42
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И.В. РАВИЧ-ЩЕРБО, Т.И. МАРЮТИНА, В.И. ТРУБНИКОВ, Е.С. БЕЛОВА, Э.Ф. КИРИАКИДИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Международного Научного Фонда. Код ZZ5000/379.
Возможность прогнозирования
индивидуального развития в значительной мере зависит от того, насколько
стабильны в онтогенезе индивидуально-психологические особенности человека. Пришедшие на смену линейным моделям представления о психическом
развитии как сложном системном процессе, при котором происходят качественные
изменения психических функций, меняются механизмы их реализации [3], [12], [13], имеются периоды спадов и
подъемов, перерывов непрерывности [23], [28], [33],
отражающих, возможно, динамику взаимодействия генетических и средовых
детерминант [7], [22], [30], [37],
[46], [47]
приводят, на первый взгляд, к предположению о нестабильности и,
следовательно, непредсказуемости индивидуального развития. Однако в
действительности это не так. Лонгитюдные
исследования, охватывающие иногда большие промежутки времени – до 30 – 40 лет –
дают, несмотря на некоторую пестроту результатов, доказательства большей или
меньшей, но все же стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт
и т.д. Существуют данные – правда, весьма немногие – и о стабильности
психофизиологических характеристик человека [4].
Из-за ограниченности объема статьи мы не можем достаточно полно
проанализировать имеющиеся в этой области исследования, поэтому коротко отметим
лишь основные тенденции.
В пределах первых лет жизни межвозрастные корреляции в целом невелики и сильно
колеблются по величине ([23], [39], [40], [44], [47] и
др.). Причины этих различий разнообразны: и разные методы диагностики, и
небольшие размеры выборок, и – иногда – включение в них детей из групп риска
(см., например, [23]). В детстве стабильность оценок
интеллекта растет: она тем выше, чем старше сопоставляемые
возраста и чем меньше интервал между ними ([40], [47] и др.).
Естественно,
результаты лонгитюдных сопоставлений сильно зависят
от статистической надежности теста. Однако важен, видимо, и еще один аспект
диагностики – агрегирование, т.е. использование данных, полученных при
многократных, с определенными интервалами измерениях. Сопоставление агрегированных
43
оценок
интеллекта, измеренного в первые месяцы и годы жизни и затем в 17 – 18 лет,
дает несколько иную картину: c
первым полугодием жизни корреляции нулевые, затем они повышаются, хотя и колеблются
по величине, но уже с полутора-двух лет начинается их стабильный подъем, и с
периода пяти – семи лет они достигают уровня надежности теста в 0,86 – 0,96 [25].
Стабильными оказываются и
другие черты – например, экстра-интроверсия и нейротизм,
хотя в этой области существуют методические трудности, снижающие
информативность лонгитюдных исследований [25]. Г. и М. Айзенки
[29], Н. Броди [25],
суммируя имеющиеся в литературе данные, приходят к выводу о стабильности этих
параметров индивидуальности. На интервалах 10 – 40 лет межвозрастные
корреляции в разных работах оказываются в пределах 0,26 – 0,84. С коррекцией на
надежность теста интервал в один год дает корреляцию 0,98, а при интервале в 40
лет – 0,45. При этом один и тот же интервал в разных возрастных группах дает
практически одинаковые корреляции. Сопоставление профилей ММРI через 30 лет дало корреляцию выше 0,40, причем самый высокий
коэффициент, равный 0,74, относился к шкале социальной экстраверсии.
Все эти данные получены с
помощью опросников, адресованных самому человеку, и
могут в значительной мере отражать устойчивость самооценки, а не диагностируемой
черты. Однако другие диагностические техники (Q-техника, экспертные оценки
и т.д.) подтверждают стабильность личностных черт. Особенно информативны и
здесь, очевидно, обобщенные оценки, полученные так называемым гетерометодом, т.е. объединением разных техник [25].
Анализ самой стабильности
(континуальности) как психологического феномена имеет и собственные проблемы.
Для нашей работы важны прежде всего предлагаемые
разными авторами классификации типов стабильности ([23], [33] и
др.). Речь идет – в разных вариантах – об основных типах оценок межвозрастной стабильности. В терминологии Р. Мак-Кола и соавт. (цит. по [24])
это – гомотипная и гетеротипная
прогрессии. В узком смысле первый термин относится к случаям, когда в разных
возрастах измеряется один и тот же признак; второй – когда оцениваются не
одноименные признаки. Это деление, конечно, условно; прогрессия
может относиться к тому или иному типу в зависимости от теоретических
представлений об онтогенетических реорганизациях («преходящих онтогенетических
адаптациях» по Дж. Кагану), от валидности
диагностических методик, задач исследования и т.д. Особый интерес
представляют гомологичные признаки, т.е. такие, которые имеют общее
происхождение от некоторой третьей, латентной переменной.
Модели,
близкие к моделям когнитивной континуальности, предлагают М. Борнстейн, М. Сигман [23]: первая оценивает континуальность
идентичного поведения; вторая – разных типов поведения, отражающих одни и те же
базовые процессы, которые континуальны, третья – постоянство самих возрастных
изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их проявления будут у
разных людей разными.
