Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

ПСИХОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО: ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ

А.В. МАХНАЧ

(МОСКВА)

 

С 7 по 9 сентября 1995 г. в Москве прошла I Международная конференция «Психология и христианство: путь интеграции», явившаяся продолжением заседания «круглого стола», проведенного в Институте психологии РАН в мае 1994 г. (см.: Психол. журн. 1995. № 1). Она была организована Московским центром психологии и психотерапии «Христианская перспектива в психологии» при участии Института психологии РАН и Фуллеровской теологической семинарии (США). На конференции, в работе которой приняло участие более 100 ученых, священников, студентов из России. Украины, США, Германии, Швейцарии. Англии, было представлено свыше 40 пленарных и секционных докладов, организовано несколько «круглых столов», проведено два семинара. Конференция работала по нескольким направлениям: теоретические вопросы интеграции психологии и христианства, модели интеграции психологии, психотерапии и христианства, христианская педагогика и психология, христианские перспективы семейного консультирования и терапии, вера и душевное здоровье, грех и психопатология.

Чтобы помочь человеку разрешить его душевные проблемы, необходимо создать более безопасный и человечный мир вокруг; гуманистический потенциал окружающих нас значительно возрастет и проникнет во все социальные институты, влияющие на качество нашей жизни, отметил в приветственном слове сопредседатель

 

147

 

конференции А.В. Мохнач. Люди, потерявшие веру, слишком беззащитны и поэтому легко становятся жертвами злого умысла, их неверие оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Церковь накопила огромный опыт помощи страждущим, и ее потенциал несомненно может помочь в работе психолога-христианина. Главная задача нашей конференции - попытаться определить, чем психологи и священнослужители могут быть полезными друг другу. Дж. Стренгс (США), сопредседатель оргкомитета конференции, приветствовала первые шаги по направлению сближения психологии и христианства в России.

Б.С. Братусь в пленарном докладе «Христианская психология как новое движение в России» нарисовал картину развития отечественной психологии на протяжении столетия. По его мнению, сейчас в России психология развивается по нескольким направлениям - это марксистски ориентированные исследования (теория деятельности, системный подход и др.), ориентация, которую условно можно назвать западнической (ассимиляция, продолжение главных течений западной психологии - психоанализа, бихевиоризма и др.), а также оформляющаяся лишь в самое последнее время гуманитарная психология, которая, в отличие от западной гуманистической психологии, опирается на значительно более широкие философско-гуманитарные основания, и движение по построению христианской психологии, ставящее задачу введения психологии в контекст православной христианской культуры, возвращения на новом уровне постулатов души и духа, соотнесения целей исследования, воспитания и коррекции личности с христианскими ценностями.

На секции «Теоретические вопросы интеграции психологии и христианства» были прочитаны доклады о. Владимира Цветкова (Санкт-Петербург) «Предмет и задачи православной психологии», М.И. Яновского (Донецкий университет, Украина) «Перспективы сближения психологии и христианства», А.В. Россохина (МГУ) «Апофатическая направленность интерактивной психотерапии»,  А.В. Брушлинского (Институт психологии РАН) «Субъектно-деятельностная парадигма в психологии», Е.В. Рязановой (МГУ) «Священник Ойген Древерман и проблемы психоанализа в католицизме», П. Линдон (Англия) «Изменения в теологии - основания для развития в психологии», Л.Ф. Шеховцовой (СанктПе-тербург) «Экзистенциальная психология в рамках христианской парадигмы». В этих докладах предлагались разные взгляды на проблему интеграции психологии и христианства. По мнению о. Владимира Цветкова и его коллег, предметом православной психологии является рассмотрение человека как целостной тримерии тело  душа - дух, как падшего существа, созданного по образу и подобию Бога. В отличие от православной психологии гуманистическая психология представляет собой попытку секулярной культуры возвыситься до христианства. Для российского сознания возможность сочетания психологической практики и служения церкви остается все еще необычной. В докладе Е.В. Рязановой было рассказано о решении проблемы взаимодействия психологии и христианства на примере служения священника О. Древермана, который сделал психоанализ основой своей пасторской деятельности. М.И. Яновский проанализировал перспективы сближения психологии и христианства, высказав мысль о том, что, в отличие от фрейдизма, в христианстве личность внутренне подчинена своему творцу (Богу). Фрейдовское устремление к освобождению Эго в христианстве достигается через подчинение Живому Абсолюту, Живому Богу. По мнению А.В. Брушлинского, очень

