146
ПСИХОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО: ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ
А.В. МАХНАЧ
(МОСКВА)
С 7 по
9 сентября 1995 г. в Москве прошла I Международная конференция «Психология и
христианство: путь интеграции», явившаяся продолжением заседания «круглого
стола», проведенного в Институте психологии РАН в мае 1994 г. (см.: Психол.
журн. 1995. № 1). Она была организована Московским центром психологии и
психотерапии «Христианская перспектива в психологии» при участии Института
психологии РАН и Фуллеровской теологической семинарии (США). На конференции, в
работе которой приняло участие более 100 ученых, священников, студентов из
России. Украины, США, Германии, Швейцарии. Англии, было представлено свыше 40
пленарных и секционных докладов, организовано несколько «круглых столов»,
проведено два семинара. Конференция работала по нескольким направлениям:
теоретические вопросы интеграции психологии и христианства, модели интеграции
психологии, психотерапии и христианства, христианская педагогика и психология,
христианские перспективы семейного консультирования и терапии, вера и душевное
здоровье, грех и психопатология.
Чтобы
помочь человеку разрешить его душевные проблемы, необходимо создать более
безопасный и человечный мир вокруг; гуманистический потенциал окружающих нас
значительно возрастет и проникнет во все социальные институты, влияющие на
качество нашей жизни, отметил в приветственном слове сопредседатель
147
конференции А.В. Мохнач. Люди, потерявшие веру,
слишком беззащитны и поэтому легко становятся жертвами злого умысла, их неверие оборачивается душевными
болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.
Церковь накопила огромный опыт помощи страждущим, и ее потенциал несомненно
может помочь в работе психолога-христианина. Главная задача нашей конференции -
попытаться определить, чем психологи и священнослужители могут быть полезными
друг другу. Дж. Стренгс (США),
сопредседатель оргкомитета конференции, приветствовала первые шаги по
направлению сближения психологии и христианства в России.
Б.С. Братусь в пленарном докладе
«Христианская психология как новое движение в России» нарисовал картину
развития отечественной психологии на протяжении столетия. По его мнению, сейчас
в России психология развивается по нескольким направлениям - это марксистски
ориентированные исследования (теория деятельности, системный подход и др.),
ориентация, которую условно можно назвать западнической (ассимиляция,
продолжение главных течений западной психологии - психоанализа, бихевиоризма и
др.), а также оформляющаяся лишь в самое последнее время гуманитарная
психология, которая, в отличие от западной гуманистической психологии,
опирается на значительно более широкие философско-гуманитарные основания, и
движение по построению христианской психологии, ставящее задачу введения
психологии в контекст православной христианской культуры, возвращения на новом
уровне постулатов души и духа, соотнесения целей исследования, воспитания и
коррекции личности с христианскими ценностями.
На секции «Теоретические вопросы интеграции
психологии и христианства» были прочитаны доклады о. Владимира Цветкова (Санкт-Петербург) «Предмет и задачи
православной психологии», М.И. Яновского
(Донецкий университет, Украина) «Перспективы сближения психологии и
христианства», А.В. Россохина (МГУ)
«Апофатическая направленность интерактивной психотерапии», А.В.
Брушлинского (Институт психологии РАН) «Субъектно-деятельностная парадигма
в психологии», Е.В. Рязановой (МГУ)
«Священник Ойген Древерман и проблемы психоанализа в католицизме», П. Линдон (Англия) «Изменения в теологии
- основания для развития в психологии», Л.Ф.
Шеховцовой (СанктПе-тербург) «Экзистенциальная психология в рамках
христианской парадигмы». В этих докладах предлагались разные взгляды на
проблему интеграции психологии и христианства. По мнению о. Владимира Цветкова и его коллег,
предметом православной психологии является рассмотрение человека как целостной
тримерии тело душа - дух, как падшего
существа, созданного по образу и подобию Бога. В отличие от православной
психологии гуманистическая психология представляет собой попытку секулярной
культуры возвыситься до христианства. Для российского сознания возможность
сочетания психологической практики и служения церкви остается все еще
необычной. В докладе Е.В. Рязановой
было рассказано о решении проблемы взаимодействия психологии и христианства на
примере служения священника О. Древермана, который сделал психоанализ основой
своей пасторской деятельности. М.И.
