Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

С.Н. ШЕПЕЛЕВА, В.И. БАТОВ, В.М. ПЕТРОВ


Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 96-06-80028.

 

ПРОБЛЕМА

 

XX век стал для России одним из самых тяжелых за всю ее тысячелетнюю историю: четыре революции, две мировые и четыре локальные войны, смена государственного и экономического уложения, непрерывная подвижка границ и др. И в центре всего этого - человек, россиянин. Что он собою представлял 100 лет назад и представляет в психологическом отношении сейчас? Как отразились на его психическом укладе социальные катаклизмы XX в.? Или, наоборот, как его психический уклад мог бы "благоприятствовать" тому или иному социальному изменению? От ответа на эти и подобные вопросы во многом зависит наше правильное представление о будущем России, вступающей в XXI в. Разумеется, ответить на них в полной мере пока не удастся. Но что может служить одним из адекватных выразителей российского менталитета или хотя бы его эмоциональной составляющей? В поисках эмпирического материала, отражающего эмоциональное состояние социума и в то же время обладающего достаточной множественностью объектов, мы обратились к поэзии, соглашаясь с Евг. Евтушенко, что носителем и гражданской позиции, и настроений в обществе может служить поэтическая культура России.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

До недавнего времени психологические особенности человека как личности в истории и/или как субъекта культуры не могли быть даже поставлены (кроме, конечно, тех случаев, когда исследователь мог располагать психологическими архивными данными, что, правда, случалось весьма редко), и именно в силу необходимости выполнения обязательного требования - наличия и доступности для психологического исследования субъекта наблюдения. Сейчас стало возможным исследовать психологические особенности человека (не соприкасаясь с ним) на основе анализа продуктов его речевой деятельности. Ранее в рамках названного проекта РФФИ был использован экспертный метод [1], приоткрывающий загадочную проблему асимметрии психической активности человека во временноґй динамике. Здесь же излагаются результаты в основном формализованного подхода в реализации того же проекта.

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследуются продукты письменной речевой деятельности российских поэтов XX в., сохраненные в печатных средствах массовой информации (газеты, журналы, книги).

Временной диапазон источников, использованных в настоящей работе, - 1891-1949 гг.

 

                                                          84

 

ВЫБОРКА ОБЪЕКТОВ

 

Стихотворения отбирались за каждый год обозначенного периода, причем каждый поэт представлен одной или несколькими строфами своих произведений, опубликованными за этот год. В итоге каждый год представлен 140 - 150 строками (около 600 слов) из произведений российских поэтов (15 - 20 человек), опубликованных в отечественных изданиях (8 - 10 источников).

 

МОНИТОРИНГ

 

Исследование проводилось в двух временных режимах: а) диахроническом - отслеживание психической компоненты поэтической культуры России во времени; б) синхроническом - отслеживание психической компоненты поэтической культуры России в пространстве в данный момент времени.

 

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Излагаемый здесь результат одного из этапов исследования получен с помощью компьютерного метода ЛИНГВА-ЭКСПРЕСС [2]. Это одна из программ, с помощью которой вскрывается психологическое содержание текста как продукта речевой деятельности. В этой психологической информации содержатся сведения, касающиеся, во-первых, особенностей речевого поведения, во-вторых, глубинных психических свойств или характера человека (автора или авторов текста) и, в-третьих, переживаемых им (в момент порождения текста) состояний. Банк языковых и психологических характеристик программы ЛИНГВА-ЭКСПРЕСС содержит более 70 наименований. Это намного превышает обычный набор характеристик среднестатистического россиянина: исследования показали, что психологический уклад обычного нашего соотечественника описывается 12-20 признаками.

Суть метода ЛИНГВА-ЭКСПРЕСС состоит в следующем.

