115
ДИХОТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ ИНТЕРНАТА
ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Л.Г. БЫКОВА, К.Г. КРАВЦОВ, О.А. ГУЛИНСКАЯ, М.А. КУЛИКОВ
Целью
данной работы является попытка с помощью теста дихотического
прослушивания выявить особенности восприятия слепых и слабовидящих детей в
процессе их обучения, с тем чтобы в дальнейшем
оптимизировать этот процесс.
Работами
многих ученых показано, что левое и правое полушария функционально различны [9], [10],
[11], [12]. У
здоровых людей логико-знаковое мышление и тонкий двигательный контроль связаны
с механизмами левого, а образное, пространственно-зрительное мышление — с
механизмами правого полушария. Правое полушарие отвечает также за способности к
музыке и улавливает интонационные особенности речи. Обработка информации левым
полушарием осуществляется последовательно, а правым — одномоментно.
В
случае потери зрения начинают проявлять себя компенсаторные процессы, которые,
по мнению А.А. Быкова и И.А.
Костюшиной [З], идут в двух направлениях: по
линии совершенствования оставшихся видов чувствительности и по линии
перестройки их взаимодействия. А.П. Багдонас с соавт, [1], исследуя психоакустические
функции зрячих, слепых и слабовидящих, отмечают несомненное превосходство этих
функций у инвалидов по зрению.
Дихотическое тестирование, проведенное в динамике, способно дать информацию не только
о межполушарной асимметрии (МПА), но и об объеме памяти и эффективности
запоминания у слепых и слабовидящих детей в сравнении с теми же показателями у
зрячих. В научной литературе мы не обнаружили подобных исследований.
В психофизиологических исследованиях участвовали 94 ученика младших классов (правши): 39 слепых и слабовидящих из интерната для слепых и 55 детей из общеобразовательной школы. Применялась методика дихотического прослушивания. Дихотическое тестирование проводилось в начале, середине и в конце учебного года. Испытуемым со стереомагнитофона через стереонаушники на оба уха одновременно предъявляли по два разных односложных слова, ставя перед ними задачу слушать слова с двух сторон с одинаковым вниманием. Слова предъявляли сериями по 4 пары слов в каждой. Всего давалось 10 серий, после чего наушники меняли местами для исключения возможного влияния технических артефактов и исследование повторяли. Таким образом,
116
весь
список составлял 160 слов. По предварительной инструкции в интервалах между
сериями испытуемые воспроизводили слова теста в максимальном объеме. Правильно
названные слова и ошибки фиксировались в протоколе. Более подробно эта методика
изложена в статье [5]. Коэффициент межполушарной
асимметрии (коэффициент правого уха — КПУ) рассчитывали по общепринятой
формуле:
где
П — число слов, воспринятых правым ухом, а Л — число
слов, воспринятых левым ухом. Коэффициент эффективности запоминания (КЭ),
связанный отрицательной зависимостью с количеством ошибок, допускаемых
испытуемым, определялся по формуле, предложенной Б.С. Котик [7]:
где
Пам — память, определяемая по количеству правильно
названных слов, услышанных с обеих сторон, О — количество ошибок.
По
окончании учебного года при помощи рангового коэффициента коррекции Спирмена была определена степень связи параметров дихотического теста с успеваемостью по основным предметам.
Статистическая
достоверность при обработке результатов определялась по критерию Стьюдента.
1. Сравнительный анализ числа учащихся с
положительным и отрицательным КПУ в сопоставляемых группах в процессе обучения
Исследования
асимметрии полушарий у учеников интерната для слепых и общеобразовательной
школы в первых трех классах в течение года показали,
что в начале учебного года в обеих группах первоклассников у большинства
учеников (около 60%) по отношению к речевым функциям доминирует левое полушарие
(табл. 1А). Учеников с отрицательным КПУ, т.е. с доминированием правого
полушария, было около 40% (табл. 1Б). Поскольку отличие этих долей от 50% в
обоих случаях было статистически недостоверным, можно говорить о некотором
балансе числа учеников I класса с положительным и отрицательным КПУ в начале
учебного года. К концу года в I классе появляется тенденция к увеличению числа
учеников с доминированием левого полушария (табл. 1А) в обеих группах (около
70%). Количество же учеников с доминированием правого полушария уменьшается до
28% в группе учащихся интерната для слепых и до 25% в группе учеников
общеобразовательной школы, что статистически достоверно отличается от 50% при р<0,01 и р<0,05
(табл. 1Б).