Яновский проанализировал перспективы сближения психологии и христианства,
высказав мысль о том, что, в отличие от фрейдизма, в христианстве личность
внутренне подчинена своему творцу (Богу). Фрейдовское устремление к
освобождению Эго в христианстве достигается через подчинение Живому Абсолюту,
Живому Богу. По мнению А.В. Брушлинского,
очень
148
важно учитывать различные
связи человека и общества, не снижая роли социального в развитии человека; не
только общество влияет на человека, но наблюдается и обратное влияние. В
докладе Н.Л. Мусхелишвили (Центр
философии, психологии и социологии религии, Москва) «Психологическое прочтение
духовных упражнений Св. Игнатия Лойолы» было рассказано об опыте молитвы как
пути обретения мира с собой, благодати, соединения с Христом. Докладчик
проанализировал психологию четырех недель затворничества и роль молитвы в
системе духовных упражнений, сделал акцент на семиотике молитвы и психологии
молитвенного состояния.
Заметный
интерес вызвал пленарный доклад Э. Шафрански
(США) «Представления о Боге и теория объектных отношений: смысл психологической
помощи». Автор считает, что интрапсихические основания глубокой веры и
представления о Боге могут впервые появиться в процессе динамической
психотерапии. Теория объектных отношений позволяет понять процесс формирования
и природу влияний веры и представлений о Боге на жизнь человека. Формирование
образа Бога является процессом в транзиторном пространстве каждого человека.
Этот феномен - сложный психологический гештальт, который может включать в себя
как идею Бога, так и представления об объектных отношениях в семье, часто
включающих фигуры родителей, которые, в свою очередь, бывают ассоциированы с
Богом. Представления о Боге играют особую роль и уникально связаны с тем. как
человек воспринимает самого себя, свое значение и цель своего существования,
помогают устанавливать отношения с окружающими.
Созвучным
названию конференции был пленарный доклад о. Александра Геронимуса, настоятеля храма Св. Дмитрия Солунского в с.
Дуброво «Дух и душа: взаимосвязь духовной и психической жизни человека».
Достижимость этой цели основывается на догмате, который можно сформулировать
так: Бог стал человеком по природе для того, чтобы человек смог стать Богом по
благодати. Там, где мы видим неспособность к достижению этой цели, мы говорим о
психопатологии. С проблематикой соотношения духовной и психической жизни
человека тесно связаны представления о личности и индивидуальности. Духовная
жизнь освобождает от индивидуальных особенностей психики как от детерминант,
что приводит к актуализации личностного начала в человеке.
На
секции «Христианская педагогика и
психология» было представлено несколько докладов, темы которых обсуждались
затем на «круглых столах». Доклад Дж.
Стайчера и сотрудников (США) был посвящен проблеме сиротства в России. Как
основатель благотворительной христианской организации, докладчик рассказал о
трудностях, с которыми приходится сталкиваться при организации детского дома
нового типа. А.М. Щербакова (Институт
коррекционной педагогики РАО) раскрыла негативные последствия принятого в
прошлом подхода к определению психического развития детей и их коррекционного
обучения. Многие категории аномальных детей оказались за рамками системы
специального образования как необучаемые, например лица с глубокой умственной
отсталостью, со сложной структурой дефекта, с тяжелыми эмоциональными
нарушениями. Автор считает, что система отношений общества и инвалида должна
включать в себя и психолого-педагогическую поддержку, основанную на
христианском понимании личности с патологией развития. Р. Шепард (США) рассмотрел описанные в Библии события с позиции
теории нравственного развития Л. Колберга.
149
Проблема
нравственного развития и совершенствования тесно связана с отношениями в семье,
ценностями и моральными установками в ней. Поэтому темы докладов секции «Христианские перспективы семейного
консультирования и психотерапии» были близки к докладам секции
«Христианская педагогика и психология». В докладах Б. Фавлера (США) «Изучение религиозности отцов», В.Н. Иванченко (А/О «Камов», Москва), У.
Даватц (Швейцария) «Семейная
психотерапия как задача перевоспитания терапевта», Д. Питерсон (США)
«Святое семейство и образ Бога» по-разному рассказывалось о роли воспитания,
формировании духовных ценностей в диадах родитель-ребенок, терапевт-пациент,
семья-ребенок. По мнению В.Н. Иванченко,
проблемы ребенка, как правило, являются следствием ошибочных родительских
установок. В этом случае необходимо формирование целостного образа родителей,
включающего как негативное, так и позитивное. Семейный же конфликт может
привести к нарушению целостности этих образов. Преодоление этого
неблагоприятного состояния в семье становится возможным благодаря вере. Н. Кобб (США) привела данные об
отношении студентов университета к формам наказания, упомянутым в Библии, к
понятию греха и связанности этого понятия с образом Бога, остановилась на
примерах влияния сформированное понятия греха на нравственное развитие молодых
людей. Н.В. Границкая (Отдел
религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) поделилась
опытом работы на семинаре по введению в православную педагогику и психологию,
на которых пробуждается нравственное чувство, помогающее нравственному
осознанию своих поступков, действий, движений души, мысли, различению слов и
дел в жизни человека, осмыслению целей, задач, которые он ставит перед собой.