 

148

 

важно учитывать различные связи человека и общества, не снижая роли социального в развитии человека; не только общество влияет на человека, но наблюдается и обратное влияние. В докладе Н.Л. Мусхелишвили (Центр философии, психологии и социологии религии, Москва) «Психологическое прочтение духовных упражнений Св. Игнатия Лойолы» было рассказано об опыте молитвы как пути обретения мира с собой, благодати, соединения с Христом. Докладчик проанализировал психологию четырех недель затворничества и роль молитвы в системе духовных упражнений, сделал акцент на семиотике молитвы и психологии молитвенного состояния.

Заметный интерес вызвал пленарный доклад Э. Шафрански (США) «Представления о Боге и теория объектных отношений: смысл психологической помощи». Автор считает, что интрапсихические основания глубокой веры и представления о Боге могут впервые появиться в процессе динамической психотерапии. Теория объектных отношений позволяет понять процесс формирования и природу влияний веры и представлений о Боге на жизнь человека. Формирование образа Бога является процессом в транзиторном пространстве каждого человека. Этот феномен - сложный психологический гештальт, который может включать в себя как идею Бога, так и представления об объектных отношениях в семье, часто включающих фигуры родителей, которые, в свою очередь, бывают ассоциированы с Богом. Представления о Боге играют особую роль и уникально связаны с тем. как человек воспринимает самого себя, свое значение и цель своего существования, помогают устанавливать отношения с окружающими.

Созвучным названию конференции был пленарный доклад о. Александра Геронимуса, настоятеля храма Св. Дмитрия Солунского в с. Дуброво «Дух и душа: взаимосвязь духовной и психической жизни человека». Достижимость этой цели основывается на догмате, который можно сформулировать так: Бог стал человеком по природе для того, чтобы человек смог стать Богом по благодати. Там, где мы видим неспособность к достижению этой цели, мы говорим о психопатологии. С проблематикой соотношения духовной и психической жизни человека тесно связаны представления о личности и индивидуальности. Духовная жизнь освобождает от индивидуальных особенностей психики как от детерминант, что приводит к актуализации личностного начала в человеке.

На секции «Христианская педагогика и психология» было представлено несколько докладов, темы которых обсуждались затем на «круглых столах». Доклад Дж. Стайчера и сотрудников (США) был посвящен проблеме сиротства в России. Как основатель благотворительной христианской организации, докладчик рассказал о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при организации детского дома нового типа. А.М. Щербакова (Институт коррекционной педагогики РАО) раскрыла негативные последствия принятого в прошлом подхода к определению психического развития детей и их коррекционного обучения. Многие категории аномальных детей оказались за рамками системы специального образования как необучаемые, например лица с глубокой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, с тяжелыми эмоциональными нарушениями. Автор считает, что система отношений общества и инвалида должна включать в себя и психолого-педагогическую поддержку, основанную на христианском понимании личности с патологией развития. Р. Шепард (США) рассмотрел описанные в Библии события с позиции теории нравственного развития Л. Колберга.

 

149

 

Проблема нравственного развития и совершенствования тесно связана с отношениями в семье, ценностями и моральными установками в ней. Поэтому темы докладов секции «Христианские перспективы семейного консультирования и психотерапии» были близки к докладам секции «Христианская педагогика и психология». В докладах Б. Фавлера (США) «Изучение религиозности отцов», В.Н. Иванченко (А/О «Камов», Москва), У. Даватц (Швейцария) «Семейная психотерапия как задача перевоспитания терапевта», Д. Питерсон (США) «Святое семейство и образ Бога» по-разному рассказывалось о роли воспитания, формировании духовных ценностей в диадах родитель-ребенок, терапевт-пациент, семья-ребенок. По мнению В.Н. Иванченко, проблемы ребенка, как правило, являются следствием ошибочных родительских установок. В этом случае необходимо формирование целостного образа родителей, включающего как негативное, так и позитивное. Семейный же конфликт может привести к нарушению целостности этих образов. Преодоление этого неблагоприятного состояния в семье становится возможным благодаря вере. Н. Кобб (США) привела данные об отношении студентов университета к формам наказания, упомянутым в Библии, к понятию греха и связанности этого понятия с образом Бога, остановилась на примерах влияния сформированное понятия греха на нравственное развитие молодых людей. Н.В. Границкая (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) поделилась опытом работы на семинаре по введению в православную педагогику и психологию, на которых пробуждается нравственное чувство, помогающее нравственному осознанию своих поступков, действий, движений души, мысли, различению слов и дел в жизни человека, осмыслению целей, задач, которые он ставит перед собой. По мнению докладчика, семинары дают возможность разобраться в том, что все знания, книги, курсы - только подступы к реальной церковной жизни, ибо только она может обеспечить сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой души, только она может от знаний о Боге привести к познанию Бога, обеспечить таинственный, благодатный процесс духовного роста. О. Владимир Кильчевский, священник Преображенского храма в Спасе-Заулке Московской обл., выделил некоторые необходимые условия для успешной катехизации. Среди них наиболее важными моментами докладчик назвал обучение молитве, познание своей греховности, сердечное покаяние и смирение.