Таблица
1
Число учеников (в %) с положительным (А) и отрицательным (Б) КПУ
Учебный год |
Группа |
I класс
|
II класс |
III класс |
|||||||||
п |
КПУ |
р1 |
р2 |
п |
КПУ |
р1 |
р2 |
п |
КПУ |
р1 |
р2 |
||
Начало |
ИС |
18 |
61,1±11,5 |
_ |
_ |
10 |
70,0±14,5 |
_ |
|
11 |
54,6±15,0 |
|
|
ОШ |
19 |
57,9±11,3 |
|
|
15 |
6б,7±12,2 |
|
|
21 |
85,7±7,6 |
<0,1 |
<0,001 |
|
Середина |
ИС |
18 |
66,7±11,1 |
_ |
_ |
10 |
60,0±15,5 |
_ |
|
11 |
63,6±14,5 |
_ |
|
ОШ |
16 |
62,5±12,1 |
|
|
15 |
60,0±12,7 |
|
|
20 |
80,0±8,9 |
|
<0,01 |
|
Конец |
ИС |
18 |
72,2±10,6 |
_ |
<0,1 |
8 |
50,0±17,7 |
_ |
|
11 |
81,8±11,6 |
_ |
<0,05 |
ОШ |
16 |
68,8±11,6 |
|
<0,1 |
15 |
66,7±12,2 |
|
<0,1 |
20 |
70,0±10,3 |
|
<0,1 |
|
Б |
|||||||||||||
Начало |
ИС |
18 |
38,8±11,5 |
_ |
|
10 |
20,0±12,7 |
_ |
<0,05 |
11 |
36,0±14,5 |
|
<0,001 |
ОШ |
19 |
42,1±11,3 |
|
|
15 |
33,3±12,2 |
|
|
21 |
9,0±б,2 |
<0,1 |
|
|
Середина |
ИС |
18 |
27,8±10,6 |
_ |
<0,1 |
10 |
30,0±14,5 |
_ |
|
11 |
36,4±14,5 |
_ |
|
ОШ |
16 |
37,5±12,1 |
|
|
15 |
26,7±11,4 |
|
|
20 |
20,0±8,9 |
|
<0,01 |
|
Конец |
ИС |
18 |
27,8±10,6 |
_ |
<0,01 |
8 |
50,0±17,7 |
_ |
|
11 |
18,2±11,6 |
_ |
<0,05 |
ОШ |
16 |
25,0±10,8 |
|
<0,05 |
15 |
33,3±12,7 |
|
|
20 |
20,0±8,9 |
|
<0,01 |
Примечание: п
— число учеников; р1 —
достоверность различия между группами; р2
— достоверность отличия доли от 50%; ИС — учащиеся интерната для слепых; ОШ — ученики
общеобразовательной школы.
Во
всех трех классах при трехкратном измерении КПУ в начале, в середине и в конце
года процент учеников как с положительным, так и с
отрицательным КПУ в обеих группах изменялся статистически недостоверно. Лишь в III
классе в начале учебного года наметилась тенденция появления положительного КПУ
у большего числа учеников общеобразовательной школы в сравнении с учащимися
интерната для слепых (табл. 1А). В отношении числа учеников с отрицательным КПУ
эта тенденция в начале третьего года обучения имела обратный характер (табл.
1Б). Данное наблюдение позволяет говорить о том, что доминирование по отношению
к речевым функциям левого полушария в начале учебного года в Ш классе в
117
группе здоровых детей
встречается у большего процента учащихся, чем в группе слепых и слабовидящих. К
концу учебного года число учеников с положительным КПУ достигает 82 и 70% в
интернате для слепых и в общеобразовательной школе соответственно, т.е.