Исходя из принятого предположения об инвариантности индивидуальных речевых особенностей (что, кстати, было неоднократно показано в психолингвистических экспериментальных исследованиях) была разработана эмпирическая модель, математически связывающая формальные характеристики текста (в основном грамматические и семантические) с психологическими особенностями автора. Эта модель - результат многомерного анализа репрезентативного набора тех и других параметров с последующим вычислением регрессионных выражений, связывающих кластеры (факторы) формальных характеристик текста с психологическими характеристиками, полученными из независимых источников (например, тестирования авторов).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Результаты исследования, проведенного в диахроническом режиме, представляют собой материал двоякого рода: а) анализ языковых форм коммуникации речевого сообщения, выраженных через формальные признаки текста (таких, как длина предложения, объем лексического словаря и пр.); б) анализ психологической компоненты речевого сообщения (характеристики психического уклада и текущего состояния). Следует особо подчеркнуть, что трехзвенная модель (формальные характеристики текста - формы коммуникации сообщения - психологическая составляющая текста) оказалась наиболее приемлемой прежде всего для интерпретации результата исследования. Иными словами, путь от формальных характеристик к формам коммуникации и далее к психологической составляющей - это путь объяснимых явлений, нежели путь от формальных характеристик непосредственно к психологической составляющей.

Содержание и определение языковых форм коммуникации речевого продукта

 

                                                            85

 

мы позаимствовали у М.М.Бахтина. К ним относятся, во-первых, формы отношения Я-сознания (автора) к "чужим" сознаниям, присутствующим как заимствованные идеи в передаваемом сообщении: это субъектность, когда Я-сознание не подчиняет и не подчиняется "чужим" сознаниям, и объектность, когда Я-сознание подчиняет или подчиняется "чужим" сознаниям. Примером субъектного изображения может служить художественно-речевой стиль Ф.М.Достоевского; примером объектного отношения - Л.Н.Толстого.

Во-вторых, следует различать формы речевой коммуникации, определяющие место и направление сообщения: монолог - однонаправленное движение идеи, диалог - рекуррентное движение идеи с коррекцией сообщения, полифония - "многозвучие" идей.

В-третьих, необходимо учитывать временную развертку сообщения, что обычно отражается в фактуальности, или событийности, этого сообщения. В настоящей работе показана одна из временных форм - диахрония, отражающая последовательное во времени изложение идей или событий.

Понятно, что языковые формы коммуникации выражаются в своем материальном носителе посредством определенных комбинаций семантико-грамматических характеристик текста (формальных), т.е. в конечном итоге посредством формализуемых структур текста. Категориальность же тех или иных комбинаций формальных характеристик текста определялась с помощью экспертов.

Результат анализа названных форм коммуникации речевого сообщения в графической форме представлен на рис. 1.

Наиболее динамичными оказались формы "объектность" и "полифония". Если первая эволюционирует в сторону возрастания интенсивности, то вторая с такой же наглядностью ослабевает. Причем время начала отмеченных изменений в обеих формах совпадает: это вторая декада XX в., что приходится на закат выдающегося периода в российской художественной словесности - Серебряного века. С исторической точки зрения эти годы - упорная и жестокая, но победоносная борьба большевизма с монархией и частным капиталом. А как же отражаются эти годы в эволюции форм коммуникации поэтической культуры России?

Обратимся к М.М.Бахтину. "Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и, как таковые, сочетаются в единстве высшего порядка, чем в гомофонии". И далее: "Можно было бы сказать так: художественная воля полифонии есть воля к сочетанию многих воль, воля к событию" [4; 25]. Становится ясным, что в социально-экономических условиях двух революций, мировой и начала гражданской войны, насильственной смены государственного и экономического уложения, наконец, насаждения единой "правильной" идеологии "самостоятельные голоса" и "многие воли" существовать не могут, т.е. должен наступить регресс полифонического изображения идеи. В то же время объяснима прогрессирующая эволюция объектного изображения идеи, если под объектностью понимать структуру "как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания" [4; 20], или - иначе - структуру, аккумулирующую идеи, ставшие предметом (объектом) изображения и переставшие быть выразителями "живого" сознания.

