НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
2-3 марта с. г. в Москве проходили II
Эльконинские чтения, организованные Психологическим институтом РАО,
Международной ассоциацией образования и Центром комплексных исследований
проблем развития человека ИОСО РАО.
На чтениях обсуждались
проблемы источников, форм и движущих сил развития (В. В. Давыдов);
критическое положение современной психологии развития - переход к новой
антропологической парадигме, в основе которой лежит принцип субъектности (В. И.
Слободчиков); проблема возраста как культурного феномена (Ф. Т. Михайлов);
специфика возрастного перехода на примере кризиса одного года (К. Н.
Поливанова).
Особое внимание, как и
следовало ожидать на Эльконинских чтениях, вызвало обсуждение проблем детской
игры. Дискуссия развернулась вокруг выступлений Е. О. Смирновой и В. С.
Собкина, показавших на материале обширных исследований, что в современных
условиях детская игровая деятельность редуцируется и угасает (дети не знают
правил игры и не считают обязательным их выполнение). Теоретические вопросы -
об особой предметности игрового действия, об отношении деятельностного
понимания игры (в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина) и практики игровой
терапии - были поставлены в докладе Л. И. Элькониновой. Отношение игры и
мотивообразования обсуждалось в докладах Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.
Психологические условия
развития в рамках систематического школьного обучения - одна из основных
проблем, разрабатывавшихся Д. Б. Элькониным. Отдельный аспект этой проблемы
рассматривался в докладе Г. А. Цукерман "Есть ли у младшего школьника
направленность на самоизменение?". О новых формах и содержаниях начального
обучения, о новом понимании перехода от житейских к научным понятиям и
связанной с этим переходом проблеме опосредствования рассказал В. В. Рубцов в
докладе "Развитие представлений в младшем школьном возрасте". Об
условиях построения знаково-опосредствованных, позиционных действий у детей 6-8
лет шла речь и в выступлении Е. А. Бугрименко.
Эльконинские чтения открывал
В. В. Давыдов, он же сделал и заключительный доклад. Это было последнее
выступление В. В. Давыдова в Психологическом институте. В своем докладе
"Современное состояние научной школы Д. Б. Эльконина" В. В. Давыдов
говорил о преемственности научного мышления, осуществившейся в отношениях Л. С.
Выготского и его прямых учеников - Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н.
Леонтьева, Д. Б. Эльконина, создавших собственные научные школы. Раскрывая
основное положение научной школы Д. Б. Эльконина - историзм детского психического
развития, - В. В. Давыдов постоянно возвращался к другой истории - истории
деятельностного подхода к проблеме развития в отечественной психологии. Работы
Д. Б. Эльконина (здесь нельзя не добавить - и самого В. В. Давыдова) придали
этой истории форму программно-осуществляемого новаторства в обучении детей.
Те, кто слушал В. В.
Давыдова, не могли не отметить, что в его выступлении охват проблем, теорий,
научных позиций и человеческих отношений был гораздо шире заявленной темы и, по
сути, отвечал особой задаче - воссоздать картину целой научной эпохи.
Следующие Эльконинские
чтения должны состояться в 2000 г.