Г. Голдсмит
[30] анализирует еще два аспекта
проблемы: он выделяет линейную
стабильность, которая говорит о сохранности ранговой последовательности, и структурно-функциональную континуальность (organizational continuity). Вторая существует
44
на уровне поведения и говорит о сохранности целей
поведения в периоды реорганизаций. Предполагается, что сама поведенческая
реорганизация есть продукт взаимодействия развертывающейся генетической
программы и среды воспитания.
Генетике
индивидуального развития психики в последние 10 – 15 лет уделяется повышенное
внимание ([7], [22], [39], [40] и
др.) Р. Пломин и соавт. [40] выделяют три аспекта этой
проблемы; изучению подлежат: а) возрастные изменения генетической и средовой
вариативности, б) изменения структуры ковариации в каждом возрасте (т.е.
генетических и средовых корреляций между признаками); в) изменения межвозрастных ковариаций (т.е. генетических и средовых межвозрастных корреляций одного и того же признака).
Таким образом, проблема
онтогенетической стабильности из простой констатации межвозрастного
сходства превращается в исследовательскую проблему.
Мы не будем останавливаться
на многих других вопросах, связанных с континуальностью развития и стабильностью
индивидуальных особенностей, – они касаются и возрастных взаимодействий, и
статистических методов оценки стабильности, и теоретических моделей, и роли
генетических и средовых детерминант стабильности и изменчивости процессов
онтогенеза. Для задач данной работы важно констатировать наличие онтогенетически стабильных психологических характеристик и,
следовательно, возможность прогнозирования индивидуального развития.
Прогноз важен
не только для разработки теоретических проблем психологии, но и прежде всего для решения многих прикладных задач: любой
профессиональный отбор, консультирование, дифференцированное обучение и т.п.
предполагают, что психолог-практик имеет основания прогнозировать дальнейшее
развитие, дальнейшую деятельность человека – ребенка и взрослого. Поэтому
поиски надежных предикторов индивидуального развития, т.е. признаков, по
которым можно строить прогноз, предпринимаются в разных областях психологии.
Реализуется эта задача тремя
основными путями: оценкой корреляционных связей (чаще всего в лонгитюдном исследовании), оценкой принадлежности к одной и
той же группе в разных возрастах (например, криминальной, группам риска и т.д.)
и при помощи регрессионного анализа. Прогноз строится применительно к разным
задачам: академической успеваемости, интеллектуальному развитию, асоциальному
поведению и т.д.
Дж. Моу
и Р. Канна [35], проанализировав 39 работ,
выполненных с 1917 г. и проведя собственное исследование, пришли к выводу о
том, что для успешности обучения в колледже прогностические возможности таких
обычных предикторов, как школьные оценки и стандартное тестирование при
поступлении в колледж, «разочаровывающе низки».
Причину этого авторы видят в том, что в качестве предикторов берут только
когнитивные характеристики, не учитывая, например, стремление (willingness) к данной деятельности, т.е. личностные переменные. У. Гастин и Л. Корраза [31] нашли, что для определенного типа
академической успешности лучшим предиктором оказывается сочетание способностей
к вербальному и математическому рассуждению, (по сравнению с их раздельными
оценками).
Серия исследований посвящена
прогнозу психического развития у детей
45
из различных групп риска, связанных, главным
образом, с пре-, пери- и неонатальными
факторами. С. Роуз и соавт. [41]
исследовали когнитивное развитие у доношенных и недоношенных детей и показали,
что зрительное узнавание в 6, 7 и 8 месяцев может служить предиктором интеллектуального
развития в 3 года и что агрегированные оценки служат лучшим предиктором, чем
дискретные (множественные корреляции равны 0,60 – 0,70 против 0,37 – 0,63 для
дискретных признаков). Прогностическую ценность некоторых шкал
неврологического обследования новорожденных анализировали А. Майнемер и соавт. [34]; интересный результат этой работы
заключается в том, что прогноз оказывается более эффективным для возраста в 3
года, чем в 1 год.
Предмет другой группы
исследований – прогноз психического развития здоровых детей. Обычно считается,
что за такую возможность говорят просто высокие межвозрастные
корреляции, получаемые в лонгитюдных
исследованиях. Однако в большинстве случаев они не включают характеристики
родителей, среды развития и т.д. Вместе с тем оказалось, что развитие
интеллекта в период с 2 до 4 лет хорошо предсказывается по набору переменных,
включающих особенности личности матери и стиль ее взаимодействия с ребенком,
элементы домашней среды, в том числе ее физические характеристики, и
индивидуальные особенности самого ребенка. Позже, в период с 4 до 8 лет,
предикторы меняются; ими становятся материнская социальная поддержка, поведение
матери во взаимодействиях с ребенком в предыдущем периоде и некоторые особенности
поведения ребенка в детском саду [38].
Способ прогнозирования
интеллектуального развития, альтернативный многолетнему лонгитюдному
исследованию, предложили недавно Дж. Бенсон и другие [21], [27]: модель «средний близнец – средний
родитель» (midtwin – midparent disign). Смысл
ее в том, что усредненный интеллект родительской пары принимается за оценку
будущего зрелого интеллекта их детей-близнецов. Предикторами взрослого IQ
оказались особенности детей, связанные с переработкой информации, речевыми
способностями, темпераментом.
