43
МЕЖВОЗРАСТНЫЕ СВЯЗИ ОБОБЩЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЛИЗНЕЦОВ
Н. М. ЗЫРЯНОВА
Одним из показателей умственного развития
дошкольников является степень сформированности действий наглядно-образного
мышления, т. е. оперирования наглядными, но обобщенными образами, отражающими
реальные предметы и явления.
Высшей формой развития
наглядно-образного мышления является образно-схематическое мышление -
оперирование обобщенными и схематизированными образами, которое является
основной характеристикой мышления детей старшего дошкольного возраста [1]. Именно образно-схематическое
мышление выступает, по мнению Л. А. Венгера, в качестве промежуточного звена
между образным и абстрактным мышлением.
Высшие формы образного
мышления являются итогом умственного развития дошкольника, который приводит его
к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное
развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А. В. Запорожец [2] писал, что если в дошкольном возрасте не
воспитывать как следует наглядно-образное мышление, а преждевременно
"тащить" ребенка на ступень абстрактного формально-логического
мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития
ребенка.
Создавая методики
диагностики умственного развития детей, Л. А. Венгер с соавторами [1] исходили из принципа, что
диагностика должна вскрывать не мифический интеллектуальный потенциал, а реальные
достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения.
Д. Векслер, разрабатывая
свои тесты интеллекта, рассматривал интеллект как глобальную способность,
включающую ряд вербальных и невербальных элементов, которая позволяет индивиду
действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно взаимодействовать
со средой [3].
Целью нашего исследования
было проанализировать, как связаны между собой показатели наглядно-образного
44
мышления по Л. А. Венгеру, полученные у детей в 6 и
7 лет, и показатели теста интеллекта Векслера у детей от 6 до 14 лет, как
меняются эти взаимосвязи в процессе развития ребенка, какова роль
генотипических факторов в детерминации этих взаимосвязей.
Таблица 1
Возраст, лет |
Данные Венгера |
Собственные данные |
||
Среднее значение |
Дисперсия |
Среднее значение |
Дисперсия |
|
5 |
23 |
7,5 |
- |
- |
6 |
27 |
3,6 |
23 |
6,7 |
7 |
- |
- |
27,7 |
7,0 |
Данная работа была выполнена
в рамках Московского близнецового лонгитюдного исследования.
В исследовании приняли
участие 94 пары монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов шестилетнего
возраста. В семилетнем возрасте в повторном эксперименте участвовала только 61
пара близнецов. Такое уменьшение выборки было связано с тем, что некоторые
близнецы к моменту проведения повторного обследования по разным причинам не
начали обучение в школе и поэтому не соответствовали целям эксперимента. Кроме
того, в выборку было включено 18 новых пар, и, таким образом, в исследовании
участвовало всего 79 пар семилетних близнецов. Далее экспериментальная выборка
была еще более расширена - было обследовано 108 пар десятилетних близнецов и
174 пары МЗ- и ДЗ-близнецов 14 лет.
Для диагностики уровня
развития наглядно-образного мышления использовалась методика Л. А. Венгера
"Полянки" [1].
Эта методика требует от
испытуемого построения схематизированных образов и применения их для
ориентировки в соответствующих ситуациях. Испытуемому предлагаются листы с
изображением дорожек и домиков на конце каждой дорожки, а также схематическое
изображение пути к нужному домику, включающее указатели направления движения и
систему ориентиров - "письмо". Ребенок должен найти нужный домик,
используя это "письмо". Показатель: средний балл (балл начисляется за
каждое задание в зависимости от количества ошибок). Хотя эта методика не
предназначена для детей старше дошкольного возраста, но, учитывая специфику
близнецовой выборки (некоторое отставание в интеллектуальном развитии от
одиночнорожденных детей), мы применили ее не только в 6, но и в 7 лет.
Последующее сравнение средних и дисперсий в исследовании Л.Венгера и нашем
показало, что шестилетние близнецы сопоставимы с пятилетними
одиночнорожденными, а семилетние - с шестилетними одиночнорожденными детьми
(табл. 1).
Детский вариант теста Д.
Векслера (WISC), адаптированный А. Ю. Панасюком, использовался для диагностики
интеллекта. Тест состоит из 12 субтестов, сгруппированных в две шкалы -
вербальную и невербальную. В работе будут анализироваться суммарные показатели
интеллекта: ВИ - вербальный интеллект, НИ - невербальный интеллект и ОИ - общий
интеллект.
Интеллект диагностировался
по тесту Векслера во все годы исследования (с 6 до 14 лет).