Пленарный доклад С. Пфайфера (Швейцария) «Клиническая психиатрия и христианское консультирование: роль специалиста» и доклад Н.В. Избуцкой (Московский центр психологии и психотерапии) «Христианская психотерапия: нравственная позиция и профессиональная ответственность» объединяла одна тема - профессиональная ответственность и нравственная позиция самого психотерапевта, работающего с верующими. Доклад С. Пфайфера был посвящен проблеме взаимоотношения христианского психотерапевта и пациента-христианина. Он указал на существующие предрассудки, а подчас и страх перед обращением верующих к психиатру, психотерапевту. Часто психически больные люди не обращаются к помощи психотерапевтов, надеясь исцелиться благодаря вере. Психотерапевт, по его мнению, должен выступать в роли специалиста, понимая субъективный опыт пациента и его знания о болезни и имея собственные знания по психиатрии и психотерапии. Были предложены формы обращения к верующим пациентам с объяснением психологических корней их болезни через Библию, приведены примеры появления психологических симптомов заболевания как результата возникновения

 

150

 

духовных проблем. Н.В. Избуцкая сделала акцент на особой ответственности психотерапевта в работе с верующими, так как они попадают в зависимость от него, а значит, и от его духовных воззрений, поэтому внутренняя работа и духовное развитие являются необходимыми для психотерапевта. Не стоит навязывать клиенту разговор о Боге и пытаться сделать из него христианина. Подталкивание к вере - манипуляция, что противоречит христианской морали. Наша задача - свидетельствовать о Христе, нести его в своем сердце и, доверяя клиенту, видеть в нем образ Божий, «поврежденную икону». По мнению докладчика, в работе как с верующими, так и с атеистами необходимо учитывать, что перед ним сосуд Божий, помня о заповедях Христа, каждая из которых применима к психотерапевтическому процессу («не убий» - легко убить словом, спровоцировать суицид или сердечный приступ, «не укради» - веру, надежду и т.л., «не прелюбы сотвори» - не вступай с клиентом в сексуальные отношения, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» - ключевой принцип психотерапии).

На секции «Грех и психопатология, стыд и вина» было представлено несколько  интересных  докладов. Н.В. Крылов и Е.А. Лукьянов (Институт психологии РАН, журнал «Глаголы жизни», Москва) рассказали о самоубийстве с христианских позиций. Тема самоубийства в православии всегда вызывала много споров, высказывались категорические суждения, поэтому авторы прикоснулись к очень сложной и спорной теме. В христианской традиции известно много случаев мистического вразумления потенциальных самоубийц явлениями из загробного мира, показывающими страшную участь покончивших с собой. При этом очень важно отметить, что не только люди, не стойкие в вере, но и подвижники-аскеты совсем не застрахованы от самоубийства, если они не стяжали истинно христианского духа крепости и смиренномудрия. С христианской позицией не могут быть согласованы попытки оправдания самоубийства из страха пытки, во избежание предательства, а также эвтаназия, поскольку именно здесь и необходим священник, который поможет осознать важность и смысл тех тяжких страданий, которые кажутся нелепыми без веры в Бога. Доклад Р. Фицджеральда (США) «Переживание горя и/или утраты» был посвящен сравнению существующих в психологической литературе исследований переживания горя и потери с концепцией христианского переживания горя. Автор делает акцент на разделении функций психотерапевта и священника, помогающих человеку справиться со свалившимся на него горем. Докладчик привел несколько случаев работы с пациентами, больными СПИДом, раком. Близким по теме было выступление С.Г. Максимова (Коми государственный университет, Сыктывкар), которое было посвящено теме страдания на примере книги Нова.

