55
ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ С КОРЫСТНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ
Е.В. КУЧИНСКАЯ
Современный период
характеризуется значительным ростом преступности среди несовершеннолетних, и в особенности
такой ее разновидности, как корыстная. Существенным фактором роста данного вида
преступности в настоящее время является резкое ухудшение экономической ситуации
в стране, падение жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого
невозможность для многих несовершеннолетних законным путем удовлетворить свои
материальные потребности. Как свидетельствует статистика, число
правонарушителей этой категории за последние пять лет увеличилось в два раза [11].
Значение приведенных данных
определяется не только непосредственным ущербом, причиняемым противоправными
действиями несовершеннолетних. Личность несовершеннолетнего преступника, по
мнению Г.М. Миньковского, является "кристаллизационным центром"
проблемы преступности вообще, а изучение и коррекция ее - одним из узловых
вопросов борьбы с этим пороком.
Проблеме деформации личности
правонарушителя, в том числе и несовершеннолетнего, в отечественной и
зарубежной науке посвящено немало исследований. Несмотря на наличие
альтернативных точек зрения по вопросу о правомерности выделения
криминально-психологической реальности, обозначаемой понятием
"криминогенная личность", объективное существование данной реальности
подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями, проведенными
как у нас в стране, так и за рубежом ([1], [2], [4]-[6], [13], [16]-[18] и
др.). При этом принципиально важным является утверждение А.А. Реана о том, что
центральные, определяющие различия между личностями преступника и непреступника
лежат в сфере отношений личности к действительности, в сфере ее социальных
установок и ценностей [13; 17].
Указанная сфера, являясь наиболее значимой при анализе противоправного поведения несовершеннолетних, остается тем не менее недостаточно изученной в целом ряде аспектов. Представляется, что ограниченность исследований в данной области в значительной степени определяется часто встречающимся рассмотрением несовершеннолетних правонарушителей как однородной группы, без учета их склонности к определенным видам преступлений - корыстным либо насильственным. Вместе с тем выявленная методом "распознавания
56
образов" и на основании этого математически
подтвержденная дифференциация личностной структуры несовершеннолетних
правонарушителей, склонных к совершению корыстных либо насильственных
преступлений [5], требует самостоятельного
углубленного анализа выделенных групп.
В настоящее время можно
констатировать отсутствие углубленных экспериментальных исследований отношения
несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией к действительности,
и прежде всего к ее социальным компонентам, что позволяло бы охарактеризовать
центральные, "ядерные" деформации их личности, хотя отдельные аспекты
данной проблематики затрагивались в работах Ю.М. Антоняна [1], А.И. Долговой [5], В.И. Литвинова [10], Л.Б. Филонова [12].
Исходя из изложенного выше
цель нашего исследования состояла в изучении отношения несовершеннолетних
правонарушителей с корыстной ориентацией к социальной среде, под которым понималось
обобщенное отношение к социальным объектам, определяющее специфику
межличностного взаимодействия. В исследовании участвовали осужденные мужского
пола в возрасте от 15 до 17 лет, совершившие корыстные правонарушения и
отбывавшие наказание в Костромской воспитательно-трудовой колонии (62
человека). В состав контрольной группы вошли правопослушные школьники в
возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся общеобразовательных школ Костромы (50
человек). В качестве методического инструментария были использованы: тест СМОЛ [8], опросник межличностных отношений -
модифицированная версия опросника FIRO-B В. Шутца [14], методика "Человек как
ценность" Н.И. Кашиновой [6],
методика общей самооценки Г.Н. Казанцевой [13],
оценка представления индивида об уровне латентной криминогенности социальной
среды [9].
Выявление степени отклонения
отношения к социальной среде от благоприятного в экспериментальной группе
проводилось на основании результатов сравнительного эксперимента. В число
измеряемых переменных были включены показатели, характеризующие существенные особенности
данного отношения: базовые межличностные потребности во включении, контроле и
аффекте (выраженное и требуемое поведение)1,
отношение к другому человеку как к ценности, социальная дезадаптация, изоляция,
субъективно оцениваемый уровень латентной криминогенности социальной среды.
Последующая математическая
обработка данных была направлена на выявление достоверности различий по
анализируемым показателям. Различия определялись в зависимости от характера
распределения, с помощью t-критерия Стьюдента и критерия Манна - Уитни.
Значения статистических критериев по каждой шкале представлены в таблице.
