Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

138

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

III МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(26—30 ИЮНЯ 1995 г., МОСКВА)

 

С. Б. МАЛЫХ

(МОСКВА)

 

Теория деятельности, зародившаяся в недрах философии XIX — первой половине XX в., получила психологическую интерпретацию и в течение 50— 80-х гг. стала использоваться во многих гуманитарных науках, приобретая полидисциплинарный характер. К середине 80-х гг. в ней накопилось много общих проблем, требующих всестороннего обсуждения. По инициативе группы западных специалистов в 1986 г. в Западном Берлине был проведен I Международный конгресс по теории деятельности. в котором участвовали ученые многих стран Европы, Азии и Америки, работающие в области философии, социологии, психологии, культурологии, педагогики, физиологии и т.д. (от бывшего СССР — лишь два психолога). На этом конгрессе было принято решение о создании особой организации, объединяющей ученых разных стран и различных дисциплин и изучающих проблемы человеческой деятельности. Эта организация была названа Международной постоянной конференцией по исследованиям теории деятельности (ISCRATInternational Standing Conference for the Research on Activity Theory), которая начала издавать на английском языке специальный журнал по теории деятельности. Президентом ISCRAT была избрана проф. Римского университета Серена Веджетти.

В мае 1990 г. в финском городе Лахти состоялся II Международный конгресс по теории деятельности, посвященный проблемам социальных и индивидуальных преобразований. В этом конгрессе участвовали около 500 ученых из 24 стран. Правление ISCRAT рекомендовало III конгресс провести в России (его президентом был избран проф. В.В. Давыдов). В 1992 г. на небольшой московской конференции этой международной организации было решено обсудить на предстоящем конгрессе тему «Теория деятельности и социальная практика». Замысел состоял в том, чтобы определить взаимосвязи полидисциплинарной теории деятельности с различными сферами социальной практики (с экономикой, политикой, образованием и т.д.). Важно было выявить пути и средства влияния этой теории на практику.

Организатором московского конгресса выступили ISCRAT, Российская Академия наук, Российская Академия образования. Российская государственная Академия физической культуры, Московский государственный университет, книгоиздательский центр «Социокультурная инициатива». Программный комитет конгресса возглавил А.В. Брушлинский, организационный комитет — В.В. Рубцов.

Программа конгресса включала сообщения на пленарных заседаниях

 

139

 

и симпозиумах, организуемых в рамках девяти секций. Было предусмотрено проведение нескольких «круглых столов» и трех вечерних лекций. В работе конгресса участвовало свыше 100 ученых из 26 стран дальнего и ближнего зарубежья (США, Канады, Австралии, Японии, Германии, Голландии, Швейцарии, Финляндии, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран). Конгресс проходил в помещении Российской государственной Академии физической культуры.

В.В.Давыдов как президент конгресса выступил с развернутым докладом «Теория деятельности и социальная практика». Основные положения этого доклада были следующими: 1) современную теорию деятельности можно эффективно использовать для совершенствования и развития различных сфер социальной практики (это было продемонстрировано на примерах политики, экономики и производства, профилактической медицины, военного дела и образования), 2) теория деятельности. с точки зрения ее использования в социальной практике, выступает как инструментальная система проектирования, конструирования, программирования (проектирование вычленено как основное средство развития социальной практики), 3) деятельностный подход к социальной практике формирует систему практико-ориентированных наук проектно-программного типа.

В некоторых докладах на пленарных заседаниях конгресса и в выступлениях на симпозиумах содержательно обсуждались проблемы проектирования как особого типа познания и развития социальной практики (например, в докладе В. В. Рубцова «Проектирование образовательных систем как вид социальной практики», в докладе А.Г. Асмолова «Историко-деятельностный подход как основа проектирования образования», в выступлениях Ю.В. Громыко «Универсальные и частно-практические системы политической деятельности» и др.). В вечерней лекции финского ученого Ю. Энгештрема «Теория деятельности: трансформация работы и организаций» также была затронута проблема проектирования разных организационных структур.

Следует отметить, что на двух пленарных заседаниях были заслушаны доклады по теме конгресса, вызвавшие интерес со стороны его участников. Это доклады А.Н. Перре-Клермон (Швейцария) «Дети — школьники или соучащиеся?», А.В. Брушлинского «Субъектный и знаковый подходы к теории деятельности», В.А. Лекторского «Деятельностный подход и наука о человеке»,         С. Веджетти «Интериоризация: у кого золотой ключик от двери из внешнего во внутреннее», В.А. Иванникова «Жизнь и деятельность населения в условиях экологической катастрофы», В.А. Ядова «Вынужденная бездеятельность как социальная проблема»). Значительную аудиторию собрали три вечерние лекции, прочитанные В.П. Зинченко («Психологическая теория деятельности и культурно-историческая психология: нужна ли парадигма?»), Ю. Энгештремом (тема лекции указана выше), Л. Гараи (Венгрия) («Теория деятельности и кризис психологии»).

В секции I, посвященной границам и перспективам теории деятельности, прошли три симпозиума, на которых обсуждались проблемы связи деятельности с конструктивным подходом к человеку, личности и регуляции деятельности, проблемы деятельности в отечественной философской мысли. Есть основания полагать, что в этих симпозиумах были выявлены, с одной стороны, глубокие исторические корни понятия деятельности, с другой — необходимость четко определять границы и условия его использования применительно к запросам социальной практики.