В большинстве докладов на секции «Психопатология и душевное здоровье» приводились примеры использования христианского консультирования в практике психотерапии пациентов с различными заболеваниями. Так, например, доклады Е.А. Савиной и М.Г. Зосимовой (Фонд «Нет наркоманизму и наркомании», Москва) «Реабилитация больных алкоголизмом в программе "12 шагов" и христианство» и О.В. Кольцовой (Фонд «Возвращение», Санкт-Петербург) «Психологическая помощь нарко-зависимым и обучение их навыкам христианской жизни» были посвящены проблемам алкоголизма и наркомании. Причина болезни - в помрачении образа Божия, который есть в каждом человеке. С помощью психолога больной ведет кропотливую работу по трансформации Эгоцентричного мира алкоголика в Богоцентричный

 

151

 

мир, начиная осознавать всю глубину и сложность отношений этого мира. Происходит обыкновенная в христианстве вещь - страдание человека переплавляется в смысл, становится значимым для личности опытом. О.В. Кольцова в работе с наркозависимыми делает акцент на духовности человека. Страдающий наркоманией нуждается в том, чтобы ему помогли осознать себя творением Бога, тогда наркотик для него станет ненужным. Е.Б. Беззубова (РГМУ, Москва) в докладе «Психопатология как феноменология духовного опыта» проанализировала психопатологические состояния, в которых высвечивается реальность основных понятий христианства: феноменология депрессий, страха, тревоги нередко сближается с осознаванием собственной греховности, Богооставленности. скорби об утрате Бога и невозможности обретения его. Бремя вины. недостижимость искупления, потеря ориентиров оставляют лишь один выход - уход из жизни. Но, открывая человеку бездну его падения, депрессивные переживания открывают и возможность спасения. Преобразование пути скорби и страха в путь выздоровления, душевного и духовного спасения становится существенной терапевтической и мировоззренческой целью. Г. Рапп (США) рассказал об опыте лечения сексуальных аддикций, цель которого в том, чтобы развивать христианское консультирование для обращающихся за помощью гомосексуалистов. Этот подход использует уникальную возможность работы в группе, которая проходила в церкви. Только с согласия участников группы на сессии мог присутствовать священник. С. Харрис (США) уделил внимание определению феномена Эгодистонической гомосексуальности, рассказал, как молитва и вера могут быть интегрированы в терапии. Продолжением темы применения в практике психотерапии молитвы явился трехчасовой семинар Э. Шаррера (Германия), который показал, как он использует молитву в процессе психоаналитического сеанса. Э. Шаррер рассказал об использовании в его клинике «интегративной психотерапевтической консультативной концепции», основанной на библейской антропологии. Традиционно для практики психоанализа приемы могут выступать как дополнительные к специальной форме молитвы, используемой на сеансе.

Настоящим украшением конференции стала заключительная лекция С.С. Хоружего (Институт человека РАН, Москва) «Феномен "умных чувств" в мистике православия». Он проанализировал перцептивные аспекты мистического опыта на примере исихастской традиции в православии. По его мнению, диалогическая природа молитвенного богообщения базируется на определенных предпосылках, затрагивающих систему средств восприятия человека. Для проблемы раскрытия этих предпосылок автор выделил две системы восприятия: внешнюю (обычные чувства) и внутреннюю (чувственные восприятия в сознании). В перцептивном аспекте духовное восхождение к богообщению означает сверхприродное расширение, трансцендирование этих систем, совершаемое в определенном порядке: от внутренних чувств к внешним, а также от слуха к зрению.

Конференция была первой попыткой открыто поговорить о таких сложных мировоззренческих вопросах, как соотношение душевного и духовного, роль священника и роль психотерапевта для душевнобольных, грех и вина как теологические и психологические понятия и др. Участие в работе конференции священников русской православной, протестантской и католической церкви, психологов и психотерапевтов из разных стран - это их добрая воля к сотрудничеству, это понимание сложности проблем интеграции психологии и христианства.