Предпринимаются попытки
прогнозировать формирование асоциального поведения, в частности по различным
вариантам синдрома гиперактивности [32], и даже здорового образа жизни по
когнитивным предикторам [42].
Таким образом, имеющиеся в
западной психологии данные свидетельствуют о принципиальной возможности
прогнозирования индивидуального развития.
Как уже говорилось,
большинство работ в этой области основывается на разных вариантах
корреляционного анализа. Однако корреляции дают сведения о наличии и тесноте
связей и не позволяют сделать следующий шаг в анализе – попытаться понять, за
счет чего эти связи формируются. Этот шаг можно сделать при помощи
регрессионного анализа [6],
который используется в некоторых зарубежных работах и был
применен и нами. Именно он дает возможность проверить адекватность системы
предикторов, включающей все требуемые теорией переменные.
В отечественной психологии
работ такого рода нет. Первые и пока единственные исследования возможных
предикторов дальнейшего развития принадлежат В.И. Трубникову
с сотрудниками [6], [7], [45], но выполнены они в рамках
психиатрии. Простой перенос
46
зарубежных данных едва ли возможен из-за существенных различий в
обучении и воспитании детей. Если исходить из того, что индивидуальные
траектории развития в конечном счете определяются
индивидуальным генотипом и средой, имеющаяся разница сред может изменить и предикторы.
Данное исследование – первый шаг для решения этого вопроса применительно к
нормальному психическому развитию.
Испытуемые. Близнецы 1986 – 1987 гг. рождения, по 25 пар монозиготных (МЗ) и
однополых дизиготных (ДЗ), среди них 30 пар мальчиков
и 30 пар девочек, тестировались первый раз в возрасте 21 – 25 мес. (х=23мес;
возраст 1). В это же время тестировали их матерей (50 человек, 18 – 36 лет, 29
– с высшим образованием, 13 – со средним специальным, 8 – со средним). Все –
жители Москвы. Зиготность определялась по методу полисимптомного сходства; пары с неясной диагностикой в
исследование не включались.
Повторное тестирование детей
проведено в 1994 – 1995 гг.; средний возраст детей 7 лет 8 мес +6 мес
(возраст II). К этому моменту выборка по разным причинам
уменьшилась до 36 пар; у всех диагностировались интеллект и креативность,
из них у 32 пар оценивалась школьная зрелость. В возрасте I тестирование
проведено Э.Ф. Кириакиди, в возрасте II –
Е.С. Беловой и Т.М. Марютиной. В обоих возрастах
тестирование проходило дома, в возрасте I – в присутствии матери;
работа с ребенком занимала 25 – 30 мин, кроме
того, тестирование матерей, интервью и заполнение опросника
требовало еще 1,5 – 2 ч; если это не удавалось сделать в течение одного
визита, он повторялся. В возрасте II полная программа требовала
двух визитов в каждую семью по 1,5 – 2 ч каждый.
Методики. В возрасте I уровень психического
развития диагностировался по двум шкалам Бейли:
умственного развития (MDI) и особенностей поведения (IBR);
последняя шкала включала три основных раздела: ориентацию на задание,
активность и аффект/экстраверсию. Поскольку эта методика ранее в России не
применялась, предварительно шкалы MDI и IBR были апробированы на 30 одиночнорожденных детях в возрасте 23 мес; значимых различий с выборкой
стандартизации теста не обнаружено. Ретестовая
надежность равна 0,79 [10], [11].
В этом же периоде у матери
диагностировали интеллект по методике Векслера [1],
экстра- и интроверсию и нейротизм
[5].
В возрасте II у
детей диагностировали интеллект по методике Стенфорд
– Бине [2], [8], [9],
изобразительное творческое мышление по невербальному тесту Торренса,
форма А [18], [19] (в дальнейшем для краткости будет
использован термин «креативность»); школьную зрелость
[14].
Среди 36 пар, прошедших
обследование в возрасте II, 6 пар (1 – МЗ, 5 – ДЗ)
родились недоношенными со средним весом 2015 г. У них в возрасте I средняя оценка умственного
развития составила 100,1. В целом по выборке корреляции
интеллекта с весом при рождении в возрасте I г=0,20, в возрасте II
г=0,19.
Статистический анализ помимо получения дескриптивных статистик включал
оценку внутрипарного сходства МЗ и ДЗ, разложение
фенотипической дисперсии, получение фенотипических, генетических и средовых
корреляций, кластерный анализ. Предикторы
47
выделялись при помощи множественного регрессионного
анализа [6].
В этом варианте
регрессионного анализа независимыми переменными (из которых и предстоит
выделить предикторы) является вся совокупность признаков, теоретически
детерминирующих прогнозируемое событие – зависимую переменную (отклик).
Принимая терминологию, предлагаемую соответствующими руководствами [6] и широко используемую в мировой
литературе, предикторами будем называть такие переменные, значения которых или
управляются, или наблюдаются и изменение которых приводит к определенным
изменениям переменных – откликов. При этом разделение на предикторы и отклики
зависит от целей исследования, теоретических гипотез и моделей и т.д.
