Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

63

 

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТОРОВ АЭС

 

В.А. МАШИН

 

Проблема профессионализации человека в зрелом возрасте, решение которой является ключевым при создании целостной системы психологического обеспечения деятельности персонала атомных станций, относится к числу наиболее актуальных в психологии.

При изучении различных аспектов профессионализации операторов АЭС мы исходили из положений психологической теории деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, а также из общего для отечественной психологии принципа исследования развития как процесса самодвижения, самопорождения внутренних движущих отношений и противоречий. Это потребовало анализа в ходе исследований операторской деятельности не только начальной динамики становления профессионала в ожидании естественного наступления стадии стабилизации, расцвета или зрелой умиротворенности, на что указывают ряд исследователей профессионального развития, но и неоднозначной, крайне противоречивой динамики всего процесса профессионализации с позиций движущих сил, источников и критических периодов развития.

Психологический анализ содержания деятельности операторов АЭС позволил представить профессиональное развитие в виде спирали и выделить в профессионализации операторов отдельные периоды должностного роста, которым соответствуют качественно своеобразные формы деятельности (функции оператора реакторного отделения, инженера по управлению реактором, начальника смены реакторного отделения и т.д.). Каждый период (виток спирали) состоит из трех стадий: стадии развития (разрешения противоречия), стадии порождения внутреннего противоречия и стадии поиска путей преодоления противоречия развития.

На первой стадии профессионализации происходит развитие ориентировочной деятельности за счет обогащения ее содержания, подведения его под новые формы профессиональной деятельности (источник развития). Формируются соответствующие данному периоду деятельности профессиональные действия, навыки, определенный уровень психических функций. Процесс формирования качественно нового содержания психических действий операторов наиболее широко представлен в отечественной психологической литературе благодаря работам таких авторов, как

 

64

 

А.И. Галактионов, В.П. Зинченко, Д.Н. Завалишина, Д.Н. Ошанин и другие.

Многочисленные исследования, проводимые в русле концепции планомерно-поэтапного формирования, подвели к осознанию необходимости создания специальных условий для превращения формируемого действия в единицу человеческой психической активности. Это потребовало выделить сложную трехчленную систему связей компонентов - смысловых, целевых и исполнительных - ориентировочной части формируемого действия: смысловых - соответствие цели и содержания действия значимому для человека реальному жизненному контексту; целевых - соотнесение элементов операциональности состава с их значением для достижения цели действия; исполнительных - регуляция выполнения действия [5; 72]. Было показано, что в процессе становления и развития отдельного действия (на первой стадии профессионализации) существует очень сложная динамика влияния различных компонентов ориентировочной деятельности. Первоначально у субъекта формируется "эскизный" костяк смысловой ориентации в содержании нового действия. После этого следует формирование исполнительного и целевого компонентов ориентации. За счет последнего процесса происходит обогащение, а в ряде случаев и значительное обновление смыслового компонента.

На второй стадии профессионализации развитие движется в двух плоскостях. Первая плоскость - внешняя, открытая для стороннего наблюдателя - характеризуется высоким уровнем профессионализма. Именно на этом уровне анализа, в точке достижения профессионального мастерства, останавливаются многие исследователи процесса профессионализации, склонные говорить о ней как о стадии стабильности - высшей точке профессионального развития (или о его обязательном атрибуте), отмечая ее большую или меньшую вариативность и изменчивость.

Но существует и другая плоскость профессионализации на этой стадии - внутренняя, со скрытыми от внешнего взора процессами, чрезвычайно важными для понимания сути профессионального развития. И если первая плоскость характеризуется внешним благополучием, то вторая - нарастающим внутренним противоречием. По существу, это стадия в профессионализации, когда идут изменения количественного порядка, не затрагивающие качественных изменений. Поэтому для внешнего наблюдателя данный процесс и характеризуется относительной стабильностью, неизменностью, устойчивостью, непротиворечивостью. Психологически же происходит жесткая фиксация профессиональных задач, системы условий, в которых они должны выполняться, что приводит к угасанию активной ориентировки на объекте деятельности, переходу регулирования отдельных ее элементов на уровень физиологического отражения с последующей автоматизацией. На этой стадии идут процессы, которые в первую очередь захватывают целевой и исполнительный компоненты ориентировочной части действий.

