147

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОТЕРАПИИ

 

С 20 января по 2 февраля 1997 г. в Сан-Франциско прошла Российско-Американская конференция "Экзистенциально-гуманистическая психотерапия". Это, безусловно, знаменательное событие, так как впервые состоялась столь представительная и основательная встреча отечественных психологов и психотерапевтов со сторонниками одного из самых интересных современных подходов. Чтобы оценить уровень конференции, достаточно назвать некоторых ее участников с американской стороны: Дж. Бюджентал, С. Криппнер,                 Т. Грининг и другие - всего более 30 высококвалифицированных специалистов.

Важно отметить, что это было не разовое, случайное мероприятие, и предыстория

 

148

 

этой встречи вкратце такова. Летом 1992 г. на 2-й Международной конференции по гуманистической психологии в Москве выступила Д. Рэхилли из США с рассказом о концепции своего учителя Дж. Бюджентала, одного из лидеров экзистенциально-гуманистического подхода (ЭГП). Сообщение Д. Рэхилли вызвало большой интерес, и ее пригласили провести после конференции несколько ознакомительных семинаров, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В обоих городах образовались группы психологов и терапевтов, заинтересованных в более глубоком освоении ЭГП. В течение 1993-1995 гг. Д. Рэхилли и ее коллеги Р. Нэйдер, Л. Кланси, П. Кателл и другие провели в России серию семинаров-тренингов по ЭГП, в промежутках между которыми московская и петербургская группы активно осваивали методические материалы, обсуждали полученный опыт, переводили первоисточники. Следующим этапом работы и стала поездка в Америку и знакомство с практикой ЭГП на его родине (экзистенциальный подход в психологии появился в первой половине XX в. в Европе, но данное его направление было создано усилиями в первую очередь американцев: Р. Бэя, Дж. Бюджентала, И. Ялома и других.

В Калифорнию отправились 17 человек (8 из Санкт-Петербурга и 9 из Москвы) - психологи, психотерапевты, психиатры. Основными организаторами этого проекта были: с американской стороны -              Р. Нэйдер, с российской - Е.Мазур (Москва), Е. Кораблина, С. Братченко (Санкт-Петербург).

Программа конференции была насыщенной и разнообразной: здесь были теоретические доклады и презентации, лекции и дискуссии, упражнения и медитации, "демонстрации" и посещение клиник. Еще более богатым было содержание, ограниченное только экзистенциально-гуманистическим подходом и психотерапией. Наиболее интересным, на мой взгляд, было следующее.

Р. Вайзман сделал доклад "Поэтические и философские основы бытия-в-мире", в котором рассказал об основных идеях "экзистенциального анализа", опираясь при этом не только на философские и психологические труды М. Хайдеггера, М. Босса и других, но и на произведения русской литературы, особенно А.П. Чехова и    Ф.М. Достоевского. И. Мадера-Джафф и Дж. Ингл представили оригинальную методику работы с посттравматическим стрессом, позволяющую задействовать "природные ресурсы" для восстановления физиологического и психологического равновесия. Интересное сообщение об опыте "экзистенциальной работы" с детьми, в котором были подробно описаны конкретные случаи разрешения эмоциональных и межличностных проблем дошкольников с использованием их рисунков, сделал С. Кертин. Дж. Майзелл с коллегами продемонстрировали (на примере нашей группы) методику работы с проблемами групповой динамики, в основе которой - подход А. Минделла. В лекции о психологии культового поведения А. Дайкман не только описал основные "паттерны культового поведения" и их психологические механизмы, но и показал, что склонность к "культизму" присуща и некоторым современным направлениям в психологии и психотерапии. С. Криппнер провел демонстрацию групповой работы со сновидениями в экзистенциальном подходе, четко обозначив специфику этого подхода и его большие возможности для самопознания. Р. Нэйдер сделал короткий, но очень концентрированный обзор историко-философских основ экзистенциального подхода, базирующихся на воззрениях около 40 мыслителей всех времен и народов.

С российской стороны в работе участвовали: С. Братченко, А. Бровцына, Н. Гришина, И. Искандарян,       Е. Кораблина, Т. Курбатова, М. Миронова, Н. Немичева, Н. Паттурина (Санкт-Петербург), Э. Давыдова,             Е. Калитеевская, Д. Леонтьев, Е. Мазур, М. Павлова, А. Попогребский, В. Цапкин, В. Чахава, М. Юдина (Москва).

Но, безусловно, главным действующим лицом этой встречи, ее вдохновителем, самым активным участником и "камертоном" был Дж. Бюджентал. Вызывает восхищение то, с какой энергией и искренней заинтересованностью "живой классик" психологии XX в. - один из лидеров "гуманистической революции" в психологии, первый президент Американской ассоциации за гуманистическую

 

149

 

психологию (1962-1963), автор блестящих книг по психологии и психотерапии и т.д. и т.п. - работал с нами с первого до последнего дня (а ведь в 1995 г. он отпраздновал свое 80-летие!).

