проявлений: 1) индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие; 2) личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие; 3) субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими ипостасями человека; 4) достаточно выраженное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития.

Подчеркнув, что индивидная, личностная или субъектно-деятельностная "ипостаси" человека могут не только находиться на разных уровнях развития, но и определенным образом влиять как на развитие друг друга, так и на развитие человека в целом как индивидуальности, А. А. Бодалев выделил и три основных типа личности: "стратеги", "тактики" и "операционалисты", показав особенности становления и динамики их смысла жизни.

В своем докладе "Смысл жизни и макропериодизация жизненного цикла" А. В. Суворов обратился к теории периодизации Д. Б. Эльконина, в основу которой положено чередование теории и практики в обживании детьми социального пространства и времени. Стержень этой схемы - чередование "теоретических" и "практических" периодов - докладчик сделал стержнем и макропериодизации, охватывающей весь жизненный цикл от младенчества до старости. Подчеркнув условность такой всеобщей периодизации, А. В. Суворов отметил, что при всей единичности "маршрутов" от младенчества до старости можно выделить нечто общее, что обнаруживается либо у всех, либо у тех или иных, более или менее многочисленных, групп, где варианты этих "маршрутов" сходны.

Отмечая сложности пожилого возраста, когда человек подводит итоги, осмысливает весь пройденный путь, докладчик определил этот период как "теоретический" и одновременно "практический". В любом случае всем остается доступен самый главный вид творчества - любовь, забота о близких. А. В. Суворов привел в пример жизнь своей матери, которая в любом состоянии, до последних часов жизни заботилась и думала о своих взрослых детях больше, чем о себе.

А. Л. Киселев   показал   процесс   поиска   смысла   жизни   на   примере        повести

М. Пришвина "Жень-Шень" ("Корень жизни"). Выступающий отметил, что каждая из книг М. Пришвина решает смысловую задачу, подчеркивая, что опыт жизни неоценим. Проблемой наивысшей сложности является само творчество как предмет изучения, в соответствии с которым решается проблема саморазвития. Писатель утверждал, что человек, почувствовавший себя личностью, свершает труднейший акт самопознания, позволяющий никому и ничему не подражать. Автобиографическая повесть "Жень-Шень" заканчивается словами: "Я уверен в своем высшем долге сказать новое слово о любви".

В своем выступлении "Смысл жизни как сотворчество" Н. Л. Карпова рассмотрела проблему становления нового смысла жизни на примере организации высокой мотивационной включенности в процесс социореабилитации пациентов и их родственников в рамках семейной логопсихотерапии. Были названы психологические механизмы формирования мотивационной включенности, среди которых - механизм "соучастия", формирование адекватного отношения к дефекту, использование энергетики "идеального Я", механизм "эффект Пигмалиона" и механизм повышения смыслообразующей функции мотива до уровня смысла жизни.

В. Г. Асеев в своем выступлении остановился на проблеме полноты смысла жизни как соотношения процессуального и результативного его компонентов. Человек фиксирует значимостные составляющие действительности, и активная личность способна противостоять любым жизненным трудностям и соблазнам. Основная проблема здесь - в адекватности мировосприятия.

Г. Г. Граник подчеркнула особую ценность разностороннего подхода к проблеме смысла жизни собравшихся вместе психологов, философов, филологов, педагогов, социальных работников: словно из разных кубиков складывается сложная структура феномена смысла жизни. Принципиально важен здесь ответ на вопрос: смертен ли человек? Агностик, атеист, верующий ответят на вопрос о смысле жизни по-разному. Но закон жизни - прогресс. А всякий закон должен иметь свое практическое значение. Великий смысл заложен в словах Л. Н. Толстого: "С тех пор как вера стала моей... я чувствую себя бессмертным. Я чувствую новые обязанности любви".

В. И. Панов рассмотрел проблему смысла жизни в свете экологической психологии, выделив ряд основных направлений в данном подходе: 1) субъект-объектное, что во многом отличает современную психологию экологического сознания; 2) субъект-субъектное, где экоцентрический тип сознания рассматривается как базисный; 3) направление субъектно-порождающей логики, где проблема смысла жизни выступает как творческая самореализация.

Тему "Экологическое сознание и смысл жизни" продолжил В. П. Беркут. Он подчеркнул, что основная задача всех гуманитариев в настоящее время - исследование и осознание трудностей преобразования обыденного мышления в экосообразное. Если обыденное мышление представляет процессы, происходящие в мире как борьбу "темных и светлых сил", хорошего и плохого, то экологическое сознание предполагает рассмотрение процессов в комплексе и взаимосвязи, делая при этом акцент на балансовом соотношении био-(гео)ресурсов в противоположность потребительскому отношению к окружающей природе. И если обыденное сознание способно породить экофобию и экофилию, то сознание экологическое требует соблюдения принципа осторожности и всеобщего признания приоритета безопасности жизни нынешнего и всех будущих поколений людей.

В докладе В. Т. Ганжина и Б. Э. Боброва были рассмотрены социально-философские и аксиологические аспекты страхования человеческого смысла жизни. Рыночные условия привели к исключительным социально-позитивным результатам в развитых странах. Это ставит и перед Россией задачу активного прогнозирования, методологической и теоретической поддержки страхового дела, в частности страхования человеческого смысла жизни, который выражается через обычную систему ценностей: признание права человека на жизнь, достойную гражданина России - представителя современной высокоразвитой цивилизации, уникальной личности со способностями, призванием и культурными запросами.

Г. А. Вайзер в своем выступлении показала отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни, отметив, что по сравнению с учащимися VII - VIII классов у них проявляется более широкий разброс в понимании данного феномена: от "пока еще сложно" - через локальные, "малые" смыслы - к иерархии смыслов. По частотности раскрытия и конкретизации своих жизненных смыслов наиболее значимыми выступают: групповые (определяемые решением проблемы "Я и мои близкие"), индивидуальные ("Я - для себя"), познавательные и эмоциональные. На становление смысла жизни старшеклассников в большей степени влияют собственный опыт и пример родителей, из учебных предметов - литература. На последнем месте - СМИ.

В выступлении Ф. Е. Василюка речь шла о том, что смысл жизни есть символ, который являет собой всю реальность жизненной полноты человека, соответственно проблема эта - общепсихологическая и общефилософская. Психотерапевт чаще имеет дело с состоянием потери смысла жизни, и один из действенных способов помощи человеку в данному случае, как показывает психологический анализ религиозного сознания, - обращение к психологии переживания и молитве: если человек обретет смысл страдания, то он может вынести многое.

Опытом решения смысложизненных проблем родителей и родственников детей-инвалидов в Институте коррекционной педагогики поделилась Т. А. Басилова. В. А. Рыжков представил сообщение "Опыт философско-духовного общения и смысл жизни". Вместе с членом организованного им клуба встреч Д. В. Селезневой - психиатром с 23-летним стажем - он рассказал о принципах равноправного диалогического общения и целебной для многих приходящих в этот клуб атмосферы сочувствия и взаимоподдержки.

С сообщениями также выступили В. В. Пчелинова, М. Б. Ширман, А. Ф. Пчелинов, Л. А. Джалагония.

В заключение председатель симпозиума В. Э. Чудновский отметил увеличение числа выступавших и дальнейшее расширение и углубление исследуемой темы, а также продолжение творческого научного сотрудничества ученых разных школ и направлений. По материалам III и IV симпозиумов планируется выпуск нового сборника.

 

Н. Л. Карпова

Москва