Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

61

 

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

 

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА Я В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕРЕЛОМА

 

Ю. МЕЛЬ

 

Воссоединение Германии повлекло за собой появление у жителей новых федеральных земель (бывшей ГДР) особых психологических проблем. Экстраординарные жизненные нагрузки на «самочувствие» восточногерманского населения с начала драматических перемен, начавшихся шесть лет назад, можно определить как «коллективные ненормативные жизненные события», которые вызывают кризис ориентации в жизни и предъявляют к социальной компетентности людей прежде не встречавшиеся требования [15]. Понятие социальной компетентности — в отличие от понятий душевной болезни и душевного здоровья — связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить [19]. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» [13; 3].

На каком современном социальном фоне нам следует рассматривать тему социальной компетентности, ее функций и ее изменение методами психотерапии? В социологических исследованиях для обозначения переходной после воссоединения Германии ситуации используется понятие трансформации [14]. Как и в других посткоммунистических странах, в Восточной Германии сложность ситуации состоит в том, что одновременно начался путь от диктатуры к демократии, от социализма к капитализму, от организованного общества — к обществу риска, что взаимно усиливает трудности во всех направлениях социальных перемен. Однако исключительной для бывшей ГДР оказалась воля ее граждан на основе договора о присоединении полностью перенять систему институтов ФРГ.

 

62

 

Восточногерманские социологи видят основную проблему периода трансформации в нарушении душевного здоровья населения, что связывается ими с кризисом адаптации к слишком быстрой смене социальных институтов. Важное наблюдение подчеркивает «дилемму трансформации», которая состоит в том, что вслед за разрушением ГДР построение нового общества проводилось не изнутри, но извне и «сверху». Трансформация осуществлялась как «пересадка» готовых форм западногерманских институтов, которые еще должны доказать свою эффективность: рыночные механизмы должны быть эффективны, но прежде они назначаются и внедряются государством; принципы государственного права должны быть действенными, но прошлое ГДР не может быть просто подчинено праву ФРГ. Эти процессы сопровождаются очень противоречивым биографическим опытом восточногерманского населения. Самопонимание жителей Восточной Германии в большой степени поколебалось не только в результате одномоментного шока («В один прекрасный день, когда мы встали, мебель стояла на своих местах. Но квартира находилась уже в другой стране»), но также в результате неожиданно заявленного после воссоединения положения вещей, которое непосредственно и лично ощущалось в виде политических, экономических, социальных, психологических и моральных изменений. Стремительная ликвидация прежних организованных структур, введение иной системы управления и права, включая присущий ей бюрократический язык, системы страхования, тарифов и налогов, пенсий, здравоохранения, образования, науки и воспитания, оказались для населения бывшей ГДР причиной постоянных сверхусилий по психологической адаптации (своего рода «врастанию в федеральную государственность»).

Трудности трансформации объясняются и сотрясением надежности «общества трудящихся», где всем гражданам обеспечивались рабочие места. При всех прочих названных условиях наиболее серьезной проблемой оказалась массовая потеря рабочих мест в связи с закрытием многих предприятий (при прежней занятости многих людей на одном и том же производстве в течение всей жизни) и, как следствие, разразившийся «кризис существования и потери смысла жизни», «кризис идентичности» [15]. В то же время благодаря разрушению старого аппарата возникло новое пространство для деятельности и образования с возможностями индивидуальной самореализации в плюралистическом обществе.

Чувствительные к этим проблемам политики из новых федеральных земель указывают на присущее Восточной Германии противоречие — в смысле когнитивного диссонанса, — которое состоит в том, что люди переживают построение демократических структур в то же время, когда они испытывают неуверенность, страх оказаться в более низком социальном ранге, потери рабочего места, обесценивания их биографии и профессии. Можно ожидать, что социально-психологические последствия воссоединения будут ощущаться на протяжении еще нескольких поколений. При названных обстоятельствах мы можем предвидеть, что проблемы и жалобы, связанные с социальной некомпетентностью, такие как недостаточные вера в себя и принятие своего Я, страх критики и неудачи, недостаточные социальные навыки, будут

 

63

 

сопровождаться боязнью социальных контактов (см. [4]).