Как показывают результаты
исследования, у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией
имеет место высокий уровень статистически значимых отклонений по следующим
показателям: "изоляция", "социальная дезадаптация"
"антигуманное отношение к другому человеку как к ценности",
"чувственно дефицитное поведение", "представление о латентной
криминогенности социальной среды".
57
Таблица
Статистическая оценка различий, наблюдавшихся в распределении показателей личностных характеристик испытуемых в экспериментальной и контрольной группах
Личностные характеристики |
Значения
статистических критериев |
Достоверность различий (р) |
Изоляция |
t= -3,210 |
0,002** |
Социальная дезадаптация |
t= -4,970 |
0** |
Отношение к другому человеку
как к ценности |
t= -3,158 |
0,002** |
Представление о латентной
криминогенности социальной среды |
U= 803 |
0,050* |
Стремление к включенности в
группу |
t = 1,700 |
0,090 |
Потребность быть принятым в
группе |
t= 1,290 |
0,201 |
Склонность устанавливать
близкие эмоциональные отношения с
другими людьми |
t = -0,120 |
0,903 |
Ожидание теплых
эмоциональных отношений со стороны окружающих |
t = -5,630 |
0** |
Стремление играть ведущую
роль в группе |
t =
1,632 |
0,105 |
Зависимость, подчиняемость |
t= 1,010 |
0,062 |
Обозначения: t — значения критерия Стьюдента; U — значения критерия Манна — Уитни;
* — p<0,05; ** — p<0,01.
Повышение значений в экспериментальной
группе по шкале "Социальная дезадаптация" отражает такие присущие
юношам-делинквентам поведенческие особенности, как нарушение прогнозирования
своих поступков, неприятие общественных норм и требований, враждебное к ним
отношение (асоциальность). Можно предположить, что усилению проявлений
социальной дезадаптации способствует также и подъем профиля по шкале
"Изоляция", свидетельствующий об "уходе в себя",
своеобразии установок и суждений вследствие отрыва от социальной реальности.
У юношей-делинквентов с
корыстной ориентацией также имеет место снижение значений по показателю,
характеризующему потребность индивида в аффекте ("Ожидание теплых
эмоциональных отношений со стороны окружающих"), отражающему наличие у них
чувственно дефицитного поведения. Такое поведение проявляется в ослаблении
эмоциональной привязанности, стремлении избегать близких личных отношений с
окружающими. Вследствие этого затрудняется эмпатическая идентификация с другими
людьми, что определяет неспособность юношей-делинквентов к сочувствию и
состраданию.
О нарушении благоприятных
межличностных отношений у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной
ориентацией свидетельствует и характерный для них уровень гуманистического
отношения к другому человеку как к ценности. Этот показатель является крайне
важным, поскольку он выступает в качестве критерия нормального - аномального
развития личности: чем ближе отношение к другому человеку не как к
самостоятельной ценности, а как к средству для удовлетворения личных
потребностей и интересов, тем глубже степень личностной патологии [3; 30].
Исследование показало, что
юноши-делинквенты строят свое взаимодействие с другими людьми, основываясь на
представлении о них как об эгоистичных, жестоких, агрессивных,
недоброжелательных, неискренних, безответственных. Это свидетельствует о
выраженной аномальности их социального развития, глубокой степени личностной
патологии.
58
Анализ субъективно
оцениваемого уровня латентной криминогенности социальной среды свидетельствует
о том, что несовершеннолетние правонарушители имеют тенденцию воспринимать
окружающих людей как потенциально криминогенных, склонных к совершению
корыстных правонарушений. Показательно, что юноши-делинквенты приписывают черты
криминогенности в среднем 65% окружающих людей, а почти треть из них оценивают
данный уровень как предельно высокий (выше 80%).
Для изучения латентной
структуры отношения несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией
к социальной среде был проведен корреляционный и факторный анализ. В число
анализируемых переменных были включены все показатели, изучавшиеся в
сравнительном эксперименте; кроме того, в качестве дополнительных были введены
личностные характеристики, играющие существенную роль в регуляции социального
поведения (самооценка, ригидность), а также показатель продолжительности
противоправной деятельности.