Суть экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бюджентала заключается в следующем. Каждый человек - существует, осуществляя человеческий способ бытия: жизнь человека насыщена множеством различных обстоятельств, на него влияют природные и социокультурные факторы, но все это - лишь "сырье", из которого каждый человек строит свою жизнь, свое бытие. И поэтому, чтобы понять человека, следует прежде всего понять главное: как именно и в какой мере он участвует в создании своей жизни, как он переживает тот или иной момент своего существования, отвечает на фундаментальные вопросы бытия и т.д. Иными словами, экзистенциальная психология стремится сквозь внешний фасад жизни ("онтический Мир") разглядеть глубинные, собственно человеческие основы ее ("онтологический Мир"). Только опираясь на такое экзистенциальное видение, можно понять, что мешает полноценному существованию человека, и способствовать экзистенциальным изменениям в его жизни (не случайно еще одно название концепции Дж. Бюджентала - "жизнеизменяющая терапия"), без которых любые перестройки в онтическом мире будет иметь лишь косметический эффект. Отсюда и обозначение подхода как и   э к з и с т е н ц и а л ь н о г о.                                    Г у м а н и с т и ч е с к и м   он является, по мнению Дж. Бюджентала, потому, что, во-первых, подчеркивает специфику человеческого существования подразумевает отказ от редукционистских взглядов (так распространенных в психологии), игнорирующих субъективно-личностную основу бытия человека во всей ее сложности, противоречивости и неисчерпаемости; а во-вторых, признает в человеке мощный, хотя зачастую скрытый и нереализованный, потенциал возможностей овладеть собственной жизнью, приняв на себя ответственность за нее.

Именно потенциальность, негарантированность раскрытия этой "жизненной силы" и способности к личностному росту обусловливает остроту "фундаментальной драмы психотерапии" (которая одновременно составляет одну из главных проблем человеческой жизни) - борьбы двух начал: призывающего к изменениям и сопротивляющегося им. Обе эти силы всегда есть в человеке, присутствуют они, естественно, и в кабинете терапевта (психолога). Поддержать в клиенте стремление к развитию, самоизменению, уважая при этом и его сопротивление как стремление к самосохранению, - вот стратегия "жизнеизменяющей терапии".

Отсюда вытекает следующая фундаментальная проблема: если в жизни клиента должны произойти изменения, то кто за это отвечает: он сам или профессионал, за помощью которого он и пришел? Позиция       Дж. Бюджентала: агентом изменения является сам клиент; "жизненная сила", "компас" и ресурсы для новой жизни - все это в нем самом. Терапевт может только способствовать рождению этой новой жизни клиента - но делать придется все же последнему... Однако это означает не пассивность терапевта (ЭГП в отличие от других гуманистически ориентированных подходов приемлет в определенных ситуациях такие формы влияния, как требование, совет и т.п.), а признание того, что у него нет возможности осуществить экзистенциальные изменения в жизни другого человека вместо него самого.

Раскрытию искусства (не методики, не технологии, а именно искусства!) реализовать на практике эту принципиальную позицию - содействовать клиенту в его экзистенциальном освобождении - и была посвящена основная часть работы конференции. Под этим углом зрения рассматривались такие понятия, как субъективность, присутствие и сопротивление, уровень коммуникации и межличностное давление, трансфер и самораскрытие, манипулирование и доверие, интуиция и забота и т.д. Главное при этом, однако, состояло не в том, чтобы открыть что-то для себя, но открыть через себя и в себе. Смысл происходившего коротко можно определить как "путешествие в глубь себя" - путешествие трудное, рискованное, но в высшей степени ценное и полезное...

 

150

 

В заключение — о моем субъективном, личном переживании (которое в ЭГП ценится превыше всего!) происшедшего. Я счастлив, что проект, к которому мы шли так долго и так непросто, осуществился и состоялась наша встреча с экзистенциально-гуманистическим подходом — не только через книги, тренинговые занятия, но и в непосредственном контакте, лицом к лицу. Сильное впечатление от общения с американским коллегами — не только профессионалами, но и прежде всего яркими, интересными личностями — позволило осознать, что основу гуманистического подхода составляют не теории и идеи и даже не ценности и методологические установки (и уж конечно, не методики, технологии и т.п.), но в первую очередь люди, его исповедующие; все остальное производно и вторично. Полагаю поэтому, что полноценное развитие экзистенциально-гуманистического подхода у нас возможно только как следствие появления этого «личностного начала» — людей, искренне верящих в него и личностно принимающих его, но при этом не пытающихся слепо копировать (что, кстати, в принципе невозможно именно в силу субъективно-личностной укорененности этого подхода), а реализующих свою собственную позицию.

 

С. Братченко

Санкт-Петербург