Предметом особого внимания социологов стало женское население Восточной Германии, поскольку именно женщины оказывались наиболее часто клиентами психологической и психотерапевтической служб. Социологический опрос, проведенный Институтом анализа социологических данных в мае и октябре 1990г. и в октябре 1991г. (см. [16]), преследовал цель объективировать изменения в социальных структурах и соответствующие им изменения в социальных ценностях и каждодневном поведении. Анализ того, как женщины рефлексируют социальную ситуацию, указывает, в частности, на изменения в их социальной компетентности.

Результаты социологического опроса [16] позволяют подразделить женщин на две различные группы: первая (55, 6%) полна надежд в отношении обеспеченности работой, профессионального роста и переквалификации, дохода, уровня жизни, образования детей и внуков и т. д.; вторая группа (30%) высказывает отсутствие надежд в тех же проблемах. Последняя включает преимущественно женщин с низким личным и семейным доходом, не занятых профессионально (безработных, пенсионерок и женщин предпенсионного возраста), одиноких. Показатели безработицы свидетельствуют о том, что полный рабочий день заняты только 44% женщин — в сравнении с 50% мужчин (в мае 1990г. эта цифра составляла около 80% независимо от пола). Упомянем также, что уровень рождаемости в Восточной Германии с 1989 г. к началу 1992 г. катастрофически снизился (наполовину).

Объективно худшие профессиональные и материальные условия женщин отражаются в их надеждах и опасениях: они больше, чем мужчины, обеспокоены профессиональным продвижением и возможностями переквалификации. У женщин возникают проблемы, связанные с правовой неграмотностью, незнанием системы страхования и ценообразования. «Я плохо или вообще не справляюсь с постоянной конкуренцией», — отвечают 40% женщин (в сравнении с 30% мужчин). По сравнению с мужчинами надежды и беспокойство женщин чаще связаны с жизненными условиями их детей (школьным и профессиональным образованием).

Эти данные заставляют сделать тяжелое заключение о том, что в целом женщины бывшей ГДР относятся к «неудачникам» немецкого общества. С другой стороны, есть объективные причины принятия женщинами существующего положения вещей:

Если связать проблему нарушений индивидуальной социальной компетентности с основами социальных структур при отсутствии эксплицитных этнических категорий, определяющих поведение индивида в обществе, создается следующая картина. В ФРГ после Второй мировой войны развивалось постиндустриальное общество, в котором произошел общественный сдвиг в сторону индивидуализации [1] с неизвестной до тех пор динамикой и далеко идущими последствиями. На фоне достаточно высоких материальных условий и развитой системы социальных гарантий благополучной страны люди были выхвачены из традиционных классовых

 

64

 

отношений и семейного обеспечения и стали психологически сильнее благодаря самим себе и собственным усилиям на рынке труда с его безработицей, риском, шансами и противоречиями и, как следствие, обострением и индивидуализацией социального неравенства.

Освобождение индивида от социальных, классовых связей, согласно Максу Веберу1, порождает тенденцию к индивидуализированным формам существования, которые вынуждают человека, чтобы выжить материально, ставить себя в центр собственных жизненных планов. Как следствие, изменяются системные проблемы личностных нарушений. Возникает новая непосредственная связь индивида и общества в том смысле, что общественные ломки проявляются в индивидуальных кризисах. Вследствие индивидуализации социального риска социальные проблемы оборачиваются такими психическими нарушениями, как личная неудовлетворенность, чувство вины, страхи, конфликты и неврозы [1]. Здесь же лежит и объяснение современного «психорынка» с его предложением средств самопознания и самореализации. В прокламируемых рецептах жизненного успеха нет места чувству вины, а в качестве условий индивидуальных достижений определяются не только внешние события и обстоятельства, но также последствия принятых самим человеком решений («каждый сам является кузнецом своего счастья»).

