135
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНО, НЕОБХОДИМО, ПОЛЕЗНО
Зинченко В.
П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка
Мамардашвили: К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.
В настоящее время российская
психология и педагогика находятся на чрезвычайно тяжелом отрезке пути, для
которого характерно стремление переосмыслить советский период их
функционирования и выявить перспективные направления развития, в центре которых
находится такое чрезвычайно интересное и увлекательное явление, как Человек. В
связи с этим весьма своевременно появление новой монографии В. П. Зинченко, посвященной
зоне ближайшего и более отдаленного развития культурно-исторической психологии
и психологической теории деятельности, у истоков которых стоял Л. С. Выготский.
Уже оглавление (книга
состоит из обращения к читателю, введения, четырех глав, послесловия, списка
использованной литературы) делает читателя далеко не равнодушным к содержанию
необычного повествования, поскольку названия глав ("От классической к
органической психологии", "Пролегомены к поэтической
антропологии", "Геном развития человека", "Культурно-историческая
психология в поисках духовности") вовлекают его в удивительно интересное
научное плавание, открывающее новые горизонты в познании Человека. При этом
читатель легко и свободно входит в сложный мир культурно-исторической психологии
с ее проблемами и противоречиями благодаря тому, что автору монографии удалось
путем обращения к творчеству многих великих поэтов и философов представить
материал в исключительно живой форме.
Раскрытие перспектив ближайшего
и отдаленного развития культурно-исторической психологии предпринято автором
поистине увлекательно и неожиданно: сквозь магический кристалл поэтического
творчества О. Э. Мандельштама и призму тонкого парадоксального философского наследия М. К. Мамардашвили.
Здесь прежде всего
следует отметить, что
В. П. Зинченко удалось блестяще выполнить одну из
задач монографии - снять противопоставление объективного и субъективного,
материального и идеального, которое осуществлялось вульгарным материализмом не
только в гносеологии, но и в психологии.
По сути дела, вся книга направлена на раскрытие органической связи материального и идеального, внешнего и внутреннего, плоти и духа, анатомо-физиологического и функционального, бытия и смысла... При этом духовное начало пронизывает все научное повествование с начала и до конца.
136
Уместно сказать, что текст
монографии полиморфен, многозначен, читая его, читатель может прийти к своим
собственным неожиданным предположениям и оценкам. К примеру, наслаждаясь чтением
«Пролегоменов к поэтической антропологии», я неожиданно для себя пришел к
выводу о мощном взаимодействии генетического и семантического кодов,
определяющих «заданность» (по А. Ф. Лосеву) внешней и внутренней форм личности.
Обращение к наследию великих ученых XX в. — М. М. Бахтина, Н. А. Бернштейна,
А. Ф. Лосева, А. А. Ухтомского, П. А. Флоренского и
других, — а также к поэтическому творчеству О. Мандельштама и Б. Пастернака
позволило автору наполнить новым содержанием в контексте культурно-исторической
психологии и теории деятельности понятия «функциональный орган»,
«интериоризация» и «экстериоризация», раскрыть вертикаль духовного развития
человека, проблему поступка и свободного действия, переход от поступка к
личности — «человеку историческому, осознающему, понимающему свое место в
истории и действующему в принадлежащем ему времени» (с. 205).
Находясь как бы внутри
культурно-исторической психологии, В. П. Зинченко не мог пройти мимо осмысления культуры как идеальной
формы, интерпретации трансформации и обратимости ее внутренней и внешней форм,
установления роли последних в интериоризации в контексте размышлений М. К.
Мамардашвили, О. Э. Мандельштама, П. А. Флоренского, Г. Г. Шпета и других
мыслителей, что, несомненно, внесло существенный вклад в развитие
рассматриваемого направления в психологии.
В связи с изложенным выше
нам представляется актуальным, необходимым и полезным новое предложенное
автором монографии имя (по П. А. Флоренскому) культурно-исторической
психологии, а именно органическая психология, которое может оказать
влияние на развитие данного направления. Отметим, например, что представителями
культурно-исторической психологии не рассматривалась семиосфера культуры в ее
изменчивости, не проводился анализ отношения между развитием природы человека и
культурой, хотя культура помимо позитивного оказывала и оказывает отрицательное
воздействие на понимание сущности Человека. Следует также отметить, что данным
направлением не исследовалось влияние природы Человека
на его мышление, интеллект и
т. д., что весьма важно при разработке инновационных
педагогических технологий. Иными словами, необходимо наполнение новым
содержанием классического принципа природосообразности в обучении личности.
На наш взгляд, органическая
психология, занимаясь раскрытием различных органических связей между
природой, человеком и культурой, сможет внести достойный вклад в понимание
Человека, его личности и деятельности.
В заключение необходимо
сказать об оформлении книги: она хорошо иллюстрирована, причем многочисленные
рисунки, выполненные с помощью компьютерной графики, отличаются несомненным
изяществом и доступностью понимания.
На мой взгляд, новая
монография В. П. Зинченко найдет большой отклик в умах и сердцах не только
психологов, но и представителей других дисциплин, направлений и специализаций,
исследующих феномен Человека с иных, чем психология, позиций.