В данной работе использовался
шаговый регрессионный анализ, ориентированный на выявление совокупности
признаков, которая обеспечивает наилучший прогноз. В отличие от обычной
процедуры такого анализа, в качестве окончательного варианта отбиралось
уравнение множественной регрессии, в котором все коэффициенты оказывались
значимыми. Это позволяет исключить из рассмотрения признаки, которые вносят в
прогноз «статистический шум», – их влияния снимаются. Как и в случае других
интегральных показателей, получаемые предикторы могут быть подвергнуты
генетическому анализу.
Данная идеология анализа была успешно
апробирована [6], [7], [45]; она же использована и в данной работе.
Независимыми переменными
служили характеристики ребенка, полученные в возрасте I, и характеристики
матери; зависимыми – интеллект, креативность и
школьная зрелость, оценки которых получены в возрасте II. Обработка велась при
помощи статистических программ CSS; генетико-статистический
анализ был сделан по авторской программе В.И. Трубникова.
Для оценки воспроизводимости результатов все близнецы были разделены
на две подгруппы, по одному близнецу каждой пары, по 50% родившихся первыми и вторыми. Статистически значимых различий
между подгруппами нет. Негенетическая часть работы проведена на этих двух
подгруппах независимо; корреляции для всей выборки в целом получены усреднением
корреляций в двух подгруппах.
Результаты регрессионного
анализа приведены в табл. 1. Поскольку использованные
шкалы имеют неодинаковую размерность, абсолютные значения В не информативны; поэтому мы будем опираться на оценки надежности.
В обеих подгруппах
получены 22 статистически надежных предиктора, из них большинство – 64% – относятся к психологическим
характеристикам ребенка в возрасте I: 9 – оценки умственного
развития и 5 – поведенческие особенности. Кроме того, 5 – индивидуальные особенности
матери, 3 – вес ребенка при рождении.
Полностью совпадают в обеих
подгруппах результаты только в двух, но
Таблица 1
Зависимая переменная (отклик) |
I подгруппа |
II подгруппа |
||||||
Предиктор |
В |
t |
p< |
Предиктор |
В |
t |
p< |
|
Интеллект
|
6 |
0,44 |
3,71 |
0,001 |
6 |
0,21 |
2,02 |
0,05 |
Креативность: |
|
|
|
|
|
|
|
|
продуктивность |
5 |
0,01 |
1,88 |
0,69 |
8 |
0,97 |
1,78 |
0,80 |
гибкость |
5 |
0,01 |
2,81 |
0,01 |
8 |
0,79 |
1,54 |
0,13 |
оригинальность |
3 5 |
-1,11 0,01 |
-2,08 -2,55 |
0,05 0,05 |
4 |
-0,62 |
-1,26 |
0,25 |
разработанность |
4 |
-2,46 |
-2,48 |
0,02 |
6 |
0,68 |
3,40 |
0,001 |
общая оценка |
1 |
0,34 |
2,47 |
0,02 |
8 |
1,06 |
1,93 |
0,06 |
Шк. Зрелость: внимательность |
7 |
2,74 |
3,35 |
0,002 |
6 |
0,42 |
2,62 |
0,01 |
внутренний план |
6 9 |
0,08 – 0,23 |
2,10 -2,27 |
0,04 0,03 |
9 |
-0,16 |
-1,59 |
0,10 |
зрительная память |
6 9 |
0,17 -,045 |
2,71 -2,76 |
0,01 0,001 |
9 |
-0,26 |
-1,54 |
0,10 |
наглядно-образное мышление |
6 8 |
0,17 -0,66 |
2,09 2,19 |
0,05 0,04 |
2 3 |
0,16 - 0,53 |
2,35 -2,32 |
0,03 0,03 |
комбинаторика |
6 7 |
0,18 0,99 |
2,74 3,40 |
0,01 0,002 |
6 5 |
0,19 -0,04 |
3,32 -2,29 |
0,002 0,03 |
Примечание. Обозначения предикторов: 1 и 2 – НИП и ОИП матери, 3 и 4 – экстраверсия
и нейротизм матери, 5 – вес ребенка при рождении, 6 –
индекс умственного развития (MDI); 7, 8, 9 – поведенческая
шкала Бейли (IBR; ориентация на задание, активность,
аффект/экстраверсия). Все показатели относятся к возрасту I. В – коэффициент уравнения регрессии.
весьма информативных случаях: индивидуальные оценки
интеллекта, полученные в двухлетнем возрасте, оказываются предикторами
интеллекта в семь – восемь лет (р<0,001;
р<0,05) и успешности решения одного из субтестов школьной зрелости (ШЗ) – «сложение квадратов»,
диагностирующего комбинаторные способности (р<0,01;
р<0,002). Кроме того, в качестве предиктора
успешности выполнения двух других субтестов ШЗ –
диагностики внутреннего плана действий и особенностей памяти – выделился
поведенческий параметр двухлетнего возраста – аффект/экстраверсия. Однако,
поскольку в одной из подгрупп р<0,1
(во второй р<0,03 и р<0,001), здесь можно говорить
лишь об определенной тенденции.
Наконец, успешность выполнения корректурной пробы ШЗ (диагностика умственной
работоспособности – внимательности) имеет своим предиктором разные, но коррелирующие между собой (r=0,400, р<0,05) признаки: индекс умственного
развития (MDI) – в одной подгруппе и оценку ориентации на задание
(шкала IBR) – во второй. Последняя включает в себя
реакции на объекты,
49
целенаправленность и фиксацию внимания, т.е.
