Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

147

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

 

7 апреля 1995 г. в Психологическом институте РАО состоялся «круглый стол» на тему «Психологические аспекты проблемы смысла жизни», в котором приняли участие сотрудники Психологического института, Института психологии РАН, исследовательского Центра эстетического воспитания, факультета психологии МГУ, Московского энергетического института. Открывший заседание А.А. Бодалев отметил, что проблема смысла жизни имеет особую актуальность для людей, находящихся в экстремальных ситуациях (заикающиеся, люди, страдающие частичной или полной слепоглухотой) и нуждающихся в социореабилитации. Он охарактеризовал роль истинных ценностей в становлении смысла жизни, подчеркнул, что поиск последнего неразрывно связан с творческим отношением к действительности, наиболее полной реализацией потенциальных возможностей человека. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время – период ломки устоявшихся стереотипов, «размывания» ранее усвоенных ценностей, снятия внешних «ограничителей» и необходимости для каждого человека самому ответить на вопрос: ради чего (или ради кого) жить?

В докладе В.Э. Чудновского «Смысл жизни как психологическая проблема» феномен смысла жизни был рассмотрен с точки зрения соотношения «внешнего» и «внутреннего». По мнению докладчика, смысл жизни – особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, этапы становления, психологическую структуру. Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система «противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов. Наряду с этим докладчик отметил, что смысл жизни может играть и негативную роль в становлении личности. Анализ подобного рода деформаций и сбоев в процессе поиска смысла жизни представляет как научный, так и практический интерес. Обсуждалась также проблема смысла жизни в связи с природными особенностями человека. Было показано, что она имеет свой, достаточно значимый биологический аспект: природные особенности – не просто предпосылки, но активные участники процесса поиска человеком смысла жизни; их влияние неоднозначно, границы такого влияния подвижны, изменчивы; существуют «пики», «биологические всплески», когда роль биологического фактора как в общем процессе становления личности, так и – смысла жизни существенно возрастает; природные особенности не только ограничивают процесс поиска смысла жизни, но и содержат в себе возможности выхода за их пределы. Один из значимых аспектов проблемы смысла жизни – рассмотрение роли неосознаваемого, находящегося в потенциальном

 

148

 

состоянии, но вместе с тем, оказывающего влияние на принятие жизненно важных решений.

Были охарактеризованы некоторые формально-динамические характеристики смысла жизни: инертность, иерархия смыслов, его масштабы. В заключение докладчик подчеркнул, что в процессе социореабилитации открываются большие возможности интенсивного исследования проблемы смысла жизни, его поиска и становления.

Доклад А.В. Суворова был посвящен рассмотрению соотношения понятий «смысл жизни» и «воля к жизни». «Воля к жизни» – психологический механизм реализации смысла жизни в определенном образе жизни. Данный механизм может бездействовать, если содержание смысла жизни стихийно вытекает из наличного образа жизни. «Воля к жизни» предполагает мобилизацию всех сил личности для реализации цели, воплощенной в смысле жизни. При этом речь идет о самомобилизации, ибо внешняя, насильная мобилизация, как правило, парализует волю. Докладчик остановился на специфике решения данной проблемы в экстремальной ситуации инвалидности. Эффективная нейтрализация этой ситуации, ее смягчение возможны лишь с помощью здоровых людей, которые являются союзниками по «антиэкстремальной коалиции». Была подчеркнута роль общения ребенка-инвалида со здоровыми детьми. В ходе такого общения ребенок осознает, что он «не такой, как все», но вместе с тем обстановка дружеского взаимодействия, участие в совместных, доступных для него формах игр, проявления взаимопомощи стимулируют его сначала к стихийной, а затем – ко все более сознательной самореабилитации. Докладчик охарактеризовал высший уровень самореабилитации, на котором сами экстремальные условия существования могут стать стимулом работы волевого механизма, направленного по поиск всевозможных «обходных путей» (термин Л.С. Выготского) решения проблемы личностной полноценности и саморазвития. В этих условиях инвалид становится «специалистом» по нахождению «обходных путей», по самомобилизации, по «воле к жизни».

В заключение докладчик выделил роль любви и творчества в процессе поиска смысла жизни: они задают цель и энергетику жизни, способствуют включению волевого механизма.

В совместном докладе Ю.Б. Некрасовой и Н.Л. Карповой «Изменение смысла жизни у заикающихся в процессе социореабилитации» было отмечено, что заикание, которое обычно есть следствие перенапряжения или травмы нервной системы, вегетативной дисфункции и т.д., является вместе с тем проблемой личности. Нарушенная речь при заикании – лишь верхушка айсберга. Заикание, подобно сорняку, дает мощные и цепкие психологические корни, затрагивает многие глубинные структуры личности, деформирует, уродует процесс поиска смысла жизни, ибо главным, сверхзначимым для человека является дефект и его последствия. Классический порочный круг невроза заикающегося: субъективное восприятие нарушенной речи – переживание стыда, страха, неуверенности, потеря перспективы, заниженная самооценка, что в свою очередь усугубляет дефект речи. Задача психотерапевта – разорвать этот порочный круг. Необходимо подготовить психологическую почву, на которой пациент может выстроить новый смысл жизни, который станет двигателем процесса излечения.

В этой работе используется динамическая психотерапевтическая диагностика (комплекс тестов и опросников в сочетании с методом библиотерапии). Наряду с «портретом болезни» (характеристика недуга) составляется «портрет неповторимости», в котором акцент делается на позитивных качествах пациента, сформированных вне дефекта

 

149

 

или вопреки ему. На этой основе в совместном творческом труде пациента и психотерапевта будет создан «портрет здоровья», который включает в себя не только конкретную цель – излечение от заикания, но и более отдаленную перспективу – становление нового, ранее недоступного для пациента, а сейчас не только привлекательного, но и вполне достижимого смысла жизни.

