КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ[

КАК СТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ

А.А. ЛЕОНТЬЕВ

МОСКВА

 

Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994. 320 с.

Эта книга названа крайне неудачно. Для человека «с улицы» она неотличима от десятков псевдопсихологических и псевдомедицинских поделок, путь которым у нас открыли переводы Д. Карнеги. А у профессионала-психолога название вызывает вполне понятную настороженность и нежелание принять написанное всерьез.

Между тем книга заслуживает того, чтобы ее принимали всерьез.

Сначала немного о жанре. Я не принадлежу к снобам, для которых любое обращение к непсихологической аудитории означает как бы предательство корпоративных интересов. Напротив, я убежден, что психологическая информированность общества, естественно наряду с информированностью иного рода, является непременным условием его полноценного развития. Лишь бы рекомендации, даваемые в книге, рассчитанной на широкого читателя, коренились в научной психологии, а не в околонаучном знахарстве или параноидальной авторской идее, как это бывает, к сожалению, чаще всего.

Однако читатель привык к книгам определенного пошиба, и чтобы любая новая книга по практической психологии была куплена, прочтена и стала орудием саморазвития, она должна мимикрироваться «под Карнеги». Вынужден это делать и И.Л. Добротворский, который принадлежит к числу профессионалов практической психологии и, вероятно, мог бы представить свою систему и "в более наукообразном виде.

Так или иначе, система И.Л. Добротворского (как водится, она имеет широковещательное название Интегральной Комплексной Системы Психофизического развития Личности и не менее звонкую аббревиатуру ИКС-ПРИЛ, но этим можно пренебречь) покоится на трех китах: самосознание, самооценка, самоорганизация. По существу, это система методик самовоспитания и самоопределения личности, базирующаяся на гуманистической психологии К. Роджерса, личностных концепциях отечественной психологии, классической теории А. Маслоу и многочисленных концепциях психотренинга.

В психологической науке и практике все более отчетливо ощущается и осознается потребность в преодолении несоответствия между общеметодологическими положениями о человеке как о действительном субъекте своей активности, о творческом потенциале личности во всех ее проявлениях, с одной стороны, и явным обеднением и редукцией этих положений в частных концепциях специфических форм активности, а тем более в прикладных исследованиях и практических рекомендациях, — с другой. В известном смысле книга      И.Л.Добротворского преодолевает это несоответствие.

Для автора стать личностью — значит сформировать, а точнее, преобразовать, определенную систему ценностей и приоритетов и, воплощая ее в конкретных целях, утверждать ее делом, поступком, жизненным выбором. Формирование устойчивой иерархически организованной ценностно-мотивационной системы как раз и служит для И.Л. Добротворского показателем обретения личностью своей идентичности, внутренней стабильности, внутренней сбалансированности.

Управление системой ценностей и мотивов, по И.Л. Добротворскому, лежит в основе принципиально иной системы взаимоотношений человека с собственной жизнью. Он становится как бы полноправным автором своей жизни, активно и ответственно конструирующим свое настоящее, будущее и, как ни парадоксально, прошлое.

Нетрудно видеть, что подобный подход реализует многое из того, что в нашей психологии связано с традицией С.Л. Рубинштейна («Человек и его мир») и А.Н. Леонтьева («Деятельность. Сознание. Личность»).

У фантаста Ван Вогта есть два романа, повествующие о так называемой ноль-А-концепции, т.е. о такой сознательной организации ориентировки и деятельности, которая адекватна сегодняшнему миру и обеспечивает оптимальную систему выживания в нем. Что-то от этой концепции есть в книге И.Л. Добротворского.

Ее можно назвать и так: «Как стать субъектом и начать совершать разумные поступки», или проще: «Как стать личностью».

Другой вопрос, соблазнит ли такая перспектива широкого читателя?