По мнению докладчика, семинары дают возможность разобраться в том, что все
знания, книги, курсы - только подступы к реальной церковной жизни, ибо только
она может обеспечить сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой
души, только она может от знаний о Боге привести к познанию Бога, обеспечить
таинственный, благодатный процесс духовного роста. О. Владимир Кильчевский, священник Преображенского храма в
Спасе-Заулке Московской обл., выделил некоторые необходимые условия для
успешной катехизации. Среди них наиболее важными моментами докладчик назвал
обучение молитве, познание своей греховности, сердечное покаяние и смирение.
Пленарный
доклад С. Пфайфера (Швейцария)
«Клиническая психиатрия и христианское консультирование: роль специалиста» и
доклад Н.В. Избуцкой (Московский
центр психологии и психотерапии) «Христианская психотерапия: нравственная
позиция и профессиональная ответственность» объединяла одна тема -
профессиональная ответственность и нравственная позиция самого психотерапевта,
работающего с верующими. Доклад С. Пфайфера
был посвящен проблеме взаимоотношения христианского психотерапевта и
пациента-христианина. Он указал на существующие предрассудки, а подчас и страх
перед обращением верующих к психиатру, психотерапевту. Часто психически больные
люди не обращаются к помощи психотерапевтов, надеясь исцелиться благодаря вере.
Психотерапевт, по его мнению, должен выступать в роли специалиста, понимая
субъективный опыт пациента и его знания о болезни и имея собственные знания по
психиатрии и психотерапии. Были предложены формы обращения к верующим пациентам
с объяснением психологических корней их болезни через Библию, приведены примеры
появления психологических симптомов заболевания как результата возникновения
150
духовных проблем. Н.В. Избуцкая сделала акцент на особой
ответственности психотерапевта в работе с верующими, так как они попадают в
зависимость от него, а значит, и от его духовных воззрений, поэтому внутренняя
работа и духовное развитие являются необходимыми для психотерапевта. Не стоит
навязывать клиенту разговор о Боге и пытаться сделать из него христианина.
Подталкивание к вере - манипуляция, что противоречит христианской морали. Наша
задача - свидетельствовать о Христе, нести его в своем сердце и, доверяя
клиенту, видеть в нем образ Божий, «поврежденную икону». По мнению докладчика,
в работе как с верующими, так и с атеистами необходимо учитывать, что перед ним
сосуд Божий, помня о заповедях Христа, каждая из которых применима к
психотерапевтическому процессу («не убий» - легко убить словом, спровоцировать
суицид или сердечный приступ, «не укради» - веру, надежду и т.л., «не прелюбы
сотвори» - не вступай с клиентом в сексуальные отношения, «возлюби ближнего
твоего, как самого себя» - ключевой принцип психотерапии).
На
секции «Грех и психопатология, стыд и
вина» было представлено несколько
интересных докладов. Н.В. Крылов и Е.А. Лукьянов (Институт психологии РАН, журнал «Глаголы жизни»,
Москва) рассказали о самоубийстве с христианских позиций. Тема самоубийства в
православии всегда вызывала много споров, высказывались категорические
суждения, поэтому авторы прикоснулись к очень сложной и спорной теме. В
христианской традиции известно много случаев мистического вразумления
потенциальных самоубийц явлениями из загробного мира, показывающими страшную
участь покончивших с собой. При этом очень важно отметить, что не только люди,
не стойкие в вере, но и подвижники-аскеты совсем не застрахованы от
самоубийства, если они не стяжали истинно христианского духа крепости и
смиренномудрия. С христианской позицией не могут быть согласованы попытки
оправдания самоубийства из страха пытки, во избежание предательства, а также
эвтаназия, поскольку именно здесь и необходим священник, который поможет
осознать важность и смысл тех тяжких страданий, которые кажутся нелепыми без
веры в Бога. Доклад Р. Фицджеральда
(США) «Переживание горя и/или утраты» был посвящен сравнению существующих в
психологической литературе исследований переживания горя и потери с концепцией
христианского переживания горя. Автор делает акцент на разделении функций
психотерапевта и священника, помогающих человеку справиться со свалившимся на
него горем. Докладчик привел несколько случаев работы с пациентами, больными
СПИДом, раком. Близким по теме было выступление С.Г. Максимова (Коми государственный университет, Сыктывкар),
которое было посвящено теме страдания на примере книги Нова.
