3
ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ И ОБРАЗ СЕБЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 96 — 03 — 04496.
Изучение привязанности ребенка к матери - одно из
ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении
последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя
трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что
взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают
влияние на последующее общение [9]. В частности,
было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря
наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка
в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования
не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и
новорожденным сразу после рождения. Х.Р.Шеффер [12]
обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические
механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с
кем-либо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр
Дж.Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к
матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или результатом
раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые
формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним
и заботиться о нем. Это — гуление, улыбка и ползание по направлению к
взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как
обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.
Основным результатом взаимодействия матери и
младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности,
заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он
встревожен или испуган. В первые 6 мес. привязанности младенцев носят
диффузный характер; после начинает явно проявляться привязанность к
определенным
4
людям, обычно первым объектом привязанности является
мать [7].
Формирование такой привязанности жизненно необходимо
для развития ребенка [10], [13]. Она дает ему чувство безопасности,
способствует развитию образа себя и социализации [8],
[11]. Выбор объекта, а также сила и качество
привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку [4], [6],
[7].
В отечественной психологии изучение привязанностей
ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции
М.И.Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались
как продукт общения, зависящий от его содержания [2],
[5].
В работе С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие системы аффективно-личностных
связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи
возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативно-личностном общении и
являются основным психологическим новообразованием этого возраста [3]. Другим важнейшим продуктом общения, также зависящим
от характера, содержания общения является образ себя ребенка [1], [3].
Целью настоящего исследования было установление
связи между привязанностью ребенка к матери и его образом себя. В качестве
объекта исследования выступала пара мать — ребенок. В задачи исследования
входили: изучение образа себя ребенка, типа его привязанности к матери, образа
себя матери, ее представления о ребенке, а также оценка матерью своей
привязанности к ребенку и его привязанности к ней.
Таким образом, в паре мать — ребенок изучались
психологические характеристики обоих партнеров с целью выявления дополнительных
(помимо содержания взаимодействия и общения) параметров, влияющих на развитие
образа себя ребенка и его привязанности к матери.
В исследовании использовались четыре группы методик,
направленных на изучение: 1) образа себя ребенка, 2) типа аффективной
привязанности ребенка к матери, 3) образа себя матери, 4) представления матери
о своем ребенке. Образ себя ребенка выявлялся с помощью регистрации поведения
ребенка, находящегося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой
ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй
— перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек с ярким
рисунком, в третьей — блестящие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему
подходила мать, в пятой — позади ребенка над его плечом помещалась яркая
незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале. В зеркале отражались голова и
туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Продолжительность
одного опыта составляла 3 мин.
Для оценки привязанности ребенка к матери была
использована модифицированная методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось
поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень
воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить
малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная
активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время
которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления,
вокализации и действия (ориентировочно-исследовательские, игровые,
инициативные).
В качестве привлекательной игрушки использовалась
ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей — управляемая машина
необычной
5
формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе
жужжание. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда мать
оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей
игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к
матери используется степень огорчения малыша после ухода матери и особенности
поведения ребенка после ее возвращения.
№ п/п |
Начало эпизода |
Присутствующие во время
эпизода |
1. |
К матери и ребенку,
находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый |
Мать, ребенок и незнакомый
взрослый |
2. |
Мать уходит из комнаты |
Ребенок и незнакомый
взрослый |
3. |
Мать возвращается в
комнату, незнакомый взрослый уходит |
Ребенок и мать |
4. |
Мать уходит, возвращается
незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой |
Ребенок, незнакомый
взрослый и привлекательная игрушка |
5. |
Незнакомый взрослый
уходит, в комнату возвращается мать |
Ребенок, мать и
привлекательная игрушка |
6. |
Мать уходит, в комнату
возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой |
Ребенок, незнакомый
взрослый и пугающая игрушка |
7. |
Незнакомый взрослый
уходит, приходит мать |
Ребенок, мать и пугающая
игрушка |
Образ себя выявлялся у матери с помощью
стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной
самооценки, материнской компетентности, удовлетворенности внешним обликом,
степени идентификации с ребенком и близкими родственниками, переживанием
сходства или отличия от других людей.
Представление матери о своем ребенке оценивалось по
данным анкетирования. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление
представлений матери о способностях, возможностях своего ребенка, чертах
личности, характере, достоинствах и недостатках. Кроме того, были получены
данные об ее ориентации преимущественно на уход за ребенком или создание
условий для развития его навыков, умений, личности, а также выявлены ценностные
ориентации воспитания, проблемы и трудности во взаимоотношениях с ребенком,
оценка матерью степени своей привязанности к ребенку и того, в какой степени
сам ребенок привязан к ней и другим близким людям.
