Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

107

 

САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОДИНОКИХ ЛЮДЕЙ В ТЕКСТЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

Ю. П. КОШЕЛЕВА

 

Современный период социальных изменений сопряжен с перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействия между людьми. Не каждому человеку удается быстро приспособиться к меняющимся условиям. Не удивительно, что заметное место в области психологии отношений занимает проблема одиночества. Его преодоление становится для многих не только актуальной, но порой и неразрешимой задачей.

Не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема. Первоначально оно возникало у человека лишь в моменты его полной физической изоляции от общества [4], принимающей формы обрядов и испытаний, насильственного изгнания из рода или добровольного уединения с целью самосовершенствования.

Интерес  к  обсуждаемому феномену как социально-психологическому возник с XVIII в., что совпало с расцветом романтизма в искусстве [6]. Ведущий мотив творчества данного периода — рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность. В XX в. проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы — одиночество становится сугубо личностным явлением. Теперь иначе осмысляется степень влияния общества на индивида и большее значение придается тому, как сам человек определяет свое положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира (подобное течение можно наблюдать и в философии — например, в концепции интенциональности, солипсизме). Смещение акцентов, усиливающих психологическую окрашенность феномена одиночества,

 

                                                        108

 

по мнению ряда авторов связано, с одной стороны, с развитием самосознания человека (см., например, [1]), а с другой — с социальными изменениями [11].

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества, ставших уже традиционными: так, например, экзистенционалисты видят истоки одиночества в самой природе человека [8]. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяют внешние условия, формируя у человека патологические черты характера или мешая ему реализовывать свои глубинные потребности [12]. В гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я [9]. И наконец, в социологической традиции одиночество индивида рассматривается как нормативный среднестатистический показатель, зависящий от процессов, происходящих в обществе [5].

Особняком от других стоит модель одиночества У. Садлера [10], в которой изучаемый феномен определяется через внутренний мир личности, или мир Я, как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека: утрата основополагающих связей, личностно значимых для человека в его внутреннем мире, ведет к переживанию чувства одиночества. В своей работе мы опираемся на садлеровское определение одиночества как субъективного переживания, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [10][1].

Зарубежные эмпирические исследования феномена одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих феномена (например, когнитивной, эмоциональной и поведенческой), которые сопутствуют состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества.

В отечественной психологии в сравнении с западной проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные публикации появлялись лишь в последние десятилетия. В них можно заметить определенную общность с теоретическими подходами зарубежных психологов к данной проблеме. Вместе с тем некоторые из них привлекают внимание специфичными для нашей психологии понятиями (например, «Я-» и «Мы-сознание»), используемыми для объяснения феноменологии одиночества [4], и своеобразными ракурсами «обжитой» проблемы [3]. Главное, в них нет интонации тотального трагизма, свойственного западной психологической литературе по данной теме, — они имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену.

Явление одиночества как предмет эмпирического психологического исследования у нас в стране изучен пока недостаточно.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ                        ОДИНОКИХ ЛЮДЕЙ

Основная цель нашей работы — изучение самопредъявления одиноких людей, состоящих в клубе знакомств. Под самопредъявлением мы понимаем такую информацию, которую человек считает нужным сообщить (т. е. предъявляет)

109

другому о себе, чтобы у последнего сложилось определенное представление о нем; другими словами — это информация о себе, предназначенная для другого.

Ввиду небольшого эмпирического материала, касающегося изучения проблемы одиночества в отечественной психологии, мы поставили перед собой основную задачу: провести качественный анализ содержания текстов объявлений для знакомств, позволяющий определить основные критерии продуктивности объявлений, и выделить своеобразие самопредъявления одиноких людей в их тексте. Выбор предмета исследования обусловлен тем, что, во-первых, анализируемый материал доступен для эмпирического изучения; во-вторых, людей, давших объявление в газету с целью знакомства, можно считать одинокими[2], так как сам этот факт свидетельствует об отсутствии или недостаточной глубине существующих взаимоотношений с другими людьми у обратившихся в клуб знакомств; в-третьих, самопредъявление одиноких людей в свободной форме предполагает большую свободу самовыражения по сравнению со стандартизированной формой опроса.