психологические характеристики, участвующие в решении когнитивных задач как
необходимые личностные переменные.
Корреляции теоретически
полученных предикторов и эмпирических оценок (Я) достигают уровня значимости в
15 случаях из 22 (табл. 2). Величины значимых коэффициентов колеблются в
пределах 0,410 – 0,755 в первой подгруппе и 0,347 – 0,556 во второй. Это
означает, что совместная вариативность этих оценок описывает от 13 до 57% общей дисперсии, – вполне
обнадеживающий для дальнейших поисков результат.
Зависимая переменная (отклик) |
I подгруппа |
II подгруппа |
||||||||
Предиктор |
R |
Своб. член |
Ст. откл. ост. |
p< |
Предиктор |
R |
Своб. член |
Ст. откл. ост. |
p< |
|
Интеллект
|
6 |
0,561 |
51,2 |
7,68 |
0,000 |
6 |
0,347 |
75,4 |
8,67 |
0,05 |
Креативность: продуктивность |
5 |
0,325 |
38,8 |
7,48 |
0,07 |
8 |
0,310 |
35,7 |
8,77 |
0,10 |
гибкость |
5 |
0,456 |
32,6 |
7,21 |
0,008 |
8 |
0,270 |
39,5 |
8,30 |
0,13 |
оригинальность |
3; 5 |
0,469 |
51,2 |
10,67 |
0,003 |
4 |
0,220 |
64,5 |
11,95 |
0,21 |
разработанность |
4 |
0,412 |
83,3 |
24,10 |
0,02 |
6 |
0,530 |
-14,7 |
15,49 |
0,001 |
общая оценка |
1 |
0,410 |
24,9 |
7,74 |
0,02 |
8 |
0,334 |
38,3 |
8,89 |
0,06 |
Школьн. зрелость: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внимательность |
7 |
0,522 |
5,5 |
11,75 |
0,002 |
6 |
0,432 |
8,9 |
12,21 |
0,01 |
внутренний план |
6; 9 |
0,515 |
1,7 |
2,44 |
0,01 |
9 |
0,278 |
8,2 |
2,23 |
0,12 |
зрительная память |
6; 9 |
0,600 |
0,76 |
4,00 |
0,002 |
9 |
0,270 |
15,6 |
3,74 |
0,13 |
наглядно–образное мышление |
6; 8 |
0,511 |
5,7 |
5,29 |
0,01 |
2; 3 |
0,503 |
5,3 |
4,79 |
0,01 |
комбинаторика |
6; 7 |
0,755 |
-27,3 |
3,60 |
0,000 |
5,6 |
0,556 |
–4,52 |
4,24 |
0,005 |
Самые высокие корреляции – в
тех случаях, когда предикторами оказываются индекс умственного развития (MDI)
вместе с оценками особенностей поведения – ориентацией на задание, активностью,
эмоциональностью (R от
0,511 до 0,755). В таких случаях R выше и надежнее,
чем при единственном предикторе из поведенческой шкалы. Иначе говоря,
совместное действие пары предикторов, включающих и когнитивную, и личностную
переменную, дает более надежное предсказание; во всяком случае, это справедливо
для оценки школьной зрелости. Это тем более интересно, что объединяются
практически независимые переменные: фенотипические корреляции индекса
умственного развития с двумя из трех оценок поведения приближаются к нулю
(0,049; 0,156). Более того, каждый из них отдельно имеет низкие, не значимые
связи с оценками школьной зрелости: корреляции MDI с четырьмя субтестами ШЗ равны 0,175; 0,235; 0,260 и 0,296; только с последним субтестом, диагностирующим комбинаторные способности, r=0,519 (p<0,01).
Еще ниже корреляции поведенческой шкалы: 6 из 15 коэффициентов меньше 0,10;
только эмоциональность имеет одну значимую корреляцию с оценкой
50
мнемической функции (r=-0,335,
р<0,05) и
ориентация на задание – с комбинаторными способностями (r=0,448,
p<0,01) и внимательностью (r=0,407;
р<0,05). Кластерный анализ матрицы интеркорреляций также развел их по разным группам. Поэтому
можно полагать, что именно результирующая двух
независимых факторов дает достаточно надежное предсказание школьной зрелости.
Иная ситуация – с прогнозом
интеллектуального развития. Здесь выделился единственный предиктор – индекс
умственного развития в два года. Межвозрастная
корреляция оценок интеллекта равна 0,423 (р<0,01);
они вместе с двумя другими показателями вошли в один кластер на уровне
объединения 0,332 (р<0,05), и – что, может
быть, наиболее важно – корреляция предсказанных и эмпирических оценок равна
0,561 (р<0,0001) в одной подгруппе и 0,347
(р<0,05) в другой.
Последнее, на что надо
обратить внимание: характеристики матери только четыре раза вошли в перечень
надежных предикторов. Ее экстраверсия совместно с общим интеллектом
прогнозирует уровень сформированности наглядно-образного
мышления в батарее тестов ШЗ (R=0,503, р<0,01), совместно с весом при рождении –
один из параметров креативности (R=0,469,
р<0,003), а невербальный интеллект матери –
общую оценку креативности ребенка ( R
=0,410, р<0,02).
