147
ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В
предыдущем номере журнала было опубликовано решение Коллегии Министерства
образования РФ "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии
образования в Российской Федерации" от 29 марта 1995 г. Предлагаем
сниманию читателей инновационную модель комплексной службы практической
психологии, которая в вышеупомянутом решении была обозначена как образцовая
модель организации соответствующей службы на региональном уровне.
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ СЛУЖБЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ
КОМУ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЩЬ
Психологический аспект:
1. Дети с проблемами обучения (отставание в развитии
познавательных функций, нарушение мотивации в обучении, педагогическая
запущенность).
2. Гиперактивные дети и дети с
нарушениями внимания.
3. Дети с нарушениями речи.
4. Дети с личностными проблемами.
5. Дети с проблемами в семье (в т. ч. приемные дети, близнецы,
дети из неполных и многодетных семей).
6. Дети с ограниченными возможностями.
Социальный аспект:
1. Учащиеся, исключенные и выбывшие из школ.
2. Безнадзорные дети.
3. Дети и подростки, состоящие на учете в милиции.
4. Токсикоманы и наркоманы.
5. Дети в кризисной ситуации.
ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ "ЮГО-ЗАПАД"
Центр педагогической реабилитации «Юго-Запад»
создан в 1993 г. с целью повышения психологической защищенности детей и
подростков, социально-психологической компетенции педагогов и родителей,
поддержки и укрепления психического здоровья подрастающего поколения.
148
Схема комплексной службы
практической психологии
Основными задачами
Центра являются следующие:
1. Работа со школами по договору:
• комплексная
методико-психологическая диагностика развития детей и подростков, испытывающих
трудности школьной адаптации;
• индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая работа;
• групповая работа с детьми и подростками, направленная на развитие
навыков эффективного общения;
• социологические исследования по проблемам взаимоотношений в
системе «учение - ученик», духовный мир подростка и взаимоотношения в семье.
2. Консультативный прием детей и подростков, направленных как по
инициативе образовательных учреждений, так и по инициативе родителей:
• углубленная диагностика психического развития ребенка;
• специализированная коррекционная помощь (педагог-психолог, игротерапевт, дефектолог, психоневролог, психотерапевт).
3. Помощь окружному методическому Центру образования в проведении курсов повышения
квалификации для работников образования.
СТРУКТУРА
ЦЕНТРА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Психологический отдел организует деятельность по диагностике и
коррекции нарушений у детей, испытывающих трудности школьной адаптации;
оказывает помощь педагогам и родителям в выборе адекватных методов обучения и
воспитания. Специалисты проводят диагностику высших психических функций,
познавательной деятельности, личностной сферы ребенка.
Коррекция, направленная на компенсацию дефектов психического
развития, проводится как индивидуально, так и в группах специалистами отдела
(психолог, игротерапевт, педагог, дефектолог).
149
На основании полученных данных проводится индивидуальная
консультативная работа с родителями, учителями по вопросам возрастных
особенностей ребенка, согласования типов обучения, преодоления школьной дезадаптации.
Специалист по групповой работе с педагогами проводит занятия с
целью повышения их межличностной и профессиональной компетенции.
В отделе работают два психолога-педагога, нейропсихолог,
патопсихолог, игротерапевт,
дефектолог, специалист по групповой терапии.
Специалисты отдела социальной педагогики проводят профилактическую
работу со школьниками младшего и подросткового возраста с целью повышения их социально-психологической
компетентности.
Программа работы с подростками включает в себя следующие
направления:
1. Групповая работа, направленная на развитие навыков эффективного
общения и эмоциональной сферы.
2. Дискуссионные группы с целью расширения познавательной
мотивации и выявления интересов, а также формирования критического отношения к
социально вредным веществам и явлениям (алкоголь, наркотики, сексуальные
излишества).
3. Индивидуальная консультативная работа. Профессиональное
ориентирование. Помощь в создании жизненной стратегии, построении образа
будущего, в выборе профессии.