При экспериментальном изучении образа себя у
ребенка в опытах с зеркальным отражением регистрировались различные психические
проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность), эмоциональные
проявления (количество, адресованность,
6
длительность и интенсивность), вокализации
(аналогичные показатели), а также поведение перед зеркалом (направленное на
себя или на зеркало). Все количественные данные преобразовывались в условные
единицы, полученные умножением количества на длительность и интенсивность,
сложением произведений, вычислением среднего арифметического по всем пробам.
Аналогично оценивались поведенческие проявления детей в опытах, направленных на
изучение привязанности ребенка к матери.
Обработка данных стандартизированного интервью и
анкетирования матерей производилась посредством начисления баллов по заранее
разработанным шкалам с целью оценки показателей образа себя матери и
показателей представления матери о своем ребенке. Это позволило использовать
метод корреляционного анализа для установления парных корреляций между уровнем
развития образа себя ребенка и уровнем развития образа себя матери, ее
представлением о ребенке, оценкой своей привязанности к ребенку и оценкой его
привязанности к себе.
В опытах принимали участие восемь пар (мать —
ребенок) из полных семей, возраст детей составлял от 14 до 18 мес.
Суммарные количественные показатели образа себя
ребенка, образа себя матери, представления матери о ребенке представлены в
табл. 2.
Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа
себя у матери, представления матери о ребенке для каждой из восьми пар мать —
ребенок
№ пары |
Образ себя у ребенка |
Образ себя у матери |
Представления матери о
ребенке |
1 |
121 |
30 |
18 |
2 |
63 |
19 |
12 |
3 |
125 |
36 |
21 |
4 |
94 |
23 |
16 |
5 |
96 |
34 |
18 |
6 |
86 |
18 |
15 |
7 |
34 |
21 |
12 |
8 |
20 |
16 |
9 |
При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание
разброс показателей образа себя ребенка от 121 — 125 баллов в верхнем пределе
до 34— в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке.
Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке
выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза
превышают минимальную выраженность показателей.
Качественный анализ поведения ребенка перед зеркалом
в различных ситуациях свидетельствует о противоположных типах поведения для
детей с высокими количественными показателями образа себя и низкими,
минимальными показателями.
Дети с развитым образом себя с удовольствием подолгу
рассматривают себя в зеркале, часто улыбаются
7
своему отражению, играют с ним, надевая и снимая
платочек и бусы, красуются перед зеркалом.
Дети с несформированным образом себя, наоборот, не
рассматривают себя в зеркале, бросая на свое отражение лишь короткие
настороженные взгляды, улыбаются только в пробе, где в зеркале видно отражение
матери и ребенка, причем более яркая улыбка адресована отражению матери. Дети
этой группы быстро снимают с головы платочек, бросают его на пол или отдают
матери, не примеряя снова и не подходя к зеркалу. Бусы оказываются для них
привлекательными сами по себе, как интересный предмет, с которым они некоторое
время играют, сняв с шеи, размахивая и постукивая, отходят от зеркала и больше
к нему не возвращаются.
Качественный анализ образа себя у матери также
выявляет два полюса, на одном из которых матери с невысокой общей самооценкой,
осознающие себя не очень счастливыми, удачливыми, способными, хорошими матерями
и хозяйками с оптимизмом смотрящими в будущее. Жизнь приносит им больше
огорчений, чем радостей, и они готовы к худшему, полагаясь на случай и удачу.
Матери с высокими показателями образа себя в целом имеют высокую общую
самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим
материнством, своей родительской компетентностью. Они больше уверены в себе, с
оптимизмом смотрят в будущее, стремятся планировать свою жизнь контролировать
события, происходящие в ней.
Качественная картина представления матерей о своих
детях также содержит два разных типа для высоких и низких количественных
показателей. Высоким показателям соответствует ориентация на личностные
качества ребенка, его достижения, особенно в социально-эмоциональной сфере,
положительная оценка новых умений, способностей малыша. Матери этой группы
говорят о том, что с ребенком становится все интереснее по мере того, как он
растет и развивается. Они также задают много вопросов о том, как создать
наилучшие условия для развития ребенка.
Наоборот, низким показателям материнского
представления о ребенке соответствуют ориентация преимущественно на уход за
ребенком, на первом месте в качестве позитивных изменений в развитии отмечают
навыки, умения (пьет из чашки, умеет сам надеть трусики и т.д.), а не
личностные качества (любознательный, интересуется книжками, хорошо играет и
сочувствует мне, если я расстроена, и т.д.). Говоря о развитии ребенка, матери
этой группы акцентируют внимание на возрастании трудностей во взаимодействиях с
ребенком («лучше было, когда был маленький и целый день спал в коляске, а
сейчас везде лезет, мешает делать дела»), отмечают больше негативные, чем
позитивные изменения в его личности, характере («стал упрямый, настаивает на
своем, кричит, требует»).