Подтверждением сказанному выше может служить анализ деятельности оператора реакторного отделения. Один раз в смену он обязан обойти особо важное оборудование и проконтролировать его работу, выполнив необходимую диагностику по обнаружению отклонений и неисправностей. На первой стадии профессионализации оператор усваивает полную

 

65

 

схему осмотра оборудования: точки контроля, границы контролируемых параметров, средства контроля; при этом он знает, почему и зачем требуется выполнять данный объем работ. Мы имеем полную гармонию смыслового, целевого и исполнительного компонентов ориентировочной части действия. Оператор активен, поскольку совершает активные действия; они следуют "таким отношениям наличной ситуации, значение которых устанавливается в самой этой ситуации путем ориентировки в плане образа" [2; 82]. Но по мере того как ежедневно, из смены в смену, оператор выполняет положенные действия, а оборудование, изготовленное с высоким качеством, демонстрирует паспортные характеристики, на передний план выходит физиологическое отражение в виде условного рефлекса - автоматизированной реакции. Ориентировочные признаки объекта управления, выступив неоднократно и неизменно в действии оператора, постепенно превращаются в условные раздражители, и по мере их закрепления процесс автоматизируется. В этом случае «человек все более превращается в "реактивный автомат", форма поведения которого "более" явственно детерминистична, чем поведение организма, все время вынужденного к срочному активному выбору в стохастических условиях, поскольку организм в роли реактивного автомата существует "на поводу" у падающих на него раздражителей» [1; 322].

Вторым основанием, в силу которого полное воспроизведение исполнительно-целевого ориентирования в объекте управления становится на второй стадии профессионализации все более излишним, служит изменение спектра задач, реально выполняемых оператором. Это объясняется характером эксплуатации современных атомных электростанций, когда в течение всего срока работы реактора от одной загрузки ядерного топлива до другой главная задача оперативного персонала - поддерживать номинальные параметры АЭС. В стабильных условиях работы станции оператор может годами не участвовать в пуске и остановке энергоблока, не говоря о конкретных аварийных ситуациях или нарушениях. Отсутствие практики решения реальных задач приводит к разрушению соответствующих ориентировочных средств, к сокращению необходимого набора оперативных действий и навыков.

Описанные выше изменения влияют в первую очередь на целевой компонент ориентировочной основы действия, который согласно исследованиям А.И. Подольского [5] является самым слабым звеном при стихийном процессе автоматизации. Отвечая за соотнесение элементов операциональности состава действия с их значением для достижения цели действия, он разрушается под мощным прессом стереотипных условий. Цель действия постепенно размывается, поскольку будет оно выполнено в полном объеме и в нужной последовательности или же нет - результат действия контроля от этого не изменится. Одновременно с целевым компонентом изменения захватывают и исполнительный, который регулирует выполнение действия. Ведь стихийное сворачивание целевой основы приводит к выпадению отдельных операций, входящих в структуру действия.

В ситуации угасания активной ориентировочной деятельности и усиления роли нервных механизмов регуляции поведения на основе физиологического отражения формируются

 

66

 

основы установочного поведения: устойчивой предрасположенности человека к действиям в определенном направлении. Для оперативной деятельности подобные изменения в протекании действий чреваты тяжелыми последствиями. В том случае, когда в объекте контроля произойдет нарушение, отклонение от обычных, ежедневно повторяющихся параметров функционирования, ориентировочно-исследовательская деятельность окажется неспособна активно обнаруживать рассогласование и анализировать причины, поскольку поведение оператора регулируется физиологическими (психически пассивными) механизмами условного рефлекса.

Изменения, которые накапливаются на уровне отдельных действий, постепенно начинают влиять и на выполнение профессиональной деятельности в целом, затрагивая смысловые компоненты: зависит ли безопасность, надежность и эффективность эксплуатации АЭС от субъекта как от оператора, необходим ли для обеспечения этих задач тот уровень профессионализма, который предписывают инструкции и который в итоге расходится с реальными условиями работы человека?

Так внутри самой психики в процессе деятельности происходит самопорождение нового движущего развитие противоречия, сущность которого в конфликте между исполнительно-целевым и смысловым компонентами ориентировочной деятельности. Данное противоречие на последующих стадиях должно сыграть роль движущей силы развития, побуждающей субъекта к спонтанному поиску новых форм деятельности, новых источников развития. Именно в этом, вслед за С.Л. Рубинштейном, мы видим подлинное содержание психического развития - борьбу между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися [6; 89]. При этом конкретное содержание движущего противоречия развития не есть нечто первично заложенное внутри человека, в его организме, оно формируется, развивается из его изменяющихся и развивающихся взаимоотношений с миром, из мозаики личностных смыслов, пронизанных активностью субъекта и проявляющейся в ходе реальной деятельности. (Именно в этом контексте имеет смысл положение, что деятельность определяет движение силы развития, хотя точнее было бы говорить - создает условия для порождения внутренних противоречий, выполняющих функцию локомотивов развития.)

