140

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

УЧЕБНИК ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЫ

 

И.В. ДУБРОВИНА

 

МОСКВА

 

Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. М.: "Культура и спорт", Изд. объединение "ЮНИТИ", 1997. 287 с.

 

Выход в свет учебника по психологии для старших классов средней школы - явление замечательное и долгожданное. Когда-то давно поколение бабушек и дедушек современных старшеклассников изучало основы психологии по учебнику Б.М. Теплова. Но уже более сорока лет дети нашей страны почему-то лишены знакомства с наукой психологией.

Наши дети, к сожалению, имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира - своего и других людей, слова о богатстве внутреннего мира воспринимают как красивые метафоры, не имеющие отношения ни к себе, ни к реальным окружающим их людям.

Подростки и старшеклассники часто обращаются с вопросами к практическому психологу о том, как развить у себя те или иные качества личности, как определить свои способности, наладить отношения со сверстниками и взрослыми. Они просят подсказать им, как можно узнать что-то о самом себе, о своих индивидуальных особенностях, возможностях, как изменить что-то в своем характере, поведении.

Развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии, а психологии как целостной науки. Отдельные советы психолога, даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, но не составляющим целостное представление о психическом развитии человека, вряд ли могут оказать реальную помощь детям в понимании сущностных характеристик человеческих способностей, отношений, чувств, творчества, смыслов жизни и др.

В предисловии сам автор, отвечая на вопрос о том, в чем главная цель прохождения курса психологии в школе, говорит о важности обретения психологической направленности ума - "замечать то, что раньше не замечали, размышлять о том, о чем пока мало думали или не имели возможности думать из-за недостатка специальных языковых средств (слов, терминов) ... важно развить и сохранить на всю жизнь психологическую пытливость, наблюдательность и человечность".

Учебник знакомит школьников с основами психологии, с основными ее разделами. Материал, представленный

 

141

 

в учебнике, строго и четко структурирован. Он разбит на три части, каждая из которых состоит из трех разделов, включающих тематические параграфы.

Часть I. Вненаучные и научные подходы к психике. Предметная область психологии. Целостный психический склад человека.

Часть II. Общая структура и классификация действий. Знания - явления психики. Знания и личность. Деятельность.

Часть III. Психология и возраст. Психология развития профессионала. Психология человека среди людей.

В конце учебника приведены список использованной литературы и краткий психологический словарь-указатель.

Автор учебника уделяет большое внимание развитию самостоятельности мышления, сообразительности учащихся, он не стремится убедить лишь запомнить учебный материал, а пытается пробудить их собственную активность и внутренние силы. С этой целью он предлагает оригинальные и интересные задания для самостоятельной работы старшеклассников. К каждому из параграфов (а их в учебнике 51) подобраны упражнения по теме и, главное, вопросы и темы для размышления. Автор в предисловии советует ученикам относиться к тексту критически - сомневаться, проверять те или иные утверждения своими наблюдениями, строить утверждения, отличающиеся от приведенных в учебнике (и тоже проверять).

Хотелось бы отметить оригинальность изложения научного материала. Е.А. Климов представляет психологию учащимся в общей канве мировой культуры. Он убедительно показывает на многочисленных примерах, что все формы культуры пронизаны сведениями о психике, душе, внутреннем мире человека. Понять культуру, сделать ее достоянием собственной личности без знания психологии человека невозможно. Чаще всего психологические истины преподносятся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, религиозных текстах, художественной литературе, искусстве не в явной "поучительной" форме, а в образных ситуациях. Их можно "дешифрировать" усилием мысли, но лишь в том случае, когда эта мысль опирается на психологические знания.

Когда читаешь этот учебник, то кажется, что он написан именно для тебя, автор с тобой разговаривает, тебе задает вопросы, с тобой шутит, вступает в дискуссию. Е.А. Климову удалось избежать назидательности, менторства, глупой наукообразности и обезличенности в изложении материала. Однако за простыми примерами, легко запоминающимися метафорами и пословицами стоит серьезное научное содержание. Учебник позволяет понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека как систему сложную и неявную, динамичную и изменчивую, что и определяет неповторимость и своеобразие каждого.

В учебнике подробно раскрыты основные понятия психологической науки: психологически важные признаки теоретического знания, признаки понятий "личность", "деятельность", "действие", "способность" и др. Учебный материал иллюстрирован многими оригинальными по замыслу и ясными для понимания схемами, таблицами, например: классификация результатов деятельности людей, схема общего представления о субъекте познания, таблица возможных вариантов осмысления своего Я после совершения поступка и т.д. Во многих темах сформулированы рекомендации старшеклассникам, например, рекомендации и требования к общению конфликтующих сторон, некоторые "заповеди", к которым полезно обращаться при решении многих жизненных проблем и др., проанализированы психологические причины возникновения того или иного явления, например, возникновения аморального, противоправного поведения.

В учебнике представлены в единстве и взаимопроникновении теоретические

 

142

 

знания, проблемы реальной жизни, в которых без этих знаний трудно разобраться, практические рекомендации, помогающие превратить эти знания в достояние развивающейся личности.

Учебник, безусловно, будет принят как учащейся молодежью, так и взрослыми - учителями, психологами, родителями. Он может быть использован не только в школе для изучения

систематического курса психологии как учебного предмета, но и для самообразования теми, кому в школе не довелось изучать психологию.

Выход в свет школьного учебника по психологии ставит перед психолого-педагогической общественностью и руководителями образования новые, требующие скорейшего решения проблемы: во-первых, необходимость введения психологии в учебные программы и планы школьного образования, во-вторых, подготовку преподавателей психологии в школе, в-третьих, изучение вопроса о целесообразности психологии в младших классах школы.

Учебник написан и оформлен блестяще. Он наверняка будет неоднократно переиздаваться, а значит, и совершенствоваться. Пути совершенствования бесконечны, быть может, некоторые из предложенных заинтересуют Евгения Александровича.

Так, было бы полезно познакомить учащихся с историей психологии, дать краткие характеристики основных научных школ - отечественных и зарубежных, включить в повествование больше имен ученых, которые много сделали для развития психологической науки и вполне заслуживают того, чтобы последующие поколения знали и помнили их имена. В настоящем учебнике в большей степени названы писатели и ученые других наук, нежели психологических.

Быть может, целесообразно в конце учебника дать кроме списка использованной литературы и список литературы, рекомендованный для ознакомления. В представленном сейчас списке литературы даже не упоминаются такие авторы, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и другие, Б.М. Теплов представлен только как автор учебника для средней школы, Д.В. Эльконин - как автор статьи о периодизации психического развития.

Уже сейчас хорошо бы попросить Е.А. Климова издать методические указания или замечания для преподавания этого нового для школы учебного предмета: как часто должны быть уроки, какие формы их проведения наиболее эффективны, что считать результатом обучения - знание предмета или знание хоть в какой-то степени себя, людей, жизни? Ставить ли отметки, а если да, то какие, и за что именно? Какой должна быть тональность занятий - академический аскетизм или задушевная беседа? и т.д.

Давать советы, задавать вопросы, намечать чужие перспективы - легко. Трудно создать книгу, а особенно учебник и тем более учебник для школы, в которой психология многие десятилетия не была представлена ни в каком виде. Пожелаем же учебнику Е.А. Климова счастливого плавания в волнах образовательного пространства.