Обращаясь к проблеме душевного здоровья жителей новых федеральных земель, многочисленные публикации в средствах массовой информации повторяют общее утверждение о возросших психологических нагрузках с такими следствиями, как повышенная тревожность, уныние и потеря веры в будущее. В то же время эмпирические исследования душевного самочувствия населения ГДР до и после падения Берлинской стены довольны скудны. Большую известность получила книга Г.-Ю. Мааца [10] о деформирующих характер человека влияниях, которые оказывал режим ГДР. С точки зрения Г.-Ю. Мааца, давление на все государственные институты привело к подавлению естественных потребностей, следствием чего явился патологический синдром в форме страха, недовольства собой и подавленной агрессивности. Деформации характера проявлялись либо в форме комплексов (недостаточной саморегуляции, преклонения перед авторитетами, чувства неполноценности, страха, пассивности и плаксивости), либо в форме навязчивых действий (преувеличенном стремлении к порядку и дисциплине, точности, излишнем усердии и педантизме). Эмпирическое основание для этого утверждения Г.-Ю. Маац черпает из типологизации клиентов своей психотерапевтической практики, патологические особенности которых в некотором приближении могут быть распространены на все население бывшей ГДР. В критическом анализе этих положений ряд авторов (см. [6], [9]) указывает, что для лечебных или профилактических мер предлагается не так много оснований, тем не менее заключения Г.-Ю. Мааца способствуют выдвижению гипотез, которые могут быть проверены в эмпирических исследованиях.

Г. Шредер [15], обобщивший данные психологов и психотерапевтов

 

65

 

новых федеральных земель, исходит из гипотезы, что специфические условия социализации в ГДР формировали прежде всего определенные способы поведения и установки, которые в тех условиях были функционально адаптивны, но в новой социальной ситуации обнаружили несовместимость объективных требований жизни и субъективной компетентности для их преодоления. С этим согласуются и наблюдения, согласно которым выработанная в прошлом «вербальная компетентность» становится помехой в необходимой отныне активизации деятельности.

Между 1983 и 1991гг. с помощью Берлинского метода диагностики неврозов (BVND), разработанного К.-Д. Хэнсгеном [8], в Восточной Германии были собраны многочисленные психодиагностические данные. Уже в период между 1987 и 1990гг., т. е. до воссоединения, были установлены отчетливые нарушения, которые проявлялись у пациентов в увеличении соматических жалоб — чувстве изнеможения, нарушении сна, снижении работоспособности, — а также в увеличении неспецифических страхов. В целом вырисовывался портрет населения, которое до падения Берлинской стены испытывало острые стрессовые нагрузки. Данные, отражающие непосредственно период перелома — между 1990 и 1991 гг., — указывают на менее выраженные нарушения. Повторные исследования в 1991г. (см. [15]) снова обнаружили негативные синдромные изменения как в области социально-психологического взаимодействия, так и в состоянии здоровья.

После воссоединения впервые стали возможны прямые сравнительные исследования в восточной и западной частях Германии, что позволило факультетам психологии университетов Трира и Восточного Берлина (им. А. Гумбольдта) осуществить совместный проект по оценке различий душевного здоровья и контроля за поведением у восточных и западных немцев [2]. Речь идет о поперечном срезе, который не позволяет делать выводы об изменениях исследованных характеристик вследствие воссоединения.

Вопреки ожиданиям, было показано, что в целом показатели, полученные на выборке восточных немцев, — в сравнении с западными немцами — не обнаруживают различий. Различия касаются отдельных показателей, в частности, меньшей «автономности» восточных немцев и большей «способности любить». Очень выраженными оказались различия в контроле за поведением: восточные немцы обнаруживают большую потребность контроля (стремление к порядку, соблюдение принципов, более высокую ориентацию на нормы поведения, большую надежность в отношениях. более выраженную ориентацию на будущее и здравый смысл), а также меньшую импульсивность (меньшую жажду новых впечатлений и радость импровизации). В целом это совпадает с портретом восточногерманского населения, данного Г.-Ю. Маацем [10], но не с декларируемой им общей негативно-патологической характеристикой.

Исследователи придерживаются мнения, что повышенный контроль за поведением у восточных немцев проистекает из сильно контролируемой и ограничительной социализации, подавлявшей такие качества, как спонтанность, радость импровизации, открытость и автономия.

 

66

 

Мы полагаем, что полученные в целом небольшие различия показателей душевного здоровья у восточных и западных немцев могут быть связаны с эффектом нивелирования, возникающим в случае, когда данные не анализируются отдельно по группам (например, безработных, пожилых, женщин, представителей разных профессий). Объективные положительные и отрицательные изменения жизненных условий распределились после воссоединения, безусловно, по-разному и в различной степени привели к индивидуальным выигрышам и потерям.

