154
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
Автору «Эроса невозможного»
грех жаловаться на своих издателей. За два года книга выдержала два издания и
удостоилась десятка рецензий; и то и другое для нашего времени почти
невероятно. Тем не менее ошибки издателей требуют обнародования. Они, как
известно, бывают поправимые и непоправимые; последние же классифицируются на
простительные и непростительные.
Я не в силах снабдить
каждого из 20 000 владельцев моей книги, выпущенной издательством «Медуза»
(Санкт-Петербург), отсутствующим в ней оглавлением и вынужден полагаться лишь
на искусство читателей. Некоторые из них решили, что это постмодернистский
прием автора; другие, наоборот, снабжали мою книгу оглавлением с помощью
догутенберговских способов. Во всяком случае, я предпочитаю это издание, в
котором важная часть книги отсутствует (ошибка непоправимая, но простительная),
другому изданию, в котором, наоборот, присутствует часть, к которой я не имею
отношения.
Издательство
«Гнозис-Прогресс-Комплекс» после трех (!) лет работы над рукописью, после
расторжения автором договора и не представив ему макет книги, выпустило в свет
свои 10 000 экземпляров. Каждый из них содержит, наряду со множеством опечаток,
одну фальшивку. Надо сказать, что в постмодернистком чтении текста опечаткам
придается особое значение. Их интерпретируемость рассматривается как проявление
настоящего бессознательного (потому что автор наверняка не знал о них) и еще
как доказательство коллективной природы текста. Книга – сон, который снится не
одному только автору, но всей команде редакторов, худредов и корректоров.
Вероятно, так оно и есть, потому что фальшивой в моей книге оказалась
фотография главной ее героини. Вместо нее на читателя смотрит анонимная
красавица викторианской эпохи, под изображением которой написано: Сабина
Шпильрейн. Вероятно, именно в этом эротическом образе коллективное
бессознательное издательства с тройным названием воплотило рассказанную мной
историю Сабины Николаевны.
Итак, в книге: Эткинд А.
Эрос невозможного. История психоанализа в России. М.: Гнозис-Прогресс-Комплекс,
1994, фотография якобы С.Н. Шпильрейн не является подлинной и не имеет никакого
отношения ни к Шпильрейн, ни к истории психоанализа в России.