140
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
И.В. ДУБРОВИНА
Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. М.: "Культура и спорт", Изд.
объединение "ЮНИТИ", 1997. 287 с.
Выход в свет учебника по
психологии для старших классов средней школы - явление замечательное и
долгожданное. Когда-то давно поколение бабушек и дедушек современных
старшеклассников изучало основы психологии по учебнику Б.М. Теплова. Но уже
более сорока лет дети нашей страны почему-то лишены знакомства с наукой
психологией.
Наши дети, к сожалению,
имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе
содержание внутреннего мира - своего и других людей, слова о богатстве
внутреннего мира воспринимают как красивые метафоры, не имеющие отношения ни к
себе, ни к реальным окружающим их людям.
Подростки и старшеклассники
часто обращаются с вопросами к практическому психологу о том, как развить у
себя те или иные качества личности, как определить свои способности, наладить
отношения со сверстниками и взрослыми. Они просят подсказать им, как можно
узнать что-то о самом себе, о своих индивидуальных особенностях, возможностях,
как изменить что-то в своем характере, поведении.
Развитие практической
психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем
по психологии, а психологии как целостной науки. Отдельные советы психолога,
даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, но не
составляющим целостное представление о психическом развитии человека, вряд ли
могут оказать реальную помощь детям в понимании сущностных характеристик
человеческих способностей, отношений, чувств, творчества, смыслов жизни и др.
В предисловии сам автор,
отвечая на вопрос о том, в чем главная цель прохождения курса психологии в
школе, говорит о важности обретения психологической направленности ума -
"замечать то, что раньше не замечали, размышлять о том, о чем пока мало
думали или не имели возможности думать из-за недостатка специальных языковых
средств (слов, терминов) ... важно развить и сохранить на всю жизнь
психологическую пытливость, наблюдательность и человечность".
Учебник знакомит школьников
с основами психологии, с основными ее разделами. Материал, представленный
141
в учебнике, строго и четко структурирован. Он разбит
на три части, каждая из которых состоит из трех разделов, включающих
тематические параграфы.
Часть I. Вненаучные и
научные подходы к психике. Предметная область психологии. Целостный психический
склад человека.
Часть II. Общая структура и
классификация действий. Знания - явления психики. Знания и личность.
Деятельность.
Часть III. Психология и
возраст. Психология развития профессионала. Психология человека среди людей.
В конце учебника приведены
список использованной литературы и краткий психологический словарь-указатель.
Автор учебника уделяет
большое внимание развитию самостоятельности мышления, сообразительности
учащихся, он не стремится убедить лишь запомнить учебный материал, а пытается
пробудить их собственную активность и внутренние силы. С этой целью он
предлагает оригинальные и интересные задания для самостоятельной работы
старшеклассников. К каждому из параграфов (а их в учебнике 51) подобраны
упражнения по теме и, главное, вопросы и темы для размышления. Автор в
предисловии советует ученикам относиться к тексту критически - сомневаться,
проверять те или иные утверждения своими наблюдениями, строить утверждения,
отличающиеся от приведенных в учебнике (и тоже проверять).
Хотелось бы отметить
оригинальность изложения научного материала. Е.А. Климов представляет психологию
учащимся в общей канве мировой культуры. Он убедительно показывает на
многочисленных примерах, что все формы культуры пронизаны сведениями о психике,
душе, внутреннем мире человека. Понять культуру, сделать ее достоянием
собственной личности без знания психологии человека невозможно. Чаще всего
психологические истины преподносятся в устном народном творчестве, обычаях,
обрядах, религиозных текстах, художественной литературе, искусстве не в явной
"поучительной" форме, а в образных ситуациях. Их можно "дешифрировать"
усилием мысли, но лишь в том случае, когда эта мысль опирается на
психологические знания.