Образование нового содержания ориентирования (исполнительно-целевые компоненты) высвобождает значительную активность, которая уже не поглощается данной формой деятельности и требует нового объеекта приложения. Назревшее противоречие на третьей стадии профессионализации влечет оператора к поиску новых форм деятельности (источника развития). Данный мотив может либо быть осознанным, либо регулировать его поведение на бессознательном уровне. Однообразие задач, стереотипность решений, монотонный характер труда при фиксации одной формы деятельности приводят к возникновению различных негативных процессов, зафиксированных в нашем исследовании: обостряется чувство неудовлетворенности, снижается интерес к выполняемой работе, появляется общая усталость, пассивность, внутренняя небрежность и раздражительность, возрастает нервно-эмоциональное напряжение. Крайними проявлениями наблюдаемых негативных процессов на третьей стадии профессионального развития, 

 

67

 

в случае сохранения противоречия, служат различные формы психосоматических нарушений и невротических состояний.

Вторая стадия профессионализации выполняет роль критического периода, открывающего, по мысли   Л.С. Выготского, новый этап в развитии человека. Нами выделено два основных пути профессионализации на третьей стадии. Первый ведет к поиску или созданию новых форм профессиональной деятельности (источника развития), которые бы обеспечили поступательное развитие оператора в рамках его основной деятельности. На втором пути продолжается негативный процесс угасания ориентировочной деятельности, когда профессиональные действия автоматизируются или отмирают, а свободная активность направляется в другие (внешние от профессиональной) области жизнедеятельности. Последнее сопровождается потерей профессиональной деятельностью функций целеполагающей, смыслообразующей, ведущей. Субъект осуществляет поиск нового смыслового содержания за пределами профессиональной деятельности. В этом случае снижается надежность и эффективность профессионала. Психологическое своеобразие, отличительная особенность деятельности оператора от других профессий как раз и заключается в противоречии между объективным требованием постоянной развернутой активной ориентировки оператора в объектах управления (в ожидании возможной аварийной ситуации или нарушения), постоянного самоопределения оператором однажды усвоенных процедур деятельности для обеспечения безопасной, надежной и эффективной эксплуатации АЭС и содержанием реально выполняемых оператором задач, которые вызывают угасание активного ориентирования, стереотипизацию (автоматизацию) способов и средств разрешения оперативных задач, невостребование целых комплексов различных операций и действий.

Обоснованию описанной выше модели профессионализации были посвящены экспериментальные исследования, которые проводились на базе лаборатории психофизиологических обследований Нововоронежского учебно-тренировочного центра подготовки специалистов для АЭС с 1977 по 1994 г. [3]. В исследовании приняли участие 1240 человек, представители всего спектра основных оперативных должностей сотрудников атомной электростанции.

Результаты экспериментов подтвердили предположение, что содержание профессионализации человека не является функцией возраста или общего профессионального стажа, а определяется формами профессиональной деятельности, в которые активно включен оператор. При этом профессиональная деятельность может быть условно разделена на ряд периодов, характеризующихся своеобразием решаемых задач, соответствующими психологическими новообразованиями и складывающейся системой социальных и профессиональных отношений. В каждом периоде отчетливо присутствуют три стадии профессионального развития, которые были описаны ранее. Были определены ориентировочные интервалы для каждой стадии профессионализации операторов блочного щита управления (БЩУ) АЭС: первая (стадия развития) - около 1,5 лет, длительность второй (стадия порождения внутреннего противоречия развития) - 1,5 — 3,5 года. Преобладание нисходящего направления профессионализации на третьей стадии (поиск

 

68

 

путей преодоления противоречия развития) было отмечено как общая тенденция профессионального развития в существующих организационных условиях на атомных электростанциях.

Детальный анализ результатов экспериментов заставил обратить внимание также и на группу операторов, профессиональное развитие которых на третьей стадии не совпадало с указанной тенденцией. Было выдвинуто предположение, что объяснение этому факту может быть получено при рассмотрении роли личностных образований в профессионализации операторов.

В своей статье [4] мы попытались теоретически обосновать два основных уровня психической регуляции поведения человека: личностный и индивидный. Для индивидного характерно стремление к сохранению усвоенных ориентировочных схем действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями решаемых задач и, в более широком плане, окружающей реальностью. Для личностного уровня психической регуляции наиболее органична ломка старых форм деятельности, устоявшихся отношений, активное движение к качественно новым задачам, которые потребуют качественно нового уровня психической активности.