Социологические исследования включают сбор объективных данных по проблемам «учитель - ученик», «духовный мир подростка - ценностные
ориентации», «взаимоотношения подростка в семье».
В отделе работают четыре социальных педагога, один
педагог-психолог и один социолог.
МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ
Специалисты медицинского отдела проводят диагностику
функционального состояния психического здоровья школьников, профилактику и
коррекцию невротических, астенических и других болезненных состояний, включая
обучение детей и родителей здоровому образу жизни.
В отделе работают детский психоневролог, психотерапевт, массажист,
нарколог.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Совместно с окружным методическим кабинетом Центр осуществляет
системную подготовку педагогов, психологов, социальных работников в области
компенсирующего обучения, практической психологии и педагогической реабилитации
детей и подростков. По мере возможности Центр обеспечивает этих специалистов
учебно-методическими материалами.
В подразделении работают методист по начальному звену обучения,
специалист-консультант по компенсирующему обучению, педагог начального
образования.
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЭСТЕТОТЕРАПИИ
Средствами эстетического воспитания специалисты подразделения
стимулируют развитие сенсорно-познавательной и моторной сферы ребенка через
включение его в художественное творчество, музыкально-театральное и
танцевальное искусство.
ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Центр лечебной педагогики — негосударственная общественная
благотворительная организация, оказывающая психолого-педагогическую помощь и
социально-психологическую поддержку детям с нарушениями психического и речевого развития, в первую очередь тем,
кто не может получить помощи в существующих государственных учреждениях.
150
Задача специалистов Центра — способствовать максимальному
развитию, воспитанию и образованию каждого ребенка, его реабилитации и
адаптации, создать условия для реализации всех его потенциальных возможностей.
В Центре получают помощь дети в возрасте до 14 лет со многими
видами патологии развития: аутизмом, нарушениями психоречевого
и задержками психического развития различной тяжести и генеза, минимальными
мозговыми дисфункциями, олигофренией, психоорганическим
синдромом, неврозами и др. Коррекционная работа проводится по
индивидуализированным программам.
Помощь детям оказывают дефектологи (в том числе логопеды),
психологи, педагоги, нейропсихологи, невропатологи,
психиатры, педиатры, специалисты по игровой лечебной физкультуре и массажу,
фонетической ритмике, арттерапии.
Наряду с практической работой по оказанию помощи детям специалисты
Центра лечебной педагогики проводят научные исследования в области образования
детей с нарушениями развития, а также разработку конкретных методик и программ.
СТРУКТУРНЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА
ОТДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ
В рамках отделения консультативно-амбулаторной помощи Центра
лечебной педагогики проводится большая часть диагностической и консультативной
работы, первичные обследования детей, обратившихся за помощью в Центр, а также некоторые формы коррекционной
работы в тех случаях, когда для оказания помощи ребенку достаточно цикла
консультаций или индивидуальных занятий.
К амбулаторной группе отнесены также отдельные виды коррекционной
помощи некоторым детям дошкольного и младшего школьного возраста с глубокой
умственной отсталостью.
ОТДЕЛЕНИЕ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ
Программа работы включает несколько направлений помощи детям
дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными нарушениями общения и
эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм, ранняя детская шизофрения,
психопатии детского возраста, синдром двигательной расторможенности, мутизм, эпилепсия, эписиндром и
др. ).
Помощь ребенку начинается с организации элементарного
взаимодействия ребенка со взрослыми из близкого
окружения и далее строится таким образом, чтобы постепенно расширять его
познавательные и коммуникативные возможности. Основная цель всей работы —
достичь максимально возможного для данного ребенка уровня развития,
жизнедеятельности и адаптации.
Значительных улучшений удается добиваться даже у детей,
находившихся исходно в тяжелом состоянии. Ряд детей дошкольного возраста
удается подготовить к посещению массовых детских садов; ряд детей, в
соответствующих государственных структурах признанных «необучаемыми», удается
подготовить и выпустить для обучения в массовые и специализированные школы.