Данные об уровне развития образа себя у ребенка
показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя матери,
так и от ее представления о ребенке. Соответствующие коэффициенты корреляции
представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка с образом себя у матери и представлением матери о ребенке для восьми пар мать — ребенок
Сравниваемые результаты |
Образ себя у матери Представление матери о
ребенке |
|||
rs |
р |
rs |
р |
|
Образ себя у ребенка |
0,78 |
<0,02 |
0,95 |
<0,02 |
Анализ табл. 3 показывает, что образ себя у ребенка
зависит в наибольшей степени от представления матери о нем, а также и от образа
себя у матери: чем выше образ себя у матери и ее представления о своем ребенке,
тем выше показатели образа себя у ребенка.
Количественные показатели типа аффективной
привязанности ребенка к матери представлены в табл. 4.
8
Таблица 4
Показатели аффективной привязанности
ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7
№ пары |
Эпизод № 2 |
Эпизод № 3 |
Эпизод № 6 |
Эпизод № 7 |
||||||||
Эмоции |
Вокали- зации |
Действия |
Эмоции |
Вокали- зации |
Действия |
Эмоции |
Вокали- зации |
Действия |
Эмоции |
Вокали- зации |
Действия
|
|
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1,3 |
0 |
1 |
0,7 |
1 |
2 |
2,3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
1 |
1 |
0,7 |
2 |
2 |
1,7 |
3 |
3 |
2 |
2,3 |
0 |
2 |
1,3 |
0 |
1 |
0,3 |
0 |
2 |
1,3 |
4 |
1 |
2 |
1,7 |
1 |
1 |
1,43 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1,7 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2,3 |
6 |
-3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1,7 |
-1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2,7 |
7 |
-3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
-3 |
0 |
0 |
-1 |
1 |
1,3 |
8 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1,3 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
1 |
0,7 |
Примечание. Знаком «-» отмечены отрицательные эмоциональные проявления. |
Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах,
когда мать уходит из комнаты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым
(№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается мать (№ 3).
Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по
сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой
пар. При этом у первой и третьей пар высокие показатели положительных
эмоциональных проявлений детей в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до
нуля, когда он покидает комнату, а мать возвращается. Качественных анализ
поведения детей показывает, что в присутствии матери pe6eнок начинает искать
незнакомого взрослого: бежит к двери, зовет его, стучит по двери рукой.
9
Таким образом, дети первой группы в присутствии
незнакомого взрослого ведут себя более активно и радостно, чем в присутствии
матери. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении матери
выше, хотя и среди них можно выделить разные группы. Так, дети из шестой и
седьмой пар (вторая группа) проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в
присутствии незнакомого взрослого, а при возвращении матери — слабо выраженные
положительные эмоции и невысокий уровень активности.
Качественный анализ поведения детей свидетельствует
о том, что в присутствии незнакомого взрослого их активность полностью
затормаживается, они громко плачут, призывая мать, а когда она возвращается,
большую часть времени дети сидят, стоят, прижавшись к матери, забираются к ней
на колени, пряча лицо. После уговоров дети начинают играть в предлагаемые
матерью игрушки, слабо улыбаются, лепечут. Однако их ориентировочно-исследовательские,
инициативные и игровые действия в присутствии матери не достигают даже среднего
уровня (двух баллов).
В третью группу входят дети из второй, пятой и
восьмой пар. Они существенно усиливают свою активность при возвращении матери и
не проявляют отрицательных эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым. У всех трех
детей этой группы в присутствии матери усиливаются положительные эмоциональные
проявления и показатели ориентировочно-исследовательских инициативных и игровых
действий.
Качественный анализ показывает, что эти дети
достаточно доброжелательно и активно ведут себя в присутствии незнакомого
взрослого: улыбаются, инициируют его к общению, обследуют комнату, играют с
предметами. Однако активность существенно увеличивается, когда в комнату возвращается
мать: ребенок подходит к ней, инициирует ее к общению и игре, ярко улыбается и
лепечет. Ребенок из восьмой пары в присутствии незнакомого взрослого проявляет
минимальную активность, а при возвращении матери подбегает к ней, прижимается,
забирается на руки, через некоторое время начинает совершать исследовательские
и игровые действия, улыбается слабо, робко, стараясь держаться поближе к
матери.