Проведенные нами дополнительные исследования [3] позволили экспериментально подтвердить предположение, что именно личностный уровень психической регуляции поведения операторов определяет активный поиск новых форм деятельности, ломку стереотипов, штампов, а значит, и постоянно высокий уровень профессионализма. И напротив, индивидный уровень психической регуляции приводит к отказу от активных поисков новых задач в рамках профессиональной деятельности, к попыткам стабилизировать ситуацию и выраженному негативному процессу на третьей стадии профессионального развития. На основании полученных результатов можно было сделать также вывод, что количество периодов развития отдельного человека в зрелом возрасте зависит в первую очередь от активности самого субъекта, от его деятельностной динамики - от "потока" и содержания новых форм профессиональной деятельности, которые он сам порождает и в которые он последовательно включается в ходе профессионализации.

Рассмотрим выделенные нами в ходе исследований различные уровни личностной формы психической регуляции, которые соответствуют определенным уровням профессиональных задач. (На сложном характере соотношения личностно-индивидных форм психической регуляции с уровнями решаемых задач и общим вектором развития субъекта деятельности мы подробно останавливались в статье [4].)

Первый уровень - уровень частной (локальной) задачи. Для оператора БЩУ такой задачей выступает эксплуатация в различных режимах отдельной технологической системы (системы подпитки-продувки, системы жизнеобеспечения главных циркуляционных насосов и т.п.). На этом уровне активность человека направлена на расширение ориентировочной основы действий по данной системе в различных режимах эксплуатации: аварийных, при пуске и остановке энергоблока. При этом крайне важно, чтобы рассмотрение отдельной технологической системы происходило соотнесенно с энергоблоком в целом.

Второй уровень профессиональной задачи затрагивает отдельную проблемную

 

69

 

область. Здесь возможны два основных направления реализации личностных форм психической активности:

1. Расширение ориентировочной деятельности через новые формы профессиональной деятельности оператора.

2. Перенос личностных форм психической активности на внешнюю по отношению к профессиональной деятельности.

В первом случае новые формы деятельности порождаются самой профессиональной деятельностью. Исходя из психологического анализа профессиональной деятельности операторов, характеризуемых личностными формами регуляции поведения, к ним можно отнести: наставничество, рационализаторство, должностной рост. (К сожалению, в практике отечественной атомной энергетики практически полностью отсутствует целенаправленная ротация кадров, призванная способствовать профессиональному развитию оператора, получению им углубленного и одновременно более широкого представления о работе АЭС в целом, выявлению наиболее подходящего направления его деятельности, обеспечению эффективного использования оператора, его дальнейшего профессионального и должностного роста.)

В том случае, когда ведущая деятельность разворачивается вне атомной энергетики и личностные формы психической активности переносятся на внешнюю по отношению к профессиональной деятельность, возможны два варианта. Первый - это полное исключение профессиональной деятельности из жизнедеятельности человека (оператор увольняется с АЭС и выбирает новую сферу приложения своих сил). Второй вариант характеризует исключение профессиональной деятельности из значимой для человека сферы и преобладание индивидных форм психической регуляции поведения в рамках профессии. Профессиональная деятельность для оператора начинает выступать лишь средством материального, бытового, социального обеспечения, получения свободного времени и т.п. Он старается следовать тому минимальному уровню профессиональных требований, при котором не войдет в конфликт с объектами управления. Он теряет, как это подчеркивал Э. Фромм, "свою активную, ответственную роль в социальном процессе" [7; 93], становится совершенно "конформным" и привыкает к тому, что любое поведение, поступок, мысль и даже чувство, отклоняющееся от стандарта, будет иметь для него отрицательные последствия. Вся активность такого оператора на третьей стадии профессионализации направляется на внешние (по отношению к профессиональной) формы деятельности, определяя ее подчиненное место в общей иерархии и формируя ориентацию, психические процессы, которые не отвечают профессиональным задачам. Именно эта тенденция и была зафиксирована нами в ходе экспериментальных исследований на третьей стадии периодов профессионализации операторов АЭС. Были получены также данные, которые подтвердили наше предположение, что индивидные формы психической регуляции не в состоянии противодействовать мощному давлению стереотипизации и сужения спектра задач в реальной профессиональной деятельности операторов [3].

На основании результатов наших исследований (анализ деятельности операторов с личностным уровнем психической регуляции) мы попытались сформулировать систему условий,

 

70

 

которая позволяла бы развивать и поддерживать личностные уровни активности оператора в процессе всей его профессиональной карьеры.

Первая подсистема - формирование (на этапе учебной деятельности) внутренних условий для самопорождения личностной активности оператора. Главная задача на этом этапе - не столько активное усвоение содержания деятельности (знаний, умений, навыков), необходимого для выполнения функций оператора, сколько формирование системы средств для активного включения оператора в новые формы профессиональной деятельности. Перечислим их.