В отделении также организована мини-школа
для обучения в небольших группах детей младшего школьного возраста с
нарушениями общения, которые не были приняты ни в какие школы.
ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ
В коррекционной работе используются методики, которые очень
эффективны для неговорящих детей и позволяют
формировать речь во многих случаях, считавшихся бесперспективными, позволяют
активизировать компенсаторный потенциал ребенка и достигать значительных улучшений
психического, речевого и познавательного развития.
151
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ГЛУБОКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Развивающее обучение крайне необходимо для данной категории детей.
Ранняя психолого-педагогическая работа позволяет достигать
принципиально новых результатов помощи детям, положительных сдвигов в
эмоционально-волевой и познавательной сферах, сдвигов, расширяющих традиционные
представления о компенсаторных возможностях глубоко умственно отсталых детей.
Начало коррекционной работы строится на основе формирования
отдельных видов продуктивной деятельности, доступных для детей любого уровня,
позволяющих установить контакт с ребенком и вызвать положительную реакцию на
обучение. Основным приемом обучения является совместная работа педагога и
ребенка: руки педагога управляют руками ребенка. По мере закрепления простейших
навыков работы производится переход к более сложным действиям и формам работы.
Дети младшего школьного возраста, посещающие специализированную
школу, получают в Центре поддерживающие занятия. Кроме того, проводится
консультативный прием детей.
Для детей, не принятых в специализированную школу, в Центре
действует мини-школа в составе двух учебных групп.
ОТДЕЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРЕДШКОЛЬНОГО И
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ
Современная массовая школа «выбраковывает» все большее количество
детей, имеющих те или иные особенности, приводящие к трудностям обучения. Таким
образом, многие дети, даже признанные исходно психически и соматически
здоровыми, постепенно вытесняются из системы образования.
Применяемые в рамках данной программы новейшие
методы нейропсихологической диагностики особенностей индивидуального развития
мозга и отдельных его структур позволяют выявить истинные причины трудностей
обучения и разработать в каждом случае систему методов и коррекционных
программ, адекватных структуре и механизмам выявленных психических дисфункций.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Выполняет функцию промежуточной адаптационной площадки для
«выпускников» Центра, коммуникативные возможности которых расширились и
переросли естественные для Центра формы работы, но еще недостаточны для
интеграции в обычную социальную среду и массовые детские учреждения.
Дети приходят в интегративный
сад, пройдя предварительное диагностическое обследование (а в случае выраженных
нарушений — предварительный коррекционный курс) в других отделениях Центра
лечебной педагогики, после чего они могут быть включены в группы
интеграционного типа, где совместно воспитываются и обучаются нормально
развивающиеся дети и дети с различными нарушениями развития: генетическими и
соматическими заболеваниями, отклонениями в психомоторном развитии, различными
речевыми трудностями, расстройствами эмоционально-волевой сферы, нарушениями слуха и расстройствами эмоционально-волевой
сферы, нарушениями слуха и зрения, а также другими видами нарушений.
АРТТЕРАПИЯ
Задачей занятий художественным творчеством является знакомство детей
с различными материалами, помощь в освоении цвета, формы.
Дети занимаются рисованием жидкими красками,
акварелью, гуашью, мелками, карандашами, фломастерами, раскрашиванием, лепкой
из пластилина, глины, соленого теста с последующим раскрашиванием. Также проводятся занятия с деревом: освоение его фактуры,
выпиливание, ошкуривание и т.д. Кроме того, дети занимаются
плетением, шитьем, вышиванием, вязанием, элементарным ткачеством, аппликацией,
вырезанием из бумаги, конструированием и т. п.
Такое разнообразие форм деятельности дает возможность каждому
ребенку найти наиболее подходящий для него вид творчества.