В
большинстве докладов на секции «Психопатология
и душевное здоровье» приводились примеры использования христианского
консультирования в практике психотерапии пациентов с различными заболеваниями.
Так, например, доклады Е.А. Савиной и
М.Г. Зосимовой (Фонд «Нет наркоманизму
и наркомании», Москва) «Реабилитация больных алкоголизмом в программе "12
шагов" и христианство» и О.В.
Кольцовой (Фонд «Возвращение», Санкт-Петербург) «Психологическая помощь
нарко-зависимым и обучение их навыкам христианской жизни» были посвящены проблемам
алкоголизма и наркомании. Причина болезни - в помрачении образа Божия, который
есть в каждом человеке. С помощью психолога больной ведет кропотливую работу по
трансформации Эгоцентричного мира алкоголика в Богоцентричный
151
мир, начиная осознавать всю
глубину и сложность отношений этого мира. Происходит обыкновенная в
христианстве вещь - страдание человека переплавляется в смысл, становится
значимым для личности опытом. О.В.
Кольцова в работе с наркозависимыми делает акцент на духовности человека. Страдающий
наркоманией нуждается в том, чтобы ему помогли осознать себя творением Бога,
тогда наркотик для него станет ненужным. Е.Б.
Беззубова (РГМУ, Москва) в докладе «Психопатология как феноменология
духовного опыта» проанализировала психопатологические состояния, в которых
высвечивается реальность основных понятий христианства: феноменология
депрессий, страха, тревоги нередко сближается с осознаванием собственной
греховности, Богооставленности. скорби об утрате Бога и невозможности обретения
его. Бремя вины. недостижимость искупления, потеря ориентиров оставляют лишь
один выход - уход из жизни. Но, открывая человеку бездну его падения,
депрессивные переживания открывают и возможность спасения. Преобразование пути
скорби и страха в путь выздоровления, душевного и духовного спасения становится
существенной терапевтической и мировоззренческой целью. Г. Рапп (США) рассказал об опыте лечения сексуальных аддикций, цель
которого в том, чтобы развивать христианское консультирование для обращающихся
за помощью гомосексуалистов. Этот подход использует уникальную возможность
работы в группе, которая проходила в церкви. Только с согласия участников
группы на сессии мог присутствовать священник. С. Харрис (США) уделил внимание определению феномена Эгодистонической
гомосексуальности, рассказал, как молитва и вера могут быть интегрированы в
терапии. Продолжением темы применения в практике психотерапии молитвы явился
трехчасовой семинар Э. Шаррера
(Германия), который показал, как он
использует молитву в процессе психоаналитического сеанса. Э. Шаррер рассказал об использовании в его
клинике «интегративной психотерапевтической консультативной концепции»,
основанной на библейской антропологии. Традиционно для практики психоанализа
приемы могут выступать как дополнительные к специальной форме молитвы,
используемой на сеансе.
Настоящим
украшением конференции стала заключительная лекция С.С. Хоружего (Институт человека РАН, Москва) «Феномен "умных
чувств" в мистике православия». Он проанализировал перцептивные аспекты
мистического опыта на примере исихастской традиции в православии. По его
мнению, диалогическая природа молитвенного богообщения базируется на
определенных предпосылках, затрагивающих систему средств восприятия человека.
Для проблемы раскрытия этих предпосылок автор выделил две системы восприятия:
внешнюю (обычные чувства) и внутреннюю (чувственные восприятия в сознании). В
перцептивном аспекте духовное восхождение к богообщению означает сверхприродное
расширение, трансцендирование этих систем, совершаемое в определенном порядке:
от внутренних чувств к внешним, а также от слуха к зрению.
Конференция была первой попыткой открыто
поговорить о таких сложных мировоззренческих вопросах, как соотношение душевного
и духовного, роль священника и роль психотерапевта для душевнобольных, грех и
вина как теологические и психологические понятия и др. Участие в работе
конференции священников русской православной, протестантской и католической
церкви, психологов и психотерапевтов из разных стран - это их добрая воля к
сотрудничеству, это понимание сложности проблем интеграции психологии и
христианства.