Эти результаты анализа языковой действительности хорошо согласуются с известными фактами, состоящими в том, что коммунистическая идеология понималась большинством политических лидеров того времени и, следовательно, формировалась ими предметно, схематично, механистически, в отрыве от исконно российского духа, в

 

                                                            86

 

отсутствие демократических традиций российского государства.

На рис. 1 отчетливо видны и пики, приходящиеся именно на последний рубеж Серебряного века российской поэзии; они характеризуют две формы - монолог и диахронию.

Поэт вообще, а поэт в России в особенности ("поэт и гражданин"), традиционно монологичен. И думается, что далеко не случайно в период последнего в этом столетии уходящего расцвета отечественной поэтической культуры российский поэт спешит видеть себя оракулом, пророком, провидцем, при этом нередко впадая в менторский, нравоучительный тон. С монологической формой коммуникации речевого сообщения тесно и прямо связана временнаґя форма воплощения идеи - диахрония. Содержание этой формы М.М. Бахтин иллюстрирует на примере И.-В. Гете: "Такой художник, как, например, Гете, органически тяготеет к становящемуся ряду. Все сосуществующие противоречия он стремится воспринять как разные этапы некоторого единого развития, в каждом явлении настоящего увидеть след прошлого, вершину современности или тенденции будущего; вследствие этого ничто не располагалось для него в одной экстенсивной плоскости" [4; 33]. Трудно найти более адекватное представление о российской поэзии уходящего Серебряного века.

Подведем некоторые итоги.

Итак, вплоть до 1910 г. российская художественная словесность была полифонична и малопредметна, синтетична

 

                                                            87

 

 и правополушарна. В ней преимущественно присутствовали идеи, изображения чувств, переживаний, духовных исканий. Причем эти идеи и чувства оставались самостоятельными сущностями, и их отношения между собой были подобны взаимоотношениям отдельных личностей, обладающих своим неповторимым сознанием. Напротив, предметность, фигуральность до этой временноґй границы были сравнительно слабо выражены. Переход границы, по-видимому, был подготовлен резким, но кратковременным подъемом аналитического и менторского в поэтическом стиле, или, другими словами, восходящей эволюцией "левополушарности" поэзии. И далее (до конца 40-х гг.) мы наблюдаем относительную стабильность аналитического, объектного поэтического творчества.

Изложенный материал - лишь прелюдия, хотя и необходимая, к исследованию психологической компоненты поэтической культуры.

Специальные экспериментальные исследования показали, что описанные языковые формы коммуникации сообщения - индивидуально-инвариантные образования [5]. Этот факт позволяет поставить вопрос и об индивидуальной инвариантности психологической составляющей вербального сообщения. Понятно, что модель психологической компоненты текста должна строиться аналогично модели форм коммуникации, но функцией здесь служат психологические характеристики, а независимыми переменными - уже формы коммуникации текста. Тогда связь между первыми и вторыми становится осмысленной и менее вариативной (например, можно вполне объяснить полифоническую форму коммуникации сообщения шизотимическими чертами личности автора), в то время как искать прямую зависимость между грамматическими и/или семантическими структурами и психологическими характеристиками автора бессмысленно уже потому, что эта связь нелинейна и многомерна. Последнее означает, что прямой подход должен опираться на колоссальную статистику, а метод - перебор всех вариантов. Понятно, что даже современный компьютер будет решать эту задачу весьма и весьма долго.

 

 

Математическая модель же остается принципиально той же: комбинации формальных признаков текста определяют формы его коммуникации, которые, в свою очередь, определяют психологический контекст сообщения. Динамику форм коммуникации мы рассмотрели выше.

Характеристики психологической "ткани" вербального сообщения представлены в графической форме на рис. 2.