152
КЕРАМИЧЕСКАЯ МИНИ-МАСТЕРСКАЯ
В керамической мастерской занимаются дети с психоречевыми
нарушениями (задержка психического развития, ранний детский аутизм, шизофрения,
детский церебральный паралич и др.), испытывающие трудности социальной
адаптации. Это дети школьного возраста, не обучающиеся в массовой школе, а также школьники, ранее получавшие помощь в
Центре лечебной педагогики и нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке.
ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ И РИТМИКОЙ; ТЕРАПИЯ ДВИЖЕНИЕМ
Каждое занятие представляет собой развернутую ролевую игру и
строится как литературно-музыкальная композиция, объединенная общей сложной
канвой.
Усвоение технических навыков во всех видах музыкальной
деятельности является средством для развития ладового чувства, ритмического
чувства, которому уделяется очень большое внимание, и музыкально-слуховых
представлений.
Во время танцев дети учатся двигаться в определенном ритме,
владеть своим телом. Особая польза хороводных танцев состоит в том, что каждый
участник хоровода учится согласовывать свои действия с действиями остальных. Во
время игры на музыкальных инструментах дети учатся чувствовать ритм и точно
выполнять свою роль.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И РИТМИКА
Основная задача занятий — координация движений тела и речевого
аппарата. В организованном таким образом ритмическом действии у неговорящих детей происходит оттормаживание,
«освобождение» речевой функции. Для этой цели особенно эффективно использовать
хоровое танцевальное действие.
На занятиях ритмикой большое внимание уделяется формированию у
детей пространственных представлений, поскольку их несформированность
часто приводит к различным трудностям при обучении речи, письму, чтению. В
процессе занятий у детей происходит осознание схемы собственного тела,
включение в пассивный, а затем и активный словарный запас вербальных
пространственных эквивалентов (предлогов и наречий). Во время индивидуальных
занятий у детей формируется зрительно-моторная координация.
МАССАЖ
Конкретные задачи массажиста определяются медицинскими
показаниями. От этого зависит и характер воздействия, и характер подготовки к
массажу. Любой массаж, если он направлен на исправление каких-либо дефектов,
заканчивается комплексом гимнастики, направленным на закрепление или создание
необходимого объема правильных движений или утраченных функций. Упражнения
могут быть как активными, так и пассивными. В комплекс любых упражнений
включаются дыхательные, пространственные, силовые.
Динамическое наблюдение за состоянием ребенка врачей и всех работающих с ним специалистов позволяет своевременно
корректировать индивидуальную программу работы с ребенком в соответствии с
изменением его состояния.
Общность педагогических целей, необходимость взаимопроникновения
предметных знаний и умений делают необходимым постоянный контакт педагогов и
всех других специалистов. Они совместно участвуют в проектировании, обосновании
и оценке разных форм организации воспитательного процесса, консультируют друг
друга, обсуждают особенности каждого ребенка, согласуют действия, направленные
на коррекцию имеющихся нарушений и раскрытие его возможностей.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Одним из важных направлений деятельности Центра являются консультации
и психотерапевтическая помощь родителям, обучение их различным способам
взаимодействия с ребенком.
Индивидуализированная коррекционная программа разрабатывается
на основании результатов системного диагностического обследования и в
дальнейшем уточняются по ходу работы с ребенком. Решение вопросов о
распределении детей по группам, о «движении» каждого ребенка внутри Центра и за
его пределы, а также oцeнкa
эффективности работы с ребенком входит в компетенцию экспертного совета Центра.
КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Целью деятельности Комплекса социально-педагогической реабилитации
детей и подростков является осуществление педагогической и
медико-психологической помощи детям с социальной дезадаптацией
и психологическими отклонениями в развитии.