ПРОЦЕДУРА И МЕТОД

Наше исследование состояло из трех этапов.

1. Первый этап был посвящен сравнительному анализу продуктивных (т. е. пользующихся максимальным спросом у одиноких людей) и непродуктивных (т. е. не имеющих спроса у данного контингента лиц) объявлений.

2. На втором этапе осуществлялось сравнение результатов исследования самопредъявления одиноких людей по группам объявлений - продуктивных и аннулированных[3] в результате удовлетворения запроса абонента.

3. Третий этап исследования касался сравнения особенностей самопредъявления одиноких людей по подгруппам мужчин и женщин.

Материалом послужили все номера газеты «41» (Зеленоградский район, Москва) за год, в которых публиковались объявления клуба знакомств «Сваха 41». Всего проанализировано 230 объявлений, из них 100 мужских и 130 женских.

По количеству откликов на каждое объявление они были разбиты на четыре группы:

1 — объявления, не получившие ни одного отклика;

2 — объявления, получившие по одному отклику;

3 — объявления, получившие по 2—4 отклика;

4 — объявления, получившие 5 и более откликов.

Объявления первой и второй групп мы расценивали как непродуктивные объявления; третьей и четвертой — как продуктивные. Для выявления критериев продуктивности объявления и особенностей самопредъявления одиноких людей мы рассматривали первую и четвертую группы как наиболее показательные, а вторую и третью — как промежуточные.

Пятую группу составили аннулированные объявления (20% от общей выборки), анализ которых осуществлялся отдельно по подгруппам мужчин и женщин, а также по группе в целом.

В качестве метода исследования применялся контент-анализ.

В соответствии с целью нашего исследования мы разработали кодировочную инструкцию, в которую вошли

110

следующие категории: социально-демографические характеристики абонента, его индивидуальные качества (в том числе и социально-психологические), социально-психологические характеристики текста объявления, структура и информативность текста, содержание запроса абонента. Каждая категория дробилась на более мелкие подкатегории.

Категории и подкатегории контент-анализа газетных объявлений были выделены на основании исчерпывающего анализа содержания текста объявлений, а также его структуры. В объявлениях фиксировалось и подсчитывалось общее количество упоминаний соответствующих категорий и подкатегорий, на основании чего определялась частота (в %) упоминаний в целом по группам.

Первичные данные были сведены в таблицы, затем полученные результаты были представлены в наглядной форме — в виде гистограмм (см. рисунок).

Статистическая обработка данных производилась с помощью программы                 А. Кулаичева «STADIA», версия 4. 52/ 92 г. Для оценки достоверности различий в объявлениях по группам рассчитывался коэффициент корреляции Спирмена и уровень значимости гипотезы о независимости переменных.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты первого этапа. Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на результатах исследования, поэтому в данной работе мы лишь укажем основные моменты, опуская детали.

111

 

Самыми показательными по частоте упоминания для групп непродуктивных (первая группа) и продуктивных (четвертая группа) объявлений по категории «социально-демографические характеристики абонента» оказались следующие подкатегории: возраст, рост, пол, род занятий; они упоминаются в 70 % случаев и выше. При этом для группы непродуктивных объявлений характерно более редкое упоминание материальных и жилищных условий, а также образования (около 5 % в каждой из упомянутых подкатегорий) в сравнении с группой продуктивных (около 30 % соответственно). Кроме того, у одиноких людей не пользуются популярностью объявления, в которых говорится о числе детей (свыше 60 % в первой группе против 32 % в четвертой). Аналогичная картина наблюдается при упоминании возраста детей: чем меньше их возраст, тем труднее найти абоненту партнера.

