КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ[
А.А. ЛЕОНТЬЕВ
Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1994. 320 с.
Эта книга названа крайне неудачно. Для
человека «с улицы» она неотличима от десятков псевдопсихологических и
псевдомедицинских поделок, путь которым у нас открыли переводы Д. Карнеги. А у
профессионала-психолога название вызывает вполне понятную настороженность и
нежелание принять написанное всерьез.
Между
тем книга заслуживает того, чтобы ее принимали всерьез.
Сначала
немного о жанре. Я не принадлежу к снобам, для которых любое обращение к
непсихологической аудитории означает как бы предательство корпоративных
интересов. Напротив, я убежден, что психологическая информированность общества,
естественно наряду с информированностью иного рода, является непременным
условием его полноценного развития. Лишь бы рекомендации, даваемые в книге,
рассчитанной на широкого читателя, коренились в научной психологии, а не в
околонаучном знахарстве или параноидальной авторской идее, как это бывает, к
сожалению, чаще всего.
Однако
читатель привык к книгам определенного пошиба, и чтобы любая новая книга по
практической психологии была куплена, прочтена и стала орудием саморазвития,
она должна мимикрироваться «под Карнеги». Вынужден это делать и И.Л.
Добротворский, который принадлежит к числу профессионалов практической
психологии и, вероятно, мог бы представить свою систему и "в более
наукообразном виде.
Так
или иначе, система И.Л. Добротворского (как водится, она имеет
широковещательное название Интегральной Комплексной Системы Психофизического
развития Личности и не менее звонкую аббревиатуру ИКС-ПРИЛ, но этим можно
пренебречь) покоится на трех китах: самосознание, самооценка, самоорганизация.
По существу, это система методик самовоспитания и самоопределения личности,
базирующаяся на гуманистической психологии К. Роджерса, личностных концепциях
отечественной психологии, классической теории А. Маслоу и многочисленных
концепциях психотренинга.
В
психологической науке и практике все более отчетливо ощущается и осознается
потребность в преодолении несоответствия между общеметодологическими
положениями о человеке как о действительном субъекте своей активности, о
творческом потенциале личности во всех ее проявлениях, с одной стороны, и явным
обеднением и редукцией этих положений в частных концепциях специфических форм
активности, а тем более в прикладных исследованиях и практических
рекомендациях, — с другой. В известном смысле книга И.Л.Добротворского преодолевает это несоответствие.
Для
автора стать личностью — значит сформировать, а точнее, преобразовать,
определенную систему ценностей и приоритетов и, воплощая ее в конкретных целях,
утверждать ее делом, поступком, жизненным выбором. Формирование устойчивой
иерархически организованной ценностно-мотивационной системы как раз и служит
для И.Л. Добротворского показателем обретения личностью своей идентичности,
внутренней стабильности, внутренней сбалансированности.
Управление
системой ценностей и мотивов, по И.Л. Добротворскому, лежит в основе
принципиально иной системы взаимоотношений человека с собственной жизнью. Он
становится как бы полноправным автором своей жизни, активно и ответственно
конструирующим свое настоящее, будущее и, как ни парадоксально, прошлое.
Нетрудно
видеть, что подобный подход реализует многое из того, что в нашей психологии связано с традицией С.Л.
Рубинштейна («Человек и его мир») и А.Н. Леонтьева («Деятельность. Сознание.
Личность»).
У фантаста Ван Вогта есть два романа,
повествующие о так называемой ноль-А-концепции, т.е. о такой сознательной организации
ориентировки и деятельности, которая адекватна сегодняшнему миру и обеспечивает
оптимальную систему выживания в нем. Что-то от этой концепции есть в книге И.Л.
Добротворского.
Ее
можно назвать и так: «Как стать субъектом и начать совершать разумные
поступки», или проще: «Как стать личностью».
Другой
вопрос, соблазнит ли такая перспектива широкого читателя?