Фенотипические корреляции
интеллекта матерей с интеллектуальным развитием детей с возрастом снижаются: в
возрасте I НИП, ВИП и ОИП матери коррелируют
с оценками MDI на уровне 0,447; 0,338 и 0,402 (р<0,01 и р<0,05);
в возрасте II аналогичные корреляции низки и не значимы: 0,298;
0,265; 0,261 (р>0,05). Экстраверсия и нейротизм матери с интеллектом детей в обоих возрастах
имеют практически нулевые связи.
То же – и с
школьной зрелостью: среди 25 корреляций субтестов
этой батареи с характеристиками матери нет ни одной статистически надежной.
Вместе с тем ШЗ связана с оценками интеллекта самих детей в этом возрасте: субтесты ШЗ, диагностирующие развитие зрительной
опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и комбинаторных способностей
коррелируют с баллами интеллекта по шкале Стенфорд – Бине (r=0,328;
0,471 и 0,412; р<0,05;
р<0,01).
По-видимому, материнские индивидуальные характеристики сами по себе
существенны для психического развития ребенка лишь в первые годы жизни; далее
их влияния опосредствуются другими факторами.
Последнее, что нам предстоит
рассмотреть, – это вопрос о том, играют ли какую-нибудь роль в формировании
цепочки предиктор – отклик генетические факторы.
Прежде всего, каково
соотношение генетической и средовой дисперсии в изменчивости исследованных
индивидуальных характеристик? Ответ – в табл. 3.
Анализируя эту таблицу,
необходимо иметь в виду следующее: а) метод близнецов, будучи использован без
сочетания с другими методами, не позволяет надежно выделить долю доминантной
генетической дисперсии, и потому целесообразно Ga и Gd рассматривать вместе; б) поскольку число компонент
дисперсии превышает число изученных классов родственников, некоторые компоненты
приравнивались нулю [15];
в) в тех случаях, когда соотношение внутрипарного
сходства не позволяло выбрать один вариант решения, были получены два – они
приведены в табл. 3.
51
Обратим внимание на два
момента. Во-первых, за исключением двух при- знаков –
оценок внимательности и интеллекта в возрасте 11 – изменчивость всех остальных
в большей или меньшей мере определяется фактора- ми наследственности; их вклад
колеблется в пределах 21 – 92%. Во-вторых,
умственное развитие в возрасте 1 почти полностью детерминируется наследственностью
(92% дисперсии), а в возрасте 11 – средой (94%), при- чем в основном
систематической общесемейной (77%). В поведенческой шкале (возраст 1)
применительно к
изучаемого
набора признаков
Признаки |
rmz |
rdz |
Ga |
Gd |
Ec |
Ecmz |
Ew |
|
Возраст I |
Интеллект (MDI) |
0,924 |
0,427 |
78 92 |
14 0 |
0 0 |
0 0 |
8 8 |
Шкала повед. на задание (IBR): ориентация активность аффект/экстрав. |
0,793 |
0,037 |
7 76 |
0 0 |
0 0 |
72 0 |
21 24 |
|
0,445 |
0,342 |
21 |
0 |
24 |
0 |
55 |
||
0,691 |
0,483 |
42 |
0 |
27 |
0 |
31 |
||
Возраст II |
Интеллект (IQ) |
0,827 |
0,798 |
6 |
0 |
77 |
0 |
17 |
Креативность: продуктивность гибкость оригинальность разработанность общая оценка |
0,361 |
0,256 |
21 |
0 |
15 |
0 |
64 |
|
0,467 |
-0,015 |
39 |
0 |
0 |
0 |
61 |
||
0,331 |
0,128 |
18 32 |
15 0 |
0 0 |
0 0 |
67 68 |
||
0,439 |
0,309 |
27 |
0 |
17 |
0 |
56 |
||
0,625 |
0,407 |
44 |
0 |
19 |
0 |
37 |
||
Школьн. зрелость: внимательность внутренний план зрительная память наглядно-образное мышление комбинаторика |
0,063 |
0,053 |
2 |
0 |
4 |
0 |
94 |
|
0,370 |
0,192 |
37 |
0 |
0 |
0 |
63 |
||
0,784 |
0,230 |
14 77 |
65 0 |
0 0 |
0 0 |
21 |
||
0,499 |
0,262 |
50 |
0 |
0 |
0 |
50 |
||
0,788 |
0,446 |
68 |
0 |
10 |
0 |
21 |
Примечание: rmz, rdz – внутриклассовые
корреляции; Ga и Gd – соответственно вклад аддитивной и доминантной генетической компоненты;
Ес – вклад систематической общесемейной среды;
Есmz – вклад
специфической среды МЗ пар близнецов; Еw – вклад индивидуальной
среды.
Обратим внимание на два
момента. Во-первых, за исключением двух признаков – оценок внимательности и
интеллекта в возрасте II – изменчивость всех
остальных в большей или меньшей мере определяется фактора-
ми наследственности; их вклад колеблется в пределах 21 – 92%. Во-вторых, умственное развитие в возрасте I почти
полностью детерминируется наследственностью (92% дисперсии), а в возрасте II –
средой (94%), при- чем в основном систематической общесемейной (77%). В
поведенческой
52
шкале (возраст I) применительно к одному ее
компоненту возможны два противоположных решения (либо 76% Ga, либо
72% Есmz);
изменчивость двух других имеет умеренную генетическую составляющую (G=42%
и 21%).