На основании результатов
корреляционного анализа в структуре личности юноши-правонарушителя были
выявлены подсистемы взаимосвязанных качеств (корреляционные плеяды), имеющие
криминогенное значение. Так, в частности, в одну корреляционную плеяду вошли
показатели "социальная дезадаптация", "изоляция",
"ригидность", "самооценка". Положительная корреляционная взаимосвязь
первых трех показателей (p<0,01) отражает существенную детерминанту
делинквентного поведения, определяемую нарушением социальной приспособляемости,
ригидностью мышления и аффекта, отрывом от социальной реальности. Отрицательная
взаимосвязь указанных характеристик с показателем "самооценка" (p<0,01)
свидетельствует об усилении данных негативных проявлений при снижении
самоуважения, что говорит о ведущей роли именно негативного самоотношения в
развитии делинквентного поведения несовершеннолетних.
Достаточно информативной
представляется также и взаимосвязь показателей: "продолжительность
противоправной деятельности", "представление о латентной
криминогенности социальной среды", "зависимость" (p<0,01).
Данная корреляционная плеяда отражает тенденции деформации личности
юноши-правонарушителя под влиянием продолжительной противоправной деятельности.
Указанные тенденции состоят в повышении субъективно оцениваемого уровня
латентной криминогенности социальной среды, а также в развитии установки
оппозиционности в отношениях с другими людьми.
Для выявления наиболее
информативных комплексов качеств, характеризующих глубинную структуру отношения
несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией к социальной среде,
была проведена факторно-аналитическая обработка данных методом главных компонент.
В результате было выделено шесть факторов.
1. Отчужденность (19,7%)2.
Фактор представлен показателями "социальная дезадаптация",
"изоляция", "ригидность". Связь первых двух показателей уже
была выявлена в результате корреляционного анализа и интерпретирована в аспекте
детерминации делинквентного поведения. Вхождение названных показателей, наряду
с ригидностью, в единый фактор, определяющий
59
наибольшую часть дисперсии индивидуальных значений, позволяет
рассматривать данное сочетание как крайне важную, определяющую другие
показатели подсистему взаимосвязанных качеств, функционирующих в структуре
личности несовершеннолетнего правонарушителя в "режиме"
взаимодействия и "сонастройки".
Наибольший вес в данном
факторе (0,912) имеет показатель "изоляция", свидетельствующий об
оторванности от социальной реальности, трудностях в оценке межличностных
отношений и социальных экспектаций, высокой степени разногласия субъекта с
окружающей средой и общепринятыми нормами. Изоляция в сочетании с социальной
дезадаптацией и ригидностью, по всей видимости, указывает на наличие в
структуре личности несовершеннолетнего правонарушителя особого системного
качества - отчужденности, представляющей собой проявление таких жизненных
отношений субъекта с миром, при которых он противопоставляет себя другим людям,
испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности.
Отчужденность выступает в
качестве фактора, затрудняющего эмпатическую идентификацию с другими людьми и тем
самым облегчающего совершение антигуманных действий по отношению к ним.
2. Деформация личности под влиянием антисоциальной деятельности
(16,3%). В фактор вошли три переменные: "продолжительность противоправной
деятельности", "избегание контроля", "представление о
латентной криминогенности социальной среды". Взаимосвязь указанных
показателей, как было отмечено при рассмотрении результатов корреляционного
анализа, отражает влияние противоправной деятельности на деформацию личности
несовершеннолетнего правонарушителя.
С наибольшим весом (-0,766)
в рассматриваемый фактор вошел показатель "зависимость", причем
отрицательный знак его факторного веса свидетельствует о значимости
противоположного полюса - "избегание контроля". Особая важность
данной характеристики становится понятной, если сравнить личность
несовершеннолетнего правонарушителя с саморазвивающейся системой, у которой тем
ярче выражено стремление к самосохранению и противодействию внешним факторам,
чем больше она сформирована. Таким образом, рассматриваемый фактор отражает
прежде всего целостность и устойчивость криминогенной деформации личности
несовершеннолетнего правонарушителя, развивающиеся в ходе противоправной
деятельности.
3. Потребность в принадлежности к группе (12,3%). Этот фактор объединил
две переменные: "потребность быть принятым в группе" и
"стремление устанавливать теплые эмоциональные отношения с другими
людьми". Последний показатель, вошедший в фактор с наибольшим весом
(0,642), отражает важнейшую психологическую потребность юноши-правонарушителя -
потребность в принадлежности к группе, в которой он мог бы удовлетворить свои
ведущие психологические потребности: в общении, в принятии и одобрении, в
личностной ценности и самоуважении. Как правило, референтной для
несовершеннолетнего правонарушителя оказывается группа с антисоциальной
направленностью, членов которой объединяет прежде всего совместная
антисоциальная и антиобщественная деятельность. Следовательно, в данном факторе
отражаются
60
аффилиационные установки юношей-правонарушителей.