различие между группами по этому показателю сглаживается. В
обеих группах в III классе все заметнее становится преобладание учащихся с
положительным КПУ и уменьшение доли учащихся с отрицательным КПУ, т.е.
изначальный баланс числа учеников с положительным и отрицательным КПУ
нарушается к началу и середине третьего учебного года для учеников
общеобразовательной школы, а к концу этого года для обеих групп показатели
смещаются в сторону доминирования левого полушария у большинства
учеников при р<0,001; р<0,01; р<0,1; р<0,05 соответственно (табл. 1А).
2. Сравнительный анализ динамики параметров дихотического теста в обеих группах в течение учебного года
А. Асимметрия полушарий (КПУ). Средние
значения КПУ по всем трем классам группы учеников интерната для слепых не
выходят за пределы 10%. В течение года ни в одном из
118
этих классов не наблюдалось
достоверного изменения среднего значения КПУ.
Средние
значения КПУ по тем же классам группы учащихся общеобразовательной школы были в
основном выше, хотя без достоверного отличия от группы учеников интерната для
слепых (табл. 2). В процессе обучения во II классе у учеников
общеобразовательной школы появляется тенденция к уменьшению среднего значения
КПУ с 12,2±4,6 в середине года до 6,6±3,0% в конце года. В Ш классе эта
динамика становится еще более заметной: от 24,б±5,2 в начале года до 16,6±3,9 в
середине и 7,3±2,7 к концу года при р=0,002.
Таблица 2
Динамика средних значений КПУ (в
%)
Учебный год |
Группа |
I класс |
II класс |
III класс |
Различия между
классами |
Группа |
Учебный год |
Различия по частям
учебного года |
|||||||||||
n |
КПУ |
p |
N |
КПУ |
p |
n |
КПУ |
p
|
I — II |
II-III |
I-III |
I |
II |
III |
|||||
Начало |
ИС |
18 |
8,2±8,5 |
- |
10 |
4,0±4,7 |
- |
11 |
8,0±7,3 |
Т
|
- |
- |
- |
ИС
|
Начало- конец |
- |
- |
- |
|
ОШ |
16 |
13,9±9,7 |
|||||||||||||||||
15 |
13,5±5,4 |
20 |
24,6±5,2 |
- |
- |
- |
Середина - конец |
- |
- |
- |
|||||||||
Середина |
ИС |
20 |
8,6±б,9 |
- |
10 |
4,5±6,4 |
- |
11 |
9,5±4,8 |
- |
- |
- |
- |
Начало - середина |
- |
- |
- |
||
ОШ |
16 |
11,3±7,2 |
15 |
12,2±4,6 |
20 |
16,б±3,9 |
- |
- |
- |
||||||||||
ОШ
|
Начало- конец |
- |
- |
Т |
|||||||||||||||
Конец |
ИС |
18 |
5,8±5,0 |
- |
8 |
4,7±3.9 |
- |
11 |
6,8±3,1 |
- |
- |
- |
- |
Середина - конец |
- |
Т |
+** |
||
ОШ |
16 |
2,б±6,5 |
15 |
6,6±3,0 |
20 |
7,3±2,7 |
- |
- |
|
Начало – середина |
- |
- |
+** |
Примечание к табл. 2, 3, 4, 5: +* —
зависимость достоверна при 0,01<р£0,05;
+** — зависимость достоверна при 0,001 <р£0,01;
+0 — зависимость достоверна при р£0,001;
-* — зависимость недостоверна; Т—тенденция при 0,05<р£0,1; р —коэффициент корреляции.
Б. Память (Пам).
Средние значения объема памяти в группе учеников интерната для слепых были
почти всегда выше, чем в группе учащихся общеобразовательной школы. Однако
достоверное различие объема памяти между обеими группами наблюдалось только в
начале года во II и в Ш классах при р=0,005 и р=0,02
соответственно. При всех остальных измерениях во всех классах статистически
достоверного различия значений Пам между группами не
выявлено.
В
течение года увеличение объема памяти наблюдалось во всех трех классах обеих
групп, часто с высоким уровнем достоверности (табл. 3).