Компоненты креативности в большей мере определяются внутрисемейной
(индивидуальной) средой: ее вклад равен 37 – 68%, а вместе с систематической
общесемейной 56 – 79%. Наибольшая генетическая дисперсия – в изменчивости общей
оценки креативности (44%).
Вариативность тех
психологических переменных, которые лежат за тестами ШЗ, имеет очень
различающиеся детерминанты: умственная работоспособность (внимательность)
полностью определяется индивидуальной средой (94%). Зрительная память и
комбинаторные способности в большей мере – наследственностью (77 – 79% в первом
случае, 68% – во втором).
Таким образом, среди четырех
признаков, описывающих индивидуальность в раннем возрасте, которые были приняты
за независимые переменные, вариативность одного – умственного развития – почти
полностью определяется генетическими факторами, и еще один –
аффект/экстраверсия – имеет 42% генетической
дисперсии; поведенческая активность в основном зависит от вариативности
средовых условий. Применительно к параметру «ориентация на задание»
однозначного решения нет.
Последнее, на чем необходимо
остановиться, – это межвозрастные генетические
корреляции. Их величины должны ответить на вопрос о том, существует ли
некоторый общий генетический фактор, связывающий предиктор и отклик. В табл. 4
отражены межвозрастные генетические корреляции в
парах предиктор – отклик для тех случаев, когда предиктор выделился
статистически надежно хотя бы в одной подгруппе и относится к психологическим
особенностям ребенка в возрасте I.
Таблица 4
Фенотипические и генетические корреляции
в парах признаков предиктор — отклик
Пары признаков
|
Фенотипические корреляции |
Генетические корреляции |
||
Возраст I
|
Возраст II
|
r |
p< |
rG |
Умственное развитие — Интеллект
|
0,423 |
0,01 |
0,457 |
|
Умственное развитие — ШЗ
внутренний план |
0,235 |
- |
0,574 |
|
Умственное развитие — ШЗ
память
|
0,260 |
- |
0,322 |
|
Умственное развитие — ШЗ
наглядно-образное мышление |
0.296 |
- |
0,486 |
|
Умственное развитие — ШЗ
комбинаторика |
0,519 |
- |
0,690 |
|
Аффект/экстраверсия — ШЗ
внутренний план |
-0,296 |
- |
-0,816 |
|
Аффект/экстраверсия — ШЗ
память |
-0,335 |
0,05 |
-0,472 |
|
Активность — ШЗ
наглядно-образное мышление |
-0,092 |
- |
-0,211 |
|
Ориентация на задание — ШЗ
комбинаторика |
0,448 |
0,01 |
0,592 |
|
53
относится к психологическим особенностям ребенка в
возрасте I.
Хотя упрощенная
интерпретация генетических корреляций как доказательства действия общей для
двух признаков генной системы вызывает некоторые сомнения [26], о наличии той или иной общей
генетической основы они все же говорят. Как следует из
табл. 4, в большинстве случаев предикторы связаны со
своими откликами именно генетическими связями, хотя величина последних сильно
колеблется.
Изложенный материал
необходимо принимать как лишь первый шаг к поискам предикторов индивидуального
развития. Однако он, на наш взгляд, позволяет наметить пути дальнейших исследований.
С этой
точки зрения наиболее интересные результаты заключаются в следующем: 1)
построение системы предикторов умственного развития с преддошкольного
возраста на младший школьный возможно; 2) хотя надежность предсказания для
разных предикторов колеблется в широких пределах, в некоторых случаях она
достигает неплохого уровня; 3) наиболее информативными предикторами оказываются
особенности самого ребенка в раннем возрасте; 4) информативность
предиктора выше в двух случаях: если он относится к той же психологической
функции, что и отклик, и если он объединяет действие
по крайней мере двух факторов, т.е. имеет комплексную природу; 5) надежно
выделяемые предикторы, по-видимому, связаны со своими откликами общими
генетическими факторами.
1. Баринов
А.А., Дворяшина М.Д. Интеллект и его измерение //
Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном
исследовании студентов. Л., 1976.
2. Белова
Е.С., Ищенко Е.П. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе
психологических исследований // Дошк. восп. 1994. № 9. С. 54 – 57.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических
функций. М., 1960.
4. Гавриш Н.В. и соавт.
Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и
генотипическая обусловленность // Мозг и психическая деятельность. М., 1984.
5. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод
исследования личности в клинике // Методы психологической диагностики и
коррекции в клинике. Л., 1983.
6. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный
анализ. М., 1986.
7. Егорова
М.С., Марюшина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопр. психол.
1992. № 5 – 6. С. 5 – 15.
8. Ищенко
И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4 – б
лет: Канд. дис., М., 1993.
9. Ищенко
И.П., Белова Е.С. Исследование одаренности в дошкольном возрасте // Школа
здоровья. 1995. № 3.
10. Кириакиди Э.Ф. Генотип-средовые
соотношения в индивидуальности ребенка преддошкольного
возраста: Канд. дис. М., 1994.
11. Кириакиди Э.Ф., Искольдский
Н.В. Опыт адаптации методики Н. Бейли // Новые
исследования в психологии. 1990. № 1. С. 8 – 11.