Основные задачи, решаемые на базе Комплекса:
• осуществление социальной, психолого-педагогической и медицинской
помощи детям и подросткам с различными формами социальной дезадаптации,
возникшей как в результате неблагоприятных школьных, семейных и других
воздействий, так и в связи с пограничными нервно-психическими и физическими
отклонениями, хроническими заболеваниями;
• разработка и внедрение новых методов педагогической,
психологической и медицинской помощи детям с проблемами в обучении, личностными
и познавательными нарушениями, личностными проблемами на фоне тяжелых
соматических заболеваний (лейкемия, бронхиальная астма и другие);
• оказание консультативной помощи детям и родителям в проблемных
семьях:
• многодетным и неполным семьям, семьям с близнецами и приемными
детьми.
СТРУКТУРНЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА
Консультативно-диагностический отдел состоит из штатных
сотрудников (психологов) и внештатных (сотрудников других отделов Комплекса, привлекаемых к
консультационно-диагностической работе).
Консультативно-диагностический отдел проводит первичный прием
детей, направленных в Комплекс, комплексную диагностику состояния ребенка,
оценку уровня его развития, консультирования родителей и педагогов по вопросам
обучения и воспитания детей, подготовку результатов диагностического
обследования для обсуждения на Консилиуме.
Специалисты ведут первичный прием детей с целью определения
характера жалоб родителей или педагогов, предварительной оценки состояния
ребенка и решения вопроса о необходимости его дальнейшего обследования в
Комплексе, определения уровня психического развития, соответствия последнего
возрастной норме, сформированности основных
психических функций и диагностике возможных отклонений психического развития и
их характера. Учитывая резкое нарастание числа детей и родителей, желающих
проконсультироваться в Комплексе, в отделе разрабатывается программа
взаимодействия со школьными психологами и логопедами для первичного
обследования детей по месту учебы. С этой же целью в отделе сформирована
библиотека психологических методик, которой может воспользоваться школьный
психолог для углубленной диагностики проблемного ребенка.
ОТДЕЛ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Отдел нейропсихологии является единственным в системе образования
Москвы. Сравнительно молодая наука, основанная нашим соотечественником А. Р. Лурией около пятидесяти лет назад, занималась диагностикой
очаговых поражений мозга. Нейропсихологи проводили
реабилитацию больных после онкологических операций и ранений головного мозга.
Уникальный опыт топической диагностики и коррекции в последние 5—б лет начал
внедряться в практику помощи неуспевающим школьникам. Проблемы поражений мозга
и школьные проблемы оказались сходными
154
из-за неравномерного созревания различных структур головного мозга
ребенка и разной скорости установления функциональных связей между правым и
левым полушарием, лобными и затылочными отделами и т. д. Отдел нейропсихологии
ориентирован на коррекцию, направленную на формирование навыков
программирования, контроля и концентрации внимания, нарушение которых приводит
к специфическим трудностям в усвоении школьной программы. Сравнительно новым
направлением отдела является работа так называемых моторных групп, на которых нейропсихологи вырабатывают у детей правильные двигательные
стереотипы, образующиеся в норме на первых годах жизни. Считается, что при
неправильно сформированных двигательных стереотипах страдает адекватное
восприятие пространства ребенком. При несформированном «поле собственного тела»
возникают большие трудности в освоении математических символов, семантических
полей, что манифестируется в школьной неуспеваемости.
ОТДЕЛ ЛОГОПЕДИИ
Деятельность логопедического отдела ориентирована на коррекционную
работу с детьми, имеющими тяжелые отклонения в речевом развитии, с которыми не
может справиться школьный логопед. К ним относятся серьезные нарушения
звукопроизношения, написания и чтения, общее недоразвитие речи. В настоящее
время сотрудниками отдела подготовлен к печати первый том стимульного
материала для работы школьного логопеда и набор методических материалов,
позволяющих ему эффективно сотрудничать с педагогом коррекционного класса и
оказывать помощь учащимся начальных классов со школьной неуспеваемостью.
ОТДЕЛ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Отдел психофизиологии был сформирован более десяти лет назад в
Институте медико-биологических проблем АМН СССР. В то время его деятельность
была ориентирована на психофизиологические исследования космонавтов до, во время
и после орбитальных полетов, а также на сбор и анализ деятельности операторов
различных экстремальных профессий. При участии отдела был разработан и внедрен
психофизиологический стенд ракетоносителя «Энергия».