В. Эффективность запоминания (КЭ). Хотя
средние значения коэффициента эффективности запоминания в группе учеников
интерната для слепых были выше, чем в группе
119
Таблица
3
Динамика средних значений объема памяти
Учебный год |
Группа |
I класс |
II класс |
Ill класс |
Различия между
классами |
Группа |
Учебный год |
Различия по частям учебного года |
|||||||||||
n |
Пам |
p |
n |
Пам. |
p |
n |
Пам. |
p
|
I - II |
II-III |
I-III |
I |
II |
III |
|||||
Начало |
ИС |
18 |
39,3±3,9 |
- |
10 |
51,8±3,2 |
- |
11 |
51,4±3,2 |
+*
|
+* |
- |
+* |
ИС
|
Начало- конец |
+* |
+* |
+0 |
|
ОШ |
16 |
39,3±2,5 |
|||||||||||||||||
15 |
40,4±2,0 |
20 |
42,9±1,9 |
- |
- |
- |
Середина –конец |
+* |
- |
Т |
|||||||||
Середина |
ИС |
20 |
45,6±2,7 |
- |
10 |
56,5±2,7 |
- |
11 |
58,5±3,2 |
- |
+** |
- |
+** |
Начало -середина |
+** |
- |
+0 |
||
ОШ |
16 |
46,3±3,0 |
15 |
50,9±2,5 |
20 |
52,9±2,1 |
- |
- |
Т |
||||||||||
ОШ
|
Начало- конец |
+0 |
+0 |
+0 |
|||||||||||||||
Конец |
ИС |
18 |
51,1±2,8 |
- |
8 |
57,9±1.9 |
- |
11 |
62,6±4,2 |
- |
- |
- |
+* |
Середина –конец |
+* |
+* |
+* |
||
ОШ |
16 |
49,5±3,4 |
15 |
55,7±2,0 |
20 |
56,4±2,2 |
- |
- |
Т |
Начало –середина |
+0 |
+0 |
+0 |
учеников общеобразовательной
школы при всех измерениях, достоверное различие между группами, как и в
отношении Пам, наблюдалось только во II и в III
классах в начале года.
В
середине и в конце третьего учебного года сохраняется лишь тенденция к различию
(р<0,1). Достоверное
увеличение средних значений КЭ в группе учащихся интерната для слепых в
середине и в конце учебного года по сравнению с началом наблюдалось только в I
классе при р=0,01 и р=0,02 соответственно. Во всех
остальных классах интерната в течение года КЭ значимо не менялся.
В группе
учащихся общеобразовательной школы достоверное увеличение КЭ в течение года
хотя и наблюдалось почти при всех измерениях во II и в III классах (табл. 4,
сопоставление сроков), однако уровень КЭ для группы учеников интерната для
слепых так и не был достигнут.
3. Сравнительный анализ динамики параметров дихотического теста по каждой группе от I к III классу
А. Асимметрия полушарий. Достоверных
различий средних значений КПУ между первыми тремя классами в начале, середине и
в конце учебного года в обеих группах не обнаружено (табл.2).
Б. Память. Средние значения Пам в интернате в Ш и во II классах в начале и в середине
года достоверно выше, чем в I классе (табл. 3).
Средние
значения Пам в общеобразовательной школе также
увеличиваются от I к III классу. Однако при статистической обработке данных
оказалось, что это увеличение недостоверно, и в отношении этой группы можно
говорить лишь о появлении тенденции к увеличению объема памяти в середине и в
конце учебного года в III классе по сравнению с I.