4. Межличностное поведение в области контроля, определяемое статусной
позицией (10,3%). В данный фактор вошел всего один показатель -
"стремление играть ведущую роль в группе", который отражает поведение
индивида в области контроля (по В. Шутцу), связанное с установкой на
доминирование либо подчинение в межличностных отношениях. Как свидетельствуют
результаты факторного анализа, характеристика "доминирование -
подчинение" представляет в структуре личности несовершеннолетнего
правонарушителя относительно самостоятельную подсистему. Самостоятельность
этого качества, по нашему мнению, объясняется тем, что оно определяется прежде
всего статусом несовершеннолетнего правонарушителя в многостатусной
иерархически организованной антисоциальной группе и тем самым имеет
преимущественно внешнюю, а не внутреннюю детерминацию.
5. Ожидаемое поведение в области аффекта (9,3%). Фактор также
представлен лишь одним показателем - "ожидание теплых эмоциональных
отношений со стороны окружающих". Этот показатель характеризует аспект
межличностного поведения индивида в области аффекта (по В. Шутцу), связанный с
ожидаемым отношением со стороны окружающих. Результаты факторного анализа
показывают, что в структуре личности несовершеннолетнего правонарушителя данная
характеристика, так же как и предыдущая, является достаточно автономной,
интегрированной в самостоятельную подсистему. По всей видимости, выявленная
автономность определяется бессознательным характером проявления
рассматриваемого личностного качества, что связано с особенностями ранней
социализации несовершеннолетних правонарушителей, и в частности с испытанной
большинством из них в детстве эмоциональной депривацией. Это, вероятно, и
определило типичный и устойчивый способ поведения в аффективной сфере,
связанный с отсутствием ожидания теплых эмоциональных отношений со стороны
окружающих.
6. Паттерн отношения к другому человеку и самому себе (8,3%). В фактор
вошли две переменные: "самооценка" и "отношение к другому
человеку как к ценности". Можно говорить о представленном в шестом факторе
специфическом личностном образовании, интегрирующем отношение к себе и другому
человеку. Указанный паттерн имеет как позитивный, так и негативный полюс: на
позитивном полюсе самоуважение сочетается с уважением к другому человеку (благоприятный
вариант развития личности, по В.В. Столину), на негативном - отсутствие
уважения к себе сочетается с антипатией к другому человеку и ожиданием
презрения от этого другого (противоречивый вариант в развитии личности, по В.В.
Столину). У юношей-правонарушителей с низкими оценками по этому фактору
самонеприятие сочетается с неприятием других людей, принижением их ценности,
отношением к ним как к "вещи", средству для удовлетворения своих
личных потребностей и интересов.
Описанные факторы правомерно
рассматривать в качестве интегральных психологических образований,
характеризующих латентную структуру отношения юноши-правонарушителя с корыстной
ориентацией к социальной среде с точки зрения ее существенных особенностей.
61
Представляет интерес
выявление различных типов несовершеннолетних правонарушителей с корыстной
ориентацией, различающихся по особенностям отношения к социальной среде. Для
решения указанной задачи была проведена кластеризация исходных данных методом
иерархических алгоритмов. В массив переменных входили те же показатели, что и
при корреляционном анализе.
Результаты кластерного
анализа свидетельствуют о том, что в качестве ведущего параметра
внутригрупповой дифференциации испытуемых выступили показатели, связанные с
криминогенной деформацией личности несовершеннолетнего правонарушителя -
"представление о латентной криминогенности социальной среды" и
"продолжительность противоправной деятельности"3.
Кроме того, в качестве существенных показателей данной дифференциации выступили
также показатели "отношение к другому человеку
62
как к ценности" и "самооценка". В
результате были выделены четыре различные группы испытуемых.
Первая группа представлена испытуемыми с
наименьшей личностной деформацией. Паттерн отношения к другому человеку и
самому себе здесь является наиболее развитым среди всех выделенных в результате
кластерного анализа типов и характеризуется сравнительно благоприятным
отношением к другому человеку в сочетании с относительно благоприятной
(среднего уровня) самооценкой. Показатели криминогенности в данной
типологической группе наиболее низкие, что позволяет рассматривать ее как
наименее криминогенную.
