Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

131

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ И ПСИХОЛОГИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е.И. ГОРБАЧЕВА

 

КАЛУГА

 

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.

Рецензируемое учебное пособие представляет собой систематизированное изложение актуальных проблем педагогики и психологии высшего образования, основных тенденций ее развития на современном этапе. Особенностью пособия является включение его содержания в контекст характерного для всего образования в целом перехода от деятельностно-центрированного к личностно-центрированному подходу при реализации учебно-воспитательных задач. Не случайно акцент в раскрытии проблем педагогики и психологии высшего образования делается на анализе соотношения понятийного аппарата теории деятельности и концепции личности.

Адресованность данного пособия прежде всего слушателям факультетов и институтов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов обусловливает изложение основных его разделов в терминах общепсихологического знания. Читатель найдет развернутое описание таких фундаментальных положений психологической науки, как психология деятельности, психология личности, психология творчества, и, что особенно ценно, рассмотрение проблем психодиагностики, которая получает все большее распространение в системе высшего образования и становится обязательным элементом зарождающейся в нашей стране системы психологической службы образовательных учреждений.

Остановимся на основных идеях, придающих цельность пособию. Прежде всего это идея личностного измерения учебно-образовательного процесса в вузе. Этот подход развивается уже во введении, посвященном раскрытию основных задач и обоснованию предмета педагогики и психологии высшего образования. Особо подчеркивается, что данный курс призван содействовать развитию гуманистического мировоззрения студентов, служить стимулом для их личностного роста и саморазвития. Данная идея является ключевой в отборе содержания курса. Другой не менее важной идеей, развиваемой автором, выступает положение о динамике профессионального становления студентов в процессе совместной деятельности с педагогом.

 

132

 

 В главе 1 «Краткая история и современное состояние высшего образования в России» обосновывается необходимость движения от деятельностно-центрированной педагогики к педагогике, ориентированной на развитие личности. Выдвижение личностного начала в качестве приоритетного, по мнению автора, отнюдь не означает, что принцип деятельности является неверным, устаревшим или неадекватным практике высшего образования.

Анализ разрешающих возможностей категории деятельности в педагогических приложениях содержится в главе 2 «Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе». Здесь раскрываются философские и психологические параметры деятельности в единстве взаимодополняющих процессов: активное преобразование мира субъектом и изменение его самого путем «включения» в себя все новых аспектов предметного мира. Примечательно то, что в качестве интегрального конструкта реализуемой субъектом деятельности С.Д. Смирнов полагает образ мира «как многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности».

В соответствии с этим задается принципиально иная функциональная структура познавательной деятельности. Результатом любого познавательного процесса выступает теперь не единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами знания. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, развивается и корректируется в ходе познавательных действий. Не менее важным положением данной главы является подход к анализу учебной деятельности в соответствии с социальной ситуацией взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого у всех участников обучения формируется единое смысловое поле, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности обучающихся.

В этой главе также раскрыта теория планомерного формирования умственных действий и понятий как познавательное воплощение деятельностного подхода к обучению и что, не менее важно, даны указания на ряд ограничений данной теории в связи с личностными характеристиками умственной деятельности.

В главе 3 «Психология личности и проблема воспитания в высшей школе» раскрываются основные подходы к пониманию личности и уровней ее развития с учетом основных параметров, таких, как широта связей, отношений человека с миром, степень их иерархизированности и общей структуры. Подчеркивая, что способ существования личности есть постоянный выход ее за пределы самой себя, автор указывает на ведущие направления в изучении и воспитании личности студента. В главе проводится содержательный анализ теорий развития личности, открытых для приложения в педагогическом процессе как совместно реализуемой деятельности преподавателя и студентов.

Наиболее ярко специфика деятельностного и личностного подходов раскрывается при рассмотрении проблем педагогики и психологии высшего образования в главе 4 «Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения». По мнению автора, когда встает вопрос об источниках и механизмах .творчества, то при их объяснении понятийный аппарат теории деятельности обнаруживает свою принципиальную ограниченность. Само определение творчества как привнесения индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта. Вместе с тем нельзя не признать, что личностно-центрированный подход, хотя и является конституирующим в понимании природы творчества, не обязательно будет эвристическим при анализе собственно продуктивных актов. Здесь, справедливо замечает автор, значительную роль играет сама организация творческой деятельности, которая задается соответствующей системой обучения и воспитания. Создание условий, стимулирующих творчество

 

133

 

в образовательном процессе в вузе, — фундаментальная задача высшей школы.

Интегральная природа педагогических целей, реальный синтез воспитательной и учебной составляющих, подходы к определению иерархии целей высшего образования обосновываются в главе 5 «Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе». Заслуживает внимания освещение такой важной проблемы вузовской педагогики и психологии, как применение технических средств и компьютерных систем обучения с точки зрения их включения в процесс управления и самоуправления познавательной деятельности студентов (данный параграф написан автором совместно с Б.Х.Кривицким).

Принципиальное значение имеет включение в пособие особой главы, обращенной к проблемам применения психодиагностических методов в системе современного высшего образования. В главе 6 «Психодиагностика в высшей школе» С.Д. Смирнов указывает на ведущие тенденции в развитии психодиагностики, среди которых в качестве основной автор справедливо полагает гуманизацию психодиагностических исследований, согласно которой главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития, создание условий для проведения коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы с учетом особенности деятельности и личности участников педагогического процесса. Необходимость включения данной главы в пособие диктуется тем, что широкое распространение психодиагностических методик в системе образования, в том числе и в вузах, предъявляет особые требования к теоретической грамотности и специальной методической подготовке специалистов.

Образовательный процесс в высшей школе реализуется прежде всего как взаимодействие личностей педагога и студентов, в котором профессионально-деятельностная компетентность и творческая индивидуальность педагога приобретают ведущее значение. Этим определяется включение в пособие заключительной главы 7 «Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства», написанной автором совместно с В.М. Ковалевой.

Далеко не все проблемы педагогики и психологии высшего образования нашли отражение в данном пособии. Читатель в нем не найдет изложения концепции непрерывного образования, описания моделей инновационных процессов в высшей школе, анализа опыта внедрения активных методов обучения. Но такой неполный охват проблем вряд ли можно рассматривать как недостаток рецензируемого пособия. Скорее, это закономерное отражении новаторского характера данной работы, в которой впервые представлена структура педагогического процесса в высшей школе во взаимопроникновении и взаимовлиянии двух его составляющих — деятельностного и личностного начал.

Необходимо особо отметить прекрасный стиль изложения, сочетающий высокую научность с доступностью и легкостью понимания, что делает работу с данным пособием весьма полезной и развивающей. Ценно и то, что в заключении каждого параграфа пособия имеются вопросы, которые выполняют не только контрольную, но и системообразующую роль в усвоении ключевых моментов излагаемого материала.

Актуальность представленной в пособии проблематики, последовательно реализуемый автором теоретико-рефлексивный подход к исследованию и практическому приложению деятельностного и личностного оснований в решении психолого-педагогических задач высшего образования делает данное учебное пособие полезным для самого широкого круга читателей: преподавателей педагогики и психологии вузов, аспирантов, слушателей факультетов повышения квалификации, студентов, психологов.