120
Таблица 4
Динамика средних значений коэффициента эффективности (в
%)
Учебный год |
Группа |
I класс |
II класс |
III класс |
Различия между классами |
Группа |
Учебный год |
Различия по частям учебного года |
|||||||||||
n |
КЭ |
p |
n |
КЭ |
p |
n |
КЭ |
p
|
I - II |
II-III |
I-III |
I |
II |
III |
|||||
Начало |
ИС |
18 |
35,4±6,3 |
- |
10 |
54,3±9,3 |
+** |
11 |
60,1±6,5 |
+*
|
Т |
- |
+* |
ИС
|
Начало- конец |
+** |
- |
- |
|
ОШ |
16 |
32,5±8,0 |
|||||||||||||||||
15 |
22,0±6,5 |
20 |
28,0±5,7 |
- |
- |
- |
Середина –конец |
- |
- |
- |
|||||||||
Середина |
ИС |
20 |
47,0±5,1 |
- |
10 |
51,7±7,6 |
- |
11 |
56,5±5,3 |
Т |
- |
- |
- |
Начало –середина |
+* |
- |
- |
||
ОШ |
16 |
37,4±7,7 |
15 |
45,9±7,0 |
20 |
42,5±5,5 |
- |
- |
- |
||||||||||
ОШ
|
Начало- конец |
- |
+0 |
+* |
|||||||||||||||
Конец |
ИС |
18 |
48,1±6,2 |
- |
8 |
62,1±4,3 |
- |
11 |
58,4±4,2 |
Т |
- |
- |
- |
Середина –конец |
- |
Т |
- |
||
ОШ |
16 |
34,4±9,5 |
15 |
51,8±5,9 |
20 |
44,7±5,0 |
- |
- |
- |
Начало –середина |
- |
+0 |
+** |
В. Эффективность запоминания. Средние
значения КЭ в интернате при всех измерениях (в начале, в середине и в конце
учебного года), как правило, увеличиваются от I к III классу. Однако
достоверное увеличение КЭ обнаружено только в III классе по сравнению с I в
начале года (табл. 4). В отношении II класса можно было говорить только о
появлении тенденции к этому увеличению в сравнении с I классом. При всех
остальных измерениях увеличение КЭ оказалось статистически недостоверным. Еще
менее показательным в этом отношении было увеличение средних значений КЭ в
общеобразовательной школе.
4. Корреляционный анализ показателей дихотического теста и успеваемости учеников
При
анализе связи между показателями дихотического теста
и успеваемостью в качестве критерия успеваемости за соответствующую четверть
учебного года бралось среднее арифметическое баллов по основным предметам:
математике, русскому языку и чтению. При анализе корреляции в середине учебного
года средний балл по этим предметам подсчитывался по отметкам второй л третьей четвертей вместе. У большинства учеников интерната
и общеобразовательной школы показатели успеваемости зависели от объема Пам и КЭ. При большом объеме Пам
и высоком КЭ была хорошая успеваемость и, наоборот, при низких показателях Пам и КЭ успеваемость была слабая. Протокол первичной
обработки демонстрирует это наблюдение.
Хотя четырехбалльная система оценок успеваемости не давала
возможности провести более тонкое сопоставление показателей дихотического
121
теста с отметками, тем не менее статистическая обработка с определением рангового
коэффициента корреляции Спирмена показала, что такая
корреляция существует как отдельно между Пам и КЭ с
отметками, так и между Пам и КЭ непосредственно в I
классе общеобразовательной школы и в III классе интерната. Во II классе в
начале года и в III классе общеобразовательной школы в течение всего учебного
года обнаруживалась корреляция только между значениями КЭ и Пам.
Протокол первичной обработки
Зависимость между успеваемостью и параметрами теста
Параметры |
Интернат |
Общеобразовательная
школа |
||||||
Ученик |
Учебный
год |
Ученик |
Учебный
год |
|||||
Начало |
Середина |
Конец |
Начало |
Середина |
Конец |
|||
Пам |
П-н, III
класс |
71 |
80 |
92 |
В-н, I
класс |
53 |
60 |
68 |
КЗ (в %) |
95 |
90 |
86 |
83 |
85 |
81 |
||
Отметки |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
||
Пам |
К-ко, III
класс |
35 |
40 |
42 |
Р-ая, I
класс |
28 |
25 |
21 |
КЗ (в %) |
35 |
36 |
45 |
-19 |
-38 |
-47 |
||
Отметки |
Не аттестована |
2,7 |
3 |
3,3 |
3 |
3 |
||
Пам |
|
|
|
|
К-ва, Ш
класс |
64 |
77 |
75 |
КЗ (в %) |
|
|
|
|
64 |
93 |
74 |
|
Отметки |
|
|
|
|
5 |
5 |
5 |
|
Пам |
|
|
|
|
О-ий, III
класс |
32 |
45 |
56 |
КЗ (в %) |
|
|
|
|
-4 |
-1 |
26 |
|
Отметки |
|
|
|
|
3 |
3,5 |
3 |
В интернате
в I и П классах отметки не ставились, поэтому
корреляционный анализ проведен только для III класса. Данные корреляционного
анализа сведены в табл. 5.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Изучая
межполушарные взаимодействия у здоровых школьников, Ю.М. Пратусевич
и О.Н. Минервин [8] выделили среди них два
типа интеллектуальной работоспособности. Лица с первым типом лучше решали
словесно-логические задачи, со вторым типом — наглядно-конструктивные. Исходя
из знания о функциональном различии двух полушарий, можно предположить, что у
детей с первым типом больше активизировалось левое, а у детей со вторым типом
работоспособности — правое полушарие.
