Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

135

 

О ДЕТСКОМ МЫШЛЕНИИ*

 

Н.О. ЛОССКИЙ

 

Л. Выготский. Мышление и речь. 1934. Книга проф. Л. Выготского "Мышление и речь" (324 с.) содержит в себе критику теорий и экспериментов, главным образом, Пиаже и В. Штерна, кроме того, Леви-Брюля, Блейлера, Фрейда, К. и Ш. Бюлер, Н. Аха, В. Келера, Уотсона, Торндайка и других, а также теоретическое и экспериментальное исследование, произведенное Выготским вместе с группой его сотрудников. Пиаже полагает, что ребенок начинает с аутистического мышления, затем переходит к эгоцентрическому мышлению и, наконец, к разумному, логическому. Аутистическая мысль (Блейлер, Фрейд) не содержит в себе сознания цели, стремится не к установлению истины, а удовлетворению желания (органических потребностей и игры), не приспособляется к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения; таким образом, она не социальна, а чисто индивидуальна, непосредственно не выразима речью. Разумная мысль сознательно направлена на определенную цель, приспособлена к действительности, заключает истину или заблуждение; она выразима социализированною речью. Эгоцентрическое мышление, по Пиаже, занимает промежуточное место: оно направлено не столько на приспособление к действительности, сколько на удовлетворение желаний, но все же служит не только органическим потребностям и игре; оно выражается эгоцентрической речью. До 7 лет, согласно Пиаже, у ребенка преобладает эгоцентрическая речь, которая свидетельствует об эгоцентризме мысли; она не соответствует точке зрения собеседника и потому не служит цели социального общения.

Выготский произвел эксперименты, в которых ставил детей перед затруднением при исполнении каких-либо деятельностей, напр., при рисовании оказывалось, что нет под рукой карандаша, бумаги, нужной краски и тому под.; в других случаях деятельность ребенка протекала без внешних затруднений. На основании своих наблюдений Выготский пришел к схеме развития, противоположной схеме Пиаже: уже первоначальная речь ребенка многофункциональна и содержит в себе, между прочим, социальную функцию. Далее, речь дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную; эгоцентрическая

 

136

 

речь возникает "на основе социальной путем перенесения ребенком социальных форм поведения, форм коллективного сотрудничества в сферу личных психических функций". Далее, эгоцентрическая речь дает начало развитию речи внутренней, которая служит основой мышления, в одних случаях логического, в других - аутистического. Аутистическое мышление Выготский, вслед за Блейлером, считает более поздним явлением, возникающим на основе реалистического мышления, действительно удовлетворяющего потребности.

Развитие понятий Выготский также сделал предметом своих исследований. Он давал детям множество геометрических фигур, на оборотной стороне которых были написаны бессмысленные слова. Ребенок, подбирая фигуры, на которых, по его предположению, написано одно и то же слово, постепенно вырабатывает понятие и придает слову смысл. Основной вывод Выготского таков. Понятия в точном смысле слова вырабатываются у ребенка только к двенадцатилетнему возрасту. В процессе образования понятия как синтеза отвлеченных признаков принимают участие такие факторы, как ассоциация, внимание, представление, суждение, детерминирующие тенденции; однако центральное значение имеют не эти процессы, а новый фактор, сочетающий их в качественно новое структурное целое; этот фактор есть "функциональное употребление знака или слова в качестве средства, с помощью которого подросток подчиняет своей власти свои собственные психологические операции, овладевает речением собственных психологических процессов и направляет их деятельность на разрешение стоящей перед ним задачи".

Выготский различает три ступени развития понятий: 1) выделение кучи предметов на основе преимущественно субъективных связей (синкретизм); 2) образование комплекса на основе объективных конкретных связей, но без привилегированных тождественных признаков; на этой ступени слово подобно фамильному имени. В комплексном мышлении Выготский различает пять фаз; последняя из них дает псевдопонятия, т.е. мышление о группе вещей, действительно подходящих под одно понятие, но собранных ребенком психологически на основании конкретных связей, а не отвлеченных привилегированных признаков. Псевдо-понятия возникают преимущественно под влиянием взрослых; они суть эквивалент понятия, и потому у исследователей возникает ошибочная мысль, будто дети уже в трехлетнем возрасте достигают логического мышления. В действительности это понятия "в себе" и "для других", но еще не "для себя". История переноса значения слов в каждом языке показывает, что и у взрослых комплексное мышление продолжает сохраняться во многих случаях.

Третья ступень, выработка настоящих понятий, опирается на два генетических корня - на комплексное мышление и на способность к абстракции. Из четырех фаз ее особенно важна фаза потенциальных понятий, основанных на привычке, и заключительная фаза образования понятий как синтеза абстрактных привилегированных признаков, произвольно производимого с помощью слова.

В другой серии экспериментов Выготский установил различия в развитии спонтанных понятий, возникающих у ребенка при обучении в школе. Он показал, что в школе ребенок усваивает сообщаемые ему понятия путем сложного, отчасти самостоятельного процесса переработки, в котором участвуют и фазы спонтанной выработки понятий. Обучение идет всегда впереди достигнутого ребенком развития. Поэтому, согласно исследованиям Выготского, педагогу необходимо уметь определять не только уровень актуального развития учеников, но и зону ближайшего развития каждого из них. Актуальный уровень устанавливается с помощью самостоятельно решаемых задач, а ближайшая зона при решении задач не самостоятельно, а в сотрудничестве со взрослыми.

К сожалению, Выготский умер в возрасте 38 лет в июне 1934 г., раньше, чем книга его появилась в печати. Ей предпослано предисловие В. Колбановского, который говорит, что Выготский произвел критический анализ «буржуазных теорий мышления и речи для того, чтобы оттолкнуться от них». В действительности, Выготский не столько «отталкивается» от своих предшественников, сколько опирается на них и включает результаты их исследований в свои теории. В труде Выготского Колбановский находит тот недостаток, что «он оставляет в стороне физиологическую основу мышления и речи» и отрывается «от изучения материального субстрата этих психических функций», хотя другими своими трудами он засвидетельствовал свою принадлежность к направлению диалектического материализма.



* «Русская школа» (научно-педагогический журнал). Прага. 1940. № 4. С. 16—18.