Различия продуктивных и непродуктивных объявлений по данной категории являются статистически значимыми (р>0,05).

По категории «индивидуальные качества абонента» общие показатели по группам достигаются только в графе «характеристики внешности» (около 40 % для обеих групп). Отличаются группы друг от друга числом упоминания социально-психологических характеристик абонента (60 % в первой группе в сравнении с 95 % в четвертой). При этом продуктивные объявления по данной графе обладают некоторым своеобразием как по количеству называемых свойств, так и по качеству в сравнении с непродуктивными. Однако статистический анализ показывает, что эти различия скорее качественные, чем количественные (0,01<р<0,05).

Содержательные социально-психологические характеристики текста объявлений различаются по группам следующим образом: в четвертой группе (продуктивные объявления) чаще указывается цель знакомства по сравнению с первой группой (объявления, не имеющие откликов) — 62 против 42 %; абоненты четвертой группы представляют свою жизненную позицию в сравнении с первой более уверенно (о чем говорит наличие в тексте глаголов «хочу», «желаю») — 65 против 35 %, а авторы объявлений первой группы выражают неопределенность в своих желаниях (в тексте преобладают формы «надеюсь», «хотелось бы») — 48 %, в то время как в четвертой группе такую позицию называет лишь 20 % абонентов. Интересно также отметить, что в продуктивных объявлениях несколько чаще, чем в непродуктивных, говорится о собственном одиночестве (13 и 4 % соответственно). Кроме того, по характеру запроса в четвертой группе преобладает упоминание конкретных качеств предполагаемого партнера (80 % в сравнении с 40 % в другой группе), а в первой группе — абстрактных (55 против    25 %).

По категории «структура и информативность текста объявления» группы отличаются объемом текста — в непродуктивных объявлениях имеется либо недостаточная информация, либо избыточная (42 и 20 % против 13 и 12 % в четвертой группе соответственно), в то время как в продуктивных — достаточная для того, чтобы иметь общее представление об абоненте и его запросе (75 против 38 % в первой группе).

Полученные различия по последним двум категориям статистически значимы (р>0,05).

Содержание запроса в четвертой группе более объемно и детализировано как по графам «социально-демографические характеристики предполагаемого партнера» (0,04<p<0,05), так и по графам «его индивидуальные качества» (р>0,05) по сравнению с первой группой.

112

 

Итак, результаты первого этапа в целом показывают, что продуктивные объявления более многообразны по содержанию текста (по всем категориям), чем непродуктивные. Последние содержат обилие второстепенных деталей или недостаток основных (см. категории «содержательные социально-психологические характеристики текста объявления» и «структура и информативность текста»).

Результаты второго этапа. Категория «социально-демографические характеристики абонента» в целом представлена в группе аннулированных объявлений (пятая группа) в меньшей степени, чем в группе продуктивных объявлений (четвертая группа), однако можно выделить отдельные подкатегории, в которых показатели по пятой группе выше, чем по четвертой. В группе аннулированных объявлений чаще упоминаются такие подкатегории, как «семейное положение» (45 против 22 %), «наличие детей по возрастам» (32 против       17 %), «род занятий» и «образование». В двух последних графах различия между группами наблюдаются при дроблении подкатегорий. Данные различия статистически значимы (р>0,05).

Показатели по категории «индивидуальные качества абонента» в целом близки по своему значению в обеих группах, однако внутри той или иной подкатегории некоторые параметры по отдельным пунктам в группе аннулированных объявлений заметно выделяются на фоне остальных. Это касается таких характеристик, как «нейтральное отношение к внешности» (15 против 4 %), «отзывчивость» (20 против 8 %), «ценностные ориентации» (10 против 5 %), «другие социально-психологические качества абонента» (10 против 5 %), указание на инвалидность (5 против 0 %) и т. д. Кроме того, отдельные параметры, характерные для четвертой группы, могут отсутствовать в пятой группе (например, «уровень притязаний», «отношение к труду» и др.). Выделенные группы различаются скорее качественно, чем количественно.

