5
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
Предлагаемый вниманию
читателей очередной номер журнала целиком посвящен столетию со дня рождения
Л.С. Выготского - гордости российской психологической науки. Именно учитывая
значимость этой даты, такой специальный выпуск (в двух номерах) подготовлен
впервые за 40 с лишним лет существования "Вопросов психологии", хотя
отдельный блок статей о Л.С. Выготском в ознаменование 70-летия со дня его
рождения в журнале уже публиковался (см.: Лев Вопр. психол. 1966. № 6); там
началась дискуссия авторов статей А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова и А.Р. Лурия с Л.С. Выготским и друг с другом. В
данном и следующем юбилейных номерах журнала представлена не столько тематическая
подборка специально заказанных юбилейных материалов, сколько своеобразная
коллективная монография, которая вобрала в себя исторические, теоретические и
научно-практические, а также биографические и библиографические материалы.
Лев Семенович прожил короткую,
но очень яркую жизнь в науке. (Жан Пиаже, столетие со дня
рождения которого также отмечается в этом году мировой психологической
общественностью, в сравнении с Л.С. Выготским прожил пять его научных
биографий.) Все слова о Л.С. Выготском сказаны: Моцарт психологии, гений, Голос
разума, выдающийся ученый и т.п.; сегодня он не нуждается в комплиментах.
Поэтому, формируя данный номер журнала, редколлегия стремилась избежать налета
помпезности, который зачастую присутствует в юбилейных изданиях, и не
задавалась целью нарисовать некую благостную юбилейную картинку. Основной
акцент сделан на работах последователей Л.С. Выготского, развивающих идеи его
культурно-исторического подхода к пониманию психики и сознания.
Л.С. Выготский имеет мировое
имя в психологической науке не только благодаря его глубоким оригинальным
трудам, но и благодаря тому, что его видение психологических проблем на целые
десятилетия опередило современную ему эпоху и дало существенный толчок к
развитию психологической науки. Каким образом, в каких направлениях развивались
идеи Л.С. Выготского после его смерти учениками и последователями, на этот
вопрос отчасти отвечает подборка публикуемых материалов. Редколлегия ставила
своей задачей также показать практическую
6
направленность исследований Л.С. Выготского, которая
обрела новое звучание в работах современных отечественных психологов. От
внимания читателей не ускользнет, что авторы статей, помещаемых в этом и
следующем юбилейных номерах, дают свое понимание работ Л.С. Выготского,
дискутируют с ним, имеется и не вполне эксплицированная дискуссия их друг с
другом; они не могли обойти обсуждаемую в течение последних десятилетий
проблему взаимоотношений культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и
психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева - А.Р. Лурия, равно как и
вопрос о существовании школы Выготского как таковой.
Концепция Л.С. Выготского не
является застывшим учением; высказанные им идеи постоянно развиваются, и
развитие это носит во многом диалогический характер, столь свойственный стилю
самого Л.С. Выготского. Поэтому,
несмотря на монографический характер нашей публикации в целом, она носит не
монологический, а многоголосный характер.
Отдавая дань Л.С. Выготскому
как ученому, редколлегия сочла необходимым опубликовать в данном номере журнала
воспоминания его дочери Г.Л. Выгодской, в которых Лев Семенович предстает как
личность в кругу семьи и коллег, которые принимали участие в научных
обсуждениях, устраивавшихся у него дома. Подспорьем в работе исследователей творчества
Л.С. Выготского будет и самый полный на момент составления (июль с.г.) список
его трудов из всех списков, когда-либо публиковавшихся у нас в стране и за
рубежом.
В целом редколлегия
стремилась с помощью оригинальных работ отдельных авторов создать образ того
широкого направления исследований, начало которому было положено Л.С. Выготским
и которое все шире и глубже развивается не только в российской, но и в мировой
психологической науке.
Редколлегия надеется, что своеобразный проблемно-культурный монолог школы Выготского
будет не только с интересом воспринят читателями, но и послужит стимулом к
дальнейшему развитию его идей.
Завершим это короткое
вступление словами самого Л.С. Выготского, которые прекрасно характеризуют его
позицию в психологии. Эти слова можно считать его научным завещанием:
"Сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной мысли
овладеть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась
мифологией, т.е. сама идея научного строения о душе содержит в себе весь
будущий путь психологии, ибо наука и есть путь к истине, хотя бы ведущий через
заблуждения. Но именно такой и дорога нам наша наука: в борьбе, преодолении
ошибок, в невероятных затруднениях, нечеловеческой схватке с тысячелетними
предрассудками. Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем
манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от
истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков. В этом мы видим наше историческое право, указание на нашу историческую
роль, претензию на осуществление психологии как науки" (Собр. соч.: В 6 т.
Т. 1. С. 428).