Согласно анализу случаев психологической и психотерапевтической службы, 40% диагнозов относятся к нарушениям социальной компетентности. Во всех случаях клиенты указывают на непосредственную связь между их жалобами и психическими нагрузками, обусловленными социальным переломом. Вопрос состоит в том, располагают ли психотерапевты гибким инструментарием или программой терапии нарушений социальной компетентности, которые могли бы обеспечить индивидуальную помощь клиентам, когда жизнь обрушивает на них психические нагрузки. И какой образ человека, сформировавшийся в условиях противоречивого постиндустриального (капиталистического) общества, должен быть подвергнут критическому анализу, с тем чтобы, при известных условиях, воздействовать на него политическими средствами, что, разумеется, не входит в задачу психотерапевта?

В определении направленных на поведение психотерапевтических мер мы обращаемся к социальным структурам и нормам. Нам представляется важной мысль Д. Циммера [19] о том, что воспитание социальной компетентности, способствующей освобождению от чуждых предписаний, должно выступать специальной целью. Обучение социальной компетентности должно представлять собой овладение инструментарием, который позволит индивиду рефлектировать внешние предписания ситуации и реализовать соответствующее влияние на нее. При этом следует в равной мере принимать во внимание противоречивые цели, а именно необходимость приспособления к социальным правилам и ожиданиям и, с другой стороны, неизбежные изменения социальных правил и институтов.

При разработке психосоциальных и психотерапевтических мер, направленных на поддержку социальной компетентности и веры в себя, мы руководствуемся концепцией Р. Ульриха и Р. Ульрих [17], [18], сформулировавших семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:

 

67

 

людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

Мы полагаем, что эта концепция может служить ориентиром при проведении психотерапевтических бесед, в ролевом тренинге уверенности в себе и апробации образа действия в реальных условиях с учетом индивидуальных проблем и целей психотерапии. К тому же формулируемые в соответствии с характером требований типы ситуаций, например, «отстоять свое право», «завязать отношения», «завоевать симпатии» и др., позволяют определить цели психотерапии, отвечающие уязвимым аспектам поведения клиента [13].

Философы и социологи бывшей ГДР, выполняя социальный заказ, усердствовали в доказательстве более низких показателей психосоматических и невротических жалоб в сравнении с аналогичными показателями в ФРГ. Объясняя природу таких жалоб в условиях социализма, они ссылались на неантагонистические противоречия научно-технической революции в форме повышающихся к человеку требований. Обсуждение идеологической надстройки социалистического общества, которое отвечало заданным догмам, обосновывало образ человека и производные от него цели психотерапии. К обязанности образовательных и исследовательских институтов клинической психологии и психотерапии относилось идеологическое оправдание адаптации и использования концепций и методов западной психотерапии — поведенческой терапии, глубинной терапии, терапии беседы (см., например, [12]). Поведенческая терапия в бывшей ГДР, после критики ее бихевиористской методологии и терпеливого преодоления порога «когнитивного железного занавеса», отстояла личностные моменты планирования поведения, обучения образу действия, регулируемой активности, ее детерминации и специфики, не противоречившие социалистическому образу человека. Методологические работы западных психологов часто помогали аргументами в пользу принятия в бывшей ГДР концепции и методов поведенческой терапии (см. [11])2. При социализме психотерапии придавалась функция транслятора, позволяющего посредством преодоления частных нарушений душевного здоровья создавать предпосылки развития социалистической личности.

Сегодня мы спрашиваем себя: что осталось после падения ГДР от этих социально диктовавшихся концепций индивида, требований и целей формирования социалистической личности? Мы можем констатировать, что под покровом идеологических фиговых листков в ГДР были возможны хорошее психотерапевтическое образование и эмпирические исследования, которые не уступают западным научным стандартам. Например, на факультете психологии университета им. А. Гумбольдта в Берлине в 1973— 1989 гг. был осуществлен долгосрочный исследовательский проект по терапии

 

68

 

беседы и поведенческой терапии (см. [11]). Теоретические работы сопровождались эмпирическими исследованиями в процессе проведения тренинга уверенности в себе3 с целью разработки и оценки оригинальной программы тренинга и соответствующих диагностических показателей (см. [3], [7]). И сегодня эта программа широко применяется в новых федеральных землях в психотерапевтическом образовании и практике.

 

1. Beck U. Risikogesellscaft. Frankfurt/M. : Suhrkamp. 1986.

2. Becker P., Hängsgen K.-D., Krieger W. Person-lichkeitsvergleich von Ost- und Westdeutschen in Indikatoren der seelischen Gesundheit under Verhaltenskontrolle // Report Psychologie. 1994. B. 3. S. 28—41.