1. Рационализаторство, техническое творчество, направленные на повышение безопасности, надежности и эффективности эксплуатации АЭС. Данная форма деятельности требует определенной системы знаний, умений, методических средств для решения такого рода творческих задач.

2. Наставничество - организация   и проведение занятий с обучающимся персоналом на рабочем месте. Оператор в этом случае должен владеть эффективными средствами для выполнения функций оператора-инструктора и соответственно должен иметь систему знаний, методических приемов из области производственной педагогики.

3. С последним пунктом созвучно направление разработки учебно-методического материала для подготовки операторов на рабочем месте, для обучения оперативного персонала в учебно-тренировочных центрах, на тренажерах, что также требует разворачивания и формирования у субъекта определенной системы средств.

Вторая подсистема - организация внешних условий для порождения личностной активности.

1. Постоянное ежесменное обучение операторов на рабочем месте (основой может служить компьютеризированная система профессиональной подготовки и контроля).

2. Ежегодная переподготовка с использованием тренажеров, направленная на развитие оперативного мышления и овладение активными способами психологической саморегуляции и саморефлексии. (Данная форма профессиональной деятельности в настоящее время выполняет функцию поддержания профессионально важных качеств.)

3. Ротация по рабочим местам и должностям.

4. Преподавание в течение 3 — 4 лет в учебно-тренировочном центре, с обновлением инструкторского персонала.

5. Должностной рост с учетом индивидуальной динамики профессионализации.

Важно отметить, что главное (как показывают результаты наших многолетних исследований) - обеспечить самодвижение оператора в профессиональной сфере. Выбор конкретных форм деятельности для высвобождаемой в процессе профессионализации психической активности (первая подсистема условий) - это прерогатива самого субъекта. Наша цель - вооружить его необходимыми средствами для решения новых задач и создать благоприятные организационные и экономические условия, чтобы эта "сверхактивность" субъекта целенаправленно поощрялась.

Необходимо констатировать, что данная совокупность условий не существует на атомных станциях как единая, органично вписанная в производственную структуру система. В реальной действительности мы могли наблюдать и исследовать лишь отдельные случайные прорывы в новые

 

71

 

формы профессиональной деятельности операторов с личностными уровнями психической активности.

Таким образом, развитые формы операторской деятельности (как показали наши исследования) предполагают непрерывное становление профессионала, его самодвижение и саморазвитие. Психологический механизм такого развития - в постоянно назревающем в ходе деятельности и требующем своего разрешения противоречии между объективной необходимостью в самопреодолении оператором однажды усвоенных представлений (о содержании оперативной деятельности, процедур управления для обеспечения безопасной, надежной и эффективной эксплуатации АЭС) и содержанием реально выполняемых оператором задач, которые вызывают стереотипизацию способов и средств их разрешения, угасание активной ориентировки. Это важно учитывать потому, что индивидные уровни психической регуляции не в состоянии противодействовать мощному давлению стереотипизации и сужения спектра задач в реальной профессиональной деятельности операторов. Только личностный уровень психической активности человека способен обеспечить его поступательное движение в процессе профессионализации, а значит, и тот высокий уровень безопасности, надежности и эффективности, требования которого предъявляются к атомным электростанциям и ко всем высокотехнологичным производствам. Развитые формы профессиональной деятельности операторов АЭС не являются жестко обусловленными самой природой профессии, они должны быть обеспечены системой психологических, экономических и организационных условий, которые приводили бы к постоянному самодвижению, саморазвитию специалиста на каждом периоде его профессионализации. Система психологических условий должна быть направлена не столько на активное усвоение содержания деятельности (знаний, умений, навыков), необходимого для выполнения функций оператора, не столько на постоянное поддержание "профессионально важных качеств", сколько на формирование системы средств для активного поиска и порождения в процессе профессионализации новых форм профессиональной деятельности. Профессионал-оператор может сохранить себя лишь в постоянном расширении своей активности. Для обеспечения самодвижения субъекта в профессиональной области, для самостоятельного выбора им конкретных форм деятельности в процессе профессионализации оператора необходимо вооружить специальной системой знаний, умений и методических приемов.

 

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

3. Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте. (На материале деятельности операторов АЭС): Автореф. канд. дис. М., 1994.

4. Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопр. психол. 1994. № 3. С. 144 — 149.

5. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М., 1987.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1946.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социол. иссл. 1992. № 10. С. 88 — 95.

 

Поступила в редакцию 1.X 1995 г.