Согласно
литературным данным [2], [б], [10], [11], у большинства взрослых людей по отношению к
речевым функциям доминирует левое полушарие. Поскольку, по результатам наших
исследований, в I классе в начале учебного года не обнаруживается достоверного
различия в числе учеников с достоверным доминированием того или другого
полушария, то можно сказать, что это функциональное различие формируется
главным
122
образом в процессе обучения и
зависит как от особенностей индивида, так и от метода преподавания, основанного
в нашей и западной школе на логико-вербальном способе обучения. Казалось бы,
что при таком способе обучения у слепых детей МПА должна сместиться в сторону
доминирования левого полушария в большем проценте случаев, нежели у зрячих. Однако этого не происходит. Скорее мы видим
обратную, хотя и не достоверную картину. Средние значения КПУ
у слепых детей почти всегда, хотя и недостоверно, ниже, чем у зрячих, т.е. сдвиг
межполушарной активности в сторону активации левого полушария в группе учащихся
интерната для слепых меньше, чем в контрольной — группе учащихся
общеобразовательной школы (табл. 2). Это можно объяснить как
компенсаторным развитием правого полушария за счет его постоянной тренировки
при улавливании тонких интонационных характеристик речи, так и спецификой
обучения в интернате, где большое внимание уделяется музыкальному воспитанию и
развитию объемного пространственного мышления. О компенсаторной активности
мозга говорят и более высокие значения объема Пам и
КЭ в группе слепых детей при сравнении со зрячими
(табл. 3, 4).
Таблица 5
Корреляция между Пам,
КЭ и отметками
Учебный
год |
Сравниваемые показатели |
Интернат |
Общеобразовательная школа |
||||||||||
III класс |
I
класс |
II
класс |
III класс |
||||||||||
n |
p |
p |
п |
p |
p |
п |
p |
p |
п |
p |
p |
||
Начало |
КЭ-отметки |
9 |
0,54 |
|
16 |
0,46 |
Т |
15 |
0,18 |
|
20 |
-0,005 |
|
Пам-отметки |
9 |
0,81 |
+* |
16 |
0,49 |
Т |
15 |
0,36 |
— |
20 |
-0,18 |
— |
|
КЭ - Пам |
9 |
0,45 |
- |
16 |
0,7 |
+** |
15 |
0,58 |
+* |
20 |
0,72 |
+** |
|
Середина |
КЭ-отметки |
9 |
0,81 |
+* |
16 |
0,55 |
+* |
15 |
0,21 |
|
20 |
-0,37 |
Т |
Пам-отметки |
9 |
0,87 |
- |
16 |
0,67 |
+** |
15 |
0,18 |
- |
20 |
-0,33 |
- |
|
КЭ - Пам |
9 |
0,83 |
+** |
16 |
0,79 |
+** |
15 |
0,41 |
- |
20 |
0,57 |
+** |
|
Конец |
КЭ-отметки |
9 |
0,73 |
+* |
16 |
0,51 |
+* |
15 |
0,33 |
|
20 |
-0,23 |
|
Пам-отметки |
9 |
0,73 |
+* |
16 |
0,69 |
T |
15 |
0,15 |
— |
20 |
-0,22 |
- |
|
КЭ - Пам |
9 |
0,68 |
+* |
16 |
0,8 |
+** |
15 |
-0,02 |
— |
20 |
0,51 |
+* |
Положительная
корреляция, обнаруживаемая часто между объемом Пам,
КЭ и успеваемостью в обеих группах, дает возможность рекомендовать родителям, воспитателям
дошкольных учреждений, а также учителям начальной школы обращать особое
внимание на развитие у детей памяти.