Перейдем к сопоставлению эпизодов № 6 и 7
эксперимента. Рассмотрим показатели поведения детей в ситуации, когда мать
выходит из комнаты, оставляя ребенка с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой
(эпизод № 6), а затем возвращается, а незнакомый взрослый уходит (эпизод № 7).
Из табл. 4 видно, что активность всех детей в эпизоде № 6 в присутствии
незнакомого взрослого и пугающей игрушки существенно ниже (более чем в 2 раза)
по сравнению с эпизодом № 7, где ребенок и пугающая игрушка находятся в
присутствии матери, возвратившейся в комнату. В эпизоде № 6 в пугающей ситуации
только один ребенок из второй пары проявляет положительные эмоции.
Дети из шестой и седьмой пар проявляют отрицательные
эмоции (хныканье, громкий плач), а остальные — не выражают ярких эмоций, при
общей тенденции проявлять настороженность, легкую степень тревожности. У детей
первой, второй и третьей пар отмечается слабая активность, а все остальные дети
демонстрируют «замирание», прекращая всякую деятельность, стоят на месте, не
сводя взгляда с пугающей игрушки. В следующем эпизоде № 7, когда комнату
покидает незнакомый взрослый и возвращается мать, активность детей возрастает,
нарастает количество вокализаций,
10
более чем в 2 раза — количество инициативных,
ориентировочно-исследовательских и игровых действий, направленных на пугающую
игрушку. Качественная картина поведения детей показывает, что в присутствии
матери дети перестают бояться незнакомой игрушки с необычными свойствами и
начинают активно исследовать ее, инициируя мать к изучению возможностей игрушки
и совместной игре.
Только дети из седьмой и восьмой пар проявляют в
присутствии матери отрицательные эмоции, продолжая хныкать, дети слабо
инициируют мать к игре, неохотно исследуют пугающую игрушку, предпочитая
держаться от нее подальше, забираются на руки к матери, не отпуская ее до конца
эпизода.
Оценка привязанностей по методике М. Эйнсворт
предполагает выявление трех основных групп детей. Дети, которые не очень сильно
огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко
успокаивались, получили название «надежно привязанные». Детей, которые не
возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая особого внимания
и на ее возвращение, определили как «индифферентных» и «ненадежно привязанных».
И наконец, детей, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда
она возвращалась, цеплялись за нее, но сразу же отталкивали, назвали
«аффективными» и «ненадежно привязанными». В соответствии с данной
классификацией ближе всего к индифферентным и ненадежно привязанным детям при
сравнении эпизодов № 2 и 3, дети из первой группы (первой, третьей и четвертой
пар). Отметим, что поведение этих детей не полностью совпадает с моделью М.
Эйнсворт, так как дети более активно и более радостно ведут себя в присутствии
незнакомого взрослого по сравнению с матерью. Однако при сопоставлении эпизодов
№ 6 и 7, когда в ситуации присутствует пугающая игрушка, дети этой группы
активнее обследуют ее, играют в присутствии матери, а не постороннего
взрослого, хотя у них не наблюдается близкий контакт с матерью в эпизоде № 7,
когда она возвращается в комнату. Дети ограничиваются инициативными действиями,
приглашая мать к игре, привлекая ее внимание к пугающей игрушке.
К аффективным и ненадежно привязанным, по
классификации М.Эйнсворт, можно отнести детей из второй группы (шестой и
седьмой пар), хотя таких проявлений, как отталкивание матери после ее
возвращения, у них не отмечалось. При сопоставлении эпизодов № 6 и 7 к детям
этой группы можно присоединить и ребенка из восьмой пары, которого не удается
успокоить после возвращения матери.
К надежно привязанным ближе всего дети из второй и
пятой пар, которые устойчиво повышают свою активность и проявляют больше
положительных эмоций в присутствии матери в эпизодах, как № 3, так и № 7.
При выявлении образа себя у матери и ее
представления о ребенке дополнительно изучалась оценка матерью своей
привязанности к ребенку и его привязанности к ней (по трехбалльной шкале). Эти
оценки сопоставлялись с показателями образа себя ребенка (табл. 5, 6) и типом
его привязанности к матери.
При анализе табл. 5 обращает на себя внимание тот
факт, что более высоким показателям образа себя соответствует индифферентный,
ненадежный тип привязанности, а наиболее низким показателям образа себя —
аффективный ненадежный тип привязанности.