В настоящее время деятельность отдела в Комплексе
социально-педагогической реабилитации детей и подростков включает три основных
компонента:
• психометрический, основным содержанием
которого является комплексная диагностика уровня психической работоспособности
ребенка и анализ состояния основных психических функций: внимания, памяти,
мышления;
• психофизиологический, основным содержанием которого является
исследование адекватности психофизиологического реагирования ребенка как в
покое, так и в напряженной ситуации, позволяющее оценить уровень физиологических
затрат, необходимых ребенку для осуществления той или иной работы;
• психокоррекционный.
включающий группу методов, направленных на оптимизацию функционального
состояния ребенка с использованием процедур
аудио-
и видеовоздействий и некоторых других корригирующих
мероприятий, а также различные методы тренинга
сенсомоторных и счетно-логических навыков.
По характеру проводимых обследований они разделяются на
экспресс-контроль уровня психической работоспособности и психического состояния
ребенка и углубленное исследование, включающее всю совокупность вышеназванных
направлений и методов.
Отдел неврологии дезадаптивных состояний
проводит неврологическое и нейрофизиологическое обследование и динамическое
наблюдение детей, обращающихся в Комплекс и обучающихся в школе Комплекса.
Разрабатывает индивидуальные программы медикаментозной коррекции различных
видов негрубой неврологической патологии, оказывает помощь педагогам в
индивидуальной работе с «трудными» учениками, участвует в составлении программ
коррекционных занятий, психотерапевтических процедур. Проводит семинары для
специалистов смежных специальностей.
155
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Психосоматический отдел оказывает психологическую, немедикаментозную помощь детям с тяжелыми хроническими
заболеваниями (лейкоз, сахарный диабет, бронхиальная астма и др. ), а также детям, имеющим соматоформные
жалобы без определенных болезней.
Кстати, последние составляют до 60% причин посещения поликлиник. Отдел проводит
комплексную психологическую диагностику состояния ребенка, определяет
функциональное состояние жизненно важных систем организма ребенка, степени его
физиологической адаптации. Соматические заболевания часто подкрепляются
психотравмирующей ситуацией вокруг ребенка, а иногда врачи и психологи
психосоматического отдала помогают ребенку с
хроническим заболеванием и его родителям в решении психологических проблем и
психологическими и физиологическими тренингами предупреждают обострение
заболевания, Среди методов, которые используются в практике отдела, особый
интерес представляет аппарат для интервальной гипоксической
тренировки («Горный воздух») и методы направленной психотерапии бронхиальной
астмы, ориентированные на неразвитие сезонного приступного периода. В настоящее время готовится к открытию
«Астма-школа» и «Школа сахарного диабета» для родителей и датой.
ОТДЕЛ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ
В отделе оказывается квалифицированная помощь детям с высокой
тревожностью, нарушением коммуникации, неврозами, эмоциональной
неустойчивостью, жертвам насилия. Отдел создает и внедряет в практику работы
Комплекса программы по формированию междисциплинарного психотерапевтического
подхода к детям, подросткам и их семьям с охватом всех звеньев службы помощи на
основе обучающих программ в области психогигиены и психопрофилактики
детского возраста. Сотрудники отдела участвуют в международных
научно-практических разработках по проблемам насилия и агрессивности в детском
возрасте, по вопросам ранней психопрофилактической работы с сиротами.
ШКОЛА ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Школа лечебно-коррекционной педагогики (ЛКП) является составной
частью системы образования, предоставляющей возможность адаптации к массовой
школе учащихся с различными отклонениями в развитии.
Школа ЛКП, реализуя цели государственного, муниципального
учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера,
обеспечивающие воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию
в обществе детей со специальными потребностями.