Эффективность
запоминания зависит как от внимания испытуемого, так и от его функционального
состояния [4], [13].
Снижение КЭ может сигнализировать об утомлении учащегося и необходимости
откорректировать для него учебную нагрузку.
Составление карт дихотического тестирования на каждого ученика по КПУ, Пам и КЭ может дать объективную информацию об особенностях его восприятия и
123
его
восприятия и потенциальных возможностях, что будет способствовать индивидуализации
процесса обучения.
1. В начале
обучения в I классе в обеих группах отсутствует достоверное различие в проценте
учеников с положительным и отрицательным КПУ.
2. К
середине или к концу третьего года обучения МПА в обеих группах смещается в
сторону доминирования по отношению к речевым функциям левого полушария у
достоверно большей части учеников.
3.
Различие средних значений КПУ в обеих группах первых трех классов и между
отдельными классами статистически недостоверно.
4.
Средние значения объема Пам и КЭ в группе учеников
интерната для слепых почти всегда выше, чем в группе учащихся
общеобразовательной школы; эти данные статистически достоверны для II и III
классов в начале года.
5.
Объем Пам увеличивается в течение всего года во всех
III классах обеих групп, часто с высоким уровнем достоверности. Средний объем Пам в III классе интерната достоверно выше, чем в I классе
на всех этапах учебного года. В общеобразовательной школе появляется лишь
тенденция к аналогичному различию.
6.
Средние значения КЭ в течение года в отдельных классах обеих групп достоверно
увеличиваются. Достоверное увеличение КЭ от I к III классу наблюдалось только в
интернате в начале учебного года.
7. Обнаруживается положительная достоверная ранговая
корреляция между Пам, КЭ и успеваемостью учеников в
обеих группах.
1. Багдонас А.П., Кочунас
Р.Б., Линяускайте А.И. Психоакустические
функции зрячих, слепых и слабовидящих // Физиология человека. 1980. Т. 6. № 2.
С. 224 — 229.
2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека.
М., 1981.
3. Быков А.Л., Костюшина И.А. Развитие сенсорики слепых — один из методов элементарной
реабилитации // Проблемы социально-психологической реабилитации слепых. М.,
1982. С. 26 — 38.
4. Быкова Л.Г., Базылев
В.Н. Сравнительный анализ активности мозга при интенсивной форме обучения
иностранным языкам // Журн. высш. нсрвн.
деят. 1994. Т. 44. № 4 — 5. С.650 — 655.
5. Быкова Л.Г., Смирнова
Т.Н. Изменение асимметрии полушарий при интенсивном обучении иностранным
языкам // Журн. высш. нсрвн.дсят. 1991. Т. 41.№ 2. С.231 — 236.
6. Ильясов Ф.Н.
Информационная специализация и функциональная асимметрия мозга // Психол. журн.
1987. Т. 8. № 6. С. 44 — 47.
7. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие
при осуществлении речи у билингвов // Вопр. психол. 1983. № 6. С. 114 — 120.
8. Пратусеиич
Ю.М., Минервин О.Н. Тип интеллектуальной работоспособности школьника //
Гигиена и санитария. 1984. № 7. С. 28 — 30.
9. Ротенберг
B.C., Аршавский В.В.
Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопр. филос. 1984. № 4. С.78 — 86.
10. Симерницкая
Э.Г. Доминантность полушарий //
Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10.
11. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
12.
Kimura D. Functional asymmetry of brain in dichotic listening // Cortex. 1967. N 3. P. 163 — 178.
13. Basylev
V., Bykova L. Die Asymmetric der Hemispharen beim intensiven versus
nichtintensiven Deutschunterricht // X Intern. Deutschlehrertagung. Universitat Leipzig, 1993.
Поступила
в редакцию 22.V