152
КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 75-ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК
С 19 по 21 ноября 1996 г. в
Москве в Государственном институте искусствознания прошла научная конференция,
посвященная 75-летию Государственной академии художественных наук (ГАХН)
«Государственная академия художественных наук и современное искусствознание».
В активной научной жизни
20-х гг. академия занимала значительное место, являясь средоточием не только
художественных изысканий, но и исследований, посвященных важным психологическим
проблемам — психологии творчества, восприятия художественного произведения,
анализу внутренней формы слова, психологии культуры. В этот период ГАХН
являлась единственной научной школой, ориентированной не на марксизм, но на
классическую философию и психологию. Поэтому она стала прибежищем многих
исследователей, не придерживающихся марксистской ориентации — как
искусствоведов и художников, так и психологов и философов. Достаточно сказать,
что в разные годы членами академии являлись Г.Г. Шпет, Г.И. Челпанов, А.Г. Габричевский,
В.В. Кандинский, В.М. Экземплярский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и другие
известные психологи, философы и художники.
Эта, хотя и скрытая,
оппозиционность новой власти и новым ориентациям в науке послужила причиной
директивного закрытия ГАХН в 1930 г. Впоследствии многие сотрудники академии
были арестованы, а их научные архивы были опечатаны, многие пропали в архивах КГБ.
Не только достижения, но сам факт существования этой академии был не известен
многим психологам, философам, искусствоведам. Постепенно работы ученых
возвращались из небытия, их открытия входили в контекст современной науки,
прежде всего искусствознания. Исследования же психологов и философов,
работавших в академии, и сегодня еще мало известны. Тем не менее отрадным
является тот факт, что впервые в работе конференции приняли участие и
психологи, посвятившие свои доклады анализу деятельности психологического и
философского отделений академии.
Одно из пленарных заседаний
конференции было полностью посвящено именно психологической проблематике. А.Н. Ждан в своем докладе «Содружество
искусствознания и психологии. Опыт совместной работы в ГАХН» проанализировала
направления работы психологического отделения, рассказав о докладах и
экспериментальных исследованиях, проводившихся как в самом отделении, так и в
психофизической лаборатории, возглавлявшейся В.М. Экземплярским. Показав связь
психологических работ академии с классической психологией, А.Н. Ждан отметила
плодотворность совместной работы психологов и искусствоведов, которые создавали
новую область междисциплинарного знания. В докладе Т.Д. Марцинковской, посвященном «Психологии социального бытия Г.Г.
Шпета», отмечалось значение академии в создании культурного поля, инициирующего
высокую творческую активность ее членов. Раскрывая роль Г.Г. Шпета как
методолога, разрабатывавшего основы той философии культуры, которая создавалась
в академии, Т.Д. Марцинковская доказывала его
приоритетное значение в формировании научных ориентации академии. В свою
очередь, работа
153
над методологией культуры обогатила творчество Г.Г.
Шпета, привела его к новому пониманию внутренней формы слова, художественного
произведения и новому пониманию эмоций. Эти открытия и легли в основу
герменевтики, разрабатывавшейся в этот период ученым. Исследование внутренней
формы слова в работах ученых академии стало предметом доклада Н.С. Полевой, которая показала, как трансформации
с понятием «внутренняя форма», сделанные Г.Г. Шпетом, легли в основу
исследований внутренней формы художественного произведения. В докладе также
были проанализированы подходы к понятию внутренней формы в работах А.Г. Габричевского, Н.И. Жинкина, Н.Н.
Волкова, А.А. Губера. Е.А. Колесникова
в своем докладе дала сравнительный анализ подходов к проблеме творчества в
работах А.А. Потебни и Д.Н. Овсянико-Куликовского, разрабатывавших концепцию
психологии творчества, Т.И. Райнова и Г.Г. Шпета, заложивших основы философии
творчества. В докладе Н.Н. Фоминой
«Изучение художественного творчества детей в ГАХН» был дан анализ подхода к
изучению детского творчества, который разрабатывался в академии. Она раскрыла
значение работ А.В. Бакушинского,
посвященных этой проблеме, показав их
значение и на сегодняшний день, а также продемонстрировала детские рисунки,
сделанные под руководством специалистов академии.
В заключительном слове
академика РАН Д.В. Сарабьянова
подчеркивалось значение конференции, которая дала возможность восполнить
некоторые пробелы в истории отечественной науки. Эта конференция, отметил он,
также поставила много новых вопросов, связанных с научными приоритетами ГАХН,
составом ее членов. Д.В. Сарабьянов высказал пожелание о дальнейшей работе над
материалами академии именно в русле общетеоретических проблем, анализа общих
тенденции и методологии, объединявшей ученых разных направлений, собравшихся в
академии. Было решено также издать материалы конференции и продолжать работы по
изучению архивов, а также регулярно проводить тематические симпозиумы и
заседания, которые в дальнейшем лягут в основу следующей конференции.
Т.Д. Марцинковская
Москва