Результаты исследования самопредъявления одиноких людей по категории «содержательные социально-психологические характеристики текста объявления» различаются по графам: «цель знакомства» — «создание семьи» указывается в продуктивных объявлениях в 55 % случаев, а в аннулированных лишь в 33 %, другие цели называют в 26 % случаев пятой группы и 7 % четвертой;

«констатация одиночества» (как личной проблемы) —13 % случаев в группе продуктивных объявлений и 24 % в группе аннулированных. Анализируемые признаки являются статистически независимыми (р>0,05). По другим графам данной категории различия незначительны.

В аннулированных объявлениях структура текста более разнообразна, чем в продуктивных. Содержание запроса абонента различается по группам незначительно.

Результаты второго этапа говорят о том, что общая частота упоминания подкатегорий в обеих группах имеет сходные значения по каждой из них, однако в группе аннулированных объявлений присутствуют специфичные именно для данной группы характеристики указание на инвалидность и др.).

Результаты третьего этапа. Социально-демографические характеристики мужчин и женщин представлены в тексте объявлений следующим образом.

Весомые различия для групп мужчин и женщин наблюдаются в графе «род занятий»: самыми важными для мужчин являются такие виды деятельности, как работа и досуг (44 и 44 %), а для женщин — быт (42 %); досуг занимает у женщин второе место (20 %), а работа —третье (16 %). Подкатегорию «профессия» упоминают в основном мужчины (44 против  16 % у женщин).

 

113

 

Данные различия статистически значимы (р>0,05). Для мужчин также характерно указание на высшее образование (22 против 11 % у женщин): упоминание подкатегории «образование» в целом у мужчин — 41, у женщин — 16 %. Однако данные различия, по-видимому, не существенны (0,04<р<0,05).

По индивидуальным качествам мужчины и женщины различаются по графе «функциональные характеристики» — 26 % у мужчин и только 7 % у женщин. Упоминание других параметров данной категории характерно или только для мужчин, или только для женщин. Например, женщины чаще называют «психологические особенности личности» (16 % у женщин и 0 % у мужчин), «коммуникативные» (16 и 4 % соответственно) и «гуманистические характеристики» (32 против 11 % у мужчин), «отношение к хозяйству» (16 и 0 % соответственно) и др., а мужчины — «общую направленность личности» (26 против 16 % у женщин), «поведенческие привычки» (16 и 0 % соответственно) и т. д.  Все различия между мужчинами и женщинами по данной категории статистически значимы (р>0,05).

Социально-психологические характеристики текста объявлений у мужчин и женщин также имеют некоторые различия (р>0,05). Так, у мужчин основная цель знакомства — создание семьи (41 против 21 % у женщин): женщины же предпочитают другие цели (например, переписка, досуг и т. п.) — 42 % у женщин и 15 % у мужчин. В женских объявлениях чаще, чем в мужских, фигурирует описание состояния одиночества, переживаемое абонентом (25 против 7 % у мужчин).

В отношении категории «запрос абонента» можно заметить следующую особенность: мужчины отдают предпочтение таким характеристикам желаемого партнера, которые малозначимы для женщин, и, наоборот, женщины упоминают такие качества, которые отсутствуют в запросе мужчин (р>0,05). Аналогичная закономерность просматривается при сравнении содержания самопредъявления (социально-демографические и индивидуальные характеристики абонента) с содержанием запроса в объявлениях у мужчин и женщин. Отсутствие отдельных характеристик в тексте объявления у тех и других по категориям «социально-демографические характеристики абонента» и «индивидуальные качества абонента» восполняются в категории запрос абонента, т. е. и мужчины, и женщины хотят видеть в партнере те качества, которые отсутствуют или слабо выражены у них самих. Полученные результаты заслуживают отдельного изучения.

О результатах исследования третьего этапа в целом можно сказать, что в основе содержания текста объявлений мужчин и женщин лежит принцип комплементарности как в отношении запроса и самопредъявления абонента, так и внутри каждой категории.