Здесь следует отметить заметный постоянный спад выраженности двух характеристик - депрессии и психастении, приходящийся на все тот же период Серебряного века российской поэзии (1891-1919).

Напомним, что депрессия - состояние, проявляющееся расстройством настроения. Характеризуется пониженным, подавленным настроением, интеллектуальной и двигательной заторможенностью, переживанием безысходности и/или гнетущей тоски.

Психастения - более "глубинная" характеристика, отражающая свойства психического уклада личности. Психастеническая личность отличается тревожно-мнительным характером, неуверенностью в себе, нерешительностью, боязливостью и впечатлительностью. Особенностью психастенического склада являются наклонности к сомнениям и болезненному мудрствованию, недостаточное чувство реальности и полноты жизни, отсутствие живости, яркости в восприятии окружающего, стремление к самоанализу, преобладание абстрактных, оторванных от реальных фактов интеллектуальных построений, пониженная самооценка.

 

                                                           88

 

Анализ графиков на рис. 2 показывает, что на протяжении всего периода Серебряного века имело место снижение интенсивности нежелательных (с обыденной точки зрения) проявлений психической активности. Иными словами, непрерывно шел сдвиг от левополушарной (аналитической, абстрактной, мужской) доминанты к правополушарной (эмоциональной, конкретной, женской). И границей, остановившей этот процесс, стал закат Серебряного века российской поэзии (1910-1919). За этой границей столь же последовательно процесс пошел вспять - к анализу, абстракции, объектности, т.е. к "левополушарной" поэзии.

Сравнительный анализ графиков на рис. 1 и 2 показывает удивительное соответствие выводов, сделанных на отдельных этапах исследования. Так, границей качественного перехода стиля поэтического творчества от Человека к Предмету (от эмоциональности к рациональности) и в отражении языковых характеристик, и в отражении психологической компоненты стал период 1910-1919 гг. - последняя треть Серебряного века российской поэзии. Весь последующий период, исследованный в этой работе, характеризуется не только регрессом психического уклада россиянина, но и принципиальной сменой творческого отношения к изображаемой действительности.

 

ВЫВОДЫ

 

Изложенное - лишь фрагмент культурно-исторического исследования художественного творчества в

 

                                                             89

 

России XX в. Причем точка зрения, с которой ведется рассмотрение в этой работе, принципиально шире традиционной: мы не только рассматриваем динамику своеобразий художественного творчества, но и пытаемся отыскать некоторые социальные "эпифеномены" этой динамики (являются ли они причиной или же следствием - вопрос последующего анализа). Это обстоятельство позволяет оптимистически оценивать создание нового научного направления - исторической психологии.

Нам кажется, что приведенный материал достаточно убедительно свидетельствует о возможности объективного анализа взаимосвязи мира культуры и мира социального бытия Человека. Иными словами, теоретические построения взаимовлияния культуры и социальной действительности переходят в плоскость конструктивного анализа, что, бесспорно, способствует более эффективному движению в этом направлении.

Наконец, приведенный эмпирический материал нашего исследования подтвердил сложность, противоречивость и одновременно "индикативность" художественно-исторического факта культуры России XX в. - последнего взлета российской художественной мысли, метафорично названного Серебряным веком.

 

1. Shepeleva S., Batov V., Petrov V. Hemispherical features in poetry: A method of measurement // Proceedings XIV Congr. of the Intern. Ass. of Empirical Aesthetics. Prague: Czech Acad. of Sci., 1996.

2. Батов В.И. Другому как понять тебя? М.: Знание, 1991.

3. Батов В.И. Шизотимик или циклотимик... // Архетип. 1996. № 2.

4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.

5. Батов В.И., Сорокин Ю.А. Форма текста и проблема авторства // Известия АН СССР. Сер. ЛиЯ. 1983. Т. 42. № 6.

 

Поступила в редакцию 13.III 1997 г.