В секции II обсуждались проблемы деятельности, творчества и общения.

 

140

 

На четырех симпозиумах поднималось много вопросов, затрагивающих психологическую природу человеческого творчества, в частности практические запросы повышения профессионализма деятельности людей. Дискуссии, прошедшие на этой секции, показали наличие в разных гуманитарных дисциплинах большого материала, раскрывающего внутренние связи творческих возможностей человека с деятельностным началом его жизни.

В секции III широко и остро обсуждалась сравнительно новая в гуманитарных науках, особенно в психологии, проблема «Деятельность и политика». На двух симпозиумах было поднято множество вопросов, относящихся к политике как особому виду человеческой деятельности, к особенностям политического сознания и его динамики, к деятельностному подходу в проектировании российской политики. Итоги этой секции свидетельствуют о серьезной практической значимости полидисциплинарной разработки вопросов политической деятельности.

Секция IV «Деятельность и экономика» имела один симпозиум, на котором обсуждались вопросы, касающиеся экономической деятельности, успешности деятельности предпринимателей, выборов партнеров по экономическому взаимодействию и т.д. Эти вопросы для участников симпозиума были по-настоящему новыми. У нас мало специалистов, изучающих соответствующую проблематику. Симпозиум позволил ее уточнить и расширить, выявить ее серьезное практическое значение.

В секции V, посвященной проблеме «Деятельность и образование», было семь симпозиумов. В ее обсуждении живое участие приняли многие психологи, педагоги и философы из разных стран. Это связано с тем, что деятельностная тематика уже длительное время исследуется применительно к задачам образования и достаточно большое число специалистов, работающих в этой области, являются сторонниками теории деятельности. Были заслушаны сообщения, связанные с обучением и развитием, с характеристиками учебной деятельности и с индивидуальным подходом в ней, с особенностями развивающей дискуссии и т.д. Обсуждение этих сообщений показало наличие серьезных перспектив у деятельностной теории, применяемой в практике образования.

На трех симпозиумах обсуждались проблемы секции VI «Деятельность, культура, искусство». Выступления и дискуссии этой секции концентрировались вокруг деятельностных оснований культуры, порождения культурных норм деятельности человека, традиций и инноваций в современной социокультурной практике. Интересны были выступления, прямо относящиеся к рассмотрению некоторых видов искусства с деятельностных позиций. В работе этой секции намечалась важная научно-практическая тематика связи категории деятельности с различными формами культуры и искусства.

Необычной была проблематика секции VII, связанная с особенностями деятельности в такой сфере практики, как социальная работа. На двух симпозиумах этой секции обсуждались вопросы связи теории деятельности с современными концепциями социальной работы, психологических характеристик социального работника как субъекта деятельности, профессиональной компетенции практической деятельности социального работника, педагогических компонентов этой деятельности и т.д. Было выявлено реальное значение деятельностного подхода к решению важных практических проблем социальной работы и подготовки соответствующих кадров.

Секция VIII «Деятельность, технологии, телекоммуникации» имела два симпозиума, на которых обсуждались вопросы взаимодействия теории деятельности

 

141

 

и современных технологий, организации совместной деятельности людей с использованием компьютерной телекоммуникации, применения телекоммуникаций в процессах обучения (деятельностный подход), проектирование моделей и т.д. На этой секции обсуждалась своеобразная проблематика, находящаяся еще в стадии становления и вместе с тем имеющая большое научно-практическое значение.

На шести симпозиумах секции IX «Деятельность и спорт» обсуждались самые разнообразные вопросы, что было связано с научной новизной полидисциплинарной проблематики этой секции. В выступлениях рассматривались теоретические основы физической культуры и спортивной деятельности, вопросы компетентности профессиональной деятельности спортивного тренера, структуры личности спортсмена, системы спортивной подготовки, гуманизации физической культуры и спорта (в свете теории деятельности), спортивной работоспособности, предпринимательской деятельности в спорте и т.д. Симптоматичен тот факт, что в последнее время деятельностный подход начинает демонстрировать свою эффективность в такой социально значимой сфере, как физическая культура и спорт.

На «круглых столах» конгресса обсуждались достаточно острые вопросы — это теория деятельности и позиции М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже. В ходе дискуссии возникли теоретические и историко-теоретические проблемы, требующие своего специального изучения и решения.

На заключительном заседании (закрытии) конгресса выступили председатели некоторых его секций и симпозиумов, а также его участники. Мнение многих зарубежных и отечественных участников конгресса состояло в том, что общая проблематика конгресса соответствовала требованиям времени. что ее свободное обсуждение позволило выделить новые идеи и положения, свидетельствующие о жизненности современной теории деятельности, о необходимости углублять ее полидисциплинарный характер и расширять ее связи с социальной практикой. Прозвучало также мнение, что теория деятельности, опираясь на новые материалы и используя новые методы, будет претерпевать в дальнейшем положительные изменения, выявляющие ее прогностические и проектировочные возможности. Была высказана удовлетворенность хорошей организацией конгресса и выражена благодарность его устроителям.

Финансовую поддержку организаторы конгресса получили от Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда. Президиума РАН, Российской государственной академии физической культуры, издательского и книготоргового центра «Социокультурная инициатива».

Правление ISCRAT во время проведения московского конгресса постановило следующий IV Международный конгресс по теории деятельности провести в 1999 г. в Дании. Его президентом избрана проф. Мариан Хедегаард (университет г. Архуса, Дания).