У испытуемых второй
группы паттерн отношения к другому человеку и самому себе представлен противоречивым
вариантом развития личности (по В.В. Столину), при котором отсутствие уважения
к себе сочетается с антипатией к другому человеку. Этот паттерн может быть
охарактеризован позицией "Я плохой, вы плохие", что в транзактном
анализе рассматривается в качестве истока антисоциальной направленности.
Поскольку показатели криминогенности здесь являются сравнительно низкими, можно
предположить, что антисоциальное поведение несовершеннолетних правонарушителей
этого типа определяется глубоким внутриличностным конфликтом, связанным с
неприятием как самих себя, так и окружающих людей.
У испытуемых третьей
группы паттерн отношения к другому человеку и самому себе характеризуется
низким уровнем гуманистического отношения к другому человеку как к ценности и
средним уровнем самооценки. Этот паттерн близок к позиции "Я хороший, вы
плохие", которая в транзактном анализе рассматривается в качестве наиболее
типичной для правонарушителя. Повышенные значения показателей криминогенности
позволяют оценивать эту типологическую группу как более криминогенную по
сравнению с двумя рассмотренными ранее группами. По-видимому, здесь проявляется
эффект определенного повышения самооценки под влиянием продолжительной
противоправной деятельности, экспериментально зафиксированной Г.К. Валицкасом и
Ю.Б. Гиппенрейтер [4].
Сходной с предыдущей
является четвертая группа, для представителей которой также характерны
антигуманное отношение к другому человеку
62
как к ценности и средняя самооценка. Однако
показатели криминогенности в этой группе являются наиболее высокими среди всех
рассмотренных групп, что свидетельствует об устойчивой антисоциальной
ориентации несовершеннолетних правонарушителей этого типа.
Изложенная типология
позволяет сделать вывод о том, что во внутригрупповой дифференциации
юношей-делинквентов с корыстной ориентацией с показателями, отражающими
особенности их отношения к социальной среде ("представление о латентной
криминогенности социальной среды" и "отношение к другому человеку как
к ценности") важная роль принадлежит показателю "самооценка",
что свидетельствует о тесной связи отношения к другим и самоотношения.
Описанные четыре группы испытуемых могут быть рассмотрены в качестве
операциональных типов несовершеннолетних правонарушителей с корыстной
ориентацией и использованы в практической работе.
1. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Курдюков Ю.М.
Психологические особенности осужденных за кражи и индивидуальная работа с ними.
М., 1989.
2. Беличева С.А. Основы превентивной
психологии. М., 1993.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль,
1988.
4. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б.
Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопр. психол. 1989. № 1. С. 45 — 54.
5. Долгова А.И. Социально-психологические
аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
6. Кашинова Н.И. Психологические методики и
методические рекомендации по оценке психологических отношений личности. Л.,
1989.
7. Крейдун
Н.П. Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его
динамика в условиях изоляции от общества: Автореф. канд. дис. Киев, 1991.
8. Козюля В.Г. Применение
медико-психологического теста СМОЛ в практике ВТК. М., 1983.
9. Кучинская Е.В. Психологический анализ
корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя: Канд. дис.
М., 1995.
10. Литвинов В.И. Причины и условия
формирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной
мотивацией // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 45. М., 1987. С. 118 — 125.
11. Материалы по комплексным проблемам криминогенной
обстановки среди несовершеннолетних в Российской Федерации // Статистические
данные о состоянии преступности несовершеннолетних в России за 1993 год. М.,
1994.
12. Психология формирования и развития личности /
Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.
13. Реан А.А. Психологическая служба школы
(принципы деятельности и работа с "трудными"). СПб., 1993.
14. Рукавишников А.А. Опросник межличностных
отношений. Ярославль, 1992.
15. Столин
В.В. Самосознание личности. М., 1983.
16. Hitchcock R.
Understanding phisical abuse as a life stile // Individ. Psychol. 1987. N 17 P.
50 — 55.
17. Murthy K., Dekshina R. Impulse life,
emotional reactivity, introversive and extratensive balance in criminal on
Rorschach // Nimhans J. 1986. N 2. P. 121 — 124.
18. Quay H.
Personality and delinquency // Juvenile delinquency.
Поступила в редакцию 17.I 1996 г.