3. Behzadi B. Selbstsicherkeit und neurotische Störung, die differentielle Wirkung gezielter Therapie // Zeitschift für Psychologie. 1991. B. 189, Suppl. l. S. 129—136.

4. Einübung von Selbstvertrauben und sozialer Kompetenz // R. Ulrich de Muynck, R. Ulrich (Hrsg. ). München: Pfeiffer, 1978.

5. Eysenk H.J., Rachman S. Neurosen-Ursachen und Heilmethoden. Berlin (Ost): Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1967.

6. Geyer M. Deutsch-deutsche Annäherungsprobleme // Psychosozial. 1991. B. 14. S. 5—12.

7. Gudermuth S. Grundlagen von Trainingmethoden und Ergebnisse der Behandlung von Selbstsicherkeit mit einem verhaltenstherapeutischen Gruppentraining // Zeitschrift für Psychologie.1984. B. 192, N 3. S. 319—337.

8. Hansgen K.-D. Berliner Verfahren zur Neurosendiagnostik (BVND). Selbstbeurteilung (BVND-SB). Göttingen: Hogrefe, 1991.

9. Kunzendorf E. Psychische und soziale Bedingungen ineiner gesellschaftlichen Krisensituation // Psychomed. 1990. B. 2. S. 256-259.

10. Maaz H. -J. Der Gefühlsstau. Berlin: Argon- Verlag, 1990.

11. Mehl J. Theoretische Grundlagen kognitiver Verhaltenstherapie // Zeitschrift für Psychologie. 1980. B. 188. N 4. S. 396-405.

12. Mehl J., Behzadi B. Ideologische Probleme der Therapiezielbestimmung in der Vertialtenstherapie // J. Helm, H.-D. Rosler, H. Szewczyk (Hrsg.). Klinische Psychologie. Theoretische und ideologische Problemen. Berlin (Ost): Deutscher Vertag der Wissenschaften, 1979.

13. Pfingsten U., Hintsch R. Groppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union. 1991.

14. Reissing R. Transformation — theoretischekonzeptionelle Ansätze und Erklärungsversuche // Berliner Journal für Soziologie. 1994. B. 4. S. 323—345.

15. Schröder H. Prävention und  Gesundesten- twicklung bei makrosozialen Veränderungen. Unver-öff, Manuskript. Leipzig: Universität, 1993.

16. Schröter U. Zu Lebenslagen, Einstellungen und Wertorientierungen von Ost-Frauen Anfang der neunziger Jahre. Berlin: Institut für Sozialdatenanalyse, 1992.

17. Soziale Kompetenz // R. Ullrich, R. Ullrich (Hrsg. ). München: Pfeiffer. 1978.

18. Ulrich R., Ulrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Störungen. Das Assertiveness- Trainings-Programme ATP. München: Pfeiffer, 1980.

19. Zimmer D. Die Entwicklung des Begriffes der sozialen Kompetenz in der Veihaltenstherapie // R. Ulrich, R. Ulrich (Hrsg. ). Soziale Kompetenz. B. l. München: Pfeiffer. 1978. S. 469-482.

 

Поступила в редакцию 11. I. 1995 г.

Перевела с немецкого Г. В. Парамей

 



1 См. на русском языке: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — Примеч. перев.

2 Первый перевод на немецких классической работы Г. Айзенка и С. Рахмана по поведенческой терапии был сделан в ГДР (см. [5]). В предисловии издатель вводил ее в идеологический контекст посредством отсылки к концепциям И. П. Павлова и В. М. Бехтерева как имеющим основополагающее значение для развития терапии. (Обсуждение поведенческой терапии см.: Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психол. жури. 1994. Т. 14. № 4 С. 3—19. — Примеч. перев.)

3 В связи с понятием «тренинг уверенности в себе» вспоминается случай, типичный для идеологической ситуации тех лет. После доклада аспирантки о социальной компетентности на конференции молодых психологов на факультете психологии университета им. А. Гумбольдта некий высокопоставленный руководитель заклеймил это понятие как идеологически подозрительное и авторитарно запретил его дальнейшее использование. Помимо утверждения, что понятие содержит «претензию на элитарность», он не представил никаких других аргументов. Ни один участник конференции не потребовал обосновать табу, таким образом невольно продемонстрировав социально-некомпетентное поведение; впредь все послушно избегали использования этого понятия.