Когда читаешь этот учебник,
то кажется, что он написан именно для тебя, автор с тобой разговаривает, тебе
задает вопросы, с тобой шутит, вступает в дискуссию. Е.А. Климову удалось
избежать назидательности, менторства, глупой наукообразности и обезличенности в
изложении материала. Однако за простыми примерами, легко запоминающимися
метафорами и пословицами стоит серьезное научное содержание. Учебник позволяет
понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного
познания психики, осознать внутренний мир человека как систему сложную и
неявную, динамичную и изменчивую, что и определяет неповторимость и своеобразие
каждого.
В учебнике подробно раскрыты
основные понятия психологической науки: психологически важные признаки
теоретического знания, признаки понятий "личность",
"деятельность", "действие", "способность" и др.
Учебный материал иллюстрирован многими оригинальными по замыслу и ясными для
понимания схемами, таблицами, например: классификация результатов деятельности
людей, схема общего представления о субъекте познания, таблица возможных
вариантов осмысления своего Я после совершения поступка и т.д. Во многих темах
сформулированы рекомендации старшеклассникам, например, рекомендации и
требования к общению конфликтующих сторон, некоторые "заповеди", к
которым полезно обращаться при решении многих жизненных проблем и др.,
проанализированы психологические причины возникновения того или иного явления,
например, возникновения аморального, противоправного поведения.
В учебнике представлены в
единстве и взаимопроникновении теоретические
142
знания, проблемы реальной жизни, в которых без этих
знаний трудно разобраться, практические рекомендации, помогающие превратить эти
знания в достояние развивающейся личности.
Учебник, безусловно, будет
принят как учащейся молодежью, так и взрослыми - учителями, психологами,
родителями. Он может быть использован не только в школе для изучения
систематического курса
психологии как учебного предмета, но и для самообразования теми, кому в школе
не довелось изучать психологию.
Выход в свет школьного
учебника по психологии ставит перед психолого-педагогической общественностью и
руководителями образования новые, требующие скорейшего решения проблемы:
во-первых, необходимость введения психологии в учебные программы и планы
школьного образования, во-вторых, подготовку преподавателей психологии в школе,
в-третьих, изучение вопроса о целесообразности психологии в младших классах
школы.
Учебник написан и оформлен
блестяще. Он наверняка будет неоднократно переиздаваться, а значит, и
совершенствоваться. Пути совершенствования бесконечны, быть может, некоторые из
предложенных заинтересуют Евгения Александровича.
Так, было бы полезно
познакомить учащихся с историей психологии, дать краткие характеристики
основных научных школ - отечественных и зарубежных, включить в повествование больше
имен ученых, которые много сделали для развития психологической науки и вполне
заслуживают того, чтобы последующие поколения знали и помнили их имена. В
настоящем учебнике в большей степени названы писатели и ученые других наук,
нежели психологических.
Быть может, целесообразно в
конце учебника дать кроме списка использованной литературы и список литературы,
рекомендованный для ознакомления. В представленном сейчас списке литературы
даже не упоминаются такие авторы, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И.
Лисина, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и другие, Б.М. Теплов
представлен только как автор учебника для средней школы, Д.В. Эльконин - как
автор статьи о периодизации психического развития.
Уже сейчас хорошо бы
попросить Е.А. Климова издать методические указания или замечания для
преподавания этого нового для школы учебного предмета: как часто должны быть
уроки, какие формы их проведения наиболее эффективны, что считать результатом
обучения - знание предмета или знание хоть в какой-то степени себя, людей,
жизни? Ставить ли отметки, а если да, то какие, и за что именно? Какой должна
быть тональность занятий - академический аскетизм или задушевная беседа? и т.д.
Давать советы, задавать
вопросы, намечать чужие перспективы - легко. Трудно создать книгу, а особенно
учебник и тем более учебник для школы, в которой психология многие десятилетия
не была представлена ни в каком виде. Пожелаем же учебнику Е.А. Климова
счастливого плавания в волнах образовательного пространства.