ВЫВОДЫ

Результаты первого этапа исследования позволили выявить следующие особенности самопредъявления одиноких людей в группе продуктивных объявлений по сравнению с группой непродуктивных.

1. Социально-демографические характеристики представлены в группе продуктивных объявлений более объемно и детализированно по сравнению с другими группами.

2. Среди индивидуальных характеристик в продуктивных объявлениях преобладают внепсихологические характеристики, такие, как «поведенческие привычки», «типологические свойства», «характеристики внешности» и др.

3. Текст продуктивных объявлений

 

                                                           114

 

отличается своеобразием как по структуре, так и по содержанию от текста непродуктивных объявлений.

Таким образом, результаты первого этапа исследования выявили особенности самопредъявления одиноких людей в объявлениях, пользующихся максимальным и минимальным спросом у данного контингента лиц: они выражаются в преобладании внепсихологической представленности одиноких людей в тексте газетных объявлений. Кроме того, полученные результаты обнаружили некоторые специфические черты текста продуктивных и непродуктивных объявлений, позволившие определить основные критерии продуктивности объявления. На основе последних разработаны рекомендации по составлению объявлений для членов клуба знакомств.

Результаты второго этапа настоящего исследования показали следующее.

1. По характеру содержания текста объявления в целом группа аннулированных объявлений близка к группе продуктивных, так как общая частота упоминания подкатегорий в обеих группах имеет сходные значения по каждой из них.

Вместе с тем можно считать, что выделенные критерии продуктивности объявления выполняются и для аннулированных объявлений.

2. Аннулированные объявления отличаются от продуктивных некоторым своеобразием; оно заключается в том, что в самопредъявлении одиноких людей (группа аннулированных объявлений) преобладают значимые для абонента характеристики.

Данная особенность самопредъявления одиноких людей касается не только социально-демографических характеристик, но и отдельных индивидуальных качеств абонента (в том числе и социально-психологических). Можно сделать вывод о том, что в группе аннулированных объявлений присутствуют специфичные именно для данной группы характеристики абонента, наличие которых в группе продуктивных объявлений малозначимо или нежелательно (например, «высшее образование», «наличие детей», «отзывчивость» и др.).

3. Весомые различия в самопредъявлении одиноких людей наблюдаются также между группами непродуктивных, продуктивных и аннулированных объявлений.

Основными характеристиками самопредъявления по группам являются:

а) группа непродуктивных объявлений — преобладание диффузности в самопредъявлении;

б) группа продуктивных объявлений — ориентация абонента на социально значимый образец;

в) группа аннулированных объявлений — ориентация на личностно значимый образец.

На основании более детального анализа различий между самопредъявлением одиноких людей в тексте непродуктивных, продуктивных и аннулированных объявлений составлен обобщенный социально-психологический портрет типов одинокого человека, соответствующих выделенным группам объявлений. Данные результаты позволяют по тексту объявления для клуба знакомств отнести писавшего к одному из трех типов: «зависимому», «практичному» и «адекватному». (О существовании подобных типов косвенно говорится в статье А. У. Хараша об одиночестве [3].) Каждый тип обладает определенными признаками.

Человека, которого можно отнести к первому из них, отличает низкий уровень саморефлексии. Он не знает, чего он хочет. Его главная особенность — зависимость (от собственных проблем, ситуации, партнера). У человека второго типа наблюдается видимый перевес

 

115

 

в сторону социально желательных норм: достижение социальной стабильности, интерес к мнению окружающих и др. Его отличительная черта — практичное отношение ко всему, с чем он имеет дело. Третий тип представлен человеком, чье отношение к жизни преломляется через призму собственных чувств. По каждому вопросу он имеет собственное мнение (по А. У. Харашу, это человек, осознающий свою индивидуальность). Особенность такого человека — «открытое сердце». Конечно, «чистый» тип встретить трудно, однако наличие выделенных жизненных приоритетов у одинокого человека позволяет отнести его к одному из указанных типов на данном промежутке времени. Проведенный нами анализ помогает по тексту объявления определить такие приоритеты у писавшего и причислить его к тому или иному типу одиноких людей.