45
При сравнении результатов
детей, участвовавших в повторном эксперименте, и детей, обследовавшихся
впервые, не было обнаружено значимых различий.
Показатели |
|||||||||
6 лет |
7 лет |
||||||||
rМЗ 40 |
rДЗ 11 |
h2 (40) |
с2 - |
е2 (60) |
rМЗ 33 |
rДЗ 36 |
h2 - |
с2 - |
е2 - |
Примечание. В табл. 2, 3 и 4 нули
и запятые опущены. |
|||||||||
Анализ роли генетических и
средовых факторов в вариативности интеллекта и наглядно-образного
мышления. Было подсчитано внутрипарное сходство МЗ- и ДЗ-близнецов по
коэффициенту внутриклассовой корреляции Фишера и выделены компоненты
фенотипической дисперсии по формуле Пломина [4]:
h2=2(rMЗ-rDЗ);
c2=rMЗ-h2;
e2=1-(c2+h2),
где h2 - дисперсия, обусловленная
ролью факторов генотипа, c2 - дисперсия, обусловленная
факторами общей среды, увеличивающей сходство близнецов, e2 -
фенотипическая дисперсия, обусловленная вкладом факторов специфической среды,
увеличивающей различия между близнецами.
При отрицательном значении
внутрипарных корреляций ДЗ-близнецов и при превышении корреляций МЗ-близнецов
над корреляциями ДЗ-близнецов более чем в два раза в качестве показателя
наследуемости используется rMЗ. В этих случаях показатели наследуемости
указаны в скобках.
Данные, полученные при
внутрипарном сравнении МЗ- и ДЗ-близнецов по показателю методики
"Полянки", представлены в табл. 2.
Мы видим, что в 6 лет
сходство МЗ-близнецов выше сходства ДЗ-близнецов по среднему баллу, поэтому
изменчивость этого показателя испытывает влияние генотипа. Кроме того,
значительная часть фенотипической дисперсии обусловлена факторами специфической
среды, способствующей различиям между близнецами. В 7 лет показатели
внутрипарного сходства МЗ- и ДЗ-близнецов выравниваются и генетическая
обусловленность исчезает, т. е. вариативность показателя наглядно-образного
мышления обусловлена генотипическими факторами только в 6 лет, когда оно играет
определяющую роль в мыслительной деятельности детей. В 7 лет, когда дети
приступают к школьному обучению, наиболее важным в структуре когнитивной
деятельности детей становится логическое мышление, вариативность
наглядно-образного мышления утрачивает связь с генотипом и начинает
определяться средовыми факторами.
Для показателей интеллекта
по тесту Векслера характерна противоположная возрастная динамика - увеличение
генотипического влияния от 6 до 10 лет (кроме вербального интеллекта в 7 лет).
В 14 лет происходит некоторое уменьшение показателей наследуемости по всем
суммарным показателям.
В табл. 3 представлены показатели наследуемости для суммарных оценок вербального, невербального и общего интеллекта от 6 до 14 лет.
46
Интеллект |
Возраст |
|||
6 лет |
7 лет |
10 лет |
14 лет |
|
ВИ |
21 |
03 |
26 |
24 |
НИ |
33 |
(84) |
(70) |
(59) |
ОИ |
27 |
35 |
52 |
26 |
Анализ
фенотипических связей между показателями интеллекта и наглядно-образного
мышления.
Были подсчитаны интеркорреляции между суммарными оценками интеллекта и средним
баллом по методике "Полянки" отдельно для двух выборок близнецов. В
каждую выборку вошло по одному близнецу из каждой пары. Отбор близнецов в
выборки проводился в случайном порядке. Такое формирование выборок обеспечивает
достаточно высокую уравненность их по разным параметрам и является проверкой
воспроизводимости результатов. Для общей достоверности будут рассмотрены только
совпадающие в двух выборках и находящиеся на уровне значимости (p<0,005)
результаты.
В табл. 4 представлены
фенотипические корреляции между показателями интеллекта и наглядно-образного
мышления.
