Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

135

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНО, НЕОБХОДИМО, ПОЛЕЗНО

 

Г. Я. УЗИЛЕВСКИЙ

 

ОРЕЛ

 

Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.

 

В настоящее время российская психология и педагогика находятся на чрезвычайно тяжелом отрезке пути, для которого характерно стремление переосмыслить советский период их функционирования и выявить перспективные направления развития, в центре которых находится такое чрезвычайно интересное и увлекательное явление, как Человек. В связи с этим весьма своевременно появление новой монографии В. П. Зинченко, посвященной зоне ближайшего и более отдаленного развития культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности, у истоков которых стоял Л. С. Выготский.

Уже оглавление (книга состоит из обращения к читателю, введения, четырех глав, послесловия, списка использованной литературы) делает читателя далеко не равнодушным к содержанию необычного повествования, поскольку названия глав ("От классической к органической психологии", "Пролегомены к поэтической антропологии", "Геном развития человека", "Культурно-историческая психология в поисках духовности") вовлекают его в удивительно интересное научное плавание, открывающее новые горизонты в познании Человека. При этом читатель легко и свободно входит в сложный мир культурно-исторической психологии с ее проблемами и противоречиями благодаря тому, что автору монографии удалось путем обращения к творчеству многих великих поэтов и философов представить материал в исключительно живой форме.

Раскрытие перспектив ближайшего и отдаленного развития культурно-исторической психологии предпринято автором поистине увлекательно и неожиданно: сквозь магический кристалл поэтического творчества О. Э. Мандельштама и призму тонкого парадоксального философского   наследия  М. К. Мамардашвили.  Здесь  прежде  всего следует отметить, что

В. П. Зинченко удалось блестяще выполнить одну из задач монографии - снять противопоставление объективного и субъективного, материального и идеального, которое осуществлялось вульгарным материализмом не только в гносеологии, но и в психологии.

По сути дела, вся книга направлена на раскрытие органической связи материального и идеального, внешнего и внутреннего, плоти и духа, анатомо-физиологического и функционального, бытия и смысла... При этом духовное начало пронизывает все научное повествование с начала и до конца.

 

136

 

Уместно сказать, что текст монографии полиморфен, многозначен, читая его, читатель может прийти к своим собственным неожиданным предположениям и оценкам. К примеру, наслаждаясь чтением «Пролегоменов к поэтической антропологии», я неожиданно для себя пришел к выводу о мощном взаимодействии генетического и семантического кодов, определяющих «заданность» (по А. Ф. Лосеву) внешней и внутренней форм личности.

Обращение  к  наследию  великих  ученых  XX в. — М. М. Бахтина, Н. А. Бернштейна,

А. Ф. Лосева, А. А. Ухтомского, П. А. Флоренского и других, — а также к поэтическому творчеству О. Мандельштама и Б. Пастернака позволило автору наполнить новым содержанием в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности понятия «функциональный орган», «интериоризация» и «экстериоризация», раскрыть вертикаль духовного развития человека, проблему поступка и свободного действия, переход от поступка к личности — «человеку историческому, осознающему, понимающему свое место в истории и действующему в принадлежащем ему времени» (с. 205).

Находясь как бы внутри культурно-исторической психологии, В. П. Зинченко не мог  пройти мимо осмысления культуры как идеальной формы, интерпретации трансформации и обратимости ее внутренней и внешней форм, установления роли последних в интериоризации в контексте размышлений М. К. Мамардашвили, О. Э. Мандельштама, П. А. Флоренского, Г. Г. Шпета и других мыслителей, что, несомненно, внесло существенный вклад в развитие рассматриваемого направления в психологии.

В связи с изложенным выше нам представляется актуальным, необходимым и полезным новое предложенное автором монографии имя (по П. А. Флоренскому) культурно-исторической психологии, а именно органическая психология, которое может оказать влияние на развитие данного направления. Отметим, например, что представителями культурно-исторической психологии не рассматривалась семиосфера культуры в ее изменчивости, не проводился анализ отношения между развитием природы человека и культурой, хотя культура помимо позитивного оказывала и оказывает отрицательное воздействие на понимание сущности Человека. Следует также отметить, что данным направлением  не  исследовалось  влияние  природы  Человека на его мышление, интеллект и  

т. д., что весьма важно при разработке инновационных педагогических технологий. Иными словами, необходимо наполнение новым содержанием классического принципа природосообразности в обучении личности.

На наш взгляд, органическая психология, занимаясь раскрытием различных органических связей между природой, человеком и культурой, сможет внести достойный вклад в понимание Человека, его личности и деятельности.

В заключение необходимо сказать об оформлении книги: она хорошо иллюстрирована, причем многочисленные рисунки, выполненные с помощью компьютерной графики, отличаются несомненным изяществом и доступностью понимания.

На мой взгляд, новая монография В. П. Зинченко найдет большой отклик в умах и сердцах не только психологов, но и представителей других дисциплин, направлений и специализаций, исследующих феномен Человека с иных, чем психология, позиций.