12. Леонтьев
А.Н. К теории развития психики ребенка // Сов. педагогика. 1945. № 4. С. 3 – 12.
13. Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
14. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной
зрелости. Обнинск, 1992.
15. Лильин Е.Т., Трубников В.И., Ванюков М.М.
Введение в современную фармакогенетику.
М., 1984.
16. Поляков Ю.Ф. и соавт. Построение психологических предикторов
генетического риска возникновения шизофрении в отягощенных семьях // Соц. и
клин. психиатр. 1993. Т. 3. Вып. 2. С. 6 – 12.
17. Трубников В.И., Алфимова М.В.
Наследуемость психологических признаков в семьях больных шизофренией и их
использование для оценки риска заболевания // Генетика. 1994. Т. 30. № 5. С.
695 – 701.
18. Шумакова
Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Фигурная форма А
теста творческого мышления П. Торренса – ТТСТ:
Методические рекомендации. М., 1990.
19. Шумакова Н.Б, Щебланова
Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием
тестов П. Торренса у младших школьников // Вопр. психол. 1991. № 1. С.27— 32.
20. Bayley N. On
the growth of intelligence // Amer. Psychologist. 1955. V.
10. P. 805 — 818.
21. Benson J.B. et al. Rapid assessment of infant predictors of adult IQ: Midtwin
— midparent analysis // Devel.
Psychol.
1993. V. 29. N 3. P. 434 —
447.
22. Boomsma
D.I. Current status and future prospects in twin studies of the development
of cognitive abilities: Infancy to old age//Twins as a tool of behavioral
genetics / Bouchard T.Y., Propping P. (eds.) N.Y.: Wiley, 1993. P. 67 — 85.
23. Bernstein M.H., Sigman M.D. Continuity in mental development from
infancy // Child. Devel. 1986. V. 57. P. 251 — 274.
24.
25. Brody N. Personality
in search of individuality. N.Y.: Acad. Press, 1988.
26. Carey G. Inference
about genetic correlation // Behav. Genet. 1988. V. 18. P. 329 — 338.
27. DiLalla
L.F. et al. Infant predictors of preschool and adult IQ: A study of infant
twins and their parents // Develop. Psychol. 1990. V. 26. P. 759 — 769.
28. Emde
R.N., Harmon R.Y. (eds.) Continuities and discontinuities in development.
N.Y.: Plenum Press, 1984.
29. Eysenck
H., Eysenck M. Personality and individual
differences. N.Y.: Plenum Press, 1984.
30. Goldsmith H.H.
Continuity of personality: A genetic perspective // Continuities and
discontinuities in development / Emde R.N., Harmon
R.Y. (eds.) N.Y.: Plenum Press, 1984. P. 403 — 414.
31. Gustin
W.C.,
32. Herrero
M.E., Hechtman L., Weiss G. Antisocial disorders
in hyperactive subjects from childhood to adulthood: Predictive factors and
characterization of subgroups // Amer. J. Orthopsychiat.
1994. V. 64(4). P. 510 — 521.
33. Kagan
J. Change and continuity. N.Y.: Wiley. 1971.
34. Majnemer
A., Rosenblatt B., Riley P. Predicting outcome in high-risk newborns with a
neonatal behavioral assessment // Amer. J. Occup. Therapy, 1994. V. 487. N 87. P. 723 — 732.
35. Mouw
J., Khanna R. Prediction of academic success: A
review of the literature and some recommendation // College Student J. 1993. V.
27(3). P. 328 — 336.
36. Olweus D. The stability of aggressive reaction pattern in human males: A review //
Psychol. Bull. 1979. V. 86. P. 852
— 875.
37. Pedersen N.L. Genetic
and environmental continuity and change in personality // Twins as a tool of
behavioral genetics / Bouchard T.Y., Propping P. (eds.) N.Y.: Wiley, 1993. P. 147 — 165.
38. Pianta
R.C., Egeland B. Predictors of instability in
children’s mental test performance at 24, 48, 96 months // Intelligence. 1994.
V. 18. P. 145 — 163.
39. Plomin
R. Development, genetics and psychology. N.Y.: Lawrence, Eribaum, 1986.
40. Plomin
R., DeFries J.C., Fulker
D.W. Nature and nurture during infancy and childhood.
41. Rose S.A., Feldman J.F.,
Wallace J.F. Individual differences in infants' information processing:
Reliability, stability and prediction // Child. Devel. 1988. V. 59. P. 1177 — 1197.
42. Steptoe A., Wardle J.
Cognitive predictors of health behaviour in
contrasting regions of Europe // European Perspective in Clinical and Health
Psychology / Brewin C.R., Steptoe A., Wardle J.
(eds.) 1992. P.101 — 118.
44. Storfer
M. Giftedness and intelligence. The contributions of
heredity and early environment. N.Y.: Jossey-Bass
Publishers, 1990.
45. Trubnikov
V. et al. Neurophysiological and psychological
predictors of genetic risk for schizophrenia // Behav.
Genet. 1993. V. 23. N 5. P. 455— 459.
46. Wilson R.S. Analysis
of longitudinal twin data // A. Ge.
47. Wilson R.S. The
Поступила в редакцию 30.VIII
1995 г.