Балл |
6 лет |
7 лет |
10 лет |
14 лет |
||||||||
ВИ |
НИ |
ОИ |
ВИ |
НИ |
ОИ |
ВИ |
НИ |
ОИ |
ВИ |
НИ |
ОИ |
|
6 лет |
30* 35* |
31* 27* |
38* 37* |
34* 32* |
29* 39* |
32* 40* |
17 17 |
22 31* |
21 25 |
26* 28* |
50* 17 |
37* 22 |
7 лет |
40* ЗО* |
4б* 46* |
52* 44* |
24 25 |
49* 42* |
42* 38* |
09 -21 |
28* 27* |
20 07 |
22 12 |
20* 30* |
25 20 |
Примечание. * —
значимые корреляции (р<0,005). |
Оказалось, что балл в 6 лет
коррелирует на значимом уровне со всеми суммарными показателями интеллекта в 6
и 7 лет, балл в 7 лет - со всеми суммарными показателями интеллекта в 6 и 7
лет, т. е. картины взаимосвязей между баллом в 6 и 7 лет и всеми суммарными
показателями общего интеллекта в 6 и 7 лет совпадают. Таким образом, по степени
сформированности действий наглядно-образного мышления в 6 лет можно судить об
уровне интеллекта в 7 лет, и наоборот, - уровень интеллекта в 6 лет может
предсказать уровень развития наглядно-образного мышления в 7 лет.
Полученные корреляции между суммарными показателями теста Векслера и баллом по методике "Полянки" в 6 и 7 лет позволяют предположить, что, несмотря на разную возрастную динамику генетической обусловленности, показатели интеллекта и показатель степени сформированности действий наглядно-образного мышления в 6 и 7 лет отражают в значительной мере общий фактор,
47
свидетельствующий об уровне умственного развития ребенка.
Между показателем
наглядно-образного мышления в 6 лет и суммарными оценками интеллекта в 10 лет
не обнаружено значимых связей, можно выделить только одну тенденцию - между
баллом и показателем невербального интеллекта. А балл в 7 лет коррелирует с
показателем невербального интеллекта в 10 лет на значимом уровне.
Интересна картина корреляций
между баллом в 6 и 7 лет и суммарными оценками ВИ, НИ и ОИ в 14 лет - если балл
в 6 лет коррелирует на значимом уровне с показателем вербального интеллекта, то
балл в 7 лет связан с показателем невербального интеллекта. Таким образом, по
уровню наглядно-образного мышления в 6 лет можно судить об уровне развития
вербального интеллекта в четырнадцатилетнем возрасте, а по уровню развития
наглядно-образного мышления в 7 лет - об уровне невербального интеллекта в 14
лет.
Такое изменение
межвозрастных корреляций между показателями наглядно-образного мышления и
интеллекта связано, на наш взгляд, во-первых, с изменением содержания
показателя наглядно-образного мышления в 6 и 7 лет, что проявляется в разной
генотипической обусловленности его вариативности, а также в отсутствии значимых
фенотипических корреляций между баллом в 6 и 7 лет, а во-вторых, с возрастным
изменением показателей общего интеллекта, что отражается в изменении
генотипической обусловленности вариативности интеллекта и межвозрастных
фенотипических корреляций между показателями интеллекта. Так, для суммарных
показателей интеллекта получена высокая фенотипическая стабильность между
возрастами 6 и 7 лет, 6 и 10 лет и 6 и 14 лет - уровень связей преимущественно
на 0,01 % уровне значимости. Уровень стабильности от 7 к 10 годам оказывается
значительно ниже и сохраняется на значимом уровне только для показателя
невербального интеллекта. В 7 и 14 лет, как и в 10 и 14 лет, коррелируют между
собой показатели вербального и общего интеллекта. Показатель невербального
интеллекта в 10 лет коррелирует только с невербальным интеллектом в 14 лет.
Анализ генетических корреляций. Этот анализ позволяет определить, какие факторы - генетические или средовые - лежат в основе взаимосвязей между показателями.
Для подсчета генетических
корреляций использовалась программа В. И. Трубникова (Центр психического
здоровья, Москва).
Общая картина межвозрастных
генетических корреляций между показателями вербального, невербального и общего
интеллекта в 6, 7, 10 и 14 лет соответствует полученной нами картине
межвозрастных фенотипических связей между этими показателями.
Генетическая корреляция
между показателем наглядно-образного мышления (баллом) в 6 и 7 лет равна 0,52.
Отсутствие значимой фенотипической корреляции между баллом в 6 и 7 лет и
наличие значимой генетической корреляции говорят о том, что в этом случае
средовые факторы действуют в противоположном направлении.
Генетические корреляции
между показателями методики "Полянки" в 6 и 7 лет и суммарными
баллами интеллекта от 6 до 14 лет представлены в табл. 5.