11
Таблица 5
Показатели образа себя у
ребенка, типа его привязанности к матери, оценки матерью своей привязанности к
ребенку и его привязанности к ней
№ пары |
Образ себя у ребенка |
Тип привязанности ребенка
к матери |
Оценка матерью своей
привязанности к ребенку |
Оценка матерью
привязанности ребенка |
1 |
121 |
Индифферентный, ненадежно
привязанный |
3 |
1 |
2 |
63 |
Надежно привязанный |
2 |
3 |
3 |
125 |
Индифферентный, ненадежно
привязанный |
3 |
2 |
4 |
94 |
Индифферентный, ненадежно
привязанный |
2 |
2 |
5 |
96 |
Надежно привязанный |
3 |
2 |
6 |
86 |
Аффективный, ненадежно
привязанный |
2 |
2 |
7 |
34 |
То же |
2 |
3 |
8 |
20 |
" " |
1 |
3 |
Показатели корреляционной
связи образа себя у ребенка, оценки матерью своей привязанности к ребенку и ее
оценки привязанности ребенка
Сравниваемые результаты |
Образ себя у матери |
Представление матери о
ребенке |
||
rs |
р |
rs |
р |
|
Образ себя ребенка |
0,86 |
<0,02 |
-0,87 |
<0,02 |
Матери ненадежно привязанных индифферентных детей оценивают
преимущественно свою привязанность к ребенку более высоко, чем его
привязанность к себе. У ненадежно привязанных, аффективных детей, наоборот,
матери оценивают привязанность ребенка к себе как более высокую, в этой группе
матерей собственная привязанность к ребенку оценивается как слабая или средняя.
Результаты уровня изучения развития себя ребенка
обнаружили корреляционную зависимость от показателей оценки матерью своей
привязанности к ребенку и отрицательную связь с оценкой матери привязанности ребенка
(табл.6).
Данные табл. 6 указывают на то, что уровень развития
образа себя у ребенка зависит от степени привязанности матери: чем больше
привязанность,
12
тем выше уровень развития образа себя. Одновременно
показатели образа себя тем выше, чем ниже, по оценкам матерей, уровень
привязанности ребенка к матери.
Таким образом, проведенное исследование показало,
что между развитием образа себя у ребенка и его привязанностью к матери
существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития
образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая
зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или
стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки). В
соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно
условно отнести к двум группам: «индифферентные» и «надежно привязанные».
Матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, высокую самооценку,
положительное эмоциональное самоощущение. В их представлении о ребенке
доминируют положительные оценки личностных качеств, достижений детей, позитивно
оцениваются изменения в поведении по мере развития ребенка. Свою привязанность
к ребенку они преимущественно оценивают как более сильную по сравнению с привязанностью
ребенка к себе. Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют
высокую степень зависимости от матери, демонстрируют «цепляющееся поведение» в
незнакомой ситуации, при слабом стрессе испытывают чувство страха, опасности.
Они плачут не только тогда, когда расстаются с матерью, но и находясь рядом с
ней. Такое поведение условно соответствует типу «аффективной, ненадежной
привязанности». Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную
самооценку, невысокие показатели образа себя, у них отмечается эмоциональное
неблагополучие, неуверенность в своих силах, своем будущем. В представлении о
ребенке у таких матерей преобладает ориентация на уход за ребенком, как
позитивное отношение они чаще отмечают развитие у малыша навыков, а не личностных
качеств, отмечают больше негативные изменения в его поведении. С развитием
ребенка связывают нарастание трудностей, с которыми не знают, как справляться.
Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою
привязанность к ребенку оценивают как слабую или среднюю.
1. Авдеева Н.Н.
Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 5 — 14.
2. Корницкая С.В.
Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф.
канд. дис. М., 1975.
3. Мозг и поведение
младенца. М., 1993.
4. Развитие личности
ребенка. М., 1987.
5. Развитие общения
дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.
6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to
personality development // Amer. Psychologist. 1991. V. 46. P. 331 — 341.
7. Bowlby J. Attachment and loss: Loss, sadness and depression.
V.
8. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect
of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. 1986. V. 57. P. 331 — 337.
9. Klaus M., Kennel J. An infant bonding: 2-d ed. St. Lois, 1982.
10. Main M., Cassidy J. Categories of responses in reunion with
the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable
over 1-month's period // Devel. Psychol. 1988. V. 24. p. 415 — 426.
11. Pipp S., Eastrerbrooks M.A., Harmon RJ. The relations between
attachment and knowledge of self and mother in one to three-year old infants //
Child Devel. 1992. V. 63. P. 738 — 750.
12. Scheffer H.R. The child's entry into the social world.
13. Srouff L.A., Egeland В., Kreutzer N. The fate of early experience following developmental changes:
Longitudinal approaches to individual adaptation in childhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363 — 1373.
Поступила в редакцию 11.Х 1996 г.