Учащиеся направляются в Комплекс из общеобразовательных школ по
рекомендации школьного психолога, медико-педагогической комиссии и по заявлению
родителей. Вопрос о зачислении в школу ЛКП решается Консилиумом после
проведения комплексной диагностики. Срок пребывания учащегося в школе ЛКП
составляет от одной учебной четверти до одного учебного года и определяется
медико-педагогической комиссией Комплекса. При необходимости, определяемой
указанной комиссией, срок может быть продлен. Педагоги совместно с психологами,
дефектологами и другими специалистами, основываясь на данных углубленной
диагностики, разрабатывают для детей индивидуальные учебно-коррекционные
программы.
Образовательные программы разрабатываются на базе основных
общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития
учащихся, их индивидуальных возможностей. Организация образовательного процесса
в Комплексе строится на основе учебного плана,
разрабатываемого самостоятельно в соответствии с примерным государственным
учебным планом и регламентируется расписанием занятий. Для полноценной
социально-педагогической реабилитации учащихся, достигаемой за счет сочетания
психотерапевтических, лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий,
наполняемость классов устанавливается до 10 человек.
156
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
На базе Комплекса функционирует психолого-педагогический
консилиум. Консилиум создается для решения вопроса о виде и характере помощи
детям, прошедшим полное обследование или реабилитацию в Комплексе, и выработки
согласованной программы и условий ее реализации, а также для решения вопроса о
направлении детей в дошкольные или школьные образовательные учреждения, включая
обучение в школе Комплекса.
Консилиум является внутренним, постоянно действующим,
функциональным подразделением Комплекса.
На консилиум направляются дети, прошедшие полное обследование (или
курсовую реабилитацию, включая обучение в школе Комплекса) на базе Комплекса
социально-педагогической реабилитации детей и подростков, в отношении которых
должен быть решен вопрос о виде и характере дальнейшей
реабилитации в рамках деятельности Комплекса. В состав консилиума входят
специалисты, проводящие консультативный прием, заведующие структурными
подразделениями Комплекса, директор и его заместители по психологической,
педагогической и медицинской работе. На консилиум приглашаются специалисты,
которые проводили обследование ребенка, обсуждаемого в данный момент, а также
учителя школы Комплекса.
Деятельность консилиума ориентирована на решение следующих задач:
1. Оценка психолого-педагогического статуса ребенка;
2. Констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии;
3. Определение психолого-педагогических путей решения проблем
обучения и личностного развития ребенка;
4. Выработка согласованной программы помощи данному ребенку:
5. Отслеживание эффективности реализуемой программы;
6. Определение возможностей ребенка к тому или иному виду обучения
и типа дошкольного или школьного учреждения, включая специальные, в которые
ребенок должен быть направлен после прохождения
обследования или реабилитационного курса в Комплексе;
7. Решение вопроса о направлении ребенка в соответствующие его
возможностям образовательные учреждения, в том числе на обучение в школе
Комплекса.
На основании данных индивидуального обследования
ребенка различными специалистами Комплекса, включая педагогическую квалификацию
учителей школы Комплекса, участниками консилиума принимается коллегиальное
решение о характере реабилитационной работы с данным ребенком на базе
Комплекса, предлагается комплексная программа и структура реабилитации, форма
организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его
психологических возможностей и индивидуальных особенностей, назначается ведущий
специалист.
В тех случаях, когда окончательный диагноз, психологическая
квалификация нарушений развития и психолого-педагогический прогноз могут быть
установлены лишь в процессе учебно-воспитательной работы, консилиум дает
рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении
(как в экспериментальной школе Комплекса, так и в других: продолжительность
диагностического срока определяется в каждом случае индивидуально а зависимости
от особенностей конкретного ребенка) и осуществляет динамическое наблюдение за его развитием. На консилиуме
ведется методическая работа, заключающаяся в выработке комплексных подходов к
реабилитации детей и согласованных действий специалистов разного профиля:
врачей, психологов и педагогов, отработка взаимопонимания и конвенциональных
понятий.