Из табл. 5 видно, что генетические
корреляции между баллом в 6 лет и всеми суммарными показателями интеллекта в 6
лет находятся на значимом уровне. Для балла в 7 лет значимы генетические
корреляции со всеми показателями интеллекта в 7 лет, несмотря на отсутствие
генотипической обусловленности изменчивости показателя теста
"полянки" в
7 лет. Можно сделать вывод,
что в 6 и 7 лет показатель наглядно-образного мышления и показатели интеллекта
обусловлены общими генетическими влияниями, что находит отражение в
фенотипических корреляциях между этими показателями.
48
Генетические корреляции между показателями методики «Полянки» в 6 и 7 лет и
и суммарными
показателями интеллекта в 6, 7, 10 и 14 лет
Балл |
6 лет |
7 лет |
10 лет |
14 лет |
||||||||
ВИ |
НИ |
ОИ |
ВИ |
НИ |
ОИ |
ВИ |
НИ |
ОИ |
ВИ |
НИ |
ОИ |
|
6 лет 7 лет |
68 54 |
80 97 |
83 83 |
43 42 |
87 |
66 |
79 |
|
33 |
59 30 |
77 |
79 61 |
Примечание. Представлены только
значимые корреляции (р<0,05). |
Межвозрастные генетические
корреляции значимы между баллом в 6 лет и всеми суммарными показателями
интеллекта в 7 и 14 лет, а также между баллом в 6 лет и показателем общего
интеллекта в 10 лет, причем только две из этих генетических корреляций
совпадают с фенотипическими корреляциями: между баллом и вербальным интеллектом
в 6 и 14 лет. О связях между баллом в 6 лет и показателями НИ и ОИ в 7 лет
можно сказать, что они в большей степени определяются средовыми факторами, а
отсутствие значимых фенотипических корреляций между баллом в 6 лет и ОИ в 10
лет и НИ и ОИ в 14 лет указывает на то, что средовые факторы действуют в этом
случае в противоположном направлении.
Влияния генотипических
факторов на показатель наглядно-образного мышления в 7 лет значимо коррелируют
с генетическими воздействиями на все суммарные оценки интеллекта в 6 лет, кроме
того, балл в 7 лет коррелирует на генетическом уровне с показателем
невербального интеллекта в 10 лет. Эти генетические связи также совпадают с
полученными фенотипическими корреляциями. Отсутствие генетической корреляции
между баллом в 7 лет и НИ в 14 лет свидетельствует о том, что полученная
фенотипическая связь между этими показателями обусловлена средовыми факторами.
А наличие только генетических корреляций между баллом в 7 лет и показателями ВИ
и ОИ в 14 лет указывает на противоположное воздействие средовых факторов.
Таким образом, референтный
показатель методики "Полянки", диагностирующий уровень
наглядно-образного мышления, демонстрирует возрастную динамику генотип-средовых
соотношений, отличную от показателей интеллекта, получаемых по тесту Векслера.
Анализ фенотипических и
генетических корреляций показывает, что несмотря на разную возрастную динамику
генетической обусловленности, показатели интеллекта и показатель степени
сформированности действий наглядно-образного мышления в 6 и 7 лет отражают в
значительной мере общий фактор, свидетельствующий об уровне умственного
развития ребенка.
Изменение межвозрастных связей между показателем наглядно-образного мышления и суммарными баллами интеллекта в последующие годы может быть связано, по нашему предположению, с тем, что меняется содержание показателя наглядно-образного мышления от 6 к 7 годам (в той степени, в которой меняется роль наглядно-образного мышления, во-первых, с возрастом, во-вторых, при переходе к высоковербализованному, т. е. стимулирующему опору на вербально-логическое мышление, обучению). Уменьшение роли наглядно-образного мышления в структуре познавательной деятельности ребенка меняет и влияние генотипа на его показатели: когда наглядно-образное мышление является определяющей характеристикой в структуре когнитивной деятельности ребенка,
49
изменчивость его показателей оказывается генетически
обусловленной, в противном случае (когда ведущими становятся другие виды
мышления) генетическая обусловленность пропадает.
Кроме того, анализ
фенотипических и генетических корреляций свидетельствует, что по показателю
наглядно-образного мышления, полученного с помощью методики "Полянки"
в 6 лет, можно судить об уровне вербального интеллекта по тесту Векслера в 14
лет, а показатель наглядно-образного мышления в 7 лет предсказывает уровень
невербального интеллекта в 14 лет, и эти связи обусловлены влиянием общих
генетических факторов (см. рис.).
1. Диагностика умственного развития дошкольников /
Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1978.
2. Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
3. Wechsler D. The measurement and
appraisal of adult intelligence. Baltimore, 1958.
4. Plomin R. Development, genetics and
psychology. L.,
1986.
Поступила в редакцию 12. V 1997 г.