На основании результатов третьего этапа можно сделать следующие выводы.

1. Самопредъявление мужчин в тексте объявления отличается от самопредъявления женщин.

2. В самопредъявлении мужчин преобладают непсихологические характеристики абонента, а у женщин — психологические. Кроме того, самопредъявления мужчин, с одной стороны, и женщин — с другой — находятся в дополнительной дистрибуции по отношению друг к другу.

Итак, на основании полученных результатов по тексту объявления можно прогнозировать:

• отклик на объявление (минимальный или максимальный);

• итог знакомства по содержанию текста;

• подбор удачных пар мужчин и женщин по соотношению их самопредъявлений и запросов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Полученные в настоящей работе результаты (в частности, составление обобщенного социально-психологического портрета одинокого человека), показали, что человек может чувствовать себя комфортно в социальном окружении и в то же самое время чувствовать себя одиноким (второй тип одинокого человека — «практичный»). По нашим данным, такие люди не имеют, как правило, жилищных и материальных проблем, у них есть стабильная работа. Однако им, по-видимому, не хватает близких отношений, поэтому они и обращаются в клуб знакомств за помощью. Аналогичное чувство может возникнуть и у людей, не имеющих проблем в межличностном общении (третий тип — «адекватный»). Люди данного типа, имеющие высокие показатели по графе «отношение к людям», по результатам настоящего исследования открыты для общения с другими, но и для них проблема одиночества, возможно, остается актуальной, так как они с помощью клуба также ищут себе партнера. Можно предположить, что существует некоторый механизм, обусловливающий одиночество и не учтенный нами в настоящей работе. Данное предположение может лечь в основу дальнейшего исследования. В частности, может быть более детально изучена мотивация знакомства одиноких людей.

 

1. Кон И. С. В поисках себя: личность ж ее самосознание. М.: Политиздат, 1989.

2. Лабиринты одиночества: Пер. с англ.. М.: Прогресс, 1989.

3. Хараш А. У. Наедине с собой: Краткое введение в психогигиену одиночества // Урания. 1994. № 4. С. 12—19.

4. Швалб Ю. М., Данчева О. В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев: Украина, 1991.

5. Bowman C. C. Loneliness and social change // Am. J. Psychiat. 1957. N 112. P. 194—198.

6. Einsamkeit — Zur Begriffsgeschichte eines Gefuhls /Claussen Regina // Semiosis. 1992. N 17. S. 99—108.

116

 

7. Fromm-Reichmann F. Loneliness // Psychiat. 1959. N 22. P. 1—15.

8. Maustakas C. E. Loneliness and love. N. Y.: Prentice-Hall, 1972.

9. Rogers C. K. Carl Rogers on encounter groups. N. Y.: Harper & Row, 1973.

10. Sadler W. A. Jr. Creative existence: Play as pathway to personal freedom and community // Humanitas. 1969. N 5. P. 57—80.

11. Staler P. The pursuit of loneliness // American culture at the breaking point. Boston: Beacon, 1976.

12. Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N. Y.: Norton, 1953.

13. Weiss R. C. Loneliness: The exponents of emotional and social isolation. Cambridge: MIT Press, 1973.

Поступила в редакцию 4. П 1997 г.


 

 



[1] Работы нового поколения 1980—1990 гг., по­священные проблеме одиночества, следуют выше­перечисленным традициям.

 

[2] В работе клуба обязательными являются про­верка паспортных данных и контроль за движени­ем информации об абонентах с целью исключения возможного симулирования одиночества.

 

[3] Аннулированными считаются только те объ­явления, которые достигли цели — абонент решил проблему одиночества, т.е. нашел партнера.