Доклад В.Г. Асеева был посвящен рассмотрению мотивационных механизмов актуализации и блокирования смысловых образований личности. Докладчик отметил, что в динамике актуализации и блокирования смысловых образований, включая ценностные ориентации, идеалы, жизненные цели, большую роль играют динамические факторы, например легкости – трудности реализации смысловых образований. Парадокс состоит в том, что и легкость, и трудности осуществления цели при определенных условиях могут приводить к неадекватным феноменам блокирования объективно важных смысловых установок личности. Благоприятные условия, гарантирующие реализацию цели без особых затрат, способствуют девальвации значимости соответствующих ценностей, их недооценке, дискредитации как принципов поведения. Вместе с тем чрезмерные в представлении человека трудности реализации цели также блокируют процесс ее осуществления. Следует иметь в виду, что ограничиваются не только деятельностные, исполнительские возможности личности, но и возможности актуализации определенного количества смысловых установок. Практика психотерапии и ее обобщение в соответствующих теориях (А. Маслоу, В. Франкл и др.) убедительно свидетельствуют о наличии личностной тенденции к «смысловому упрощению» жизни (акцентуации, фанатизм установок и пр.). Поэтому ограниченность смыслового потенциала также выступает своеобразным динамическим фактором блокирования объективно важных смысловых образований.

И. Поволоцкая охарактеризовала проблему смысла жизни с позиций астропсихологии. Эта наиболее молодая ветвь астрологии появилась в 70-х гг. ХХ в. и вобрала в себя отдельные идеи               3. Фрейда и К. Юнга, связанные с анализом компонентов мировой культуры, мифов, религий, фольклора. Более специально проблемой смысла жизни занимается кармическая психология. Астрологию обычно критикуют за предопределенность человеческой судьбы. Часто эта критика идет от незнания предмета. Получается так, что, говоря о свободе воли и в то же время не зная о законах Вселенной и всеобщей взаимосвязи и гармонии мира, люди выбирают не самые лучшие варианты своего поведения. На самом деле у человека достаточно свободной воли, и чтобы выбрать оптимальный вариант реализации заложенных в нем потенциалов. Астропсихология помогает выявить эти потенциалы.

А.М. Моисеева охарактеризовала смысл жизни, т.е. субъективную картину мира человека и себя в ней, как результат взаимодействия трех измерений: красоты, добра, истины. Важно гармонизировать влияние внешних обстоятельств на человека так, чтобы он был в состоянии сам управлять «качелями» внешнего и внутреннего. К этому необходимо готовить постепенно, начиная с раннего детства.

Ю.В. Волкова охарактеризовала деформации смысла жизни у невротической личности и подчеркнула, что методика социореабилитации логоневроза Ю.Б. Некрасовой позволяет преодолеть эти деформации путем использования комплекса приемов: самоуглубления в процессе библиотерапии, группового творчества психотерапевта и пациентов, символотерапии, создания «портрета здоровья» и др.

Т.В. Снегирева условно выделила две ипостаси человека: человек «внешний»

 

150

 

и «внутренний». Именно «внутренний» человек – вотчина смысла жизни. Во всяком значимом переживании ему открывается и то, что непосредственно в нем не содержится, – некий универсальный горизонт. За одну скоротечную человеческую жизнь, подчеркнула она, мало кому удается проявить себя полностью. И нередко в ретроспективе внутреннего опыта выделенной оказывается лишь одна, хотя и вечная, смысловая тема, словно проложенное в душе русло, куда стекаются, соединяясь в своем развитии, многие жизненные события – вехи психологического опыта. В этом понимании может быть допустимо говорить о «смысле рождения» как замысле о человеке в перспективе предстоящих ему главных испытаний и восходящей нити духовного поиска – замысла, который несет в себе каждый новорожденный.

В.А. Рыжков отметил, что хотя смысл жизни для каждого человека сугубо индивидуален, практически важно выделить и предложить человеку общую для всех, объективно обязательную основу смысла жизни, которую каждый наполняет своим неповторимым содержанием. По мнению выступающего, такая основа состоит из трех компонентов: 1) Потребность в постижении Истины, законов мироздания; 2) Постижение принципа Любви, т.е. стремления к единству с миром, людьми и собой; 3) Творчество – стремление преобразовать окружающую действительность и самого себя.

В целом обсуждение прошло очень активно и заинтересованно. Было высказано пожелание сделать обмен мнениями по этой животрепещущей проблеме регулярным.

 

В.Э. Чудновский

Москва

 

13 – 14 февраля 1995 г. в Уфе состоялся Республиканский симпозиум с международным участием: «Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы». Работа симпозиума проходила в форме пленарных заседаний и «круглых столов» с участием деятелей различных конфессий, видных ученых, писателей, работников культуры. Участники симпозиума имели возможность ознакомиться с большим спектром мнений и точек зрения психологов, биологов, физиков, философов, а также представителей политических партий и движений России, Украины, Литвы, Австралии, США, Франции.

В ходе подготовки к симпозиуму был выпущен сборник тезисов докладов (Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы – в двух томах), отражающих размышления и опыт духовности в важнейших сферах: культуре, педагогике и медицине. Сделана попытка уникального синтеза западных, евразийских и восточных концепций. В число авторов вошли крупные религиозные деятели, представители различных конфессий, а также ученые и практики. Второй том (приложения) включает оригинальные тесты и тренинги.